101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Вывод офсетных форм как услуга: осторожный оптимизм

  • 7 июня 2012 г.
  • 9947

Несколько лет назад я был вполне уверен, что репроцентры, основанные на технологии CТP, не получат у нас широкого распространения, а на всю Москву более чем достаточно пары таких предприятий. Однако практика показала, что места на московском рынке гораздо больше, а количество репроцентров и аппаратов продолжает расти. В нашей таблице — 8 московских компаний, владеющих, в общей сложности, 14-ю устройствами СТР. Появляются такие компании и в других городах: Екатеринбурге, Краснодаре, Новосибирске, Санкт-Петербурге.

Репроцентры в таблице расположены по времени появления в них СТР: видно, что большинство образовалось совсем недавно. Очевидно, известные события на рынке фотоплёнок заставили полиграфистов по-новому взглянуть на себестоимость изготовления форм. К тому же ФНА больше не выпускаются, а купить СТР может не каждая типография, особенно малая.

Но работа на этом рынке по-прежнему не из лёгких. В интернет-поисковиках встречаются уже не существующие репроцентры — за недолгую историю этого бизнеса были и неудачные проекты. Возможно, в этих трудностях кроется причина того, что руководители пары компаний не пожелали раскрыть «секреты» и предоставить нам какие-либо сведения. Хотя ни модель СТР, ни тип пластин никакой коммерческой тайны представлять не могут. Организации, прочно стоящие на ногах, имеющие надёжных клиентов и уверенные в качестве своих услуг, не секретничают. Да, некоторым из недавно открытых компаний пока сложно говорить об объёмах вывода и перспективах роста, но технические данные о себе они охотно предоставили.

Оборудование

Среди применяемых устройств экспонирования СТР всех основных типов. «Фиолетовая» система — только одна, в компании «Выражайтесь печатно». Фотополимерные формы используются для печати УФ-красками и для больших тиражей без обжига (чтобы не выводить несколько комплектов термальных). Особенность — для «фиолетовых» пластин приходится строить калибровочные кривые, тогда как термальные практически линейны.

В последнее время репроцентры стали приобретать устройства СТР для вывода аналоговых пластин: их уже 4 из 19-ти, перечисленных в таблице. Предполагается, что разница в цене между термальными и аналоговыми пластинами позволит оправдать высокую стоимость аппаратов. Для репроцентров это особенно актуально в связи с большим объёмом вывода, в то время как небольшим типографиям, которые являются их клиентами, получить это преимущество не всегда реально из-за больших стартовых инвестиций в оборудование. Правда, ситуация изменилась с появлением на рынке китайских CТР Cron: в УФ-варианте они доступнее по цене, чем аппараты европейского производства, следовательно, доступнее для типографий. Не случайно все проданные в 2011 г. аппараты Cron (и в типографии, и в репроцентры) были из УФ-линейки.

Пластины

О. Балан: Общаясь с представителями репроцентров, мы задавали одни и те же вопросы, надеясь выделить общие моменты и частности. Начнём с используемых пластин.

Оказалось, что кто-то из клиентов предпочитает более дорогие, но испытанные марки. А кто-то делит работы на те, где требуется качество без компромиссов, и те, где «торг уместен». В свою очередь, репроцентры среди множества образцов китайской продукции находят марки, которым уже можно доверять. Во всяком случае, если брак виден до печати, убытки несёт сам репроцентр и, если он считает выгодным использовать ту или иную марку пластин — значит, качество продукции его устраивает.

Генеральный директор «Выражайтесь печатно» Ольга Балан отмечает: «По технологии пластины делятся в следующей пропорции: 75% — термальная, 25% — фотополимерная. По производителям 60% приходится на китайские пластины, 40% — на европейские и японские. Выбор производителя делается клиентом: кто хочет подешевле — выбирает китайские, кто-то согласен только на европейское качество. Работающие с УФ-красками используют японские».

