Примерно так можно перевести лозунг The Perfect 10, под которым состоялось празднование 10-летия бумаги Galerie Fine от M-real. 22 сентября прогулочное судно «Елизавета» приняло на борт руководство M-real и около полусотни представителей издательств и типографий, хорошо знакомых не только с главным виновником торжества, но и с другими марками серии Galerie: Art, One, Brite, Lite. Мы воспользовались удачным поводом и взяли эксклюзивное интервью у старшего вице-президента M-real Хенрика Дамена.
Какую долю по продажам и производству занимает мелованная бумага для печати в структуре бизнеса M-real?
На этот сектор приходится 15% продаж и 21% производства от общего оборота M-real, составившего за прошлый год 5,2 млрд евро (включая бумагу, картон и доходы от торговых компаний).
Какова динамика продаж книжно-журнальной бумаги в мире и России? Какое место занимает Россия по темпам развития в сравнении с другими странами, с какими регионами сопоставима?
Ежегодно в Россию и на Украину M-real отгружает 60-70 тыс. т мелованной журнальной бумаги — обе страны входят в десятку важнейших для нас рынков. Это естественно, с учётом географического положения: нашим фабрикам удобно обслуживать российский рынок, в частности, через финскую границу.
По данным исследования рынка от Jaakko Pоyry, среднегодовой рост спроса на журнальную мелованную бумагу в России с 2003 по 2010 гг. составит 16,1%. Это наивысший показатель в мире, не считая Китая, где согласно прогнозам, ежегодно спрос будет расти не менее, чем на 20%. Похожие тенденции, хоть и не столь ярко выраженные, наблюдаются и на других рынках Восточной Европы. Это неудивительно, учитывая высокий годовой рост ВВП в этих странах (около 6%). Средний общемировой рост спроса за аналогичный период оценивается в 2,6%.
Издательский бизнес консервативен. Какие новые продукты M-real будут интересны для специализирующихся в этой сфере компаний?
Сейчас наша серия Galerie Papers включает 5 видов (Galerie Lite, Brite, One, Fine and Art), охватывающих спектр мелованной журнальной бумаги в диапазоне плотностей 36–350 г/м╡. Покупателям импонирует прозрачность ассортиментной линейки и чётко выраженные особенности каждого вида бумаги.
У каждого продукта серии Galerie особое преимущество (превосходное качество воспроизведения Galerie Fine или пухлость Galerie One), но все объединяет «преимущество результата». Улучшенные непрозрачность и жёсткость позволяют использовать бумагу с меньшей плотностью, чем планировалось, без ущерба для качества экономя на бумаге, транспортных и почтовых расходах. Это главная особенность серии Galerie, которую мы будем развивать. На практике это означает две вещи.
Первая — постоянная работа над продукцией для максимального удовлетворения потребностей клиентов с совершенствованием главных характеристик бумаги. Недавние инвестиции (4 млн евро) в модернизацию БДМ 3 на фабрике Kirkniemi позволили улучшить визуальную гладкость и однородность Galerie Fine. Мы продолжаем вкладывать средства в стабильность качества и надёжность продукции, чтобы заказчик был уверен в отсутствии проблем независимо от выбранной бумаги.
Вторая — сотрудничество с клиентами, способствующее их конкурентоспособности на рынке. Созданная нами служба технической поддержки призвана решать специфические проблемы издательского бизнеса. Сегодня мы можем помочь полиграфистам и новыми способами — от изучения потребительских предпочтений до советов по управлению цветом для неизменно качественной печати журнальной продукции. Безусловно, при этом не обойтись без тесного сотрудничества с типографиями. Думаю, такой подход должен изменить рынок: не просто поставки качественной бумаги, но и дополнительная ответственность и поддержка клиентов для получения от бумаги наилучшего результата. Команда экспертов из Финляндии и специалисты из службы технической поддержки на ключевых рынках обеспечивают нашим заказчикам конкретную и практическую помощь.
Нововведениям в сервисе не обязательно быть существенными, чтобы стать действительно полезными. Наглядный пример — центр подготовки образцов (Sample Centre). Уже два года все образцы печатной бумаги и макеты мы доставляем из центрального офиса, где над ними постоянно работает специальное подразделение (раньше образцы приходили с разных фабрик). Центр подготовки образцов — это оперативное и качественное сервисное обслуживание, упрощающее выбор формата и объёма изданий, вида и плотности бумаги.
