101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Реформирование цифровой типографии: из МГУ в НИУ ВШЭ

  • Марсель Шарифуллин
  • 19 июня 2014 г.
  • 6538
Прошлая колонка («Мой цифровой опыт», Publish № 3, стр. 35) была посвящена моему практическому знакомству с цифровыми печатными технологиями в МГУ имени М.?В. Ломоносова. Несмотря на неполную концентрацию на ЦПМ (ввиду их вспомогательной роли в производственном цикле большой офсетной типографии), всего 5 месяцев мне хватило, чтобы почувствовать вкус новых технологий и проникнуться их перспективами для полиграфии будущего.
 

Прошлая колонка («Мой цифровой опыт», Publish № 3, стр. 35) была посвящена моему практическому знакомству с цифровыми печатными технологиями в МГУ имени М. В. Ломоносова. Несмотря на неполную концентрацию на ЦПМ (ввиду их вспомогательной роли в производственном цикле большой офсетной типографии), всего 5 месяцев мне хватило, чтобы почувствовать вкус новых технологий и проникнуться их перспективами для полиграфии будущего.

После драматического увольнения из МГУ я начал работать российским представителем итальянской фирмы Fidia и даже быстро отметился продажей пары её фальцевально-склеивающих машин, но, видимо, тяга к «цифре» оказалась достаточно сильна, чтобы не отказать ректору «Высшей школы экономики» в реформе их полиграфического подразделения. Разумеется, свою роль в этом решении сыграли прекрасные впечатления от человеческих качеств руководства НИУ ВШЭ (на контрасте с чиновниками МГУ) и плачевные результаты первоначального инспектирования их отдела полиграфии. Для меня, «тащившего» типографию МГУ со 120 сотрудниками на полном хозрасчёте, было дико видеть, как огромные вложения НИУ ВШЭ в своё подразделение просто «зарываются в землю» из-за некомпетентного менеджмента последнего. Мне даже показалось, что на двух ЦПМ в МГУ тогда печаталось больше продукции, чем на двух десятках машин в отделе полиграфии ВШЭ (эту гипотезу, увы, нельзя было проверить из-за отсутствия достоверной системы учёта у моего предшественника). Дорогостоящая техника скученно стояла в пыльных, не приспособленных помещениях, обслуживалась неопытными операторами, недовольными своими зарплатами и не горевшими желанием добросовестно работать. Одним словом, как и в 2007 г. в МГУ, это был вызов мне, и я вновь (хоть и зарекался работать в государственных структурах, пусть простит меня семья) решил взяться за создание современной типографии, но теперь уже на базе цифрового оборудования и в ведущем экономическом вузе страны.

Почти 30 зданий НИУ ВШЭ территориально разбросаны по всей Москве, и чтобы охватить полиграфической поддержкой все его учебные подразделения, нужно было создать целую сеть связанных между собой полиграфических участков в разных зданиях. Но, с другой стороны, для повышения эффективности работы, освоения новых технологий и расширения номенклатуры выпускаемой продукции, наоборот, требовалась концентрация лучшего оборудования и наиболее опытных сотрудников в одном месте. В итоге мы создали один мощный производственный участок типографии на проезде Кочновского и много небольших копировально-множительных участков (КМУ) с 1–2 ЦПМ, обслуживаемых одним оператором, в других учебных корпусах вуза. Через год количество таких КМУ в Москве возросло с 8 до 11, плюс были созданы с нуля два типографских подразделения в филиалах НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде (комплектация их оборудованием, подбор персонала и помещений, запуск их в работу также были поручены мне). Также был подготовлен детальный план развития типографии на ближайшие несколько лет, в котором предусматривался переезд производственного участка в новые просторные помещения, оснащение типографии новой печатной и послепечатной техникой. Ставилась задача построения лучшей в России вузовской типографии, способной эффективно изготавливать как единичные, так и стотысячные тиражи любой учебной и научной литературы, и сокращение отрыва НИУ ВШЭ в этом плане от ведущих мировых университетов. За короткое время, предоставленное мне судьбой, мы даже успели подобрать необходимые площади, начать ремонт и закупить какое-то оборудование, но эти планы сначала сдерживались отсутствием финансов, а затем затормозились в связи с моим незаконным лишением свободы.

