Сразу отметим: количество новых моделей в этом году невелико, а появившиеся не демонстрируют прорывных решений. Идёт эволюционное улучшение существующих платформ, а революционные решения в формате B2 до России пока не добрались. Поэтому в нынешнем выпуске справочника мы не будем подробно останавливаться на деталях технологий, форматах, ассортименте материалов и т. п. — об этом можно прочитать в прошлогодней статье (Захаржевский Ю. Высшая лига цифровой печати // Publish № 10, 2012; http://www.publish.ru/articles/201210_20012906).
Рынок
Самая заметная новость, при этом со знаком «минус», — теперь в России не продаются печатные машины Kodak NexPress. Заметного действия на рынок это, правда, не окажет: их инсталляции можно пересчитать по пальцам одной руки, а последняя машина была запущена несколько лет назад.
Любопытная новость пришла из Швеции: в июле там заработал прототип цифрового киоска, основанный на печатном механизме Ricoh Pro C751. По сети киоск может скачивать и распечатывать около 200 наименований журналов, включая архивные номера.
С одной стороны, можно только порадоваться, что бумажные СМИ смогут противостоять электронным. Но, с другой стороны, такая форма продажи газет и журналов интересна для поставщиков техники, а для коммерческих типографий является конкурирующей. Похожие проекты время от времени возникают в книжной отрасли: планируется установить книжные печатные «киоски» в магазинах. Самый известный из них — Espresso Book Machine — базируется на относительно недорогих монохромном и цветном принтерах Xerox. Пока, однако, широкого распространения такие решения не получили.
Благодаря данным, предоставленным «IDC Россия», мы попытались разобраться со статистикой продаж ЦПМ в России в прошлом году. Конечно, следует понимать, что единицы измерения в данном случае не совсем сопоставимы: стоимость одной тяжёлой машины может превышать стоимость десятков лёгких ЦПМ. Но те, кто представляет себе продукцию данных производителей, по этим числам сможет оценить ситуацию. К сожалению, данные удалось получить не по всем машинам: некоторые поставщики не предоставляют информацию о продажах даже IDC.
Продажи ЦПМ в России за 2012 г. (по данным «IDC Россия»). Данных по продажам HP Indigo и MGI нет |
В 2012 г. на нашем рынке больше всего было продано машин производства Konica Minolta: две сотни устройств, которые мы отнесли к разряду ЦПМ. На втором месте по количеству — Xerox: продано 135 машин. Но среди них — мощные и дорогие iGen.
А.?Ванькевич: «Konica Minolta cконцентрировала усилия на тех аспектах, которые действительно важны для печатников» |
Менеджер по поддержке продукции «Коника Минолта Бизнес Сольюшнз Раша» Андрей Ванькевич считает результат прошлого года приятным, поскольку к нему стремились, но ожидаемым: «Konica Minolta cконцентрировала усилия на тех аспектах, которые действительно важны для печатников. Вместо разгона печатных механизмов до предельных скоростей компания уделила особое внимание надёжности и качеству печати. Машины удобны в работе, настройке и обслуживании. Разработан и очень хорошо продаётся контроллер печати, быстрый и простой в использовании. Всё это вместе — отличная база.
Не менее важно понимать местный рынок и работать на главных потребителей, сформировать адекватное ценовое предложение на “железо” и сервис. Похоже, у нас получилось: в среднем каждые два дня прошлого года в России продавалась одна ЦПМ Konica Minolta. Самой востребованной оказалась младшая модель bizhub PRO C6000L. Во многом благодаря ей мы оказались вверху списка за 2012 г. и надеемся удержать эту позицию в нынешнем году».
Не такая, как все
Konica Minolta bizhubPRESS C70hc уже неоднократно была объектом нашего внимания. На практике её используют те компании, которые хотят выделиться среди конкурентов — например, при печати фотокниг. Если же необходимо получить продукцию «как у всех», то возможна работа и в режиме обычной цифровой печати.
Захаржевский Ю. Q-зона // Publish № 7/8, 2013; http://www.publish.ru/articles/201307–08_20013086
Захаржевский Ю. Яркая сверхновая // Publish № 4, 2012; http://www.publish.ru/articles/201204_19906092
Захаржевский Ю. Konica Minolta bizhubPRESS C70hc // Publish № 9, 2011; http://www.publish.ru/publish/2011/09/19275840/
Кто есть кто
Вопрос о том, какие печатные устройства отнести к ЦПМ, а какие — к МФУ, мы рассматривали уже неоднократно. Постепенно ситуация проясняется. Например, в этот раз в таблице нет устройств Toshiba: теперь вы сможете найти их в «Справочнике покупателя», посвящённом МФУ формата А3.
