Обстоятельства
В моём распоряжении — десятилетний опыт консультаций в области качества цветной печати и цветовой калибровки в RealColor.ru.
Опыт ведения печатного бизнеса значительно меньше: всего год в небольшом печатном салоне. Из техники у нас — Xerox Color 550 для офисной полиграфии и Epson Stylus Pro 9900 для печати фотографий большого формата. Плюс типовой набор послепечатного оборудования. Мы выпускаем визитки, листовки, брошюры, плакаты, фотографии.
В Москве вряд ли удастся найти хотя бы квадратный километр территории, на котором нет пары таких бизнесов. Конкуренция большая, привлекать клиентов низкой ценой нет ни желания, ни возможности — всё равно с владельцами «Айдженов» и «Индиг» не поспоришь. Поэтому основные клиенты — местные фирмы, расположенные в нашем офисном центре. Им удобнее обращаться к нам, даже если это стоит несколько дороже. Большинство заказов мы выполняем быстро, готовы закрывать глаза на мелкие погрешности в допечатной подготовке, да и качество печати у нас выше среднего.
Но офисный центр — рынок ограниченный и непостоянный. Хочется получить выход на московский рынок, а лучше — на общероссийский. Продукт для этого у меня есть — фотокниги. Дело постепенно развивается, появляются заказчики из регионов. За год от нас никто не ушёл разочарованным, от половины заказчиков мы слышим слово «вау!». Впрочем, речь не об этом.
Именно в связи с изготовлением фотокниг появилась мысль о принтере, который печатает на любой поверхности. Мы научились делать очень неплохие обложки из различных материалов — металлизированных, бумаги «под лён», имитации кожи. Но наносить на эти обложки изображения не умеем, поскольку наши принтеры не печатают на толстых цветных материалах. В связи с этой задачей я и вспомнил о Mimaki UJF-3042FX — настольном принтере на УФ-отверждаемых чернилах с белилами и лаком. Он мог бы печатать прямо на обложках фотокниг. Но покупать такой принтер только для одной задачи — безумие: не те у нас объёмы производства. Поэтому идея была задвинута в дальние углы подсознания. Но если она там и дремала, то не очень крепко…
Желания
Приятней всего продавать услуги, на которые можно назначить хорошую (для себя) цену. А по поводу недовольства потенциального заказчика подумать (но не сказать вслух!): «Попробуйте найти в другом месте»… и через пару дней обсуждать с этим человеком детали заказа (но уже не цену). Чтобы так работать, нужно предлагать то, что заказчику хочется получить, но чего нет у других. А для этого необходимо редкое и хорошее оборудование. А любое хорошее оборудование очень быстро появляется у других и перестаёт быть редким.
И идея обзавестись принтером на УФ-отверждаемых чернилах опять всплыла — вместе с надеждой, что это позволит быть непохожим даже на конкурентов, его имеющих. Практически любые материалы для печати (включая очень толстые и цветные), выборочная лакировка, текстуры и объёмные буквы, возможность произвольного и многократного наложения слоёв белил, лака и цветных чернил — всё это создаёт море вариантов, ограниченное только фантазией и форматом печати.
И тут случилось чудо — мне удалось «вписаться» в совместный проект российского дистрибьютора Mimaki компании «Русском ПраймТех» и журнала Publish, в рамках которого различное оборудование оценивается в реальных производственных условиях. Так в моём офисе появился принтер на УФ?отверждаемых чернилах – пока на три месяца.
Введение в новую технику
В моей немалой практике общения с принтерами (приходилось настраивать устройства, печатающие на бумаге, ткани, металлу, дереву, пластику) таких пока не было. Поэтому доставку и установку ждал с определённым любопытством. Но ничего выдающегося не случилось.
Самым сложным оказалось внести его в офис. Нескромные габариты принтера мало связаны со скромным форматом печати. Он реально большой — 120×120 см, т. е. занимаемая им площадь в 12 раз больше запечатываемой. Высота — чуть больше 80 см. Советую будущим покупателям проверить размеры всех дверей, лестничных клеток и лифтов. Во время переноски я не раз представлял, как мне придётся ломать дверной проём или втаскивать принтер через окно второго этажа. Но совместная русско-таджикская смекалка и упражнения на геометрические преобразования помогли избежать экстремального развития событий.