Тем не менее, и за полтора года было сделано немало. Типография возникла в виде нового подразделения НИУ ВШЭ, с непосредственным подчинением его первому проректору, что потребовало от меня подготовки всей регламентной документации: штатного расписания, должностных инструкций сотрудников, организации систем учёта, финансовой и бухгалтерской отчётности, разнообразных образцов заявок и правил работы с клиентами (подразделениями вуза), принципов ценообразования, инструкций по технике безопасности и многого другого. Не утонуть в данном бумаготворчестве мне помогли многие подразделения и управления вуза, в которых я встретил отзывчивых, добросовестных людей, разительно отличавшихся от своих коллег в МГУ. Руководители издательства, кадрового, финансового, юридического, бухгалтерского, ИТ- и других управлений, а также ректорат НИУ ВШЭ принимали активное участие в выработке правил и принципов работы типографии, что позволило ей бурно стартовать и достичь первых успехов за короткий срок. Уже через полгода типография увеличила свою производительность почти втрое, на порядок расширила номенклатуру выпускаемой продукции, улучшила качество и оперативность своей работы, «повернулась лицом к людям» и начала пользоваться уважением своих заказчиков.

Практические шаги

Практически развитие типографии НИУ ВШЭ проходило сразу по многим направлениям. Кадровые проблемы решились после устранения всех совместителей, увольнения не желающих работать в новой структуре (таковыми, в частности, оказались старый директор и многочисленные его родственники, устроенные им в штат) и повышения оклада оставшимся сотрудникам отдела полиграфии почти в полтора раза. Буквально пара профессионалов, принятых в штат, обучили и показали пример эффективной работы остальным работникам подразделения. В итоге, всего 26 сотрудников типографии полностью заменили прежние 43 штатных единицы отдела полиграфии. Люди стали получать заметно больше (хотя финансовое управление и не зафиксировало особого роста ФОТ типографии в сравнении с прежним отделом полиграфии) и резко улучшили свое отношение к труду. После введения новых систем учёта стала заметна отдача каждого сотрудника, что позднее позволило мне уговорить ректорат на внедрение бонусной системы оплаты труда персонала. Кроме фиксированных зарплат, люди ежеквартально начали получать премии в соответствии со своим вкладом в общее дело типографии, что ещё более повысило производительность и качество труда в подразделении.

Много времени ушло на перепланировку и ремонт помещений типографии, которые производились без остановки производства. По нашему настоянию в рабочие помещения были установлены герметичные пластиковые окна, кондиционеры и увлажнители. За счёт перестановки машин между КМУ и производственным участком, удаления неиспользуемого оборудования и выстраивания оптимальных технологических цепочек удалось создать необходимые рабочие зоны и максимально комфортные условия труда для сотрудников. Новые компьютерные методы приёма и обработки заказов, переход на собственную допечатную подготовку макетов значительно повысили качество и оперативность работы типографии. Заказчики, ранее вынужденные ехать через всю Москву с бумажными макетами, по нескольку раз самостоятельно редактировать их и неделями ждать продукции, с удивлением обнаружили: теперь многое можно делать через интернет из своих кабинетов. Готовые книги и брошюры могут не только быть изготовлены, но и доставлены самой типографией (с помощью автогаражного сервиса НИУ ВШЭ) в течение считанных дней.

Первые месяцы ушли на доводку и калибровку оборудования, обучение персонала грамотным приёмам работы и бережному отношению к технике. Здесь хочется выразить отдельную благодарность сервисной службе фирмы Canon — основного поставщика цифрового печатного оборудования типографии НИУ ВШЭ. Их инженеры быстро прибывали по любым нашим заявкам в любое время дня и буквально «жили» в типографии ВШЭ, пока не удовлетворили все наши требования к качеству работы печатной техники. Японское оборудование, почти загубленное в отделе полиграфии, вновь ожило и начало нас радовать прекрасным качеством и высокой скоростью печати. Основу нашего печатного парка составляли цветная машина Canon imagePRESS C7000VP (старшая тогда модель, впервые поставленная в Россию) и две ч/б машины Canon imagePRESS 1110, поставленные за год до моего прихода. В сравнении c KonicaMinolta bizhub, знакомыми мне по МГУ, эти машины демонстрировали большую скорость работы и неприхотливость к плотности бумаги. По качеству и стабильности цветопередачи безмасляные оттиски Canon практически не отличались от высококачественной офсетной печати. Меня удивила прекрасная адгезия тонера C7000VP к глянцевой бумаге — мы даже наладили с помощью этой машины запечатку европейских учебных сертификатов НИУ ВШЭ на специальных защищённых полимерных бланках, изготовленных в Испании. Также как и в МГУ, мне удалось получить от поставщика оборудования очень выгодные сервисные контракты и скидки на тонер.