В 24PrePress похожее соотношение по производителям: 55% китайских PNE TP-1 и 45% Agfa Energy Elite. Пропорция установилась несколько месяцев назад. Поначалу, когда у клиентов появилась возможность пользоваться более дешёвыми пластинами, количество европейских снизилось до 40%, но потом пошёл обратный процесс. Иногда бывает, что заказчик пользуется PNE, но некоторые работы (например, с большим тиражом), выводит на Agfa Energy Elite, т. к. они более тиражестойкие. Не исключено, что в скором времени Agfa будет составлять более половины выводимых пластин.

Обработка заказов

Некоторые репроцентры используют собственное ПО для обработки поступающих от клиентов файлов. Например, Балан рассказывает: «У нас используется уникальная автоматизированная система приёмки и обработки заказов PRINTOFFICE.RU, предоставляющая:

  • авторизованное оформление заказа через интернет;
  • загрузку файлов в личную директорию на ftp-сервер (размеры файлов не ограничены);
  • автоматический контроль полноты информации о заказе;
  • автоматическую калькуляцию стоимости заказа (после оформления заказа — предварительную, а после его завершения — окончательную);
  • автоматическое определение технологического маршрута выполнения заказа и формирование очереди работ;
  • контроль за движением заказа по технологической цепочке с автоматической рассылкой уведомлений.

По желанию клиента используем предоставленный им профиль, по умолчанию используем — профиль ISOcoated_v2_eci.icc».

М. Селивёрстова: Оригинальная система обработки заказов и в репроцентре 24PrePress. Его коммерческий директор Мила Селивёрстова поясняет: «У нас ПО собственной разработки. Оно синхронизировано с Agfa Apogee Prepress для автоматизации учёта выполненных работ и связано с “1С:Бухгалтерия” — для автоматизации выставления счетов клиентам и привязки счетов к конкретным работам. Сейчас у нас заканчивается работа над “личным кабинетом” для заказчиков. В нем они смогут отслеживать ход выполнения работ в онлайн-режиме, следить за балансом и т. д.».

Использование интернета с последующим информированием клиента о состоянии заказа давно уже стало обычным делом. Генеральный директор «Позитив-пресс» Игорь Сретенцев описывает организацию работы с заказами так: «Принимаем материалы на вывод через ftp-сервер или через наш сайт, с уведомлением клиента, в т. ч. посредством SMS. Профили печати при изготовлении форм используются редко, но эта услуга у нас есть». Хотя не все типографии пользуются профилями печати *, коррекция вывода под тот или иной стандарт либо конкретную печатную машину специализированным допечатным центрам тоже под силу. Вот что по этому поводу говорит директор «Мастер РИПА» Илья Аксёнов: «По согласованию с заказчиком формы делаются либо “линейные”, т. е. без коррекций, либо учитывающие кривые растискивания оборудования клиента, либо с профилем ISO».

Клиенты

Основным видом деятельности клиентов большинства репроцентров является коммерческая печать. По словам Балан, клиенты «Выражайтесь печатно» — в основном коммерческие типографии. Объёмы вывода у них разные: от 1 до 1000 м2 в месяц.

Похожую картину описывает Селивёрстова: «В основном наши заказчики — типографии, специализирующиеся на рекламной продукции с небольшой долей периодики, очень редко упаковка. Объёмы вывода пластин — от 10 до 600 м2 в месяц».

Некоторое разнообразие внёс директор репроцентра «Паритет» Алексей Минаков: по его словам, кроме коммерческих типографий (хотя иногда встречается периодика и упаковка), в числе клиентов есть и рекламные агентства, работающие с типографиями.

Возможно, занявшись выводом форм, РА могут немного сэкономить и в какой-то мере взять контроль над процессом изготовления заказа в свои руки, а при необходимости — быстро поменять типографию-исполнителя. Конечно, плёнки тоже можно передать в ту или иную типографию, но вот результаты при этом будут разные: не секрет, что работа копировщиков далеко не везде стандартизирована. Даже такой необходимый инструмент, как шкала для копировки, есть не у всех. А в репроцентрах, как специализированных предприятиях, именно качеству форм уделяют главное внимание.

