101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Стандартизация многокрасочной печати *

  • 12 декабря 2012 г.
  • 14377

СОДЕРЖАНИЕ *

Часто задаваемые вопросы 
Словарь и базовые понятия цвета 
Основные положения 

1. Введение

Проблемы управления цветом
Стандарты, спецификации и их внедрение
Сертификация
Основные контрольные параметры
Измерительные приборы и ПО

2. Основные слагаемые качества

Подготовка печатного заказа и дизайн
GCR
PDF/X
Цветопробная система
Печатные пластины и обработка
Печатная машина
Офсетные полотна
Техобcлуживание, расходные материалы + таблица
Краски и увлажнение
Бумага

3. Стандартизация

Пошаговое внедрение
Пример типографии Hammesfahr

4. Ускоренный выход на цвет и решение проблем

Берём под контроль утверждение тиража и приладку
Решаем типовые проблемы

Введение

Задача практического руководства, подготовленного PrintCity, — дать углублённое представление о стандартизации и оптимизации техпроцессов. Руководство не предназначено для использования в качестве справочника и является дополнением к документации ISO, PSO, Fogra, IDEAlliance, ECI, ICC и других организаций.

Участники проекта PrintCity поделились своими знаниями о внедрении стандартизации с целью повышения качества, стабильности и продуктивности. Важной частью проекта стало изучение внедрения и сертификации PSO на примере немецкой типографии Hammesfahr. Успешное внедрение стандартов печати в типографии, как правило, становится залогом оптимизации издержек, должной ситуации с качеством и сроками, повышения экологичности и сокращения отходов. Применение стандартов и сертификация по ним — важные критерии и для клиентов, заинтересованных в подтверждении контроля качества. Чтобы лучше понять мотивацию заказчиков, PrintCity совместно с f:mp опросила свыше 500 потребителей печатной продукции и дизайнеров из Германии, которые назвали три ключевых преимущества работы со стандартизированными поставщиками печатных услуг: повышение качества и стабильности, меньшее количество ошибок. При этом в 2010 г. техпроцессы были стандартизированы менее чем в 1000 типографиях, представляющих собой лишь малую долю мировых мощностей с оборудованием для многокрасочной печати. Если рассматривать стандартизированную печать без сертификации, широта охвата наверняка будет выше. Так, на начало 2011 г. было реализовано около 3500 руководств по внедрению рекомендованных методик работы.

Правильность цветовых настроек во многом зависит от того, как люди воспринимают, понимают и описывают цвет. Важны и реалистичные требования к многокрасочной печати триадными красками, которая, будучи ограниченной пигментами, бумагой и особенностями технологии, в состоянии воспроизвести лишь порядка 10 000 цветовых оттенков. Соответственно, для получения качественных результатов все участники полиграфической цепочки должны придерживаться определённой системы в работе с цветом. Необходимое условие для достижения цели — стандарты с конкретными цветовыми эталонами и спецификациями. Тенденцию к «печати по цифрам» подкрепляют требования клиентов к подтверждаемому контролю качества, специфика глобализации и удалённых производств, которые при передаче допечатных данных используют контрольные числовые значения.

Некоторые базовые составляющие повышения производительности:

  • адекватное планирование, подготовка спецификаций и макета со стороны клиента и типографии;
  • отбор, использование и соблюдение стандарта и соответствующих спецификаций, поскольку полноценное управление цветом невозможно без стандартизации и контроля процессов;
  • сертификация стандарта либо спецификации способствует поддержанию производственной дисциплины и демонстрирует реальные преимущества компании;
  • для повышения качества и продуктивности решающее значение имеет комплексная стратегия промышленного производства, объединяющая стандартизацию, управление процессами и утверждённые процедуры;
  • полный, согласованный контроль полиграфического техпроцесса: каждый шаг контролируют с помощью замеров и обеспечивающих предсказуемый результат методик, причём успех в рамках такого подхода подразумевает сотрудничество клиента, поставщика допечатных услуг и типографии;
  • использование инструментов для измерения цвета в комплексе с подходящей методикой утверждения тиража: зачастую при утверждении цвета не учитывают человеческий фактор — субъективное и варьирующееся восприятие цвета, понимание и ожидания плюс различные условия просмотра у клиента, агентства и типографии;
  • эффективное техобслуживание и соблюдение стандартизированных методик работы — залог быстрой приладки, оптимального качества и производительности, своевременной доставки.

Часто задаваемые вопросы

Что такое «стандарт качества печати»?

Стандарт формирует общую среду понятий по всей цепочке формирования ценности. Стандартизация позитивно влияет не только на внутренние техпроцессы, но и на взаимодействие между типографией, заказчиком печатной продукции и дизайнером. Утверждение цвета и приёмка готового тиража зависят от качества допечатной подготовки, особенностей печатного оборудования и рабочих отношений между типографией и клиентом. Стандарты являются основой предсказуемых и сопоставляемых результатов, независимо от устройства вывода и его местоположения.

Что выигрывает типография от стандартизации?

Стандарты обеспечивают измеряемый контроль цвета, повышают стабильность и эффективность, способствуя сокращению затрат, повышению рентабельности, конкурентоспособности и перспективности бизнеса.

Является ли стандартизация преимуществом для клиентов?

