Немного о его возможностях
Вряд ли есть смысл рассказывать о характеристиках и свойствах УФ-отверждаемых чернил. Упомяну только один случай, подчёркивающий, что к тестированию отпечатков на нестандартных материалах нужно относиться серьёзно. Первый опыт печати на стекле был вполне успешным — даже без специального праймера (только тщательная очистка поверхности) чернила держались вполне надёжно — для их удаления приходилось использовать металлический скребок. Во втором случае (и тоже без праймера) произошёл конфуз: сплошная запечатка глубокого чёрного цвета выглядела достаточно прочной — тем более, что нам не нужна была высокая прочность (запечатанная сторона находилась на обратной от зрителя стороне стекла). А через неделю изображение просто отслоилось от стекла — без каких-либо усилий. Причину мы пока не выяснили…
Добавление в принтер белых чернил позволило печатать на материале любого цвета: вначале белыми чернилами, потом цветными. Если печатать на прозрачных материалах, сначала цветными, а поверх них — белыми. Их использование не всегда требует особой подготовки файла. В растровом процессоре есть два автоматических режима. Первый — запечатка белыми чернилами всего изображения. Второй — только «активных» пикселей (там, где значения CMYK отличаются от 0/0/0/0). Объекты, которые должны быть белыми (без цветной запечатки), можно обозначать в файле каким-либо смесевым цветом и назначать ему белые чернила. Часто мы поступали проще — окрашивали такие объекты в CMYK=0/0/1/0. RIP автоматически запечатывал их белыми чернилами, а мизерное количество жёлтого цвета было незаметным. Иногда (в зависимости от цвета запечатываемого материала) эффект даёт печать белыми чернилами в два слоя, но делать это приходится «вручную», создавая отдельный файл.
Прозрачные чернила принтер может наносить в двух режимах: матовом и глянцевом. При матовой печати капли полимеризуются сразу после попадания на поверхность. А для создания глянцевой поверхности печать ведётся с выключенной УФ-лампой. За несколько секунд не затвердевшие чернила выравнивают свою поверхность, а полимеризация выполняется следующим, отдельным проходом (цена за глянцевый гламур — увеличение времени печати). Прозрачные чернила можно нанести и в несколько слоёв. Это позволяет без труда создавать рельеф с глянцевой или матовой поверхностью. Как и для белых чернил, возможны два автоматических режима использования прозрачных чернил: запечатка всего изображения или только «активных» пикселей. А если нужно нанести на материал только прозрачные чернила (где CMYKW=0/0/0/0/0), то придётся создавать отдельный файл. По странной прихоти программистов сопоставить смесевой цвет в макете с прозрачными чернилами невозможно.
Дизайнеру — дизайнерово, печатнику — печатниково
В прошлый раз я упомянул о проблеме с передачей файлов от дизайнеру к печатнику. Некоторые сложные задания (в которых сочетается выборочное нанесение белых чернил с независимой лакировкой, да ещё в нескольких режимах) приходится формировать в несколько файлов. Первый описывает нанесение цветных чернил, второй — белых, третий/четвёртый — прозрачных. Печатник должен правильно собрать эти файлы в RIP, указав, в какой последовательности и в каких режимах их нужно печатать. Таким образом, дизайнер должен «разобрать» исходный макет на несколько файлов, а печатник — правильно его «собрать», основываясь на дополнительной информации от дизайнера.
Мы выработали простой способ передачи такой информации — прямо в названиях файлов приблизительно такого вида: 1-White.pdf, 2-ClearEmboss3.pdf, 3-CMYK.pdf, 4-ClearGloss.pdf. Число в начале имени означает номер прохода, следующая маркировка — режим печати: соответственно — белые чернила, три слоя бесцветных для создания рельефа, цветные, глянцевая лакировка. Печатнику не нужно внимательно настраивать каждый файл: в RIP созданы наборы параметров (в RasterLink они называются Condition) с нужными настройками и одноимёнными названиями.
Идеи и их воплощение
Наша визитка. Печать в три прохода. 1-й — водяные знаки «RСprint» из глянцевого лака; 2-й — цветное изображение; 3-й слой — рельеф из лака для усиления логотипа. Когда такую визитку держишь в руках, сочетание латексной поверхности TouchCover с рельефной запечаткой создаёт лёгкий «массажный» эффект — её не хочется выпускать из рук |
Печать визиток — самое очевидное применение нашего принтера. И здесь Mimaki настолько же превосходит обычный цветной принтер, насколько цветная печать — чёрно-белую. Любая дизайнерская бумага, любых фактуры и цвета, выборочная лакировка и создание рельёфа — всё создаёт новые возможности, но требует перестройки мышления дизайнера. Я даже фантазировал об изготовлении визиток из шпона ценных пород дерева или нефрита. В качестве проверки попробовал напечатать изображение на килограммовом куске камня. Результат впечатлял, но краска на камне держалась плохо — нужно подбирать праймер. Увы, на детальную разработку подобных экзотических идей времени уже не хватило…
До печати первой визитки несколько беспокоили способности принтера по формированию мелких букв. Всё-таки единственное доступное в растровом процессоре разрешение 720×600 dpi не слишком велико. Но проблем не возникло — самый мелкий шрифт, который имеет смысл использовать в визитках, отлично читается. Единственное, от чего пришлось отказаться, — лакировка мелких шрифтов. Блики на краях лакового слоя размывают буквы и делают их трудночитаемыми. Подчеркну: это не недостаток принтера, а объективное свойство лакового покрытия.