Основные признаки, по которым проходит разделение, — это, конечно, месячная загрузка и скорость печати. Но есть и другие качества, которые позволяют даже не очень мощным принтерам претендовать на высокое звание печатной машины.
У Canon определить мнение производителя на принадлежность устройства к печатным машинам просто: они сами выделяют в своих линейках ЦМП, добавляя в название модели слово PRESS. Поэтому, например, Canon imageRUNNER ADVANCE C7260i/C7270i/7280i (с месячной нагрузкой 60 000 отпечатков) является МФУ, в то время как аппарат Canon imagePRESS C1+ с меньшей месячной нагрузкой оказался в числе ЦПМ — поскольку наличие пятого (бесцветного) тонера делает его интересным для коммерческого, а не офисного использования. С его помощью возможно создание эффекта лакирования.
Прозрачный тонер есть и в Xerox Color 800/1000, но в этом случае уже нет сомнений, что данная техника принадлежит именно к ЦПМ. На этих машинах можно делать даже рельефное лакирование с тактильными эффектами путём наложения прозрачного тонера в несколько слоев.
Расширенный цветовой охват Konica Minolta bizhubPRESS C70hc также выделяет её среди обычных листовых устройств с сухим тонером.
Ситуация с названиями у Konica Minolta не так проста: линейки PRO и PRESS определялись исторически и могут пересекаться. Например, в Европе продаются C7000 PRO и PRESS, с одинаковыми печатными модулями, но имеющие разные конфигурации для разных рынков. В России такого дублирования нет — у нас все эти машины называются PRESS. С моделью ЦПМ C6000L ситуация другая: она существует только в PRO версии. При этом модуль печати у неё такой же, как у моделей PRESS, отличается только прошивка, и комплектация у нее победнее, чем у моделей PRESS.
А вот у Ricoh все ЦПМ имеют индекс Pro: может быть, производитель намерен когда-нибудь выпустить ещё более промышленные машины?
«Тяжёлые» и «лёгкие» — что выбрать?
Андрей Горлов: «НР относит все свои машины Indigo press к тяжёлой печатной технике» |
Разбираясь с философскими вопросами о сущности ЦПМ, неминуемо сталкиваешься с понятиями «тяжёлая» и «лёгкая». Здесь ситуация тоже неоднозначна.
Директор по развитию департамента цифрового печатного оборудования «НИССА Центрум» Андрей Горлов разъяснил, что НР относит все свои машины Indigo press к тяжёлой печатной технике: «Как минимум потому, что это оборудование на самом деле тяжёлое: вес машин начинается от 3-х тонн, а масса новейшей Indigo press 10000 — вообще 11 тонн. Но главное здесь, конечно, не в массе самой по себе, а в том, что техника предназначена для тяжёлой, без кавычек, загрузки в миллионы оттисков ежемесячно».
А вот машины MGI в «НИССА Центрум» относят к среднему классу печатных устройств, поскольку они предназначены для средней загрузки. Не хотелось бы, честно говоря, множить сущности и вводить ещё и средний класс ЦПМ, но, с другой стороны, назвать MGI лёгкими тоже язык не повернётся: это совершенно не офисная техника, основательная и приспособленная для работы с разнообразными материалами (в деталях с этими машинами можно ознакомиться в статьях Захаржевский Ю. MGI Meteor DP8700 XL // Publish № 4, 2012; http://www.publish.ru/publish/2012/04/19897306/ и Захаржевский Ю. «Метеор» формата XL: быстро, ярко и размашисто // Publish № 9, 2011; http://www.publish.ru/publish/2011/09/19276709/).
Алексей Агарков: «Сегментация техники Xerox происходит именно по параметру рекомендованной месячной нагрузки» |
По мнению Xerox, как рассказал менеджер по продукту компании «Xerox Россия» Алексей Агарков, к тяжёлым машинам относятся аппараты, рекомендованная месячная нагрузка которых превышает 50 000–60 000 отпечатков. Таким образом, если следовать внутренней классификации Xerox, то все её ЦПМ являются тяжёлыми. Более «лёгкие» решения в Xerox не называют печатными машинами, это считается МФУ.
Сегментация техники Xerox происходит именно по параметру рекомендованной месячной нагрузки и не зависит от скорости печати, веса, размеров и стоимости машины. При этом ЦПМ отличаются от МФУ расширенным набором функций, применением мощных контроллеров и специального ПО для обработки документов.