Конкуренция

А. Минаков (о вариантах конкуренции): Быстрый рост количества репроцентров не мог не сказаться на условиях работы. Балан признаёт: «Конкуренция по сравнению с 2004—2008 гг., когда мы были монополистами, очень серьёзная. Только ленивые типографии, имеющие CТP, не предлагают вывод форм на сторону. Демпинг, к сожалению, подчас единственное орудие на рынке допечатных процессов. Но у нас достаточно преимуществ, основное — 8-летний опыт коммерческого вывода пластин».

О некоторой (хотя и несущественной) конкуренции с типографиями говорит и Аксёнов. Минаков вносит уточнение с поправкой на российские реалии: «Конкуренция со стороны типографий имеет место, но вопрос в том, как там построен учёт и контроль. Если вывод форм — официальное предложение от руководства типографии как расширение бизнеса, то это нормально. Цены в этом случае будут конкурентные, и проблем у заказчика форм, как правило, не случается. Но если это “шустрые операторы”, которые выводят на хозяйском оборудовании, а то и на хозяйских материалах, — это риск для всех участников такого “бизнеса”. И для типографии, где делается вывод (а где, собственно говоря, материалы?) **, и для заказчика: кто будет отвечать в случае, если формы бракованные? И в любом случае есть риск, что типография, взявшаяся за вывод форм, может переманить к себе клиента. Репроцентры в этом плане нейтральны».

На демпинг жалуется и Селивёрстова, но его главную причину видит не в типографиях, делающих заказы на сторону, а в других репроцентрах: «Конкуренции с типографиями, которые выводят на сторону, практически не ощущаем. От многих заказчиков слышали, что есть такие типографии, расположенные даже ближе к ним, чем наш репроцентр. Но они не работают по ночам и не осуществляют доставку. Что действительно создаёт сложности, так это демпинг со стороны конкурентов — ситуация, всем прекрасно в полиграфии знакомая». О конкуренции исключительно с репроцентрами говорит и Сретенцев.

Динамика

Чтобы оценить развитие рынка данных услуг, мы попросили собеседников сравнить объёмы вывода за I квартал этого и прошлого года. Одно из препятствий, мешающих точно оценить динамику рынка, свойственно всей нашей отрасли — сезонность. Поэтому в компаниях, где СТР появились совсем недавно, о динамике судить трудно. Но несколько предприятий имеют уже достаточно статистики, чтобы говорить о тенденциях. Ольга Балан: «В среднем, мы выводим 3000 м2 пластин в месяц. Первый квартал 2012 г. по сравнению с первым кварталом 2011 г. показал рост вывода пластин на 6%, а цифровой цветопробы — на 10%».

По данным Сретенцева, в его репроцентре за три первых месяца года рост вывода пластин составил 4000 м2, а плёнок упал на 770 м2.

В 24PrePress первый СТР заработал только в марте 2011 г. Но в течение года объёмы росли — тем более что сейчас аппаратов уже два. Вывод за один месяц достигал порой 4500-5000 м2, хотя летом объём, как ожидается, не будет столь велик.

Минаков настроен оптимистично: объёмы вывода растут, даже с учётом того, что в конце мая прошлого года была освоена новая технология: теперь используются аналоговые пластины. Переход на новую технологию обычно связан с трудностями, но с тех пор объёмы растут.

Плёнки

Репроцентры, начинавшие с вывода плёнок, не оставляют эту сферу деятельности: несмотря на известные события на рынке фотоплёнок, остаются клиенты, преданные этой технологии, к тому же, кроме офсета, они нужны для трафаретной и флексографской печати.