Да. Опрос дизайнеров и заказчиков печатной продукции из Германии показал, что ключевыми преимуществами они считают повышение качества и стабильности, меньшее количество ошибок.

Что такое ISO 12647-2?

Этот стандарт печати описывает контроль многокрасочного печатного процесса: создание растровых цветоделённых форм, цветопроб и тиражных оттисков в листовой и рулонной офсетной печати. Он определяет входящие данные, их преобразование в изображение на печатной форме, а затем в краску на бумаге (www.iso.org).

Что такое «печатная спецификация»?

Печатные спецификации служат руководством и базой для работы со стандартами. Две важнейших спецификации — Process Standard Offset (PSO) от bvdm/Fogra (Германия) и GRACoL от IDEAlliance (США).

Что такое PSO?

Pасшифровывается как Process Standard Offset (Стандартизация процессов офсетной печати). Это руководство с рекомендациями и методиками стандартизации офсетных печатных процессов, впервые опубликованное ассоциацией bvdm в 1980 г. Стандарт полностью совместим с ISO 12647 и другими стандартами ISO, применяемыми в комплексных полиграфических техпроцессах.

Что такое сертификация?

Письменное подтверждение от уполномоченной организации, свидетельствующее, что услуги, производственные процессы либо продукты компании протестированы на соответствие отраслевому стандарту (стандартам).

Кто проводит сертификацию?

Нынешний стандарт ISO 12647 не имеет утверждённых методик соответствующей сертификации. Пока её проводят на частной основе, и полученные результаты в той или иной мере признаёт все мировое сообщество. Поэтому налицо существенные отличия в требованиях, критериях, методах тестирования, аудита и пр. Для разработки стандарта сертификации полиграфических процессов ISO сформировала рабочую группу 13.

Можно ли измерить преимущества стандартизации?

Для количественного определения её преимуществ используют ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicator, KPI): они помогают точно оценить текущий уровень продуктивности и отслеживать оптимизацию техпроцессов.

Какое значение для нас имеет управление техпроцессами?

Чем выше уровень контроля в полиграфических процессах, тем заметнее экономия времени и материалов. На каждом этапе полиграфического производства встречаются переменные, способные привести к отклонениям по цвету. Эффективное управление техпроцессами обеспечивает измерение заданных переменных и контроль их фактических значений, а также сравнение со стандартами. В этом случае все отклонения от оптимальных показателей реально скорректировать.

Каковы основные факторы, влияющие на качество?

Даже в стандартизированном процессе есть множество влияющих на цвет переменных. Базовые параметры многокрасочной печати, имеющие непосредственное значение для визуальных характеристик оттиска: последовательность нанесения красок, печатное оборудование, краски, запечатываемый материал, растр, печатные формы. Дополнительные параметры, косвенно влияющие на качество изображения: скорость, увлажняющие растворы, добавки, рубашка цилиндра и офсетные полотна, баланс краски и воды, настройки валиков, толщина красочной плёнки, треппинг, температура и влажность.

Основные знания

Что такое профилирование?

Стандартизированный техпроцесс с управлением цветом подразумевает необходимость в отдельных цветовых характеристиках и профилях для всех устройств ввода (камера, сканер) и вывода (монитор, цветопробная система, печатная машина).

Почему отправной точкой при настройке всех устройств является профиль печатной машины?

Для печатной машины характерен наиболее узкий цветовой охват и практически все переменные техпроцесса. Следовательно, она становится исходной точкой при настройке всех остальных устройств, находящихся на предыдущих производственных этапах. В идеале предприятие работает с единым для всех печатных машин профилем при условии, что всё печатное оборудование поддерживает общий диапазон допусков.

Почему для входящих цветовых данных важен стандарт?

Стандарт ISO 15930 определяет условия создания и чтения файлов PDF/X в приложениях для надёжного обмена допечатными данными. Это нужно для того, чтобы дизайнер мог предоставить цифровой файл с предсказуемым результатом печати, а типографии и издательства получали качественные файлы, которые не нужно править и переделывать. Формат PDF/X разрабатывали с расчётом на простоту и дешевизну создания файлов.

Нужна ли калибровка моей цветопробной системе?

Да. Контрактная цветопроба — визуальная константа процесса, поскольку соответствует более жёстким допускам по сравнению с офсетной печатью. Для неизменно высоких результатов цветопробная система при калибровке должна обеспечивать полный цветовой охват — только так можно гарантировать стабильно воспроизводимое качество.

Почему так важны печатные формы?

Предсказуемая печать подразумевает стабильные печатные формы и формные процессы, а это зависит от правильно подобранной комбинации из экспонирующего устройства, пластины, процессора и проявителя. Печатная форма играет важную роль в утверждении цвета на тираж, поскольку именно от неё зависит повторяемое воспроизведение растровых элементов в пределах установленных допусков.

Почему так важны характеристики офсетных полотен?

Будучи центральным элементом офсетной печати, офсетное полотно требует тщательности при подборе, натяжении и очистке. Только так можно гарантировать качество печати, длительную работу и минимальные простои оборудования. Чтобы вывести качество печати на принципиально новый уровень, необходимо полотно, которое в состоянии обеспечить хорошую приводку при точном воспроизведении растровых элементов.