Кроме этих относительно новых машин, типография НИУ ВШЭ была вооружена 5–10-летними ЦПМ классом ниже: парой Canon imageRUNNER 7105, различными моделями Kyocera и Ricoh (всего полтора десятка единиц), распределёнными по разным КМУ. Впоследствии часть из них мы заменили машинами Canon imageRUNNER Advance 8105 и 8295, Koniсa Minolta 55 (собрать статистику по их работе мне, увы, не хватило времени). Кроме цифровых машин, на производственном участке мы активно использовали 4 дупликатора Ricoh Priport HQ 7000, а также широкоформатный принтер Epson Stylus Pro 9880. Во главу угла была поставлена максимальная эффективность и экономичность работы типографии, поэтому «ризографы» с их низкой себестоимостью печати незаменимы при изготовлении печатной продукции с умеренными требованиями к качеству тиражами более 200 экземпляров.

Послепечатный парк стандартен для многих цифровых типографий и состоял из резальной машины Baumcut, подборочной линии C. P. Bourg BST 10, клеевой машины C. P. Bourg BB 3002, биговального станка Pitstop, перфоратора ЛП500, обжимщика пружин ЛБ700, брошюровщиков Megastar и Nagel, тигеля «Бронко», пресса для тиснения ТС800, фальцевальной машины Eurofold, ламинатора GMP Surelam Pro 500, станков для переплёта Unibind и Metalbind. Некоторые из перечисленных машин мы закупили сами, остальная техника досталась нам по наследству в разном техническом состоянии. Мы довели все машины до ума своими силами, отказавшись от услуг поставщика брошюровального оборудования, испугавшего нас завышенными ценами на сервисное обслуживание.

В результате наших усилий существенно расширилась номенклатура выпускаемой продукции. От примитивных ч/б брошюр и копирования листов мы шагнули к изготовлению цветной печатной продукции с брошюровкой на пружину, скобу или клей, со сложной отделкой (перфорацией, ламинированием, фальцовкой, блинтовым и металлизированным тиснением, круглением углов, алфавитным индексированием, вырубкой контура и т. п.). Типография поставила на поток оперативную печать книг и брошюр в мягкой обложке и даже в «псевдотвёрдом» переплёте по технологии Unibind и Metalbind. Начала изготавливать фотокниги и брошюры на скрепке с квадратным корешком (с помощью новой машины Watkiss PowerSquare 200, закупленной в прошлом году), различную подарочную и календарную продукцию как раздаточный материал для многочисленных конференций и семинаров НИУ ВШЭ.

На растущее мастерство типографии обратили внимание рекламный отдел и издательство ВШЭ и перенесли к нам почти все свои малотиражные заказы и препринты печатных изданий, вместо того чтобы размещать их в сторонних типографиях, теряя время и деньги в тендерах с непредсказуемым результатом. На этом университет сэкономил миллионы рублей, а подразделения-заказчики получили больше времени на подготовку и вёрстку своих изданий, возможность контроля и оперативной коррекции своих заданий. Многочисленные учебные подразделения НИУ ВШЭ также увеличили поток заказов в собственную типографию вуза. Хотя после реформирования типографии и резкого увеличения её возможностей чувствовалась некоторая недогрузка, постепенно объём заказов нарастал и достиг уровня 60–70% от наших возможностей к 2012 г. (когда я был вынужден покинуть НИУ ВШЭ). Впрочем, в связи с сезонностью работы учебных заведений, в определённые моменты типография, конечно, работала на пределе своих возможностей и даже была вынуждена задействовать сотрудников на сверхурочное время.

Технологические хитрости

Завершить этот подраздел хочу небольшими нашими технологическими хитростями, которые, возможно, будут полезны читателям-полиграфистам.

