101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

"Струйники" для экстремальной фотопечати

  • 23 июня 2011 г.
  • 8311

HP Designjet Z3200
(Предоставлено HP)
Canon imagePROGRAF iPF6300
(Предоставленo Canon)
Epson Stylus PRO 4900
(Предоставлено EPSON)
HP Designjet 130
(Предоставлено HP)
Canon PIXMA iX 6540
(Предоставленo Canon)
EPSON Stylus Photo R3000
(Предоставлено EPSON)

Три с половиной года назад читателям был предложен обзор струйных принтеров для самого высокого качества печати (Publish № 1, 2008; http://www.publish.ru/publish/2008/01/4844211/). Учитывая темпы развития цифровых технологий, не так уж мало времени прошло. Многие из представленных тогда моделей уже не производятся и не продаются, их место заняли более совершенные. Как и в прошлый раз, рассматривать приходится технику немногих, зато известных и солидных производителей — Canon, Epson, HP. Почему так узок их круг? Казалось бы, делать фотопринтеры не трудно: это ведь не огромные агрегаты для круглосуточной печати баннеров на виниле. Однако производителей устройств, способных напечатать высококачественное изображение, куда меньше, чем собирающих принтеры для наружки. Искусство требует жертв, а печать наивысшего качества, которое устроит самых придирчивых ценителей, требует самой современной техники. Манипулирование крохотными каплями (минимальный объём 1–4 пл, в зависимости от производителя и модели) — тонкое искусство. А точное позиционирование печатающей головки и бумаги, необходимое при разрешении печати 1200, 2400, а то и более 9000 dpi, подразумевает точную и износостойкую механику. Скорее всего, ей не придётся трудиться круглосуточно, зато малейшие отклонения сразу становятся заметны искушённым ценителям — полиграфистам, художникам, фотографам.

И всё это чудо техники надо уместить в приемлемый размер по разумной цене. Правда, есть устройства, созданные другими производителями и способные выдать не менее качественную картинку, но они предназначены для других целей (например, для цветопробы на тиражных материалах) и стоят соответственно.

Но даже выбирая из продукции этих компаний, мы столкнулись с определёнными сложностями: как выбрать лучшие модели? Решили оставить в обзоре только устройства, дающие наиболее качественное изображение с точки зрения цветового охвата и плавности градиентов. Поэтому логично было сконцентрироваться на принтерах с «дополнительными» цветами: как минимум, среди чернил должны быть Light Cyan и Light Magenta (у Canon — PhotoCyan и PhotoMagenta), обеспечивающие плавные цветовые градиенты. Именно такие принтеры позиционируются производителями для интерьерной печати, фотографий, цветопроб и т. п.

Разумеется, есть весьма достойные модели, в которых используются «простые триадные» цвета. Но сейчас они позиционируются как устройства для инженерной и офисной графики, например, для машиностроительных или архитектурных чертежей. Вместо дополнительных цветов, которые обеспечивают плавные переходы (светлые оттенки голубого и мадженты) или расширяют цветовой охват (синий, красный, оранжевый, зелёный), освободившиеся каналы используются для удвоения подачи триадных красок, по крайней мере — чёрной. В результате растёт скорость печати, что актуальнее при изготовлении чертежей, графиков и т. п.

Именно к этой категории Canon относит свой принтер image-PROGRAF iPF6000S, хотя три года назад он попал бы в число самых-самых: при печати используется 7 цветов, разрешение печати 2400×1200 dpi. Но производитель считает, что самое лучшее качество дают другие устройства (например, imagePROGRAF iPF6300): имея то же разрешение, при печати они используют одновременно 11 цветов. На этом примере видно качественное развитие фотопринтеров за последние годы. К сожалению, не всё так однозначно: например, у нового Canon PIXMA iX 6540 максимальное разрешение достигает 9600×2400 dpi, к получаемым на нём изображениям Canon применяет термин «лабораторное качество». И хотя чернила у него только триадных цветов, но капли объёмом менее 1 пл делают практически незаметным отсутствие PhotoCyan и PhotoMagenta. Получающиеся в светах точки Cyan и Magenta так малы, что их не видно невооружённым глазом. В свою очередь, Canon PIXMA iX7000 своеобразен тем, что у него, кроме цветных, имеются бесцветные чернила, которые наносятся перед цветными, позволяя получить качественное изображение на обычной офисной бумаге (80 г/м2), аналогичное изображению на матовой фотобумаге.