Насколько важны расходные материалы и техобслуживание?

Эффективные и систематические процедуры по эксплуатации и техобслуживанию оборудования — залог стабильности производства, а достижение наилучших результатов невозможно без стандартизированных материалов. Комплекс расходных материалов должен представлять собой оптимизированную систему (краски, печатная химия, офсетные полотна, бумага и пластины).

Какое влияние оказывает бумага?

Ключевое влияние на качество печати оказывает именно бумага. Причём восприятие качества зависит от её визуальных (глянец, яркость, непрозрачность) и тактильных (жёсткость, гладкость) свойств. Не менее важен для воспроизведения цвета совокупный эффект наложения краски на бумагу. Её поверхность и оттенок определяют достижимый цветовой охват, а воспроизведение цвета зависит от влияния бумажной поверхности на растискивание.

Есть ли экологический эффект от внедрения ISO 12647-2?

Любое повышение эффективности производства вследствие работы по стандартам сокращает не только издержки, но и влияние на окружающую среду — за счёт экономии бумаги, красок, расходных материалов, энергоносителей и выбросов углекислого газа.

Применим ли стандарт ISO 12647-2 к цифровой печати?

Некоторые ЦПМ способны воспроизвести колориметрические эталоны и эмулировать растискивание по стандарту ISO12647-2. Как минимум одна цифровая типография уже подала заявку на сертификацию. Но данный стандарт создавался для офсетной печати, и сертификация проводится исключительно для этой технологии. Сейчас рабочая группа ISO TC 130 WG3 работает над отдельным стандартом для цифровой печати, призванным осветить такие аспекты, как передача данных, материалы, достижимый цветовой охват, стабильность цвета при печати тиража и визуальное сравнение со стандартом 12647-2. Новая серия стандартов будут доступна в 2012/2013 гг. под маркировкой ISO 15311. (Более подробную информацию см. в выпусках Fogra Extra № 23, 25 по стандартизации цифровой триадной печати, которые можно загрузить на www.fogra.org.)

Словарь и базовые понятия цвета

CMYK. Триадные цвета: голубой (Cyan), пупурный (Magenta), жёлтый (Yellow) и чёрный (blacK).

ECI (European Colour Initiative). Группа, работающая над аппаратно-независимой обработкой данных в цифровых издательских системах.

GRACoL (General Requirements for Applications in Commercial Offset Lithography). Американский стандарт воспроизведения цвета в листовом офсете с использованием сертифицированных по ISO красок и бумаги.

ICC (International Color Consortium). Международная организация, занимающаяся созданием рассчитанных на работу в системах управления цветом отраслевых профилей для допечатных форматов файлов, бумаги и печатного оборудования.

ISO (International Standardisation Organisation). Сеть национальных институтов стандартизации в 163 странах мира.

L*a*b* значения. Координаты любого измеренного цвета можно описать тремя точками: светлота L*, красно-зелёная ось a*, жёлто-синяя ось b*.

OBA (Optical Brightening Agents). Оптические отбеливатели добавляют к бумаге, чтобы визуально сделать её ярче. Они активируются УФ-излучением и УФ-спектром дневного света. Неэффективны при освещении с малым содержанием УФ-лучей (например, 2856 K).

RIP (растровый процессор). Переводит информацию из цифрового файла в массив подходящих для печати точек и линий.

Paperdam. Ассоциация поставщиков бумажной продукции, поддерживающих стандартизацию печати в сфере бумаги.

SID (Solid Ink Density). Красочная плотность плашки, описывающая, сколько вспомогательного света (основной фильтр) поглощает плашечный фрагмент цветовой шкалы при измерении работающим на отражение денситометром.

SOP (Standard Operating Procedures). Стандартизированные технологические операции.

SWOP. Спецификации для рулонной офсетной печати в США, опирающиеся на сертифицированные по ISO краски и бумагу.

TAC (Total Area Coverage). Суммарная площадь красочного покрытия. Определяется по % общей площади растровых элементов CMYK (тоновое значение) путём сложения величин для каждого цвета в самой тёмной области цветоделённой формы. Макс. значение красочного покрытия зависит от материала.

TVI (Tone Value Increase). Прирост тонового значения, также известный как растискивание. Физическое увеличение отдельных растровых точек в процессе формирования изображения, печати и впитывания краски бумагой (механическое растискивание), а также рассеивания света вокруг и под точками (оптическое растискивание). Комбинация этих факторов даёт фактический прирост тонового значения при печати.

Баланс по серому. Используется для объективной оценки цвета, поскольку глаз легко распознаёт любые отклонения при сопоставлении нейтральных оттенков и окраску нейтральных зон. «Серый» — визуальное восприятие объекта определённой светлоты без определённого оттенка или цветности. «Баланс» — комбинация триады, передающая при определённых печатных условиях серый цвет.

Воспроизведение серого (по ISO 12647-1/2010). Баланс по серому — параметр цветового пространства устройства; воспроизведение серого — параметр аппаратно-независимого цветового пространства CIELAB. Воспроизведение серого колориметрически оценивает нейтральность предварительно заданной комбинации оттенков CMY.

Вычитание из-под чёрного (Under Colour Removal, UCR). Сокращение количества триадных красок в тёмных, нейтральных зонах изображения с заменой на дополнительный чёрный. Обработка применима только к тёмным, нейтральным областям макета.

