101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Константин Лунь: «Нам нужна стабильность»

  • Ирина Паялина
  • 30 октября 2023 г.
  • 1062
Директор по производству издательской группы «Альпина» Константин Лунь организует изготовление огромного количества книг, располагая четырьмя сотрудниками и автоматизированной программой. Как устроено производство книг в издательстве, читайте прямо сейчас.

Я попал в полиграфию случайно. Закончил МАИ по специальности «строительная механика и расчётная прочность космических летательных аппаратов и разгонных блоков», успел немного поработать в КБ Яковлева. Но потом всё в стране изменилось. И вот уже я верстаю газету и журнал. Гордо могу сказать — был книжным дизайнером, хотя сегодня это немного смешно. Это было очень интересное время, отрасль формировалась заново. Кстати, у нас в издательстве минимум три выпускника МАИ, и я знаю ещё нескольких, очень успешных людей в отрасли, так что это не экзотика. Наверное, книги — это тоже космос в некотором смысле.

Константин Лунь: «Нам нужна стабильность»

Я отвечаю за производство книг в «Альпина Паблишер» и «Альпина нон-фикшн». С 1998 года наша издательская группа очень выросла. Сейчас в состав группы также входят издательства «Альпина PRO», «Альпина.Проза», «Альпина.Дети» и компания Alpina Digital. А осенью 2023 года мы запускаем два новых издательства в рамках группы «Альпина»: издательство лёгкой, но умной романтической прозы Belles Lettres («Бель Летр») и издательство подростковой литературы и комиксов Marshmallow Books («Маршмеллоу Букс»).

В мае 2023 года у нас прошло больше 150 наименований книг. Есть автоматизированные системы, их несколько, мы их очень любим. У самой основной есть своё собственное человеческое имя — «Энни». Когда книга рождается — она попадает в «Энни»: каждый этап жизни книги задаётся и отслеживается в ней. Мы начали разработку нашей основной программы более 15 лет назад, «Энни» (тогда она ещё не имела имени) менялась под наши процессы и задачи и продолжает меняться до сих пор. Сейчас все информационные потоки объединены, и, к примеру, изменение формата книги за несколько месяцев до сдачи видно производству, правка названия отражается в прайс-листе у партнёров, изменения в аннотации отражаются в Ozon и Wildberries. Продажи анализируются, и по их результатам планируются повторные тиражи.

Константин Лунь: «Нам нужна стабильность»

Основной для нас способ печати — офсет. Очень средний тираж по издательству — 3000 экз. Основные бестселлеры могут идти по 10 000–20 000 штук. Есть издания по 60 000 экземпляров — это наши бестселлеры и в первую очередь ежедневник «6 минут». Хотя слово ежедневник надо взять в кавычки, про него надо поговорить отдельно.

На «цифру» идут малотиражные книги и упрощённые по исполнению — существует несколько моделей. Первая — это очень нишевые специализированные книги по какой-то узкой тематике. Большого тиража таких книг априори не надо, а цена не является ключевым фактором. Пример такого издания — книги по МСФО, Международным стандартам финансовой отчётности. А вторая модель — когда тиражи 1000–1500 выгоднее и быстрее напечатать по 300 экз. цифровым способом за несколько заходов. Общая себестоимость книги будет ниже, чем на офсете.

4 недели — примерный срок производства тиража на больших комбинатах.

Срок производства книг на больших комбинатах — около четырёх недель, но это зависит от загрузки конкретного производства. Работать приходится без заранее согласованного с типографией плана. Многие книги «возникают» очень быстро, а работа над некоторыми идёт долго — месяцы, а то и годы. И это не преувеличение: например, одна детская книга. Я три года передвигал её даты. Вначале была идея — мы её считали. Потом художник начал её рисовать, потом несколько раз перерисовывал. Есть книги, которые только пишутся, но в «Энни» они уже стоят, и все сотрудники видят их.

