На российском рынке запечатываемых материалов для полиграфии калькой принято называть все полупрозрачные марки бумаги. Чаще всего — чистоцеллюлозные белые или окрашенные в массе. Обычная белая полупрозрачная бумага, использовавшаяся для черчения, вывода оригинал-макетов и т. п., сегодня заметно преобразилась и заняла прочные позиции среди дизайнерских коллекций бумаги.
Какая она только не бывает… Классическая белая Fedrigoni GSK K; всех цветов радуги и с вкраплениями в коллекциях Gmund Colors Contact, Zanders Spectral, Arjo Wiggins Curious Translucents, Fedrigoni GSC, Thibierge & Comar Cromatica; матовая, отлично подходящая для имитации пергамента Fedrigoni Pergamenata; золотая, серебристая в коллекциях Gmund Treasure и Calque; с различными рисунками — Gmund Transparence и Trans Mark; с узорами, имитирующими водяные знаки, — Curtis Fine Papers Rib Brightwater Translucent.
Эффект прозрачности достигается при изготовлении за счёт более мелкого, чем в обычной бумаге, помола волокон, добавления связующих и смол. Поэтому калька обычно плотнее, чем бумага той же толщины. Большинство марок из дизайнерских коллекций предлагаются с массой 1 м2 от 80 до 300 г.
А где только они не применяются… Калька способна вдохновить любого художника! Традиционное применение — буклеты и календари, обычно вторым (прокладочным) листом после обложки. Вспомните бабушкины фотоальбомы — каждый разворот проложен калькой, чтобы лучше сберечь память поколений.
Её частенько избирают для вкладышей с текстом в приглашения и открытки. Иногда подбирают конверт из кальки в тон, благо таковых на бумажном рынке предостаточно — Arjo Wiggins, Gmund, Zanders и др. Для пущего эффекта можно подобрать бумагу на приглашение и кальку одинаковых цветов, например, у Gmund есть коллекции Colors и Colors Contact, составляющие идеальные пары. Популярны и визитки на кальке.
Печатные тонкости
Кроме буйной фантазии, хороший дизайнер должен иметь представление о том, что можно и нельзя делать с материалом: знать, как выбранная бумага ведёт себя в печати и послепечатной обработке. Иначе можно потерять немалые деньги — хорошая калька недёшева…
Так чего же не делают из кальки? Те марки, с которыми нам приходилось сталкиваться (из коллекций Gmund, Zanders и Canson), практически не вызывают проблем в печати. Отлично ведут себя в офсетной машине, но поверхность кальки не впитывающая, поэтому настоятельно рекомендуются фолиевые краски. Сохнет калька плохо — чтобы избежать отмарывания (перетискивания краски с одного листа на другой), лучше своевременно разгружать приёмку и держать готовые оттиски небольшими стопами. А при оценке срока готовности задания надо учесть время для закрепления краски.
При печати на цифровых машинах никаких проблем не возникает с HP Indigo. При печати на тонерных ЦПМ (Xerox, Canon, Konica Minolta, Ricoh и др.), тем паче на обычном лазерном принтере, лучше протестировать один лист. Иногда тонер не припекается к кальке должным образом и отваливается. Возникают и более серьёзные проблемы — например, коллекция Zuber Rieder Voile de Papier имеет специальное покрытие, повышающее влагостойкость, но не выдерживающее нагрева свыше 50 °С. Пропустив такой лист через лазерный принтер или копир (а температура фьюзера обычно превышает 150 °С), можно лишиться не только бумаги, но и печатающего устройства. Как правило, такие особенности материала (низкая термостойкость) указаны в спецификации. Возможны и экзотические проблемы — некоторые марки тонированной в массе бумаги после нагрева меняют цвет…
Прекрасно ложится на кальку шелкотрафаретная печать: очень красива непрозрачная объёмная краска на изящной полупрозрачной бумаге. Интересные эффекты даёт наложение на кальку выборочного лака. Правда, известен случай, когда на кальке лак очень сильно «просел», и одного прогона для достижения нужного эффекта оказалось недостаточно.
«Полупрозрачная» послепечать
Чистоцеллюлозная калька — весьма ломкий материал, особенно при больших плотностях, поэтому надо крайне осторожно выполнять биговку и фальцовку, а для калек плотностью 200 г/м2 и выше вообще лучше избегать сгибов. Материал этот капризен при вырубке: особое внимание при резке и высечке — заточке ножей.
На кальках возможно тиснение конгревное, блинтовое и фольгой. Только надо тщательно подобрать температуру и давление штампа, аккуратно изготовить клише.
При склеивании кальки лучше синтетические клеи, т. к. водно-дисперсионный может вызвать волнообразный эффект в месте склейки.
Кальки чутко реагируют на изменения климатических условий: до и после печати материал следует защищать от сквозняков и изменений температуры и влажности. Это поможет избежать скручивания бумаги.
Прежде чем начать…
Приведённые рекомендации касаются стандартных чистоцеллюлозных калек. Лучший совет, как и при работе с любой дизайнерской бумагой, — изучайте и следуйте рекомендациям производителя! А прежде чем заказывать материал для печати, не забудьте посоветоваться с технологом типографии, в которой планируется выполнять заказ. Удачных тиражей!
Об авторе: Екатерина Подобед (katypodobed@yandex.ru), рекламное бюро и дизайн-студия Doc&Alex.