Юрий Бохонов, исполнительный директор типографии «АПФ Алькор» (Москва):
Причин медленного развития офсетной УФ-печати немало. Начать с того, что техника для неё сложнее, чем для обычного офсета. Для сушек, особенно финальных, требуется очень мощная вентиляция: УФ-лампы включаются, когда уже есть необходимый поток воздуха, а в системе водяного охлаждения надо поддерживать циркуляцию. В случае остановки машины сушки должны мгновенно выключиться. Для правильной и надёжной работы всей этой системы необходима автоматика с большим количеством датчиков. В случае неисправности хотя бы одного из них возникают проблемы с работой машины вплоть до того, что её невозможно запустить. Соответственно, печатники и механики должны быть обучены всем этим особенностям работы.
Разумеется, более сложное оборудование окажется и более дорогим, с большими расходами на амортизацию. Дороже и расходные материалы: резина, химия, обрезиновка валиков. Основной дополнительный расход приходится на краску: она примерно в два с половиной раза дороже обычной офсетной. Краску, кстати, ещё надо подобрать — в зависимости от жёсткости воды. А между тем полиграфисты всегда просят поставщиков о снижении цен, поскольку их клиенты, в свою очередь, добиваются того же. Приходится экономить на всём.
Большая стоимость работы на УФ-машинах была бы приемлема, если бы не главная проблема — всё меньше заказов на материалах, которые требуют УФ-сушки. Ещё несколько лет назад было много рекламных заказов на невпитывающих материалах: пластике, фольгированном картоне и т. д. И большинство этих заказов были рекламными. Клиенты тогда не скупились на рекламу, а сейчас в неё не вкладывают столько денег. В секторе печати упаковки доля УФ-машин не падает, и даже новые типографии интересуются УФ-печатью для изготовления упаковки.
Всё это относится к листовым машинам. В рулонной печати количество машин с УФ-сушками растёт.
Борис Левицкий, заместитель генерального директора «Полиграфического комплекса Постпринт» (Москва):
Мы уже пять лет работаем с офсетной УФ-машиной. Вначале пытались чередовать на одной машине обычные масляные краски с красками УФ-закрепления. Однако в итоге перешли на УФ-печать, поскольку периодическая смена красок невыгодна. На процесс смывки каждый раз уходила пара часов, к тому же универсальные валики оказались гораздо менее износоустойчивыми, чем специализированные.
Плюсы УФ-технологии: сразу получаешь оттиски, готовые к дальнейшей обработке, в некоторых случаях удаётся обойтись без лакирования, поскольку краски достаточно устойчивы к истиранию. С другой стороны, УФ-лакирование в линию происходит без проблем, можно делать выборочное лакирование с точным совмещением и различными декоративными эффектами.
Но есть и минусы.
Из технологических минусов стоит отметить, что УФ-краски менее пластичны, к тому же бумага и картон под сушками пересыхают, в результате на сгибах образуются трещины как в краске, так и в меловальном слое. Мы боремся с этим эффектом, подбирали более гибкие краски, но всё равно на тёмных плашках имеются проблемы.
Второй минус тоже связан с технологией, но в итоге оборачивается повышенным расходом денег: УФ-печать более требовательна к климату в печатном цеху, поэтому придётся потратить деньги на кондиционирование, систему увлажнения, приточно-вытяжную вентиляцию.
Следующая проблема — колоссальное потребление электроэнергии: в два с лишним раза больше, чем обычная машина того же формата. Конечно, за это электричество придётся платить, но его ещё и получить надо: не у всякой типографии есть лимиты на такую мощность.
Наконец, играет роль стоимость оборудования и расходных. Машина для УФ-печати стоит на 20–30% дороже обычной. Краски дороже обычных в 2–2,5 раза. В полтора-два раза дороже стоят офсетные пластины, которые устойчивы к воздействию УФ-красок и химии. Но и они без прокаливания служат недолго: 30–35 тысяч оттисков. Если тираж длинный, приходится менять формы несколько раз, что означает потери самих форм, времени и материала на приладку.