Чернила

Но это исключения, на фоне которых только очевиднее общая тенденция: для высококачественной печати в порядке вещей стали принтеры с большим количеством цветов. У разных моделей встречаются светлые оттенки Cyan и Magenta, красные, синие, оранжевые, зелёные чернила… Стандартов по краскам (как в офсетной печати) у струйных устройств пока нет. Чуть не написал — «к сожалению», но потом подумал, что рост числа разновидностей чернил имеет и положительную сторону. Конечно, у струйников нет и в ближайшее время не предвидится взаимозаменяемости по краскам (вот уж точно — к сожалению), что позволяет производителям хорошо зарабатывать именно на расходных материалах. А стоят оригинальные картриджи недёшево, что, по нашему мнению, тормозит развитие струйной печати. Производители же оправдывают это ценой, которую покупатель платит за стабильность качества и безупречность работы принтера. Publish также рекомендует пользоваться только оригинальными чернилами, но мы надеемся, что конкуренция с поставщиками альтернативных решений всё же будет способствовать снижению цен. Отличия есть даже по оттенкам одинаковых по названию чернил. Хотя и с названиями тоже разнобой: Canon применяет термины «синий фото» и «малиновый фото» к чернилам, которые у других производителей назывались бы Light Cyan и Light Magenta.

Зато мы до сих пор наблюдаем развитие в этой отрасли. Качество изображения растёт, а стоимость печати, будем надеяться, со временем уменьшится, в т. ч. благодаря новым чернилам и дополнительным цветам. Конечно, это может показаться парадоксальным (чернил больше, а расход меньше), но производители утверждают, что употребление многоцветных систем печати действительно экономит чернила. Ведь для печати, например, зелёного цвета в основном расходуются именно зелёные чёрнила, а не синие плюс жёлтые. Это позволяет не только тратить меньший объём, но и использовать более дешёвые носители меньшей плотности, на которых невозможно было бы печатать при большем расходе чернил, т. к. они растекались бы, а бумага коробилась.

Разумеется, дополнительные цвета обеспечивают рост цветового охвата. Оранжевый, зелёный, ярко-синий и фиолетовый — оттенки, которые плохо воспроизводятся триадной печатью. К тому же в светах и тенях использование не смесевого, а «того самого» цвета позволяет добиться повышения качества изображения: тени с небольшим количеством дополнительных цветов не завалены, а света не загрязнены посторонними оттенками.

Приходится признать, что выражение «офсетное качество» за последние годы приобрело новое значение. Если раньше имели в виду, что офсет по качеству печати безусловно превосходит всякие там цифровые «игрушки», то теперь имеется в виду просто определённый уровень качества, приемлемый для больших и средних тиражей. А вот по части цветового охвата и совмещения сепараций струйные принтеры давно превзошли офсетную печать — во всяком случае, обычную.

Чернила дополнительных цветов служат не только для достижения яркости, которой так хочется при печати фото и интерьерной графики, и не только для экономии чернил и повышения качества изображения. Есть ещё одна область, где такие цвета жизненно необходимы: цветопроба, особенно с воспроизведением «пантонных» цветов. Правда, далеко не все оттенки из пантонного веера воспроизводятся даже на многоцветном принтере, но результат гораздо лучше, чем раньше, когда использовались только триадные чернила.

Вот несколько примеров изменений к лучшему.

В моделях Canon imagePROG-RAF iPF6300/6350 используются новые чернила LUCIA EX, которые примерно на 20% ярче предыдущего поколения, что позволяет ещё точнее попадать в цвет и уменьшить их расход.