Глянец. Внешний вид поверхности бумаги, которую мы воспринимаем в большей или меньшей степени блестящей.

Гладкость или шероховатость. Параметр описывает поверхность бумаги, которая может быть ровной (гладкой) либо неровной (шероховатой), характеризуя её глянец. Зависит также от методики изменения — шероховатость по Бендсену в мл/мин или гладкость PPS в мкм. (Даже если измеренная по методике PPS бумага является шероховатой, она характеризуется гладкостью по PPS и наоборот при измерении по Бендсену.)

Добавление к чёрному (Under Colour Addition, UCA). Добавление хроматических цветов до нужного уровня плотности и глянца в тенях.

Замена серого компонента (Grey Component Replacement, GCR). Вместо триадной краски используется чёрная с ахроматическим эффектом. Определив комбинированный эффект наложения трёх красок, их заменяют одной чёрной. Если чёрной краски недостаточно для достижения нужной плотности, возможно возвращение триадных оттенков в самых тёмных областях (см. Добавление к чёрному).

Контраст оттиска. Результат сравнения показателя плотности в зоне 75% растра и 100% плашки того же цвета. Хороший контраст свидетельствует о способности печатного оборудования предотвращать заливание в тенях при сохранении высокой насыщенности плашек (плотности).

Контрольная полоса. Группа цветовых шкал для замеров.

Кривая цветоделения. Тоновое воспроизведение представляет собой совокупное влияние всех этапов техпроцесса на общий контраст при итоговом воспроизведении. Корректное воспроизведение шкалы с оттенками серого напрямую зависит от этих взаимоотношений и связанных с ними эффектов.

Липкость. Относительный показатель когезии красочной плёнки, определяющий силу сопротивления плёнки разделению между двумя быстро разъединяемыми поверхностями.

Непрозрачность. Способность бумаги препятствовать прохождению света; антоним «прозрачности». Напрямую связана с «просвечиванием» (не путать с «пробиванием», когда непрозрачность бумаги снижается под воздействием содержащихся в краске масел).

Оптическая плотность. Оптическая плотность красочной плашки определённого цвета.

Плотность (бумаги). Описывает компактность/сжатие бумаги (антоним «пухлости»).

Производственные печатные допуски. Допустимая разница между утверждённым тиражным оттиском и эталонным значением.

Растискивание. См. TVI.

Растр. Измеряется в линиях на дюйм (lpi) или линиях на сантиметр (l/cm). Количество линий из растровых ячеек на единицу длины. Для каждого сорта бумаги существует своя оптимальная линиатура растра.

Связанный с устройством профиль (device link). Формат такого профиля напрямую соединяет два цветовых пространства.

Таблицы характеристик. Сравнивают замеренные цветовые значения оригинала с цветовыми значениями в файле с данными.

Тоновое значение. Процент поверхности, покрытый краской одного цвета.

Треппинг. Эффективность, с который слой сырой красочной плёнки принимает нижележащий слой сырой красочной плёнки.

Увлажняющий раствор. Смесь химикатов и воды, не дающая принимать краску свободным от изображения зонам печатной формы.

Утверждённый тиражный лист (OK print/sheet). Производственный лист, выбранный в качестве эталона для тиража и соответствующий нужным допускам.

Цветовая разница ΔE. Метод сравнения цветов, измеренных в пространстве CIELAB. Согласно стандарту ISO 12647-2, разница в цветах основных плашечных тонов при сравнении с колориметрическими эталонами не должна превышать ΔE 5. Трёхмерная шкала учитывает расстояние между двумя цветами, но не принимает во внимание направления отклонения. Чем выше значение, тем больше разница между двумя замеренными оттенками.

Яркость. Метод отслеживания белизны целлюлозы. Характеризует отражаемость на синих длинах волн (400–500 нм). Сравнительные способы измерения белизны: ISO (C-illumination), D65-illumination, UV-cut, Tappi.

Основы цвета

Аддитивные цвета RGB (красный, зелёный, синий). Используются в цифровых камерах, сканерах, на экранах мониторов. В комбинации цвета RGB дают белый, а варьируя их относительную интенсивность, можно получить массу оттенков.

Субтрактивные цвета CMY + K (голубой, пурпурный, жёлтый и чёрный).

Используются при печати, когда восприятие цвета зависит от пигмента, который впитывает (отделяет) фрагменты видимого светового потока, давая желаемый оттенок. Теоретически, чёрный реально получить наложением трёх основных цветов, но из-за несовершенства пигментов к процессу добавили отдельную чёрную краску. Наложение (треппинг) цветов даёт производные оттенки.

Субтрактивные цвета CMY + K и аддитивные цвета RGB

Субтрактивные цвета CMY + K (голубой, пурпурный, жёлтый и чёрный) и аддитивные цвета RGB (красный, зелёный, синий). Источник: Sappi

Описание цвета. Для восприятия цвета необходим источник освещения, объект и наблюдатель. Если один из компонентов меняется, вместе с ним может измениться и восприятие цвета. Все три компонента были измерены и стандартизированы для описания и расчёта цветовых характеристик в системе 1976 CIE L*a*b* (или CIE Lab).