Балан замечает: «Благодаря появлению новых клиентов рост по плёнкам даже больше, чем по пластинам, — на 130%. Это связано с тем, что старые ФНА ломаются, а восстанавливать их очень дорого: запчасти уже сняты с производства. А у нас стоит почти новый ФНА формата B1 (мы последние в России, кто купил такого формата новый ФНА, их фактически сразу после этого перестали выпускать), ему только 5 лет. Также у многих конкурентов ФНА очень старенькие и уже не поддерживают все необходимые характеристики вывода, поэтому клиенты обращаются к нам. При этом аналоговая цветопроба сократилась за год на 95%. Материалы для неё больше не выпускаются, а оставшиеся — уже просроченные, велика вероятность осыпания пигмента, марашек. При этом цены на оставшиеся материалы и, следовательно, на аналоговые пробы в целом высоки. Клиенты предпочитают делать цифровые цветопробы: они дешевле и точность воспроизведения на нашем оборудовании подтверждена сертификатом Fogra».

А вот Сретенцев планирует полный уход с рынка плёночных услуг до 2014 г.

Несколько лет назад обсуждалось, нужны ли репроцентры с выводом пластин: дескать, на каждом углу можно вывести плёнки практически за бесценок. Сегодня ситуация совершенно иная: и с ценой за вывод, и с количеством ФНА. Внедрение СТР для флексоформ на упаковочных предприятиях тоже окажет влияние на рынок вывода плёнок: одним репроцентрам придётся исчезнуть, другим — задуматься о выводе готовых форм.

Перспективы

И. Сретенцев планирует полный уход его репроцентра с рынка плёночных услуг до2014 г.В планах на будущее руководители репроцентров проявляют осторожность. Общее мнение выразила Селивёрстова: «Стараемся работать качественно, создавать себе положительную репутацию, увеличивать количество заказчиков. А дальше тяжело загадывать, будет день — будет и пища».

Минаков чуть более оптимистичен и считает, что в будущем необходимо приобрести ещё один аппарат для аналоговых пластин. Но когда это будущее наступит, определить пока затрудняется.

Такая осторожность не случайна. Как заметил генеральный директор типографии «Август Борг» Андрей Зарецкий (см. опрос по теме номера в Publish № 5, 2012), с рынка уходят малые и средние типографии. А ведь малые типографии — основной потребитель продукции репроцентров, не случайно некоторые из них имеют устройства вывода не более второго формата. Правда, в «АКЦЕНТ Пре-пресс» приобрели единственное среди российских репроцентров устройство VLF-формата – в надежде, что оно понадобится типографиям, где собственный вывод временно не работает. Но очевидно, что одного такого устройства на всю Москву совершенно достаточно (или я снова ошибаюсь?).

К тому же некоторые типографии, закрываясь, распродают технику, в т. ч. устройства вывода, а каждый купленный СТР — это не только потерянный для репроцентра клиент, но и потенциальный конкурент.

Кроме рыночных факторов, есть и влияние новых технологий. С одной стороны, продолжается постепенный выход из строя ФНА и подорожание плёнки — это на руку репроцентрам, владеющим СТР. Но, с другой стороны, до сих пор непонятно, насколько хороши окажутся струйные системы вывода форм, предназначенные для малых предприятий. Точнее, для какого количества типографий окажутся достаточны качество и тиражестойкость их форм. Тем более, технология эта молодая и развивающаяся.

Ну а главная опасность, конечно же, подстерегает репроцентры и малый офсет в целом со стороны «цифры». Если сбудется хотя бы часть тех обещаний, что давали производители перед Drupa и во время выставки, ЦПМ в ближайшие несколько лет будет обеспечен мощный рывок. Недаром ведущие производители СТР и пластин уже несколько лет назад дружно обратили внимание на эту отрасль, после чего появились ЦПМ от Fuji, Kodak, Screen.

В конце концов, клиент репроцентра, т. е. офсетная типография, имеет шанс приобрести ЦПМ для малых тиражей, а затем и вовсе перейти на новые технологии печати — и при этом работать на том же или похожем рынке. А вот репроцентрам придётся труднее: Аксёнов вполне обоснованно сетует на узость рынка в этом бизнесе.