У принтера НР Designjet Z3200, как и у Canon PIXMA iX7000, есть картридж с бесцветными чернилами, но их предназначение у HP несколько другое: это т. н. усилитель глянца НР 70, который наносится и на краску, и на чистую бумагу, но только если печать идёт по глянцевому или полуглянцевому материалу. Их задача — нивелировать разность глянца между запечатанной и незапечатанной областью и снизить бронзирование. Расширенный цветовой охват принтера достигает 95% шкалы Pantone. Кроме усилителя глянца, среди 12-ти видов чернил представляют интерес хроматические красные НР 73 Chromatic Red, которые расширяют цветовой охват и улучшают точность цветопередачи. Разница особенно заметна на матовых материалах. Изменения в оттенке пурпурного у струйников начались несколько лет назад. Уже в UltraChrome K3 Vivid Magenta использовался специальный оттенок Magenta, о чём говорит их название. Чернила созданы для профессиональных приложений и используются почти во всех представленных принтерах Epson, кроме Stylus Photo 1410, у которого чернила на основе красителя, а также х900-й серии. Они устойчивы к воздействию воды, озона и света. Производитель обещает, что снимки не выцветут 100 лет. Конечно, есть и более устойчивые чернила (НР обещает, что фото не выцветут два века!), но и сотня лет — тоже неплохо. Зато у UltraChrome K3 Vivid Magenta обеспечивают исключительно быструю стабилизацию цвета — 15-30 минут (в зависимости от бумаги), что делает принтеры с этими чернилами отличным решением для цветопробной печати. Не случайно именно принтеры Epson — элемент значительной части цветопробных комплексов. В России их преимущество особенно заметно, хотя в последнее время конкуренты и пытаются наверстать отставание.

В принтерах Epson серии Stylus Pro х900 уже 11 картриджей (пока рекорд для производителя) и новый вид пигментных чернил Epson UltraChrome HDR, которые позволяют охватить 98% шкалы Pantone благодаря дополнительным цветам: оранжевому и зелёному. Также они уменьшают эффекты метамеризма и бронзирования.

В последнее время у большинства принтеров для фотопечати количество картриджей на один больше, чем используемых чернил. Объясняется это наличием двух видов чёрных чернил — для глянцевых и матовых носителей (в последнем случае обеспечивают более глубокий чёрный цвет). Разумеется, когда производитель говорит об автоматическом переключении с глянцевого на матовый картридж и обратно, речь не идёт о том, что принтер сам определит, какой материал в него подают. Вид бумаги надо обозначить в драйвере печати.

Epson предупреждает, что печатать «матовым» чёрным можно и на глянцевой бумаге, но при этом пострадает механическая прочность отпечатка: матовые чернила на глянцевой бумаге легко царапаются. Что ж, Epson виднее: как раз с них началось разделение чёрных на чернила для матовых и глянцевых носителей, а теперь подключились и остальные ведущие производители (кстати, обычные сейчас пигментные чернила — тоже недавняя новация Epson). У Canon PIXMA iX 6540 и PIXMA iX7000 тоже по два вида чёрных чернил, но не для печати на матовой и глянцевой бумаге, а для разных видов работ: текста и фотосюжетов. Стало нормой и наличие одного или двух видов серых чернил — для качественного изображения чёрно-белых сюжетов без отклонения в цветные оттенки. Этот метод нанёс в своё время чувствительный удар по позициям аналогового фото: считалось, что именно в области чёрно-белых изображений цифровые технологии ему уступают. Например, название чернил для принтеров Epson серии Stylus Pro х880 и нового Epson Stylus R3000 — UltraChrome K3 Vivid Magenta, что указывает не только на оттенок пурпурного, но и на наличие трёх (К3) оттенков чёрного. Есть и исключения — например, Canon PIXMA Pro9000 Mark II без серых чернил.

Формат

В сравнении с прошлым обзором, форматы принтеров выросли. Например, сняты с производства HP Designjet 70 и HP Designjet 90, имевшие формат А2+.

