SureColor SC-F2000
Производитель: Epson
Рейтинг:
Заключение: учитывая количество существующих на рынке принтеров для печати на футболках, переделанных из обычных фотопринтеров Epson, компания просто обязана была выпустить собственный специализированный аппарат. Очевидно, опыт «коллег» был тщательно изучен и учтён, а сосредоточение в одних руках «железа», печатающей головки и чернил позволило сделать существенный шаг вперёд относительно конкурирующих моделей.
Цена в Москве: 930 000 руб.
Конструкция
Epson SureColor SC-F2000, как и большинство других принтеров для футболок, имеет подвижный стол, на котором закрепляется запечатываемый предмет из ткани. Обычно это футболки, но возможно и иное применение.
Большинство конкурирующих моделей, представленных на рынке, представляют собой переделки заслуженных моделей Epson для фотопечати — например, 3880. Для себя Epson создал новый аппарат, отличающийся даже внешне. Есть, разумеется, и внутренние отличия — например, новая печатающая головка Epson Micro Piezo TFP.
Мы тестировали вариант принтера с белыми чернилами. Можно выбрать и принтер с удвоенным набором триадных чернил, предназначенный только для печати по белой ткани. Его цена будет на 20 000 руб. меньше, а заявленная скорость печати по белому материалу — гораздо выше.
Одна из конструктивных особенностей SC-F2000 — возможность печати в несколько проходов. Если печать производится по тёмному материалу, то белые чернила могут наноситься в один или два слоя, и лишь затем — слой цветных красок, формирующих изображение. Более того: цветными красками также можно напечатать изображение несколько раз — в том случае, если надо получить очень толстый слой краски. При этом, правда, надо учитывать, что увеличенный слой краски менее устойчив к стиркам и изнашиванию.
Одна из проблем при печати на текстиле — налипание ворса на печатающую головку. В SC-F2000 впервые реализована функция её автоматической очистки от налипающей в процессе печати текстильной пыли. Печатающая головка периодически очищается механизмом, в котором перематывается липкая лента, собирающая на себя накопившийся на дюзах ворс и другой мусор | Хотя принтер и можно поставить на стол, места он занимает довольно много. Габариты — 985×1425×490 мм. Впрочем, конкурирующие модели похожего формата тоже не маленькие: всё же это планшетные устройства |
Полезная деталь — рециркуляция белых чернил. Они сделаны на совершенно ином пигменте, который без регулярного «взбалтывания» оседает — как в картриджах, так и в трубках, по которым чернила добираются до печатающей головки. В моделях конкурентов, в которых эта функция отсутствует, приходится при промывке сливать много чернил, поскольку в трубках происходит осаждение белого пигмента. А если без рециркуляции не сливать чернила вручную в течение двух суток, то можно потерять головку.
Уровень стола можно менять с помощью специального устройства. Цифры означают номер уровня — они условны и в миллиметры, к сожалению, не переводятся |
Числа и возможности
Максимальный размер печати — 406×508 мм
Разрешение — 1440×1440 dpi
Размер капли — 21 пл
Красочная конфигурация — CMYK + W (белый)
Вес принтера — 82 кг
На фото слева — основание, на которое устанавливаются печатные столы для футболок. Размер среднего печатного стола, который прилагается в комплекте с принтером — 356×406 мм. Справа от него — опциональный малый стол 254×305 мм (15 400 руб.). Также можно приобрести опциональный большой стол с форматом 406×508 мм (21 500 руб.) и столик для печати на футболочных рукавах (101×101 мм). Красными стрелками показаны пластиковые ножки, на которые можно поставить стол, сняв его с принтера |
Стоит учесть и то, что при промывке теряются не только белые, но и все остальные чернила. А в SC-F2000 не только промывки делаются реже, но и проводить их можно выборочно: всех чернил, только белых или только цветных. Во время работы принтер практически не шумит. Сотрясения при движении печатающей головки ощутимы, только если приложить руку к корпусу. Перед печатью футболку желательно «прогладить» в термопрессе, в котором затем будет происходить термофиксация напечатанного изображения. Делается это для того, чтобы пригладить ворс и сделать изображение более качественным.
Датчик контроля высоты стола позволяет избежать нежелательного контакта печатающей головки с запечатываемым материалом, если оператор, например, недостаточно аккуратно натянул футболку на печатный стол | Перед печатью поверхность ткани желательно обработать липким валиком, чтобы убрать лишние волокна и посторонние частицы |
После печати чернила нуждаются в термофиксации. Перед этим надо положить на поверхность ткани бумагу с силиконовым слоем или бумагу для выпечки, как сделано на фото справа. Надо отметить, что выбор бумаги зависит от вида ткани и температурного режима. Один кусок бумаги, по опыту работы сотрудников демоцентра Epson, может выдержать до 5 процедур. Режим термофиксации также зависит от ткани. В нашем случае потребовалось 1 мин 50 с при температуре 155 оС |
Печать с белилами
Белила применяются для печати по чёрным, серым и цветным тканям. Перед печатью на ткань с помощью распылителя наносится праймер. Но это далеко не всё, что надо проделать перед печатью. Футболка с нанесённым праймером помещается в термопресс, где сушится без прижима в течение примерно 3 мин. После сушки необходимо ещё около 50 с проглаживания — на этот раз с прижимом.