«При выборе между ЦПМ и МФУ производства Xerox мы проводим серьёзный анализ потребностей заказчика и всегда стараемся посоветовать ему оптимальное оборудование для решения актуальных бизнес-задач, — объясняет Агарков политику компании. — При выборе конкретной модели, наряду с ожидаемыми показателями ежемесячной нагрузки, мы оцениваем структуру тиражей, их средний объём и наличие заказов, которые требуют выполнения в кратчайшие сроки. Если такие срочные заказы поступают достаточно часто, мы подбираем машину исходя из её межсервисных интервалов, длительности пробега до замены ресурсных деталей, устойчивости к нагрузкам и максимального времени непрерывной работы. Например, Xerox Color C75 PRO больше подходит под задачи оперативной полиграфии, когда нужно напечатать 100 визиток или 50 брошюр в 12 полос. Если же речь идёт о среднем тираже, который измеряется несколькими тысячами экземпляров, то требуется более производительный аппарат, который будет хорошо “держать” цвет и демонстрировать высокий межсервисный интервал».
Сложная судьба первопроходцев?
Не вызывает сомнения, что к тяжёлым машинам относятся недавно появившиеся на рынке ЦПМ формата В2. Ещё в прошлом году они появились в нашей таблице: Fujifilm Jet Press 720, HP Indigo press 10 000 и Screen Truepress JetSX. К сожалению, с тех пор их присутствие на нашем рынке остаётся виртуальным. Купить их можно, инсталляции за рубежом ещё весной в сумме превысили полсотни (вероятно, к концу года «разменяют» и первую сотню), но наши полиграфисты пока только облизываются: одна такая машина обойдётся примерно как две ЦПМ формата В3 или приличная офсетная формата B1.
Далеко не для всех возможны такие вложения, да и не все нуждаются в таком увеличении формата и готовы к нему. К тому уже давно существуют машины, формат которых заметно больше «обычных» ЦПМ: например, у Xerox iGen 110 EXP и iGen 150–364×660 мм, а у MGI Meteor DP8700 XL — 330×650 мм (опционально — 330×1020 мм). Разумеется, они не обладают такой производительностью, как «большие» ЦПМ, но и не для всех заказов нужен большой формат — многие вполне укладываются в более скромные размеры.
Характерно, что не все производители включились в гонку форматов. У Konica Minolta струйная машина КМ-1 пока остаётся на уровне прототипа, а Xerox и вовсе предпочитает наблюдать за происходящим со стороны: видимо, там считают, что не пришло ещё время для «большой цифры».
Денис Кадунов: «Струйные листовые системы Screen и Fujifilm уже сейчас обладают необходимой универсальностью, а по своим возможностям способны удовлетворить, пожалуй, самого требовательного заказчика» |
Впрочем, поставщики ЦПМ формата B2 не унывают и считают, что если не в этом, так в следующем году инсталляции обязательно будут. Например, директор по развитию цифровой печати «ЯМ Интернешнл (СНГ)» Денис Кадунов в целом уверен, что рынок промышленной струйной печати будет только расти: «Наша компания уверена в перспективах промышленной струйной технологии. Тенденции в печатной индустрии таковы, что с каждым годом увеличивается спрос на оперативность печати, уникальность продукции и возможность персонификации изделия, но при этом клиент не хочет терять присущее офсету высокое качество печати. Ему хочется объединить в одном решении все достоинства, присущие как цифровой, так и традиционной печатной технике. Струйные листовые системы Screen и Fujifilm уже сейчас обладают необходимой универсальностью, а по своим возможностям способны удовлетворить, пожалуй, самого требовательного заказчика. Этим и обуславливается относительно высокая стоимость оборудования — порядка 1,2–1,5 млн евро в зависимости от модели и опций.
Разумеется, в силу высокой цены этого оборудования отечественный рынок растёт не такими внушительными темпами, как, например, в Японии, США и Европе. Однако, опыт наших партнёров Screen и Fujifilm показывает, что динамика роста весьма высока: уже успешно установлено и работает порядка 50 струйных листовых машин этих производителей. Можно надеяться, что и у нас по мере роста доли цифровой печати будет много инсталляций этой техники».