А продающийся сейчас HP Designjet 130 печатает на бумаге шириной 61 см, т. е. относится к первому формату. Принтеры формата А3+ теперь часто позиционируются как устройства для офиса, а рассмотренные в прошлый раз HP Officejet теперь рекомендуются даже для домашнего офиса. Соответственно, и ПО для принтеров третьего формата, обогащённое «творческими функциями», пригодится для печати фотографий дома или, в крайнем случае, в небольшом фотосалоне. Например, борьба с эффектом «красных глаз» (Canon PIXMA iX7000 и многие другие), печать веб-страниц, сглаживание морщин и печать из видеозаписей (Canon PIXMA iX6540). Но к полиграфии, даже цифровой, эти функции имеют слабое отношение.

Впрочем, некоторые из них пригодятся и профессионалам: например, принтеры серии Canon iPF, благодаря встроенной в драйвер системе управления цветом Kyuanos *, корректируют цвет в зависимости от освещения, при котором будет рассматриваться отпечаток (солнечный свет, лампы накаливания или флуоресцентные). Но серия iPF и предназначена для более «серьёзных» клиентов.

Итак, модели третьего и даже второго формата вовсе не обязательно предназначены для профессионального использования. То, что когда-то могли позволить себе только профессионалы индустрии изображений, теперь запросто используется в офисе или дома. Соответственно, специализированные компании, даже небольшие, могут претендовать на большее, чем небольшой настольный принтер.

А различать принтеры проще уже не по форматам листа, а по ширине печати. Как отмечено в предыдущем обзоре, жёсткого стандарта, в сущности, нет. И даже принтеры, условно относимые к формату А3, не всегда работают только с листовой бумагой. Кстати, попробуйте найти у поставщиков «обычную» бумагу шириной 24 и более дюйма (не дизайнерскую и не для спецзадач) в листах. Вполне может оказаться, что в ассортименте она присутствует, но на складе её как раз нет. А вот в виде рулонов — всегда пожалуйста. А у некоторых моделей этого формата нелегко даже узнать, каков максимальный формат листа. Видимо, достаточно ширины.

Скорость

Скорость печати струйных принтеров растёт, но насколько именно — сказать не так просто. Когда производитель сравнивает новый принтер с предшественником и говорит, что печать стала на энное число процентов быстрее, — это ещё понятно. Но вот заочно сравнить принтеры разных компаний, к сожалению, не удастся. Каждый производитель под «скоростью» имеет в виду нечто своё. НР оговаривает, что это время печати цветного изображения в соответствии с ISO N5 (наилучшее качество, глянцевая бумага формата D). А Canon измеряет её для ISO ESAT.

Дело осложняется тем, что скорость зависит не только от формата, который надо запечатать, но и от вида бумаги, и качества печати, сюжета.

Если скорость действительно представляет для вас существенный интерес, самое лучшее — сделать тестовую печать на разных принтерах с одного и того же файла с секундомером в руках. Конечно, это потеря времени, да ещё и с поставщиками надо договориться… Хотя у солидного продавца вопросов возникнуть не должно, а с несолидным лучше и дела не иметь.

Впрочем, поглядев на раздел «Ориентировочная цена», можно сразу решить, стоит ли суетиться, измерять скорость и визуально оценивать качество отпечатков, или средства позволяют купить технику «на авось». Принтер относится к вещам, которые (как и монитор, например) надо выбирать очно, поэтому «при всем богатстве выбора» не избежать общения с продавцами, а главное — тестовой печати.

Цена оттиска

Реальную величину важнейшего показателя у разных моделей сравнить не легче. «Производители так и не научились давать однозначный ответ», – писали мы в 2008 г. Положение с тех пор кардинально не улучшилось. Правда, иногда производитель сообщает ресурс картриджей в виде количества страниц, которое можно напечатать, полностью израсходовав чернила того или иного цвета. Но понять и сравнить данные ещё труднее, чем в случае со скоростью: тестировать принтер до истощения картриджей вряд ли позволят.

Как и скорость, расход чернил зависит от режима: чем качественная печать, тем он больше. Это печально, но было бы удивительно, если бы всё было наоборот.