Праймер надо наносить равномерно. Его не стоит экономить, но и перелить его тоже нельзя. Процедуру с праймером надо производить перед самой печатью. Долго хранить обработанные футболки нельзя: иначе изображение будет плохо держаться на ткани. В общем, каким бы совершенным ни был принтер, многое ещё зависит от рук оператора, его аккуратности и добросовестности.
Печать белилами, как уже упоминалось, производится в один или два слоя — в зависимости от цвета ткани и сюжета.
Термофиксация на тёмных тканях занимает 3–3,5 мин при температуре 165–170 оС.
Слева — нанесение праймера на серую футболку перед печатью белыми чернилами. Справа: перед печатью праймер должен пройти процедуру прогревания в термопрессе. Но сначала с помощью ролика праймер раскатывают в направлении хода печатной головки |
Программное обеспечение
В стандартной комплектации принтер оснащается ПО Garment Creator, которое, в сочетании с дружественным русифицированным интерфейсом, позволяет быстро обслуживать поток разнообразных заказов.
Оператор располагает изображение на нужном месте футболки и выбирает режим печати. При этом интенсивность цвета (в т. ч. белого) можно как усилить до +100%, так и ослабить до –50%.
Белая подложка, если её нет в файле, делается автоматически. Чтобы вокруг изображения не получалось белой каймы, можно уменьшить область белого: например, на 3 или 4 пт.
Garment Creator будет очень удобен для начинающих или небольших компаний, которые часто как раз и занимаются печатью на футболках. Их клиенты — рядовые граждане, которых радует сам факт, что на одежде можно получить желаемое изображение. Если требуется более профессиональная работа с цветом, то для этого принтера уже есть ПО ColorGate и Ergosoft, бета-версия Wasatch.
Если файл уже готов, то его можно отправить на печать и без компьютера, напрямую с флэш-накопителя.
Скорость, качество и экономика
Печать по ткани имеет свои особенности. Текстура ткани и высокая впитываемость материалом чернил приводят к тому, что мелкие детали прорабатываются гораздо хуже, чем на бумаге. Размер капли у данного принтера — 21 пл, что не предполагает такой же проработки мелких деталей, как в фотопринтерах, зато способствует укрывистости и высокой скорости печати. Но ведь футболки — это, по сути, художественное полотно, и никто не собирается выискивать на них дефекты с лупой. А вот яркость цветов и их устойчивость — более важные показатели для печати на одежде.
Скорость «футболочных» принтеров поставщики и производители измеряют обычно не в квадратных метрах, а в других величинах. Например, в таблице справочника покупателя этого номера можно найти скорость печати, измеряемую количеством футболок в час.
Этот подход трудно назвать академическим, зато он имеет своё практическое преимущество: в конце концов, пользователю такого принтера всё равно, какую теоретическую скорость печати он имеет, главное — сколько изделий можно получить. Поэтому мы тоже засекали время, которое принтер тратил от нажатия кнопки до выдачи готового изделия, включая и те 5–6 с, которые тратятся на транспортировку стола к началу печати.
Первый тест мы провели на белой хлопчатобумажной футболке, т. е. без белых чернил. Мы выбрали разрешение 1440×720 dpi при 10 проходах — это обеспечивает среднее качество. Скорость печати зависит именно от количества проходов. Интенсивность цвета менять не стали. Результат: картинка размером приблизительно 34×21 см (см. фото сверху) была готова через 1 мин 41 с. При печати на модели этого принтера без белил скорость, согласно данным производителя, должна быть гораздо выше: за 27 с запечатывается стандартный средний стол.
Расход цветных красок, согласно данным Garment Creator, составил 0,48 мл, что стоит 9 руб. 86 коп. Такая сумма получается при цене чернил 20 532 руб. за литр, если покупать их в картриджах по 600 мл. Что касается качества, то цвета соответствовали задуманным и были близки к тем, которые получаются на офсетной печати. Плашки и градиенты получились ровные, без проплешин.
Мы уже неоднократно выражали сожаление, что не существует стандартных тестов, которые позволяли бы сравнивать расход чернил на разных принтерах. И, разумеется, наш тест не избавит потенциального покупателя от необходимости самому проверять этот показатель у разных моделей. Но, по крайней мере, наши результаты позволят оценить изменения расхода времени и чернил в разных режимах.