Рабочие этапы при цифровом воспроизводстве тонов

  1. Растровый элемент Цифровой PDF-файл содержит все оттенки в виде тоновых процентных величин от 0 до 100%, соответствующих определённой растровой структуре.
  2. Реализованный в RIP механизм растрирования создаёт битовое (растровое) отображение файла. При конвертации файла RIP считывает заданные в файле процентные значения и формирует структуру из растровых элементов, каждый из которых соответствует процентному значению оттенка. Так, величина в 50% означает, что 50% растрируемой площади будет заполнено растровыми элементами или хаотично расположенными точками (FM).
  3. Растровую структуру переносят на печатные формы и цветопробы, где растровые элементы, как правило, формируются с помощью струйных технологий.
  4. Печатная машина наносит краску на растровые элементы печатной формы. Оттуда краска попадает на офсетное полотно и, наконец, на бумагу.

Основные положения

Зачем нужна стандартизация?

Стандартизация многокрасочной печати экономит время и средства, повышает качество продукции. Стандарты служат языком общения между всеми заинтересованными сторонами бизнеса. Стандартизация положительно влияет не только на внутренние техпроцессы, но и на взаимодействие типографии, заказчика печатной продукции и дизайнера. Стандарты, измерительные устройства, методики контроля качества и стандартные технологические операции обеспечивают прозрачный контроль производства, повышают надёжность и эффективность, способствуют снижению издержек предприятия. Стандарты — основа предсказуемых и сопоставляемых результатов, не зависящих от устройства вывода и его местоположения.

Эффективное управление процессами подразумевает измерение предварительно заданных переменных и сравнение результатов их вывода со стандартами — в этом случае можно откорректировать любые отклонения от оптимальных значений. Каждый этап полиграфического техпроцесса включает множество переменных, способных привести к цветовым отклонениям.

Утверждение цвета и приёмка готового печатного тиража зависят от качества печатного оборудования, допечатной подготовки, спецификаций и рабочих отношений между типографией и клиентом. Внедрение основанного на рекомендованных методиках работы производственного техпроцесса даёт положительный эффект по всей цепочке формирования ценности.

Преимущества стандартизации для бизнеса

  • Практика показывает, что стандартизация положительно влияет на бизнес сразу по нескольким направлениям.
  • Довольные клиенты. Меньше жалоб — меньше сопутствующих издержек (перепечатки, компенсации, отказы от оплаты).
  • Высокое мнение клиентов о «ценности бренда» типографии. Стандартизация помогает удержать существующих заказчиков и привлечь новых.
  • Повышение качества получаемых от клиента файлов и эффективности обработки заказов.
  • Чёткие инструкции для допечатного отдела по созданию корректных печатных профилей.
  • Сокращение отходов, благодаря стандартизированным цветопробам, упрощающим и ускоряющим выход на цвет при приладке.
  • Общее снижение производственных издержек (экономия времени, материалов, энергии).
  • Ускорение печати. Меньше внеплановых остановок печатного оборудования. Экономия на издержках при остановках машины из-за невозможности попасть в цвет плюс на потенциальном перевыводе печатных форм и/или распечатке более дорогостоящей цветопробы.
  • Более стабильная печать от тиража к тиражу, независимо от смены и предприятия. Оптимизация управления процессами, сокращающая зависимость от субъективных оценок и характерных для отдельных печатников вариаций.
  • Прозрачность процесса в целом (и потенциальных отклонений) повышает уровень уверенности, внешней и внутренней компетентности. Инструменты для более оперативного анализа проблем и предотвращения аналогичных ошибок в будущем.
  • Экологические преимущества — любое повышение эффективности производства идёт на пользу экологии. Так, пониженный расход краски не только сокращает издержки, но и снижает углеродный след предприятия.
  • Углублённое понимание особенностей процесса и влияния материалов на конечный результат. Точки и степень повышения эффективности могут варьироваться, поэтому перед внесением любых изменений рекомендованы замеры текущих ключевых показателей эффективности — для отслеживания реального эффекта.

 

Ключевые показатели эффективности

PrintCity даёт следующее определение ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators, KPI) для измерения преимуществ стандартизации: они помогают в диагностике текущих показателей и мониторинге процесса оптимизации производства.
Источник: PrintCity

Ценят ли стандартизацию заказчики печатной продукции?

PrintCity и f:mp опросили немецких дизайнеров и заказчиков печатной продукции, чтобы выяснить, какими они видят преимущества работы с сертифицированными типографиями. Свыше 50% респондентов позитивно оценили такое сотрудничество.

Преимущества стандартизации

Преимущества стандартизации

Три ключевых преимущества, названных заказчиками печатной продукции: повышение качества и стабильности, меньшее количество ошибок
Исследование
PrintCity/f:mp 2011

Преимущества стандартизации

Большинство опрошенных заказчиков печатной продукции предпочитают сертифицированные типографии, а сам сертификат служит достаточной гарантией уверенности в новом партнёре.
Исследование
PrintCity/f:mp 2011

Стандарты, спецификации и сертификация

Стандарт представляет собой согласованный сторонами и одобренный уполномоченной организацией документ, содержащий правила и руководства для постоянного, повторяющегося применения в конкретных условиях. Предложенный в 1996 г. стандарт многокрасочной печати ISO 12647-2 рассматривает управление процессом создания цветоделённых растровых форм, цветопроб и тиражных оттисков для листового и рулонного офсетного производства. Стандарт определяет входные данные и способ их преобразования в печатные формы, а затем в краску на бумаге.

