101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

РЕТУШЬ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ИЛИ ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ...

  • Кирилл Вдовин
  • 12 мая 2003 г.
  • 6486
Частенько, ставя задачи по обработке изображений, произносят что-то вроде «ну и почистить, конечно…». А ведь это самая нудная и монотонная часть работы. Но лучший способ испытать чувство глубокого удовлетворения на рабочем месте — закончив, наконец, обработку сложного файла, переключиться несколько раз с исходного состояния на результат, наблюдая, как исчезают проблемы и воцаряется гармония.
Здание словно перечеркнуто крест-накрест. Потрясающего качества широкий слайд. Размер изображения — чуть меньше A2. Это одна из тринадцати полос календаря, и над каждой пришлось изрядно потрудиться штампиком

Отсканировать, поделить, если нужно — почистить

«О чём здесь говорить: выбираешь штампик — и вперёд!» Такая мысль пришла мне в голову в ответ на предложение написать статью о ретуши. В действительности же ретушь — самая объёмная и неопределённая часть обработки изображений. Большинство конфликтов с клиентами возникает по причине разных на неё взглядов. И именно здесь сложнее всего оценить объём и стоимость работ. Попробуем взглянуть на проблему системно. О чём идёт речь?

Вот какое определение даётся на сайте print-base.ru: «РЕТУШЬ — дополнительная ручная или электронная обработка изображения для устранения дефектов, изменения его геометрических, градационных, цветовых и частотных характеристик». То есть ретушь — это любые манипуляции с изображением, в результате которых оно становится лучше (хотя бы по мнению большинства наблюдателей).

Обратите внимание на слово «дополнительная». Чтобы объективная реальность обрела своё отражение в печатной форме (в электронной публикации и т. п.), необходимо совершить ряд обязательных действий. Например: сфотографировать, проявить, отсканировать, разделить на CMYK, вывести на плёнку, сделать формы и напечатать. Несмотря на различия технологий (снять можно сразу на цифровую камеру), набор и порядок действий остаются обязательными и неизменными. И каждое — сознательное ухудшение исходного материала, с целью перевести его в другую форму. В самом деле — слайд очевидно хуже реальности, цифровое изображение хуже аналогового, а цветовой охват пространства CMYK заметно уже, чем RGB, причём для офсетной печати его нужно заузить ещё сильнее.

На всех этапах можно осуществлять те самые дополнительные действия по улучшению исходного материала. Обойтись без основных нельзя — ничего не получится; без дополнительных — можно, но получится, скорее всего, плохо. Ведь помимо сознательных ухудшений мы на каждом этапе делаем и бессознательные. Слайды подчеркивают красные и синие пятна на лице, на плёнке появляются дефекты, файлы зажимают в JPEG. Да и сам окружающий мир далёк от совершенства; не имея сил его переустроить, мы пытаемся исправить хотя бы изображение…

Цифровой оригинал (JPEG) здорово пострадал от многократной перезаписи. Пришлось пересаживать волосы со лба и затылка

Техническая ретушь — 1 у. е., художественная — от 5

Все дефекты, а также нежелательные геометрические, градационные, цветовые и частотные характеристики изображения можно разбить на три группы. Аналогично делится и их (дефектов и характеристик) ретушь.

  1. Недостатки самого объекта, возможно, подчёркнутые на различных этапах обработки его изображения.
  2. Недостатки, появившиеся у изображения до того, как оно попало к вам в руки (важно, чтобы заказчик был об этом проинформирован, иначе они автоматически переходят в третью группу). Это могут быть дефекты съемки (ненужные блики, неверная экспозиция, неправильная обработка фотоматериала) либо серьёзные дефекты изображения (оторванные уголки фотографий, облетевшая или сильно поцарапанная эмульсия, сбои при переписывании бинарных файлов).
  3. Дефекты, возникшие уже при выполнении вами каких-либо действий. Пример очевиден - пыль на слайдах и сканере.

Ретушь первых двух видов дефектов называется художественной и оплачивается отдельно. Ретушь дефектов третьего вида называется технической и её стоимость часто входит в общую стоимость сканирования.