Обновления
Недавно Canon представил прототип струйной листовой машины формата В3 (500×353 мм) — проект пока что назван Niagara. Очевидно, Canon решил не конкурировать напрямую с уже имеющимися струйными машинами Fujifilm и Screen формата В2. Его преимущество перед ними, очевидно, должно заключаться в цене (она в точности пока неизвестна), а перед обычными ЦПМ с сухим тонером — в скорости (3800 двусторонних отпечатков в час) и отсутствии проблем с нагревом бумаги во фьюзере. Но всё это пока что в проекте и поэтому в нашей таблице этот аппарат отсутствует.
Реальные новые модели, имеющиеся в продаже. В начале года у Ricoh появились Ricoh Pro C901 Graphics Arts + и Pro C901S Graphics Arts +. По сравнению с моделью-предшественником Pro C901 пиковая месячная нагрузка выросла на 20% — до 700 000 страниц. Чтобы уменьшить время технологических простоев, ёмкость картриджей с тонерами была увеличена на 4000 страниц — до 67 000. Увеличение оперативности, в свою очередь, косвенно повышает рентабельность, поскольку уменьшается расход рабочего времени на изготовление тиража. Макс. плотность запечатываемых материалов увеличена до 350 г/м 2.
В обеих новых моделях есть встроенный воздушный сепаратор: механизм, состоящий из компрессора и сопел, которые находятся на выходе из фьюзера. Выходящий из сопел сжатый воздух отделяет листы от наружного ролика фьюзера. Таким образом обеспечивается надёжная работа с материалами 60–160 г/м 2 с покрытием на скорости до 90 стр./мин.
Новые серверы печати EFI E42 и E82, благодаря опции HyperRIP, позволяют одновременно обрабатывать нескольких страниц, а система кэширования Xobjects дает возможность печатать PDF-файлы со скоростью, которая раньше была доступна только для заданий в формате VDP. Также в них функционирует система редактирования заданий «на лету», предусматривающая применение дополнительных параметров работы непосредственно из списка заданий, и функция Job Preset Quick Select, которая позволяет применить предустановленные параметры, используемые в виртуальных принтерах и горячих папках, к работам из списка заданий.
Несколько позже появились более лёгкие модели: Ricoh Pro C5110S и Ricoh Pro C5100S. В них используется изготовленный по новой технологии тонер, в результате цветовой охват увеличился на 10%. Изменился не только состав тонера, но и технология его переноса, что обеспечивает высокое качество печати на плотных текстурированных носителях. Выбор оптимальных параметров температуры и давления для каждого типа носителя — автоматический, на основе данных из богатой библиотеки носителей.
Преимущество новых систем Ricoh в своем ценовом сегменте — возможность прямой печати на конвертах и баннеров длиной до 1260 мм. Дополнительная функциональность обеспечивается благодаря широкому набору финишных опций, к которым относится финишер-брошюровщик Ricoh SR4100 с функцией опрессовки корешка, позволяющей изготавливать брошюры более профессионального вида.
Принтеры Pro 5110S и Pro C5100S поддерживают программное решение Ricoh TotalFlow, а также ряд технологий, разработанных ранее для флагманской модели Pro C901 Graphic Arts+. В их числе — новая платформа FS100 на базе EFI Fiery, предусматривающая профессиональную обработку цвета и высокую скорость растрирования изображений.
В случае неполадок светодиодные индикаторы и синхронизированные анимированные инструкции позволят операторам быстро устранить проблему. А система заменяемых блоков (ORU), с помощью которых сервисное обслуживание машины может быть частично произведено обученным оператором, позволяет сократить время простоя оборудования до минимума.
Xerox в этом году представил новые модели, которые можно было бы назвать лёгкими, но у этого производителя, как мы уже знаем, нет такого определения. На смену модели 770 Digital Color Press пришла Xerox Color J75 Press, а вместо Color 700i теперь производятся Xerox Color C75 Press.
Что касается старших моделей, то анонсирована новая разновидность Xerox iGen4 под названием Diamond Edition. Скорость печати у неё осталась прежней, то есть 110 страниц А4 в минуту, но общая производительность увеличилась за счёт автоматизации и упрощённой настройки оборудования. Среди новых функций:
- автоматическая настройка приводки лица к обороту (Image-to-Paper);
- финишное решение IntegratedPLUS: технология JDF позволяет создать буклет в один клик;
- интеграция с различными АСУ ТП для повышения эффективности производства.
Система управления цветом позволяет отказаться от ручной проверки, при этом Diamond обеспечивает точную цветопередачу на протяжении всего печатного цикла — производитель заверяет, что цвета первого и последнего отпечатков полностью совпадают.