Не являясь стандартами по сути, печатные спецификации служат руководством и базой для работы с ними. Две самые важные печатные спецификации — немецкая Fogra 39 (применяется в PSO) и GRACoL от американской IDEAlliance. Обе содержат стандартные параметры, основанные на интерпретациях стандарта ISO 12647-2, а также документацию, инструменты и требования для соответствия спецификациям. При этом у каждой особый подход к калибровке печатного оборудования и метрикам.

Сертификация — письменное подтверждение со стороны уполномоченной организации, свидетельствующее, что услуги, производственные процессы либо продукты компании протестированы на соответствие конкретному стандарту (стандартам). Часть заказчиков печатной продукции уделяет особое внимание сертификации, будучи заинтересованными в более формальном и прозрачном контроле качества и стабильности. При этом актуальный стандарт ISO 12647 не предусматривает утверждённого метода сертификации. В результате сертификацию по стандарту ISO 12647 сейчас проводят в частном порядке (зачастую в рамках национальных программ), а результаты такой сертификации в той или иной мере признаёт всё мировое сообщество. При этом налицо серьёзные отличия в требованиях, критериях, тестировании, аудите и пр.

Стандартизация  многокрасочной печати *

Цифровые технологии упростили и ускорили офсетные техпроцессы. Но цифровая производственная цепочка становится источником множества потенциальных причин для цветовых и прочих отклонений. Для корректного внедрения и реализации техпроцессов цифровые технологии требуют ужесточения дисциплины — только тогда можно рассчитывать на стабильно высокие результаты. Источник: WOCG

Ключевые контрольные параметры печатного стандарта

1. Баланс цвета/серого. Соотношение между триадными красками — важнейший фактор попадания в цвет на тираже. Человеческий глаз необычайно чувствителен к влияющим на цветовой баланс техническим отклонениям — особенно в средних тонах. Колебания растискивания для триады — основная причина нарушения баланса при печати.

2. Растискивание (TVI). Представляет собой разницу в теоретической (допечатная подготовка) и фактической площади красочного покрытия. Складывается из механических и оптических факторов. Механическое растискивание (увеличение размеров растровых элементов) имеет место при переносе отдельных точек с печатной формы на офсетное полотно и с полотна на бумагу. Зависит от особенностей вывода форм на CTP, краски и увлажняющего раствора. Оптическое растискивание объясняется рассеиванием света на границе между краской и поверхностью бумаги. Растискивание — разница в тоновом значении между цифровыми и отпечатанными данными. Так, 50% поле на отпечатке превратится в 65%. Поддержание стабильного растискивания при триадной печати — залог достижения нужных результатов. При чрезмерном разбросе между отдельными цветами разницу необходимо компенсировать во время вывода форм.

3. Суммарная красочная плотность (SID). Влияет на общий контраст изображения и, в меньшей степени, на баланс в тенях. В ISO 12647-2 эталонные значения для плашек CMYK выражены в значениях L*a*b*. Соответственно, стандартные параметры теней необходимо перевести в эталонные параметры плотности оттиска.

Измерительные приборы и ПО

Денситометрические измерения напрямую связаны с толщиной красочного слоя и позволяют точно и реалистично контролировать толщину красочной плёнки по зонам. Пока измерение плотности остаётся единственным способом контроля краски. Спектрофотометр измеряет отражение света для всего диапазона видимых световых волн, обеспечивая точность определения и анализа цветов — поэтому применение этих приборов в процессе стандартизации является обязательным условием. С помощью спектрофотометров создают ICC-профили для мониторов и печатного оборудования, замеряют контрольные шкалы и цветовые отклонения между цифровой цветопробой и печатным листом. Их можно использовать в качестве денситометра, пересчитывая результаты в показатели плотности. Печатники замеряют сырой оттиск, тогда как контроль качества требует замеров по сухому. Разница при этом небольшая, но достаточная для потенциальных претензий.

Основные факторы, влияющие на качество

И в условиях стандартизированного процесса на цвет влияет множество переменных. Цвет может колебаться от тиража к тиражу и даже в процессе печати одного заказа — в зависимости от краскоподачи на плашках, растискивания и треппинга, изменений в балансе краски и воды, отличий в запечатываемых материалах. Даже при стандартных условиях с минимальными отклонениями практически невозможно идеально точно воспроизвести конкретный набор основных параметров. Это объясняется типовыми производственными допусками и неизбежной разницей в печатном оборудовании, красках, бумаге. И с этим приходится мириться. Основные производственные параметры, напрямую влияющие на визуальные характеристики изображения: последовательность наложения красок, печатная машина, краски, запечатываемый материал, растр, печатная форма. Вторичные параметры, косвенно влияющие на изображение: скорость, увлажняющие растворы, добавки, рубашка цилиндра, офсетные полотна, баланс краска/вода, настройки валиков, толщина красочной плёнки, треппинг, температура и влажность.

Некоторые из самых важных условий.