Работать с такими объёмами изданий отделом из четырёх человек непросто. Мои коллеги — принт-менеджеры — прекрасны, а автоматизация, стандартизация и планирование им помогают. Мы работаем с небольшим количеством партнёров. Это «Первая образцовая» в полном составе, «Парето-Принт», «ИДЕЛ-Пресс». Мы хорошо знаем их особенности, поэтому для многих книг процесс понятен заранее. У нас разработаны типовые схемы для похожих книг, это сильно сокращает время подготовки. Можно сказать, что мы работаем не с книгами, а с потоками книг. Стандартизированы форматы, материалы, оформление. К тому же у нас прекрасный отдел вёрстки, опытные сотрудники, которые знают все требования партнёров, поэтому телефонный звонок из серии «а что это вы нам такое прислали?» — достаточно редкая неприятность.

«Ульяновский дом печати» и «Парето-принт» работают на наших материалах.

У нас есть калькуляторы, они очень нам помогают при расчёте стоимости производства книг. Даже если у типографии нет своей программы-калькулятора, мы приблизительно можем посчитать её стоимость — это не очень сложно. Стоимость зависит от затрат типографии, определяемых подбором и состоянием оборудования. Мы можем говорить об удельной стоимости печати единицы площади. Знаете, в советское время была норма по плотности текста в изданиях, количество знаков на единицу площади, полосы. При правильно построенных процессах мы очень грубо можем говорить о стоимости печати единицы объёма текста в знаках. Если мы заверстаем текст в формат 60×90/16, то получим один объём в полосах, если правильно заверстаем в формат 70×100/32, то получим объём пропорционально больше, но если правильно построен процесс в типографии, то стоимость печати этих вариантов будет сопоставима.

Мы просчитываем тиражи в типографии и сравниваем. По срокам и стоимости мы видим слабые и сильные стороны партнёров. Мне достаточно шести расчётов на один тип книги, причём два из них проверочных для того, чтобы понять, сколько это стоит. И дальше я могу интерполировать эти цифры. Так как менеджеры в типографиях достаточно долго считают, то, что мы просчитываем цены сами по своим калькуляторам, в какой-то степени это вынужденная мера.

Константин Лунь: «Нам нужна стабильность»

Мы печатаем книги в Китае. Наш план позволяет возить наши тиражи контейнерами. Ещё мы обдумывали варианты печати в Иране, Турции, Казахстане, но это оказалось не так интересно, к тому же были сложности с логистикой. Многие издательства работали с Китаем до пандемии, а сейчас прекратили. Мы же начали делать это только в прошлом году. Почему? Когда-то российские типографии не могли делать сложные книги, например, с ручными операциями, в тот период времени у нас не было необходимости в этой продукции. Теперь сложные книги мы можем сделать в России. Но из-за колебаний курса рубля появилось окно возможностей, и мы его попытались использовать, к тому же сейчас в Китае доступны нужные нам материалы. Китай работает быстрее. Это моя боль: без учёта логистики книги я получаю быстрее, лучше по качеству и дешевле. Почему это возможно там и невозможно у нас?

Ежедневники в «Альпине Паблишер» мы издаём не совсем обычные. Наши ежедневники — это как личный тренер, только на бумаге. Авторский материал, активно действующий на читателя. Цель такого ежедневника может быть разной: от обучения методике оптимизации своего времени до понимания себя через ежедневные письменные практики и анализ своих действий. Они у нас только авторские. Основная серия — «6 минут», тираж которой составляет порядка 45 000–60 000 экз. Но сам я дневник не веду: мне некогда и, честно говоря, лень записывать. Возможно, я просто лишён удовольствия вести дневник.