Все новшества iGen4 Diamond доступны для обладателей Xerox iGen4: при желании можно модернизировать имеющуюся машину до новой модификации.
Экономика
К сожалению, почти никто из поставщиков не заявляет открыто стоимость оттиска. Самая распространённая причина такой секретности — клик-контракты, которые обсуждаются с каждым клиентом персонально и являются коммерческой тайной. Клик-контракты отсутствуют у машин Screen, Fujifilm и Xante.
В наших обзорах (см. «Статьи по теме») мы пытаемся оценить себестоимость отпечатка, но, к сожалению, эти цифры не отражают всех расходов. Мы стараемся учитывать в расчётах стоимость всех расходных материалов, а также компонентов с заявленным ресурсом. Но на практике имеются и другие расходы, а также «вклад» в себестоимость цены самой ЦПМ. Однако даже наша примерная оценка позволяет понять, стоит ли рассматривать «цифру» как альтернативу офсету и на каких тиражах. Также можно довольно точно оценить примерное соотношение себестоимости печати у различных моделей одного производителя и даже сравнить их с конкурентами (хотя с меньшей точностью), а уже с этими данными решить, какие из аппаратов стоит рассматривать более подробно.
Заключение
Как уже было сказано, в этом году новых моделей довольно мало. Но, думается, происходит это не потому, что цифровая печать перестала развиваться. Видимо, идёт процесс «переваривания» новинок после Drupa-2012.
Как и ожидалось, в этом году ещё не появилось готовых продуктов на основе широко разрекламированной нанографии. Возможно, в следующем году Бенни Ланда (по последней информации бета-тестирование первой нанографической машины перенесено с начала на конец 2014 г.) и его менее разрекламированные конкуренты порадуют нас выпуском большого числа конкурирующих продуктов.
Также можно надеяться, что в течение следующего года ЦПМ формата B2 наконец-то доберутся до наших просторов. А мы сможем рассказать о них подробнее.
Статьи по теме
В этот раз накопилось много статей по теме: и все они рассказывают об имеющихся в продаже машинах. Среди них есть как обзоры с разбором технических данных ЦПМ, так и рассказы об их практическом применении.
Захаржевский Ю. Вторая ступень — полёт успешный // Publish № 9, 2013; http://www.publish.ru/articles/201309_20013111
Захаржевский Ю. Полутяж для профи // Publish № 7/8, 2013; http://www.publish.ru/articles/201307-08_20013089 Xerox Color J75 Press
Терентьев И. Страсти по В2 // Publish № 6, 2013; http://www.publish.ru/articles/201306_20013057 Струйные ЦПМ формата В2
Терентьев И. Восточный взгляд на цифровую трансформацию // Publish № 5, 2013; http://www.publish.ru/articles/201305_20013055 Струйные ЦПМ формата В2
Захаржевский Ю. Оптимальная эволюция // Publish № 5, 2013; http://www.publish.ru/articles/201305_20013046 Canon imageRUNNER ADVANCE C9280 Pro в деталях
Захаржевский Ю. Печать как высокое искусство // Publish № 10, 2012; http://www.publish.ru/articles/201210_20012902 Konica Minolta bizhub PRO C6000L
Захаржевский Ю. Выросли на Индиго // Publish № 1/2, 2013; http://www.publish.ru/articles/201301-02_20012982
Захаржевский Ю. Ricoh Pro C751EX // Publish № 9, 2012; http://www.publish.ru/articles/201209_20012868
Добровенский М. Быстрее, выше, сильнее! // Publish № 9, 2012; http://www.publish.ru/articles/201209_20012876 Xerox iGen 150 в деталях
Терентьев И. Цифровое завтра уже сегодня // Publish № 7/8, 2012; http://publish.ru/publish/2012/07-08/20005837/
Фархат Т. Неизвестный Canon, или Как кот в мешке оказался учёным // Publish № 6, 2012; http://www.publish.ru/articles/201206_19972926
Захаржевский Ю. Xerox iGen4 EXP // Publish № 10, 2011; http://www.publish.ru/publish/2011/10/19364969/
Захаржевский Ю. Большие перспективы // Publish № 7/8, 2011; http://www.publish.ru/publish/2011/07-08/19095940/ О работе с Xerox iGen4 EXP
Захаржевский Ю. Konica Minolta bizhubPRESS C8000 // Publish № 6, 2011; http://www.publish.ru/publish/2011/06/18818388/
Игнатов К. Ком-транс-пром-цифра // Publish № 8, 2008; http://www.publish.ru/publish/2008/08/5600352/