Пример быстрой и простой ретуши. Для удаления жёлтого «призрака» штампик вообще не использовался - все сделано кривыми и Selective colors

Техническая ретушь

Начнём с последнего как с самого простого. Очевидно, что самый верный путь — свести вероятность появления этих дефектов к минимуму. Это значит, что ваши основные инструменты — не штампик и фильтр Dust and Scratches, а мягкая тряпочка, кисточка и резиновая груша (вы, кстати, ею пользуетесь?). Банальный совет «как можно чаще и тщательней протирайте рабочую поверхность сканера и сдувайте пыль со слайдов» остаётся самым правильным. Добавлю:

  • не забывайте, что с гелем можно сканировать не только на барабаннике, но и почти на любом планшетном сканере. Гель полностью убирает царапины, значительно снижает количество проявляющейся после сканирования пыли и даже заметно убирает зернистость, позволяя сканировать с большим увеличением;
  • если слайд очень грязный, его можно помыть - аккуратно возьмите за уголок (лучше пинцетом) и подставьте под струю холодной воды из-под крана, после чего высушите на весу, не допуская попадания новой пыли;
  • сканируя изображения, состоящие из нескольких кусков (разворотные иллюстрации из книг или порванные фотографии), предварительно склейте их так, чтобы части максимально подходили друг к другу.

Что-то все же попадет в файл и убирать это придётся с помощью Photoshop. Это самая монотонная и удручающая часть всего процесса. Выполнять её следует в конце, перед сохранением файла и, уж конечно, после повышения резкости. Общее правило — если разбить весь процесс работы с изображением на этапы, то ретушировать следует на как можно более раннем, но в самом его конце.

Победа научно-технического прогресса над качеством

По поводу ретуши недостатков второго типа поделюсь следующими грустными мыслями. К сожалению, ретушировать приходится не только старые фотографии, изветшавшие от времени. Новенькие глянцевые отпечатки из минилабов требуют гораздо больших усилий. Если сравнить фотографии одной тематики из какого-либо архива или музея, легко заметить, что самое лучшее качество и состояние у фотографий XIX в., а дальше с развитием технологии оно постепенно ухудшается. Фотографий XXI в. ни в каких архивах уже нет — это безобразные JPEG, сделанные цифровыми мыльницами. Новые технологии требуют новой техники ретуши. Причём дальше будет хуже. Я со страхом жду того дня, когда мне принесут на обработку фотографию, сделанную мобильником. Да что там принесут — перешлют на мой сотовый. И попросят растянуть её на плакат формата А1.

Белки глаз отбелить, сосуды — почистить

Ретушь дефектов, присущих самому изображаемому объекту, — наиболее обширная, интересная и эмоциональная фаза. «У нас фиксированные цены на: увеличение размеров глаз, отбеливание зубов, устранение жирного блеска кожи, удаление волос, удаление прыщей, уменьшение щелей между зубами». Такое объявление вполне могло быть помещено в разделе «Медицинские и косметологические услуги». Но это предложение фирмы, занимающейся ретушью фотографий. В него также входили следующие позиции: пересадка головы, удаление блика на очках, снятие брекетов с зубов и открытие зажмуренных глаз, при наличии, однако, другой фотографии в похожем ракурсе с открытыми глазами. Конечно, ретушь лиц — самая востребованная работа.

Лакировка действительности

Корпоративные клиенты часто заказывают виртуальный ремонт зданий.

И ещё один страшный сон ретушёра — провода. Ими опутано всё вокруг нас, и на улице, и внутри помещений. Иногда, после двух часов деэлектрификации всей страны, начинаешь задумываться: а в верном ли направлении вообще движется цивилизация?

Действительно хороший ретушёр во многом похож на художника — необходимо быть творческим человеком, обладать художественным зрением и постоянно совершенствовать свою технику.

Что делать и сколько за это взять?