  1. В типографии ВШЭ мы широко использовали картонные обложки книг с предварительно проделанными окнами. Это позволило нам ускорить скорость выпуска малотиражных или единичных изданий в фирменной университетской стилистике. Название книг печаталось на титульной странице и проглядывалось через такое окно в плотной обложке, которая содержала только шаблонное цветное изображение и не требовала дополнительной печати. Такие обложки, придававшие единичным изданиям презентабельный вид, заказывались недорого большими тиражами в офсетных типографиях. Позже мы расширили идею применения таких обложек с окнами и для «псевдотвёрдого» переплёта Metalbind.
  2. Так как у нас не было возможности удовлетворить потребности заказчиков в классическом твёрдом переплете, мы придумали им альтернативу с использованием технологии Metalbind. Книга собирается из готовых деталей, словно конструктор: твёрдых крышек, подобранного книжного блока и корешка в виде сжимаемого металлического профиля. Крышки и корешки мы закупали в наиболее популярных форматах (А5, А4, А3) с альбомным или портретным расположением, покрытые натуральной или искусственной кожей разных расцветок. Текст и изображения на этих крышках наносились металлизированным тиснением фольгой с типовых заказанных клише или самостоятельно изготовленных наборов с литерными шрифтами. Позже мы научились делать полноценные твёрдые крышки для Metalbind с запечатанными и ламинированными изображениями — похожие на классический переплёт 7 БЦ. Для этого были закуплены специальные приспособления и станки от фирмы OPUS.
  3. Собственно использование таких литерных шрифтов составляло следующую нашу «технологическую хитрость». В типографии мы использовали пару гарнитур таких шрифтов высотой 4, 5 и 9 мм, на русском и английском языках, закупленных у компании «Фортленд». Это позволило резко удешевить производство книг в «псевдотвёрдом» переплёте единичными и сверхмалыми тиражами.
  4. 4 Вместо клеевого скрепления короткие тиражи можно сшить обычным проволочным скреплением с последующим квадрачением корешка брошюры. Это позволило сократить срок изготовления, получить брошюры с прекрасной раскрываемостью и долговечностью (что свойственно проволочному скреплению) и с хорошим эстетичным видом, без пухлости в области корешка и удобным стапелированием в стопе или на книжной полке (обычные преимущества клеевого скрепления). Для этого в типографию ВШЭ была закуплена оригинальная автоматическая машина Watkiss PowerSquare 200.
  5. Для удешевления производства простых ч/б методичек, препринтов и нетребовательного к качеству раздаточного материала тиражами от 150 экз. мы использовали трафаретную печать на ризографах. Причём сначала делался спуск полос в программе PitStop и печатался пробный экземпляр на цифровой машине и только затем изготавливался весь тираж с помощью машин Ricoh HQ 7000, листоподборочной станции и клеевой машины C. P. Bourg. Это приносило существенную экономию и позволяло увеличить эффективные тиражи типографии до тысяч экземпляров.
  6. За счёт недокументированных возможностей машины КБС C. P. Bourg ВВ 3002 мы научились делать книги в полуинтегральном переплёте, обложки которых имели большие клапана, загнутые внутрь (они уплотняли обложку и могли использоваться в качестве закладок читателем). Такие книги изготавливались даже в формате А3 или А4 с альбомной ориентацией. Наиболее сложной операцией была торцевая подрезка блока, но и это было решено с помощью собственных ноу-хау.
  7. Ранее отдел полиграфии закупал бумагу только в стандартных пачках А4 и А3. Типография же перешла только на работу с бумагой в палетах форматом от 64×92 см и самостоятельной нарезкой их на необходимые форматы. Из одного такого большого листа выходило четыре А3 либо девять листов А4. За счёт этого мы смогли существенно расширить номенклатуру используемой бумаги (вплоть до дизайнерских и металлизированных сортов) и получить двукратную экономию на её закупках. Хотя, конечно, это не хитрость, а обычная бережливость. Кстати, раз уж мы затронули форматы бумаги, рекомендую загружать в ЦПМ только листы большого формата А3 или больше (согласно её паспортным значениям). Хотя это и требует некоторых усилий по предпечатной подготовке макетов, но зато вы сэкономите на клик-контрактах и повысите ресурс работы ЦПМ (трансферных лент и других её узлов).
  8. К нашим ноу-хау также можно отнести собственную систему учёта в типографии и отношения с заказчиками — подразделениями ВШЭ. Но, ввиду обширности темы, посвятим ей следующий подраздел статьи.

Продолжение в следующем номере.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Издательство на hand-made маркете

Издательство «Гудвин» — частый гость на всевозможных маркетах и hand-made ярмарках.

Суть суда

Уже немало лет в Publish есть рубрика «Обзор». В статьях этой рубрики мы стараемся освещать различное полиграфическое оборудование: принтеры, ЦПМ, плоттеры и т. д. Нечто подобное мы проделываем и в рубрике «Детали», но статьи для «Обзора» более подробные, при возможности мы стараемся тестировать устройство: например, печатать тестовый файл на принтере или ЦПМ.

RICOH Pro C7500 — в пять цветов

Почти год назад на смену популярной на рынке ЦПМ RICOH Pro C7200/С7200Х пришла новая модель — RICOH Pro C7500, способная наносить помимо CMYK дополнительные фирменные тонеры, включая золотистый, серебристый, неоново-розовый, неоново-жёлтый, прозрачный, белый и невидимый (ультрафиолетовый) красный.

Когда нужно «не как у всех»

Типография «А2+» из Нижнего Новгорода работает уже более пяти лет, предлагая клиентам широкий спектр услуг. Изначально это было рекламное агентство с минимальным штатом сотрудников, размещающее заказы на других площадках.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40