Интересную тенденцию демонстрирует последняя из перечисленных в таблице компаний: в марте этого года открылся репроцентр «НекстПоуз». Он стал вторым в столице (после «Паритета»), который выполняет и функцию демоцентра. По словам Минакова, в «Паритете» первоначально на «внешний рынок» бурными темпами выходить не планировали. Но поработали с одним клиентом, а затем за формами стали обращаться типографии, арендующие помещения на территории ПО «Детская книга».

Для клиента, который хочет купить СТР, такое сочетание ценно тем, что можно заказать комплект форм и на практике убедиться в качестве вывода. А ещё — установить контакты с клиентами такого репроцентра и выяснить, насколько надёжно он работает.

В обоих демоцентрах используются (и предлагаются потенциальным покупателям) устройства вывода Cron. Правда, своего рода демоцентром для СТР Agfa Avalon можно считать репроцентр 24PrePress: он тесно сотрудничает с поставщиком оборудования и материалов, потенциальные покупатели приезжают посмотреть, как работает оборудование.

Интересно, последуют ли этим примерам поставщики других марок СТР?


Таблица. Репроцентры с выводом офсетных форм


* Как заметил Олег Гурулёв (руководитель отдела технической поддержки группы компаний «Легион», см.: Publish № 4, 2012, с. 28), работа без профилей обычно встречается в типографиях с плёночной технологией получения форм и не имеющих своего устройства вывода. Переход на другую технологию не всегда приводит к изменению подхода к работе.

** Звоночек руководству типографий: а у вас поставлен учёт пластин? Разумеется, брак при выводе бывает даже на СТР, но бракованные пластины должны быть налицо — тем более что их охотно принимают в качестве цветного металлолома.


Быстрее и лучше — за те же деньги

А. Татьянко: В типографии «Дрофа-Принт» изготовление печатных форм c 2002 по 2009 гг. проводили по традиционной технологии с готовых фотоформ. Соответственно, для изготовления форм приобретали пластины, реактивы и прочие расходные материалы, а в штате числился монтажист-копировщик. Сложившаяся ситуация не устраивала полностью: с одной стороны, у типографии были претензии к репроцентрам по срокам и качеству изготовления фотоформ, а также и к поставщикам печатных пластин. С другой, и внутренних проблем хватало: рабочие ошибались при монтажах, копировке и проявке.

С приобретением очередной печатной машины задумались о необходимости собственной установки для вывода форм. Однако экономический расчёт показал неэффективность приобретения собственного CTP при существующей потребности в печатных формах. Было решено размещать заказы по изготовлению печатных форм на стороне. Для этого изучили имеющиеся предложения и заказали печатные формы в трёх компаниях, имеющих СТР-вывод. «По результатам испытаний (цена, качество, сроки изготовления) мы остановили выбор на “Выражайтесь печатно”, — рассказывает генеральный директор Александр Татьянко, — и не ошиблись: уже четвёртый год продолжается плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество».

Заказы размещаются на ftp-сервере репроцентра. Композитные файлы PostScript обязательно архивируются. В онлайн-анкете заказа пишутся его параметры (название, формат, количество пластин, линиатура и т. д.). Через 10-15 минут после отправки на электронный адрес типографии приходит отчёт о получении файлов (можно подключить функцию SMS-оповещения). При возникновении ошибок или сбоев приходит оповещение с описанием проблемы. Готовые печатные формы доставляются в тот же или на следующий день независимо от их количества — это очень удобно при напряжённом производственном графике. При необходимости в репроцентре делают и цифровую цветопробу.

«При обнаружении брака заказ, конечно, приходится снимать с печати, но такие случаи бывают крайне редко, — говорит Татьянко. — При нашей потребности (в год — 1400-1800 печатных форм первого формата, 1400-1600 второго) таких случаев за три с лишним года было не более 8-ми. Когда изготавливали печатные формы у себя на производстве, случаев брака было на порядок больше. Как правило, причина брака была в самих печатных пластинах, которые имели неравномерное покрытие. Дважды мы получали пластины с небольшим перекосом изображения. По всем случаям брака реакция сотрудников “Выражайтесь печатно” была очень оперативной: через 3-4 часа нам привозили новые печатные формы, а потом уже разбирались, чей это был брак».