Ретушёр должен на взгляд определять лишние (недостающие) детали изображения и методы решения проблем. Подробно выясните у заказчика, что он хочет получить. Можно долго и тщательно сглаживать морщинки на лице и лишь чуть-чуть осветлять сосуды на белках глаз, пытаясь сохранить естественность, а потом узнать, что Blur с радиусом 3 был бы в самый раз.

К этому виду ретуши относится и изменение композиции снимка. Помимо технических вопросов здесь приходится решать и философский — о допустимых границах изменений. Конечно, это чаще всего проблемы заказчика — вы лишь выполняете его пожелания. Но если вас попросят к сидящему на лавочке в Горках Ильичу «подклеить» Сталина — по крайней мере не продешевите.

Курс молодого бойца

Теперь несколько соображений общего характера, относящихся к любому виду ретуши.

Главное в этом процессе — дисциплина. Все действия следует выполнять методично, последовательно и терпеливо. Самый ценный совет по ретуши, который я когда-либо получал, касался всего лишь «перелистывания» изображения. Устанавливаете изображение так, чтобы в окне был виден его левый верхний угол, обрабатываете штампиком всю площадь окна, затем щёлкаете по нижней полосе прокрутки, и на экране аккуратно отображается следующая порция. Банально? Все когда-то учились ходить.

Следите за формами. Вы — читатель журнала Publish, а значит, обработанные вами изображения, в конце концов, попадут в печать. Изображение для печати — это не многообразие красок и оттенков, а комплект из четырёх чёрно-белых плёнок. Недостаточно добиться приемлемого внешнего вида в композитном изображении — каждый из каналов должен быть гладким, без ступенек, пятен и рваных границ. Очевидный пример: цвета 15-10-10-0 и 0-0-0-12 на экране хорошо откалиброванного монитора выглядят одинаково, похожими они получатся и при качественной печати. Теперь представьте, что печатник немного не долил голубой краски — в первом случае цвет покраснеет, а во втором останется без изменений.

Чем больше внимания вы обращаете на каждую форму в отдельности и, соответственно, чем меньше — на цветное изображение, тем выше ваш уровень как специалиста по допечатной подготовке.

Не уверен, что дальтоник может стать цветокорректором, но делать качественное цветоделение на ч/б мониторе вполне возможно. Вот только ретушировать придётся каждый канал в отдельности.

Не так давно цветоделение делали вообще вслепую на аналоговых цветоделителях. Изображение, получаемое на барабанном сканере, сразу же, без промежуточных этапов выводилось на плёнку. Работавшие на этих аппаратах по нынешним меркам все без исключения были специалистами высочайшего класса. Кстати говоря, оригиналы тогда приходилось очищать очень тщательно — ведь ретушировать приходилось уже плёнки. А обтравку делали с помощью ножниц.

Работайте в модели Lab. Все операции с фактурой (нерезкое маскирование, размытие, добавление шума и т. д.) следует производить в канале яркости. Любые же изменения цвета — и прежде всего устранение цветового шума — в цветовых каналах a и b. (Эта идея настолько очевидна, что при попытке выразить её словами получилась тавтология.) Если перейти в Lab совершенно невозможно — делайте это виртуально: назначайте нерезкое маскирование по яркости (Unsharp Mask/Fade (100%, Luminosity)), а шум применяйте монохроматический.

Обычный масштаб для технической ретуши файла форматом до А2 — 100%. 200% и выше используется для тонкой работы. Старайтесь работать с фактурой на 100%.

И последнее. Судя по литературным источникам, есть три основных подхода к взлому сейфов. Подрыв и сверление подразумевают использование универсального инструмента. Применительно к нашей ситуации дрель можно сравнить со штампиком, а динамит — с фильтром Dust&Scratches. Чтобы, не дай Бог, не пораниться и не провести за сверлением лучшие годы, опытные взломщики пользуются третьим способом — набором узкоспециализированных отмычек, который собирают в течение всей жизни.

Вот этим мы и займемся.

