Для печати разных по формату заказов используется разное оборудование. На УФ-принтере запечатываются крупноформатные изделия, но линиатура (количество линз на дюйм) лентикулярного пластика при этом сравнительно невелика (20–40 lpi). Для объектов, рассматриваемых издали, этого вполне достаточно.
Печать на офсетной машине без увлажнения KBA Genius 52 ограничена третьим форматом, но линиатура пластиков может быть гораздо выше (50–100 lpi), а толщина — до 0,8 мм. При печати столь специфической продукции необходимо специальное ПО. Напомним: для печати стерео/варио сначала выбирается несколько изображений: в зависимости от угла зрения наблюдатель будет видеть то одно, то другое. В специальной программе эти изображения делятся на параллельные полоски. Под каждой «линзой» находится несколько полосок из всех изображений.
Оцените тонкость работы: под линзой шириной 1/50 или 1/70 дюйма находится несколько таких полосок! Изображение должно быть напечатано очень точно, малейший сдвиг относительно линз — и эффект пропадёт или появятся нежелательные артефакты. Разумеется, важную роль играет печатная машина: совмещение красок не только друг с другом, но и с материалом должно быть практически идеальным. Конструкция с единственным печатным цилиндром и отсутствием перехватов листа во время печати обеспечивает отличное совмещение, что важно как для стереопечати, так и для некоторых видов защищённой продукции.
Но не менее важна допечатная подготовка. В Print FX для вывода форм используется CTP Heidelberg Suprasetter A75 с разрешением 2540 dpi. На нём экспонируются формы Toray для печати офсетом без увлажнения.
Разумеется, при печати с линиатурой 390-400 lpi очень важны точная механика и оптика устройства экспонирования — и Suprasetter A75 отвечает этим требованиям. Но это ещё не всё: для качественной печати по лентикуляру необходимы специальные опции ПО, управляющего устройством экспонирования. В данном случае к системе управления Heidelberg Prinect Dimension Full была приобретена опция Lenticular Resolution Adjustment (LRA). Чем же отличается работа с таким ПО?
Во-первых, обычно офсетная пластина экспонируется по спирали для увеличения скорости работы. Но в этом случае направление экспонирования неизбежно отклоняется от прямой линии, а для лентикуляра требуется идеально прямое направление экспонирования относительно сторон формы. Поэтому особенность работы с этим материалом — возможность отключения спирального режима.
Во-вторых, на каждую линзу должно приходиться целое количество пятен лазера. Тогда при печати не будет такой проблемы, как эффект «жалюзи».
На листах лентикулярного пластика стоит номинальное число, определяющее его линиатуру (например, 75 линий на дюйм). Но на самом деле в каждой партии линиатура немного отличается: 75,14 lpi или 75,50 lpi и т. д. Поэтому перед началом печати надо измерить реальный шаг линзы (для чего существует специальная процедура с печатью измерительной шкалы), а уже затем производить кодирование файла, при котором несколько изображений делятся на полосы определённой ширины. Такой порядок значительно осложняет жизнь изготовителям стереопродукции: надо заранее знать реальную характеристику партии пластика, в противном случае дизайнеру придётся срочно доделывать работу перед печатью. Учитывая, что зачастую дизайнер не сидит рядом с производством (а то и вовсе находится в другом городе), такая схема очень неудобна. Благодаря программе Prinect Sceening Editor перерасчёт происходит автоматически, дизайн не надо привязывать к тестированию, поправки вносит не дизайнер, а специалист препресса. Как отмечает генеральный директор типографии Олег Тимофеев, это намного упрощает работу с файлами.
Некоторые типографии при печати лентикуляра применяют стохастический растр, в Print FX используется «традиционный», амплитудно-модулированный. Но не совсем обычный, т. к. предназначен именно для таких работ: в зависимости от угла растра каждой сепарации меняется его линиатура. Картинки получаются более прозрачные, «незашумлённые», с большим эффектом глубины.Типография Print FX продолжает развиваться: сейчас руководство думает о приобретении системы управления предприятием. Есть планы создания собственных линеек продуктов — например, образовательных. Полиграфисты, по мнению Тимофеева, должны сами придумывать конкурентоспособные продукты и предлагать их клиентам.