В типографии довольны сложившейся формой сотрудничества и не собираются приобретать СТР, если объёмы производства не вырастут.

В типографии «Полиграфикс Прим» раньше также не было своего фотовывода. Плёнки обычно делали в репроцентре 24PrePress. Когда там появилась новая услуга — вывод офсетных форм, да ещё СТР оказался недалеко от типографии, вопрос ликвидации отдела монтажа и копировки был решён, по словам директора типографии Ирины Корчагиной, в течение пяти минут. Благодаря этому уменьшились расходы на персонал и освободилась площадь, занимаемая участком монтажа и копировки. Качество печати после перехода на современный способ вывода выросло: если пластина качественная, то и с формой на печати нет проблем.

Для вывода используются термальные пластины европейского и китайского производства. Если тираж сложный по цвету, а заказчик требовательный, делаются формы на европейских пластинах, если работа без трудных элементов — на китайских.

Расположение репроцентра в «шаговой доступности» очень удобно: типография отправляет файл на вывод, а затем курьер или мастер забирает готовые формы — на доставку уходит 10-15 минут. Даже в случае брака (который иногда случается из-за дефекта пластины) на получение исправленной формы уходит от 40 минут до часа. Там же делается и цветопроба.

Приобретать собственное устройство СТР в этой типографии тоже пока не планируют: расположение репроцентра и долгое успешное сотрудничество с ним вполне устраивают.


Тот самый побочный бизнес

Типография «ПринтМастер» приобрела Heidelberg Suprasetter A75 в ноябре 2010 г., с проявкой онлайн и стекером (760´620 мм, производительность 25 форм/ч). Выводит формы и для себя, и для клиента на стороне, хотя непосредственным конкурентом перечисленным в нашей таблице репроцентрам не является, поскольку находится в Белгороде. Дополнительные услуги — приём заказов по интернету, спуск полос, дизайн, вёрстка.

Правда, пока постоянный клиент только один: типография, выпускающая упаковку, этикетку, рекламную продукцию, календари, буклеты, книги и брошюры, газеты и журналы. Средние объёмы вывода за месяц стабильны — около тысячи пластин 3-го формата в месяц. Но директор «ПринтМастер» Пётр Важинский ожидает появления новых клиентов и увеличения этого рынка. Возможно, тогда уменьшится привычная проблема — сезонность поступления заказов.

Интересно, что на этом предприятии используются пластины с низким потреблением химии Agfa Azura. Первоначально процесс был выстроен под обычные термальные пластины, использовалось проявочное устройство Glunz&Jensen Gecko, затем адаптированное для малохимических пластин Agfa Azura TS. Главная причина перехода на эту технологию — беспроблемный вывод форм при небольшом и нерегулярном выводе. Ведь при использовании обычных пластин в этом случае труднее поддерживать качество проявителя (необходим строгий режим температуры и скорости, постоянное пополнение раствора, регулярный тестовый вывод форм для проверки качества проявки). Начальник отдела допечатных процессов Андрей Сысоев считает, что новые пластины обеспечивают стабильность в процессе печати, отличное и, главное, предсказуемое качество.


Статьи по теме

Захаржевский Ю. Объединяя усилия // Publish № 9, 2011;
http://www.publish.ru/publish/2011/09/19276007/.
О преимуществе совмещения репроцентра и демозала.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Два загадочных режима GREP-поиска

Если вы при работе в индизайне используете GREP-поиск, то в списке опций поиска наверняка видели режимы со странными названиями «однострочный поиск» и «многострочный поиск». Странными — потому что эти названия совсем не просто соотнести с действиями, выполняемыми при выборе данных режимов. В результате далеко не все пользователи используют эти интересные возможности поиска.

Три богатыря

Сегодня речь пойдёт о трёх авторах, сделавший для науки о цвете не меньше, чем Кирилл и Мефодий для словесности.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38