Есть ли различия в требованиях к поставщику бумаги у издательств и типографий? Отличаются ли заказчики из России от клиентов из других европейских стран?
Сегодня как никогда раньше издательства и типографии требуют от поставщиков абсолютной надёжности. Качество продукции, поставки, поведение бумаги при печати — всё должно быть безукоризненно для соблюдение жёстких графиков печати и выпуска изданий.
Нашим клиентам важна и производительность в целом. От нас они ждут сотрудничества, чтобы повышать эффективность работы печатных машин, совместно планировать поставки и рационализировать склады. В первую очередь это относится к типографиям.
Издательства ищут пути экономии средств без ущерба для качества. От нас они ждут предложений по возможностям сэкономить, не теряя уверенности, что качество выпускаемых журналов соответствует ожиданиям читателей и рекламодателей.
В России основной акцент делается на логистику, качество поставок и производительность. Важно ещё более оптимизировать работу логистической цепочки, чтобы бумага прибывала вовремя и в отличном состоянии. В этом году M-real многое сделала и теперь предлагает российским заказчикам новые, оптимизированные решения.
Какие виды бумаги для печати наиболее популярны в России и в мире?
Наибольший объём рынка приходится на легкомелованные (LWC) сорта. При этом наблюдаются высокие темпы роста в сегменте улучшенных сортов среднего мелования (MWC) в плотностях более 70 г/м2, что свидетельствует об увеличении за последние годы на рынке количества специализированных и ежемесячных изданий.
Из ассортимента M-real наиболее популярна в мире Galerie Fine. 10 лет назад она стала крупнейшей инновацией в сегменте мелованных журнальных бумаг, поскольку первой объединила лучшие качества традиционной чистоцеллюлозной бумаги и мелованной с содержанием древесной массы, дав потребителям возможность добиваться высокого качества печати на лёгких материалах. Сейчас Galerie Fine производится на двух бумагоделательных машинах (в Финляндии и Швеции) — так мы можем предложить рынку большие объёмы, что положительно сказывается на её популяризации.
Линейка Galerie Papers (Galerie Lite, Brite, One, Fine, Art) хорошо известна издательствам и типографиям Европы — первые её представители появились ещё в 1989 г., с тех пор серия систематически пополнялась. 17-летняя история марки Galerie, ассоциирующейся с качеством и инновациями, укрепляет наши позиции на рынке.
На Galerie Fine печатаются все европейские журналы Vogue (в т. ч. в России), а также версии для Латинской Америки и Мексики.
Некоторые производители печатных машин предлагают решения (оборудование) для печати на листовых офсетных машинах непосредственно с рулонов. Резальные системы типа CutStar от Heidelberg устанавливаются перед первой печатной секцией. Сократит ли типография затраты на бумагу, если установит такое оборудование и будет покупать рулоны, которые значительно дешевле листов? Ведь поставщики не рекомендуют для листовой печати бумагу, предназначенную для рулонных офсетных машин с сушкой. Подходят ли для этого материалы M-real?
Многие установившие подобное оборудование типографии покупают бумагу в рулонах серии Galerie Papers — Galerie Art, Galerie One и даже Galerie Fine. Главное отличие бумаги в рулонах и листах — относительная влажность. В материалах для рулонной офсетной печати с сушкой она ниже, поэтому возможны проблемы со статическим электричеством. Ещё один момент — направление волокон. Порезка бумаги в рулонах означает печать преимущественно в направлении отлива. Поэтому при использовании бумаги с относительно низкой плотностью (менее 90 г/м2) рекомендуется обращать внимание на стабильность размеров, поскольку тонкие сорта бумаги более подвержены деформации.
Кто ваши крупнейшие российские заказчики? Какую бумагу они приобретают?
Сейчас в России и на Украине бумагу приобретают в основном типографии. Крупнейшие клиенты — типографии с самым большим парком оборудования. Но мы работаем со всеми компаниями — от самых крупных до самых маленьких.
Выход на рынок Galerie One в 2001 г. совпал с подъёмом экономики в России и на Украине, включая издательскую и печатную промышленность. До сих пор она остаётся самым востребованным продуктом для рулонного офсета с сушкой в России, но с ростом рынка высококачественных журналов всё популярнее становится Galerie Fine.
Кто покупает больше бумаги напрямую — типографии или издательства?
Всё зависит от специфики рынка. В Великобритании напрямую покупают бумагу издательские дома, а в Финляндии ею всегда занимается типография, даже если выбирало её издательство.