Пишите письма

Предлагаю всем поучаствовать в составлении своеобразной энциклопедии приёмов ретуши. Присылайте свои советы на электронный адрес expresspreprint@hotmail.ru (в теме письма ставьте «Tips»). За каждый опубликованный совет журнал Publish будет выплачивать вознаграждение. И необязательно быть его первооткрывателем —достаточно просто прислать первым. Ведь все мы учимся друг у друга, и ничего нет нового под солнцем.

Начну с общеизвестных приёмов, которые, тем не менее, следует включить в общий список для полноты картины.

1. Ретушь через History. Приём хорош для удаления царапин и пыли, когда их так много, что пользоваться штампиком нет никакой возможности. Своего рода аналог закладывания динамита в предварительно просверленные отверстия. Итак:

  • Применяем фильтр Dust & Scratches, в результате чего исчезают все дефекты вместе с фактурой и мелкими деталями.
  • Восстанавливаем фактуру с помощью комбинации Add Noise/ Despecle или Median/Unsharp Mask и снова Add Noise, смотря по ситуации.
  • Назначаем на текущее состояние границу возврата History Brush.
  • Возвращаемся в исходное состояние.
  • Начинаем методично протирать отдельные дефекты History Brush.

2. Smudging Tool. Иногда удобно пользоваться «пальцем». Инструмент идеально подходит для дорисовки кромок, когда к изображению нужно добавить по 5 мм на обрез. Только не забывайте в конце добавлять «зернистости» все той же комбинацией:
Add Noise/Despecle—Unsharp Mask—Add Noise.

Сложный случай:
  • a - исходный материал, иллюстрация для обложки корпоративного буклета формата A4, ориентация портретная, принесена в цифровой форме;
  • b - образец того, что нужно было сделать: буклет формата A5, ориентация ландшафтная, в природе существует только в бумажном виде. Просто отсканировать нельзя по причине значительного ухудшения качества;
  • с - файл, ставший «донором»;
  • d - результат.
Всего в этом буклете было 48 полос, причём все иллюстрации состояли из 5 каналов - CMYK + серебро (размытые буквы и ореолы с треппингом)

Об авторе: Кирилл Вдовин (expresspreprint@hotmail.ru) — директор коммерческого репроцентра EXpress prePRINT.


Ещё раз про Lab

Наверняка всем известно, когда, кем и по какому поводу было изобретено это цветовое пространство (напомню лишь, что оно трёхканальное). Канал L определяет светлоту точки изображения и выглядит почти как его ч/б вариант. Каналы a и b отвечают, соответственно, за красно-зеленость и жёлто-синесть. Они никак не выглядят — почти однородная серая масса.

Лично я считаю, что переводить изображение в Lab нужно всегда. Единственное исключение — когда изображение было сразу оцифровано в CMYK по вашим параметрам и требует лишь незначительной доработки в Photoshop. Этот вариант наиболее правильный, но встречается нечасто. Если же вы собираетесь делать какие-то серьёзные преобразования, то дорога одна — в Lab. Неважно, что изображение к вам пришло уже в CMYK. Вы знаете, по каким параметрам его делили? Сумму померили? 360? В Lab! Даже если чёрный канал выглядит вполне прилично, неизвестно, во что он превратится после того, как вы поработаете с кривыми.

Только в Lab глобальная работа с кривыми имеет очевидный прозрачный смысл. Ведь в CMYK, пытаясь поднять общий контраст изображения (т. е. сделать тёмное более тёмным, а светлое — более светлым), вы делаете контрастнее каждый канал в отдельности: красное становится ещё более красным, синее — более синим… Этим иногда следует пользоваться, но чаще нужно простое повышение контраста.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Два загадочных режима GREP-поиска

Если вы при работе в индизайне используете GREP-поиск, то в списке опций поиска наверняка видели режимы со странными названиями «однострочный поиск» и «многострочный поиск». Странными — потому что эти названия совсем не просто соотнести с действиями, выполняемыми при выборе данных режимов. В результате далеко не все пользователи используют эти интересные возможности поиска.

Три богатыря

Сегодня речь пойдёт о трёх авторах, сделавший для науки о цвете не меньше, чем Кирилл и Мефодий для словесности.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38