Заранее экономичность можно сравнить разве что у однотипных моделей с одинаковыми чернилами: тут ясно, что при одинаковом качестве печати отпечаток тем дешевле, чем больше картридж. Объём картриджей у моделей формата A2 и А3 зачастую мал, что подразумевает небольшой расход чернил. А рекламные заявления производителей относительно того, что для цветных чернил используются раздельные картриджи, уместны были бы при продаже домашних устройств, но никак не профессиональных инструментов «для фотографов, художников, дизайнеров и даже профессиональных фотолабораторий». Например, в новом Epson Stylus R3000 применяются такие же чернила, что и в старших моделях, но объём картриджа — всего 25,9 мл, а у Stylus Pro 4880, использующего те же чернила, — 220 мл. При этом производитель утверждает, что Stylus R3000 — «экономичное решение для профессиональной печати небольших партий продукции». Наверное, пока единственный практически применимый способ оценить расходы на чернила — найти владельца аналогичного принтера, который печатает схожие сюжеты, и уговорить поделиться информацией. Обращайте внимание на обзоры моделей в Publish — мы стараемся оценивать себестоимость печати.

Заключение

Принтер не стоит выбирать не глядя. Посещая сайты в интернете, даже досконально описывающие нужную технику, всё равно не составишь представления о результате печати. Да и по-разному производители и продавцы описывают свой товар. Например, минимальный формат может быть написан в миллиметрах, а максимальный — «А3+». У одних моделей ёмкость картриджа — в миллилитрах, а у других приведён ресурс (понятие относительное). А что, к примеру, означает фраза «В технологии реакции пигмента используется 6 картриджей»?

Кажется, что «в интернете всё есть», но выбирать приходится из нескольких вариантов, и поиск данных превращается в долгое и не всегда продуктивное занятие. К сожалению, иногда не удаётся сравнить изделия даже одного производителя. Готовя материал, я обнаружил, что на одной странице принтер назван и 8-, и 10-цветным. Сводная таблица для сравнения характеристик принтеров перед тем, как сравнивать оттиски, — очень удобный инструмент при выборе оборудования.


* Именно эту систему управления цветом взяла на вооружение Microsoft, начиная с ОС Windows Vista.


Струйные фотопринтеры формата А3-А1


Бог в деталях

Многие принтеры имеют полезные особенности работы с материалами. Например, печатают на носителях до 1,5 мм толщиной, что важно при работе с декоративными картонами.

Принтеры формата А3 часто умеют запечатывать лазерные диски с соответствующим покрытием.

У старших моделей современных струйников в качестве опции может быть встроенный спектрофотометр, позволяющий строить профили печати.

Встроенные датчики могут выполнять и другую функцию: Canon image-PROGRAF iPF для повышения надёжности оснащены системой контроля печатающей головки с оптическим сенсором. При обнаружении неработающих дюз запускается прочистка, если же она не помогла, функцию вышедшей из строя дюзы будут выполнять соседние.

Рассматривая принтеры HP Designjet 2100 и HP Designjet 3200, учтите, что каждый имеет две разновидности: для бумаги шириной 610 и 1118 мм — просто по названию о ширине принтера судить нельзя. А вот Designjet 130 имеет максимальный формат листа 625´1625 мм. Немного шире обычных 610 мм, но разница может оказаться актуальной.

Судя по нашей таблице, НР заметно уступает конкурентам по количеству моделей. Но ведь мы ограничились первым форматом. Увеличение форматов особенно коснулось именно НР. Есть у неё и несколько принтеров с триадными чернилами.


Статьи по теме

Лыгун А. Epson Stylus Photo R2880 // Publish № 10, 2008.
http://www.publish.ru/publish/2008/10/5792083/

Лыгун А. Epson Stylus Pro 3880 // Publish № 3, 2010.
http://www.publish.ru/publish/2010/03/12651386/

Старцев Д. HP Designjet Z5200 PostScript // Publish № 10, 2010/10.
http://www.publish.ru/publish/2010/10/15508410/

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по миру DTG-принтеров 2024

Прямая цифровая печать на текстильных изделиях (DTG — Direct-to-garment) является одним из быстрых и экономичных способов нанесения полноцветных изображений на предметы одежды (футболки, толстовки, рубашки, поло, свитшоты, шопперы и пр.) экологичными чернилами на водной основе.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40