Mutoh ValueJet 1628 TD
Разработчик: Mutoh
Оценка: 5 из 5
Заключение: Универсальное устройство подходит для прямой печати по тканям и по термосублимационной бумаге для последующего переноса изображения на ткань. Подойдёт в качестве первого принтера такого рода для небольшого предприятия или типографии, осваивающей печать по тканям и ещё не определившейся с объёмами и материалами будущих заказов. Превосходен и для расширения производства флагов, рекламы, сувенирной продукции, мягкой игрушки, жалюзи, отделки помещений. Вторая модель в серии (Mutoh ValueJet 2628 TD, ширина печати 2622 мм) прекрасно наносит цифровое изображение на материалы для постельного белья. Все производственные мощности Mutoh теперь находятся в Японии — можно быть уверенным в качестве и надёжности принтера. Возможно, покупателю придётся создавать свои профили печати.
Цена в Москве: 28 300 евро (ширина рулона — 1628 мм)
Уникальное в своей ценовой категории устройство может с одинаковым успехом печатать как по бумаге для термосублимационного переноса, так и прямо по ткани.
Конструкция
Универсальность ValueJet TD обеспечена конструктивным решением. При печати по ткани чернила, проходящие сквозь материал, собираются в корытце (на фото — слева). Количество образующихся таким образом отходов невелико и легко убирается вручную. При печати по бумаге стол должен иметь ровную поверхность, поэтому корытце закрывается специальными заглушками на защёлках, бумага прижимается к столу вакуумным прижимом.
Плоттер оснащён двумя головками последнего поколения DX6, расположенными в одну линию. Каждая имеет 8 каналов. Размер капли динамически изменяется (3,6–80 пл).
Доступно 4 режима с переменной каплей и 5 режимов с постоянной.
Отдельный режим предназначен для больших форматов (объём капли — 80 пл). Режим печати зависит от задач и материала.
Так называемые «открытые» ткани проницаемы для чернил, в них могут быть даже видимые невооружённым глазом сквозные отверстия. К этому виду тканей относятся все виды флажных полотен, сетки, таффета, т. к. флаги и некоторые другие изделия должны выглядеть одинаково с обеих сторон.
В свою очередь, «закрытые» ткани имеют плотную структуру, чернила не пропитывают их насквозь. Применяются, например, для интерьерной печати, одежды и т. д.
Разнообразные режимы печати позволяют подобрать для каждого вида ткани (открытой и закрытой структуры) и сублимационной бумаги идеальное качество печати.
Благодаря двум печатающим головкам и восьми чернильным картриджам, можно иметь два CMYK-комплекта чернил для разных материалов: одна головка будет печатать на ткани, другая — на бумаге. Разумеется, скорость при этом снижается в два раза, но если принтер один, а заказы часто меняются, такой режим будет выгоден по итоговой производительности.
Широки возможности по использованию цветовых комбинаций чернил. Можно печатать цветами CMYK + CMYK либо 2CMYK (чернила для разных материалов или одинаковые чернила для печати с удвоенной скоростью), а также сочетания CMYK + дополнительные цвета (например, красный и зелёный, оранжевый, синий и т. д.). Благодаря дополнительным цветам получаются изображения с большим цветовым охватом. В числе доступных цветов есть и необычные: бирюзовый, флуоресцентные жёлтый и розовый, позволяющие печатать особенно яркие изображения, которые обращают на себя внимание даже среди множества других рекламных плакатов. До недавнего времени печать флюоресцентными красками по ткани считалась прерогативой трафаретной технологии.
Отпечатки
Тесты проводились в демозале «Фирмы ЛИР» двумя способами: прямая печать по пропитанной ткани с последующей термофиксацией и печать по сублимационной бумаге с термопереносом в плоском термопрессе на ткань.
Разрешение свыше 1000 dpi, необходимое для фотопечати, для работ по ткани не особенно актуально, даже если речь идёт о печати интерьерных работ, поскольку поверхность большинства тканей имеет выраженную текстуру и не позволит воспроизвести очень мелкие детали.
При печати крупной точкой (т. е. при объёме капли 80 пл) тонких элементов не получится, зато именно при таком режиме печати лицо и оборот изображений на «открытых» тканях получаются практически одинаковыми.
При печати тестового файла мелкий текст вывороткой в некоторых местах «заплыл», получился нечитаемым. Но наш стандартный тестовый файл рассчитан на печать по бумаге, а особенности работы с тканями надо учитывать на этапе создания дизайна. Сублимационная печать по ткани позволяет создавать отпечатки с читаемым текстом от 3 мм по высоте буквы.
Качество мелких элементов зависит не только от разрешения и материала, но и от режима печати (прямая или сублимационная).
В целом изображения при печати теста универсальными чернилами получились яркими, насыщенными. Подобрав соответствующий режим, нам удалось получить отпечатки, схожие по основным цветам с офсетными оттисками (сравнивали изображение обложки нашего журнала с оригиналом). В других режимах печать будет ярче офсетной.
При печати посредством термосублимационной бумаги яркость рисунка заметно выше, чем при прямой печати теми же универсальными чернилами. Со специальными дисперсными чернилами для прямой печати изображение будет несколько ярче, чем полученное прямой печатью универсальными чернилами, но разницу увидит только профессионал.
Оригинальные чернила Mutoh обеспечивают, по заявлению поставщика, самый глубокий на рынке чёрный. А при взгляде на яркий красный на тестовом отпечатке сразу вспоминается редко употребляемое ныне слово «кумач», тогда как у некоторых других решений красный цвет всегда имеет «кирпичный» оттенок.