Следующая идея использования пришла от соседей по нашему зданию. Они попросили сделать сертификат вида «Компания… является официальным дилером …». Причём хотели получить «что-нибудь этакое», чтобы он отличался от соседних. Размышления привели к печати на стекле. Изюминкой стало использование двух стёкол. Одно (ближнее к зрителю) мы запечатали с двух сторон, второе — с одной. Получились три запечатанных поверхности, расположенных «бутербродом» на некотором расстоянии друг от друга. Результат — псевдотрёхмерное изображение без использования лентикулярных линз и без сопутствующего ухудшения резкости изображения. Развитием идеи может стать печать многослойных изображений на 3-4-х стёклах с разнесением объектов по разным планам, которые выглядят, как в прогнозе погоды на телеканале «Культура».
Романсы о финансах
Чтобы дать оценку финансовых возможностей Mimaki UJF-4032FX, приведу пару примеров.
За два месяца до конца года он не избежал праздничной тематики. Заказ — наклейка новогодних этикеток на 400 бутылок Chinzano. Речь не шла о получении нового клиента — он был бы нашим и с этикетками, напечатанными на Xerox. Но выборочная лакировка позволила поднять стоимость заказа вдвое — с 50 до 100 руб. за печать и наклейку этикетки на одну бутылку. На одном листе формата А3 помещалось 12 этикеток. Таким образом, принтер дополнительно приносил 600 руб. за запечатку одного листа А3, если сравнивать с печатью на Xerox. Правда, печать шла в 4 прохода: цвет, лак, ещё раз лак, закрепление; но в пересчёте на квадратный метр получилось 4800 руб.
Ещё один пример очень выгодного, но, увы, не сбывшегося заказа. Нужно было запечатать с двух сторон 300 флешек в виде визитных карточек. Согласованная с заказчиком стоимость одной — 370 руб. Стоимость незапечатанной — 220 руб. На столе принтера размещается 20 флешек. Итог — один проход принтера должен был принести 1500 руб., и это без лакировки и белил! Среди причин срыва заказа — и «вина» заказчика, и отсутствие у меня опыта. Через две недели после обсуждения цены и других условий заказчик сообщил, что макет будет готов вечером, а флешки нужны «самое позднее — послезавтра утром». Нельзя сказать, что его запрос был невыполним, — при наличии некоторого опыта печати на таком материале и, самое главное, нужного количества флешек. Но я не рискнул — опыта, как и флешек, у меня не было. И если первую проблему можно было решить на ходу, то найти нужное количество материала уже не получалось.
Моё оценочное суждение
По итогам трёхмесячной работы с принтером скажу, что времени и сил на его обуздание (разбирательство с растровым процессором и аппаратной частью) ушло немного. Потребность в прочистке печатающей головки возникала на удивление редко — даже не каждый день. И практически всегда дюзы восстанавливались после первой попытки. Знания о продувках, промывках, капах и демпферах не потребовались. А к особенностям растрового процессора вполне можно привыкнуть.
Более серьёзной проблемой стала для меня «раскрутка» принтера. Если вы начинаете с нуля, заказчиков нужно искать. Все знают, что такое «200 листовок на цифре, 4+4, 160 г/м2 за 1500 руб.» или «120×180 на баннере, 400 руб./м2», и всем это нужно. Но и желающих выполнить такую работу — полдюжины на каждый квадратный километр. Сложнее найти заказчиков на печать на чём угодно c лакировкой и рельефом. И в этот процесс нужно инвестировать — прежде всего, своё время и свои идеи. Сейчас мне кажется, что перспективней искать заказы на запечатку небольших изделий — достаточно маленьких, чтобы разместить на печатном столе несколько десятков. Тогда можно указывать цену в виде скромных «10 руб./шт.», мысленно пересчитывая её в приятные для себя «4000 руб./м2».
А если у вас есть готовые заказчики на печать с Mimaki UJF-4032FX, то проблем с его окупаемостью вообще не возникнет.
Об авторе: Андрей Лыгун – консультант в области качества цветной печати, руководитель студии печати Rcprint.ru.