Запуск принтера производили два инженера из «Русском ПраймТех». Их вводная лекция прошла в стиле «ликбеза», что вполне оправдано, ведь среди покупателей настольного Mimaki много начинающих компаний, вообще не имеющих представления об УФ-печати. Нам подробно рассказали о том, что с принтером делать нужно, а также предупредили, чего ни в коем случае делать нельзя – во избежание поломки дорогого аппарата (что действительно может случиться, если правилами пренебрегать). В программу обслуживания входит троекратное (каждый день) встряхивание белого картриджа, ежедневная протирка некоторых внутренних частей, eженедельная замена воздушных фильтров, редкая смена охладающей жидкости. По необходимости — непривычные и несколько пугающие меня манипуляции с «дамперами», «вайперами», «продувками» и «прокачками». Приблизительный смысл этих слов я знал, но, как счастливый владелец работающего на водных чернилах Epson, с такими вещами не сталкивался. Слушал внимательно, но всё не запомнил, надеясь, что эти процедуры описаны в руководстве. При этом подозревал, что разработчики Mimaki не предполагали, что владельцу принтера придётся выполнять такие работы. И… оказался прав: в руководстве пользователя (переведённом на русский язык специалистами поставщика) описания этих действий не было.
В программу запуска должен был войти визит технолога, которому предстояло обучить нас работе с принтером и растровым процессором, а также рассказать об особенностях печати на различных материалах. Но нетерпение было столь велико, что я решил самостоятельно поработать с принтером, руководствуясь здравым смыслом и советами инженеров. После накопления некоторого опыта должны появиться действительно важные вопросы, которые можно задать технологу. Пока берегу эту возможность для будущего.
Начало работы
Самое приятное за первые 4 недели эксплуатации — ничего ужасного с «железом» не произошло. Заниматься продувками и прокачками не пришлось. Дюзы в печатающей головке забиваются не чаще, чем в обычном струйнике, и прочищаются штатной операцией «Clear». Возможно, именно благодаря страшным предсказаниям никаких бед не случилось: рекомендации встряхивать картридж с белыми чернилами и регулярно вытирать парковочную площадку мы выполняем. В перспективе придётся решать проблему вентиляции — при непрерывной печати принтер издаёт лёгкий запах. Для производственного помещения некритично, но в офисе это удовольствия не доставляет.
На данном этапе самое большое неудобство доставляет ПО. Логика работы штатного растрового процессора отличается от моего представления о работе со спеццветами (белила и лак). Легко реализуются только простые замыслы: запечатать белыми чернилами и/или лаком всё изображение либо активные (отличающиеся от 0/0/0/0) участки. Как только нужна выборочная лакировка или нанесение белых чернил, приходится пританцовывать с бубном: для каждого прохода белыми чернилами или лаком требуется отдельный файл, который отдельно загружается в RIP, отдельно настраивается и отдельно печатается. Из этого следует основная концептуальная проблема этой программы: я не могу чётко разделить этапы допечатной подготовки файла (когда дизайнер определяет, где какой должен быть цвет, где лак, где белила) и этап печати (когда печатник должен загрузить материал и отправить задание на печать, не думая, что внутри файла). Теперь печатник частично выполняет функцию дизайнера (точнее, повторяет его работу). Увы, печатник у меня (подозреваю, и у многих других) подобной квалификацией не обладает. Пока печатью занимаюсь сам, а потом нужно будет придумывать формальную систему описания задания, чтобы у печатника было как можно меньше возможностей для ошибки.
Но в целом с принтером мы освоились. Если бы у нас ещё было вдоволь готовых заказчиков на его отпечатки… Но пока их почти нет. Все знают, что такое «А4, 120 г/м2, 4+4» и для чего это нужно. Чуть меньше клиентов, которым нужен «логотип на авторучки/флэшки в один/два/три цвета». Но тогда мы вернёмся к началу: такое есть у всех, а конкурировать придётся с тампопечатниками и трафаретчиками, на стороне которых — отлаженные технологические процессы, дешёвая рабсила и малобюджетные помещения в подвалах промышленных зданий. Поэтому хочется найти клиентов, которым нужно то, что другие предложить не могут.
Мы решили начать с визиток — возможность печатать на бумаге любого цвета в сочетании с выборочной лакировкой кажется очень привлекательной. А ещё к нам обратились импортёры некоего оборудования, которым требовался особенный сертификат для их дилеров. Но об этом расскажу в следующий раз…
Об авторе: Андрей Лыгун – консультант в области качества цветной печати, руководитель студии печати Rcprint.ru.