Изображения получились без следов полошения, что объясняется не только высоким качеством «железа», но и особенностью принтеров Mutoh, в которых применяется т. н. печать i2, иначе именуемая волновой высококачественной. Благодаря тому, что печатающие головки движутся не по прямой линии, полошение уменьшается. Эта распространённый дефект струйной печати возникает из-за проблем с соплами, сведением голов и неравномерной протяжки материала. Волновая печать помогает во всех случаях, в крайнем случае следует поменять длину и высоту волны: в зависимости от сюжета эффективнее может оказаться та или иная величина.
Программное обеспечение
Для работы необходим профессиональный текстильный программный RIP, запускаемый на отдельном компьютере. Программа обработки растровых изображений в комплект поставки не входит. На тестируемом принтере был установлен Wasatch SoftRIP v. 6.9, задействующий все доступные режимы печати по ткани.
Из многообразия ПО надо выбирать программу, раскрывающую потенциал принтера при печати на тканях. Например, Photoprint — хорошее в своём роде ПО, но в нём нет режима печати крупной точкой, которая необходима при печати на флажных тканях для пробива на изнаночную сторону.
Скорость печати
Меняется в зависимости от разрешения: 8 м2/ч (Quality production), 11,5 м2/ч (Normal production), 24 м2/ч (Speed production). Максимум — 41 м2/ч (при разрешении 360 dpi). Данные действительны при работе обеих печатных головок, а с одной скорость уменьшается вдвое.
При расчёте реальной производительности (количества готовой продукции, полученной за рабочую смену) надо помнить о времени для «рипования» файлов (зависит от файла и мощности компьютера), термофиксации изображения и других операций, которые могут понадобиться.
Стоимость отпечатка
По данным поставщика, средний расход чернил 10 мл/м2.
К сожалению, нам не удалось получить точных данных по расходу чернил во время тестовой печати. Поставщик считает, что при печати на тканях стоимость чернил составляет только небольшую долю от общей стоимости продукта. Например, нужно учитывать цену сублимационной бумаги, а при прямой печати многое зависит от запечатываемого материала и его обработки.
Плоттер не «чипованный» и может быть оснащён двумя независимыми системами подачи чернил (СНПЧ) ёмкостью 1,2 л на каждый цвет, что делает печать более рентабельной.
Чернила прозрачны, поэтому для экономии можно придумать специальный дизайн, в котором комбинация с тканью светлых оттенков позволит создать новые сочетания цветов и форм.
Мощность в режиме печати — около 800 Вт. Это сравнительно немного и позволяет говорить об экономичности принтера. Правда, в изготовлении изображения на ткани обычно участвует несколько дополнительных устройств.
Пляшем от ткани
Для печати на тканях разного состава требуются и разные чернила, причём способы получения готового продукта будут кардинально отличаться.
Чернила
Водные дисперсные чернила для прямой печати по подготовленным синтетическим (полиэфирным) тканям. Нуждаются в термофиксации.
-
Чернила, на которых проводилось испытание, — универсальные безвредные дисперсные на водной основе. Годятся для прямой печати по подготовленным тканям (после чего необходима термофиксация) и по бумаге для термосублимационного переноса. При прямой печати изображение менее яркое, чем в случае применения специальных чернил п.1.
-
Активные чернила для прямой печати по натуральным тканям (хлопок, шёлк, лён, вискоза, шерсть). Ткань должна пройти предварительную обработку (пропитку).
-
Кислотные чернила для прямой печати по натуральным тканям и полиамидному волокну. Ткань должна пройти предварительную обработку (пропитку).
-
Водные текстильные пигментные чернила. Особая группа, позволяющая печатать по натуральным и синтетическим тканям без предварительной пропитки, требуется только термофиксация после печати. К сожалению, это достоинство не всегда реализуемо из-за невысокой яркости.
Важная особенность чернил для печати по тканям — экологичность и безопасность готовой продукции, которая подходит для оформления жилых помещений и интерьеров, мягкой мебели, жалюзи, рекламы, сувенирной продукции, детской игрушки, одежды и т. д.
Дополнительные устройства
При термосублимационной и печати на синтетических тканях необходимы устройства для термофиксации. В зависимости от формата они бывают плоскостными — от небольших 15×15 см (от 600 долл.) до профессиональных, где размер рабочего стола достигает 520×220 см, — или рулонными, с шириной вала 1,2–3,6 м (от 15 000 евро).
Для большинства пользователей этих устройств вполне достаточно, поскольку на нашем рынке развивается пока в основном печать по синтетическим тканям. Для работы с натуральными тканями нужно покупать готовый материал с пропиткой либо пропитывать их самому на специальном оборудовании, а после печати необходимо промывать их от пропитки. Компания, собирающаяся печатать по необработанным натуральным тканям, должна иметь целый комплекс оборудования.
Хотя прямая печать по натуральным тканям кажется простым процессом, при покупке оборудования для неё надо хорошо продумать, какие виды продукции, объёмы и материалы будут наиболее рентабельны.
Статьи по теме
Лыгун А. Mimaki TextileJET TX400-1800D // Publish № 5, 2011;
http://www.publish.ru/publish/2011/05/18704491/
Коробцова М. HP DesignJet L25500: на словах и в деле // Publish № 12, 2010;
http://www.publish.ru/publish/2010/12/16697730/