Входящие файлы PDF/X. ISO 15930 определяет принципы создания и чтения файлов PDF/X в приложениях для надёжного обмена допечатными данными. Это нужно, чтобы дизайнер мог предоставить цифровой файл с предсказуемым результатом печати, а типографии и издательства получали качественные файлы, которые не нужно править и переделывать. Формат PDF/X разрабатывали с расчётом на простоту и дешевизну создания файлов.

Цветопроба. Задача цветопробы — эмулировать результат печати для внесения нужных изменений в изображение. Контрактная цветопроба — визуальная константа процесса, поскольку соответствует более жёстким допускам по сравнению с офсетной печатью. Для неизменно высоких результатов цветопробная система при калибровке должна обеспечивать полный цветовой охват — только так можно гарантировать стабильное воспроизводимое качество.

Печатные формы и их обработка. Предсказуемая печать подразумевает стабильные печатные формы и формные процессы, а это зависит от правильно подобранной комбинации из экспонирующего устройства, пластины, процессора и проявителя. Печатная форма играет важную роль в утверждении цвета на тираже, поскольку именно от неё зависит стабильное воспроизведение растровых элементов в пределах установленных допусков.

Печатная машина. Оборудование необходимо правильно настраивать и обслуживать, периодически замеряя для проверки на соответствие допускам. Для соответствия стандарту печатную машину необходимо калибровать. При калибровке принимают во внимание все влияющие на итоговый результат переменные. Задача — обеспечить стабильную печать в соответствии со стандартом и допусками, добившись выдачи определённых эталонных значений. В идеале предприятие работает с единым для всех печатных машин профилем при условии, что всё печатное оборудование поддерживает общий диапазон допусков.

Офсетные полотна. Центральный элемент офсетной печати, требуют тщательности при подборе, натяжении и очистке. Только так можно гарантировать качество печати, длительную работу и минимальные простои оборудования. Чтобы вывести качество печати на принципиально новый уровень, полотно должно обеспечить хорошую приводку при точном воспроизведении растровых элементов.

Бумага. Ключевое влияние на качество печати оказывает именно бумага. Причём восприятие качества зависит от её визуальных (глянец, яркость, непрозрачность) и тактильных (жёсткость, гладкость) свойств. Не менее важен для воспроизведения цвета совокупный эффект наложения краски на бумагу. Её поверхность и оттенок определяют достижимый цветовой охват, а воспроизведение цвета зависит от влияния бумажной поверхности на растискивание.

Краски и увлажнение. Для оптимальных результатов и соответствия цвета, прозрачности, толщины красочной плёнки нужным значениям рекомендуются краски, совместимые со стандартом ISO 2846-1. В нём указаны спецификации цвета (L*a*b*) и прозрачности для триадных красок. Обратите внимание на правильный подбор красок и увлажняющего раствора, учитывающий особенности печатного оборудования, бумаги, уровня изопропилового спирта и качество воды.

Техобслуживание и расходные материалы. Эффективные и систематические процедуры по эксплуатации и техобслуживанию оборудования — залог стабильности производства, а наилучших результатов не достичь без стандартизированных материалов. Все расходные материалы должны представлять собой оптимизированную систему (краски, печатная химия, офсетные полотна, бумага и пластины).

Внедрение на практическом примере

Чтобы лучше понять практические аспекты оптимизации процессов, стандартизации и сертификации, участники проекта PrintCity изучили пример листовой типографии Hammesfahr. Внедрение на предприятии проходило в три этапа.

Аудит техпроцесса и действия по оптимизации. Процедуры по изучению входящих данных; профилирование и калибровка цветопробной системы и мониторов по ISO 12646; проверка техобслуживания и настроек CTP-системы; тестирование работы печатной машины; оценка измерительных устройств и их калибровки; оценка знаний и информированности персонала по правильной работе с ПО и оборудованием; прозрачность техпроцессов и чёткость информирования по ним.

Персонал типографии Hammesfahr
Персонал типографии Hammesfahr с сертификатом PSO.
Фото: Hammesfahr

Этапы оценки качества печати. Тестовая печать с линейно выведенных форм — основа для оценки кривой печатных характеристик. Замеры сырых и сухих оттисков. Внесение корректив в калибровку и перепечатка с новой кривой. Повторные замеры для проверки соответствия красочной плотности и растискивания стандарту ISO 12647-2. Иногда для получения удовлетворительных результатов по кривой необходимо несколько тестов с внесением правок.

Сертификационная печать. Повтор предыдущего этапа, но в соответствии с инструкциями сертификационной организации.

Берём под контроль утверждение тиража и приладку

Хотя утверждение тиража и приладка не являются неотъемлемой частью стандартизации, оба этапа важны для любой типографии. Оперативное утверждение цвета — результат командной работы. Важна и подготовка поступающего на печать заказа. Для утверждения тиража используют инструменты измерения цвета. При этом часто недооценивают человеческий фактор — субъективное и варьирующееся восприятие цвета, понимание и ожидания плюс различные условия просмотра у клиента, агентства и типографии. Использование стандартизированных методик работы при приладке способно существенно повысить эффективность.