Аркадий Костенко, генеральный директор компании «Хатбер-М» (Москва):
К сожалению, в России возможности УФ-печати используются далеко не полностью. По моему мнению — процентов на 10 от того, что демонстрируют на «длинных» машинах за рубежом. У нас же эта технология применяется, в основном, для печати по невпитывающим материалам и УФ-лакирования в линию.
Причины этого разные. С одной стороны, влияет человеческий фактор: даже не все дизайнеры умеют работать с белилами, не говоря о более изощрённых приёмах. С другой — для полноценной работы и получения разнообразных эффектов часто нужны специальные расходные материалы, которые к нам не завозятся (или их надо специально заказывать) — значит, придётся долго ждать доставки.
Помогите советом
Из результатов опроса ясно, что о преимуществах офсетной УФ-печати большинству полиграфистов известно. Главные препятствия, мешающие распространению этой технологии, — экономические: повышенная стоимость решения и малое количество заказов, которые могли бы оправдать это повышение. К сожалению, приток дорогих рекламных работ фатально зависим от общего состояния экономики: даже слухи о кризисе приводят к экономии, в первую очередь, на рекламных бюджетах.
Есть у этого способа печати и технологические проблемы, а кадров, которые эти проблемы умеют решать, не хватает. Поэтому полиграфистам очень пригодились бы практические примеры решения технологических проблем, характеристики расходных материалов для тех или иных задач, а также советы дизайнерам, а не очередное описание преимуществ и достоинств. Как-то пришлось даже услышать, что на УФ-машинах не может быть проблем с высыханием краски. Эх, если бы так и было на самом деле… — Ю. Захаржевский
Наталья Болдырева, начальник службы развития типографии «Линия График» (Москва):
Следует отметить, что при сложившейся в России экономической ситуации покупка офсетной УФ-машины — рискованный шаг.
Во-первых, это дорогое решение:
1. Дорого стоит сама машина.
2. Дорогие расходные материалы (в этом секторе рынка пока нет китайских предложений), начиная от пластин и заканчивая расходной химией для процесса печати.
3. Для качественного результата требуется большее разнообразие этих расходных материалов (конечно, уже появились универсальные краски для бумаги и пластика, но и результат при их использовании не идеален).
4. Больше потребление электроэнергии, а она, как известно, у нас не дешевеет.
5. Нет абсолютных стандартов на УФ-печать, т. к. их невозможно создать — результат зависит от конфигурации машины.
6. При печати на бумаге преимущества УФ-печати становятся не такими уж явными на фоне увеличения затрат, а при печати по невпитывающим материалам требуется очень высокая квалификация сотрудников, в том числе допечатного отдела — вопросы начинаются ещё на стадии дизайна.
Во-вторых, существуют проблемы с заказами, которые имеет смысл печатать на таких машинах. При этом надо помнить, что если ещё 10 лет назад УФ-технология была эксклюзивной, то сегодня в Москве и Петербурге — не менее 15 типографий с такими машинами, между ними уже есть конкуренция.
Сегменты, в которых на сегодняшний день УФ-офсет имеет смысл, — это, в первую очередь, упаковка, а также рекламная полиграфия и специализированные продукты (например, пластиковые карты).
В секторе рекламных продуктов сейчас наблюдается серьезное ценовое давление. Упаковочная печать считается наиболее стабильным сектором полиграфии, но в этом секторе своя проблема — серьезные финансовые риски. Большинство заказчиков упаковки настаивают на кредитовании со стороны типографий в виде приличных отсрочек платежей, а на это не все полиграфисты способны идти.
Сегодня типография, которая хочет заняться офсетной УФ-печатью, должна точно понимать, какие цели решаются приобретением этой техники и будет ли она загружена заказами.