Но сказать, что ежедневники хорошо продаются, не могу. Я не создаю эти книги, я их печатаю. Поэтому для меня это как чудо — бах! Вот бьюти-блогер рассказывает о макияже, например, и ненавязчиво показывает ежедневник. Совсем не потому, что мы ей заплатили, а потому, что эта книга подчёркивает её образ успешной женщины. Отмечу, мы не сотрудничаем с блогерами на коммерческой основе, на этом часто акцентирует внимание наш отдел маркетинга. Контент, точность попадания в свою часть аудитории, качественное полиграфическое исполнение — всё это чрезвычайно важно. Люди, создающие такие книги, очень тонко чувствуют своих читателей, и попытка повторения таких книг может быть провальной.

Константин Лунь: «Нам нужна стабильность»

Сейчас для производства ежедневника приходится использовать более сложные решения из-за того, что поменялась ситуация с доступными на нашем рынке материалами. Мне очень нравится весенний выпуск «6 минут: Inspired by Gunta Stölzl», там появилась легенда. Мы попытались рассказать про творчество Гунты Штёльцль, первой женщины — Мастера Баухауса*. Мы хотели достичь ощущения холста в руке у покупателей: арт-директор сделал эскизы по мотивам работ Гунты, потом эти эскизы напечатали на реальном холсте, а на обложке использовались фотографии этого холста. Надеюсь, что нам вместе с партнёрами — «Паретопринт» удалось передать это ощущение читателю. Даже если он не интересовался историей искусства и просто прочтёт про Баухаус — это уже будет прекрасно.

Мы работаем вместе с нашими партнёрами-типографиями, вместе с ними делаем книги. Конечно, хорошо работать с приятными людьми, но профессионализм важнее. Умение выстраивать отношения — тоже относится к профессиональным качествам. У новых для нас типографий есть возможность работать с нами, но это не очень быстрый процесс. Мы начинаем с неответственных книг, необходимо, чтобы партнёр оправдал доверие. И, конечно, мы ждём большего: согласитесь, если что-то менять, то ради более высоких результатов. Бессмысленно предлагать те же условия, как и в среднем по рынку. Необходимы уникальное предложение либо по возможностям, либо по деньгам и гарантированная стабильность, которую может подтвердить время и опыт работы. К сожалению, если говорить о массовом производстве, хорошие условия может предложить только крупный партнёр. Я хочу пожелать типографиям выжить и развиваться. А если говорить о желаниях, то нам всем — и издателям, и типографиям — нужна стабильность.

* Баухаус — архитектурная и художественно-промышленная школа, обозначившая основные принципы архитектуры XX века, существовала в Германии с 1919 по 1933 год.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Термо-крафт-формат

Как небольшие термопрессы помогают любителям и профессионалам.

Текстильлегпром 2024

С 27 февраля по 1 марта в Москве прошла очередная выставка «Текстильлегпром». Однако на этот раз она впервые расположилась в выставочном комплексе «Крокус Экспо». Прорывных новинок в этом году не наблюдалось, но посмотреть было на что.

drupa calling

Не претендуя на всеохватность, мы попытались собрать имеющуюся на сегодняшний день информацию от некоторых участников drupa, которая была опубликован в последнее время.

Сочи — город контрастов

В минувшем апреле прошло сразу два отраслевых мероприятия, на которых Publish выступает медиапартнёром.

MasterCutter расширяет формат резки

ГК «РУССКОМ» начала поставки планшетного режущего плоттера под собственной торговой маркой MasterCutter 1070 GT.



Новый номер

Тема номера: Все, что нужно знать о кадрах в 2024 году. Детали 2.0: MasterCutter 1070 GT. RosUpack — зачем ты такой? PLATINUM КС. ColorCut FB1180Т. Термо-Крафт-Формат. Типография и маркетплейс – это сила? Два загадочных режима GREP-поиска. Sprinter Power 4S. Центр высокого класса. Фотоистории в печати. Интерес в стабильности. Drupa calling. Текстильлегпром 2024. Упаковка по требованию – в «ракурсе». Publish Eurasia: «Цифра» для флексотипографии. Тренды в полиграфии Центральной Азии.



Имеет ли смысл развивать направление листовой офсетной печати?
    Проголосовало: 42