Слагаемые успеха

  1. Отправной точкой станет эффективный аудит техпроцессов. Рекомендовано привлечение сторонних экспертов.
  2. Создание комплексной стратегии промышленного производства, включающей стандартизацию, управление процессами и утверждённые методики работы по всей производственной цепочке.
  3. Оценка продуктивности с помощью ключевых показателей эффективности и отслеживание положительных результатов стандартизации.
  4. Проверка мотивации, подготовки и информированности персонала на предмет правильной эксплуатации ПО и оборудования, прозрачности методик работы и знакомства с ними.
  5. Внедрение соответствующих измерительных решений для стабилизации каждого этапа техпроцесса. Измерительные инструменты дают точные результаты только при условии регулярной калибровки с соблюдением рекомендаций производителя.
  6. Эффективное техобслуживание и правильная настройка — залог корректной работы оборудования и неотъемлемое условие стабильного производства.
  7. Понимание влияния расходных материалов (краска, бумага, офсетные полотна и пр.) и подбор оптимальной комбинации для достижения стандарта. При смене расходных материалов печатная машина требует повторной калибровки. Стандартизированные расходные материалы дают наилучшие материалы и должны представлять собой оптимизированный комплекс.
  8. Новые кривые печатных форм внедряют только по результатам контролируемых данных и корректных условий печати. Не меняйте кривые печатных форм для компенсации неудовлетворительного состояния печатной машины.
  9. Ключ к достижению нужного качества и стабильной продуктивности — регулярная оценка печатного оборудования. Для поддержания стабильности важна систематическая проверка параметров печатной машины и экспонирующего устройства. Проводят её также после техобслуживания и смены расходных материалов, способных повлиять на производство.
  10. Изменения всего в одной переменной печатного производства могут сказаться на цвете и/или производительности. Не меняйте больше одной переменной за раз. При одновременной замене нескольких компонентов восстановить контроль над процессом будет гораздо сложнее.

Продолжение следует...

Стандартизация  многокрасочной печати *Библиография, контакты, дополнительная литература

«Best Practice Tool Box» (Набор практических руководств по эффективной организации работы)
WOCG (Web Offset Champion Group), wocg.info

«Communicating Your Colour Needs» (Обсуждая ваши цветовые запросы)
Julie Shaffer (Джули Шеффер), Centre Imaging Excellence, GATF

«Color Managing Premedia Production» (Управление цветом на этапе премедиа)
Michael Robertson (Майкл Робертсон), RIT, GATFWorld

«Creating Print Standards» (Создавая стандарты печати)
Don Hutcheson (Дон Хатчесон), 2005

«Guidelines & Specifications 2007» (Стандарты и спецификации 2007)
IDEAlliance

«Digital Color Management, Principles and Strategies for the standardized Print Production» (Цифровое управление цветом, принципы и стратегии стандартизированного печатного производства)
Homann, Spinger 2009

«HOW TO — A step by Step Guide to Calibrating, Printing & Proofing by the G7 Method» (Практическое пошаговое руководство по калибровке, печати и цветопробе по методике G7)

IDEAlliance
«Nine Steps to Effective and Efficient Press Oks» (Девять шагов к быстрому и эффективному утверждению тиражей)
Diane J. Biegert (Диане Дж. Бигерт), GATF Press 2002

«Process Controls Primer» (Главное в управлении техпроцессами)
Josef Marin (Джозеф Марин), PIA/GATF 2005

«Process Standard Offset» (Стандартная многокрасочная офсетная печать)
Руководство подготовлено bvdm. В 2012 г. вышла переработанная версия

«PDF/X Frequently Asked Questions» (Часто задаваемые вопросы по PDF/X)
Global Graphics Software Limited, Martin Bailey (Мартин Бейли), 2005/2010

«Standard viewing conditions for the Graphic Arts» (Стандартные просмотровые условия в полиграфии)
Richard W. Harold (Ричард У. Гарольд), David Q. McDowell (Дэвид Макдауэлл), GATF 1999

«Testing and Selecting Paper» (Тестирование и подбор бумаги)
UPM

Участники проекта PrintCity

  • Fujifilm Europe, Хироки Чимура и Виланд Шварц
  • GMG Color, Нильс Готтфрид
  • Hammesfahr, Клаус Валет
  • manroland, Андреас Лоренц
  • Sappi, Йоуни Мартила, Хан Хаан
  • Sun Chemical, Бернхард Фритц (куратор проекта)
  • Джон Адкин, Детлеф Траутевайн
  • Trelleborg, Мануэла Ре
  • UPM, Герд Карл, Питер Ханнеман
  • PrintCity, Найджел Веллс (менеджер проекта и редактор)

В работе также принимали участие

  • bvdm, Карл Майкл Майнеке
  • DSL, Алекс Дорт, Йорг Шмитт
  • f:mp (Fachverband Medienproduktioner), Рюдигер Маасс
  • Global Graphics, Мартин Бейли
  • homann colormanagement, Ян-Питер Хоманн
  • HutchColor, Дон Хатчесон
  • IDEAlliance, Джо Фацци
  • RCC Consultants, Рикард и Йауме Касальс
  • RIT School of Print Media, Роберт Чанг
  • Techkon, Альбин Баранаускас
  • UNIC France, Паскаль Жинжун
  • Welsh Centre for Printing and Coating, Swansea University, Тим Клейпол

Полезные ссылки

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ничего не найдено.


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40