При печати на цветной, серой или чёрной ткани сначала наносится слой белил | В бета-версии Wasatch можно добиться высокой плотности белого цвета, сравнимой с результатом трафаретной печати |
В следующем тесте мы напечатали то же изображение с максимальным качеством, т. е. в 16 проходов. Кроме того, добавили цвета: +100%. Таким образом, за счёт увеличения количества проходов увеличилось время печати (до 2 с половиной минут), а регулировка цвета привела к тому, что и расход чернил намного вырос: до 0,78 мл (16,01 руб.). Надо сказать, что субъективно изображение не изменилось в лучшую сторону, даже наоборот — стало излишне тёмным. Очевидно, потому, что оно и так было грамотно подготовлено, лишняя краска в этом случае только повредила общему впечатлению. Вывод: добавление краски в Garment Creator пригодится при обработке случайных изображений, предоставленных клиентами, которые кажутся им недостаточно яркими. Вообще надо отметить, что избыток чернил не всегда полезен для качества, особенно на тонких тканях. К тому же, как уже было отмечено выше, чем больше краски на изображении, тем менее оно устойчиво к стиркам.
Затем мы перешли к печати с белыми чернилами. И тут оказалось, что светло-серые футболки (в этом случае тоже нужна белая подложка под изображение) не только оказались слишком ворсистыми, но ещё и содержат всего 50% хлопка. Впрочем, это как раз минимальный процент хлопка, при котором ещё можно работать на этом принтере.
Размер серых футболок оказался меньше, чем белых, поэтому для их печати мы сменили печатный стол на малый. Величина сюжета — приблизительно 29×17 см.
Печать белил сделали в 8 прогонов (для белых чернил это максимальное качество) и в два слоя, CMYK, памятуя результат предыдущего теста, усиливать не стали. Печать заняла 3 мин 32 с. Потрачено чернил (вместе с белилами) 3,48 мл (на 71,45 руб.). Как видите, несмотря на то, что сюжет стал меньше, печать с белилами обходится гораздо дороже. А вот качество печати на этот раз было похуже: хлопка в ткани маловато, а ворс, несмотря на «глажку», создавал специфические артефакты.
В новом тесте при тех же настройках положили только один слой белил. Печать заняла 2 мин 24 с, а израсходовано было 2,47 мл чернил (на 50,51 руб.). При этом, надо отметить, качество изображения визуально почти не ухудшилось — даже на белой плашке.
Вывод, который мы сделали: при печати на некачественной ткани экономить на белилах можно — намного хуже уже не станет. Но лучше использовать всё же качественные футболки. Иначе придётся смириться с проплешинами на белом фоне и неравномерностью рисунка на цветных плашках и градиентах.
Наконец, на самой тёмной футболке мы задали два слоя белил, усиленных на 100%. Как и следовало ожидать, это вызвало кардинальное увеличение расхода чернил: до 4,79 мл, а цена их поднялась почти до ста рублей (98,35 руб.).
Приходится отметить, что чернила для этого принтера относятся к высокому ценовому сегменту: в зависимости от ёмкости картриджа цена чернил любого цвета (включая белые) составляет 26 112 руб. за литр (в картриджах по 250 мл) либо 20 532 руб. за литр (в картриджах по 600 мл). Это, конечно, немало. Но надо учитывать, что настоящая цена продукта зависит не только от ценника на картридже.
Как и в случае с офсетными красками, разные чернила могут содержать большее или меньшее количество пигмента — следовательно, и расход для получения изображения одинаковой яркости будет разным. По утверждению производителя, белые чернила Epson обладают высокой устойчивостью, а их плотная формула не допускает просветов при печати (разумеется, это зависит от качества ткани — её плотности и гладкости). К тому же, как было отмечено выше, меньше чернил тратится на промывку головок.
Ещё одно важное свойство чернил Epson UltraChrome DG — устойчивость к стирке и глажке. Отпечаток должен выдержать 30–40 стирок.
Конечно, все производители и поставщики уверяют, что одежда, запечатанная их чернилами, будет носиться долго и счастливо. К сожалению, у нас пока нет возможности проверить эти утверждения, поскольку запечатанные при тестировании футболки ещё практически не ношены.
Заключение
Первенец Epson в этом секторе рынка подкупает не только авторитетом производителя, но и качеством печати, эргономичностью «железа» и ПО. Он легко найдёт своё место как в типографиях, которые хотят расширить спектр выпускаемой продукции, так и в малых предприятиях, не имеющих ещё опыта печати.
Конечно, хотелось бы, чтобы ценник на картриджах выглядел всё же более гуманным. Будем надеяться, что с ростом количества инсталляций производитель сможет уменьшить стоимость чернил.