101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Особенности российской полиграфической автоматизации *

  • Руслан Галифанов
  • 6 октября 2015 г.
  • 7508
Что делать, чтобы автоматизация типографии не буксовала, – точка зрения директора и собственника.
 

Что делать, чтобы автоматизация типографии не буксовала, – точка зрения директора и собственника.

Жизнь идёт вперёд и выдвигает всё новые и новые требования к скорости получения и обработки информации. Темпы технического прогресса в наше время просто невероятны, и с персональным компьютером с лёгкостью обращаются даже малыши из детского сада. Так что единственный рецепт успеха в любой области — это движение в ногу со временем, а ещё лучше — быть на острие передовых технологий. В нынешнюю информационную эпоху практически все отрасли производственной деятельности оснащаются компьютерными системами. Благодаря им появляется возможность на порядки повысить скорость обработки информации и получения конечного результата при существенной экономии времени.

Не является исключением и полиграфия. Здесь также практически все стадии производства печатной продукции оснащены персональными компьютерами — начиная от службы допечатной подготовки и приёма заказов вплоть до выдачи готовой продукции. Однако различные звенья этого процесса — учёт заказов, бухгалтерские расчеты, движение материалов и т. п. — в большинстве случаев не объединены в единую информационную систему и не работают в автоматизированном ритме. А это означает, что огромный потенциал повышения производительности труда в типографиях не используется.

В связи с этим многие собственники типографий и директора, по-видимому, не раз задавались вопросом об автоматизации своей типографии за счёт внедрения ERP или управленческого ПО (АСУ). Но пути следования к этой цели все выбирают разные. Кто-то по старинке использует бумажные тетради, где-то «доросли» до Excel, некоторые пытаются писать софт с нуля или покупают готовые сложные и дорогостоящие программные решения. В принципе, в отраслевых журналах и на интернет-сайтах можно найти немало информации об АСУ, но ввиду крайне усложнённой терминологии либо описания всего лишь возможных выгод от использования программных продуктов даже просто разобраться в них удаётся не каждому. И это является причиной ошибочных мнений относительно экономической целесообразности автоматизации типографий.

Перечислю некоторые распространённые заблуждения, препятствующие внедрению АСУ:

1. Цена программного продукта и затраты на его практическое внедрение на производстве неоправданно высоки. При этом почему-то не принимаются во внимание те выгоды, которые можно иметь в ближайшей перспективе от использования этого продукта. Управленцам трудно перестроить сложившееся представление о программном продукте как о какой-то «эфемерной», неосязаемой вещи, за которую они должны выложить сумму, сопоставимую со стоимостью цифровой печатной машины. Им привычнее работать по старинке или, в крайнем случае, с использованием относительно простых и понятных программ для автоматизации какой-либо отдельной производственной сферы, например, бухгалтерии.

Какой бы ни была «навороченной» АСУ, её восприятие возможно только психологически подготовленным и квалифицированным персоналом

2. Считается, что достаточно приобрести дорогой, навороченный программный продукт, установить на компьютеры, объяснить работникам типографии, как пользоваться программой, и всё волшебным образом само собой автоматизируется. Но проходят месяцы, а толку от программы как не было, так и нет. Думаю, подобная ситуация знакома многим… Причина этой ошибки кроется в том, что какой бы ни была «навороченной» АСУ, её восприятие возможно только психологически подготовленным и квалифицированным персоналом. Однако в большинстве случаев (и это подтверждается историческим опытом) консерватизм мышления большинства работников противодействует внедрению АСУ. Тем более что по результатам успешного проекта автоматизации некоторые сотрудники и вовсе могут оказаться не у дел.

3. Некоторые интеллектуально развитые собственники и управленцы типографий полагают, что сами со своей командой программистов способны разработать для своей типографии АСУ. На этом пути они нередко достигают каких-то успехов, но, тем не менее, увлечение самим процессом автоматизации превращается для таких руководителей в бесконечную историю. И его, как ремонт, уже нельзя завершить, а можно только прекратить. Всегда находятся какие-то ошибки, неувязки, недочеты и т. п. В результате процесс автоматизации типографии превращается в постоянные переделки и усовершенствования программы, отнимая у её создателей время и деньги. Или ещё того хуже — в какой-то момент типографию покидает ключевой разработчик, на котором всё держалось. Дальнейшее развитие системы, которую досконально знал только он, становится невозможным, и даже просто поддержание её в работоспособном состоянии оказывается проблематичным.

4. Работники типографии не могут и не хотят осваивать программный продукт, им это трудно. Такое мнение возникает потому, что на самом деле не у всех собственников типографий и управленцев хватает терпения довести начатое дело до конца, тем более что процесс освоения растягивается не на месяцы, а на годы.

В данной статье я хотел бы остановиться на тех программных продуктах, которые существуют на российском рынке, и тех особенностях, которые владельцам и управленцам типографий следует принять во внимание для их эффективного использования при автоматизации типографий. Такими продуктами являются, в частности, программные решения для маленьких (от 2 до 20 человек, как, например, ПО «Умные цифры») и больших цифровых или офсетных типографий (например, ПО PerfectERP).

Однако, как было уже сказано, многие собственники, купив готовое программное решение, почему-то упорно полагают, что оно сразу решит все задачи по автоматизации типографии. И ничего делать больше не придётся. Заплачена немалая сумма, а значит, всё должно заработать само собой. К сожалению, это далеко не так. Готовые программные продукты не начнут сразу переводить типографию на автоматический режим работы. И даже по прошествии какого угодно времени не будут их решать. Нужно отдавать себе отчёт в том, что ПО — это, по сути, «мёртвый запас» заложенных в нём возможностей, и нужно потратить много сил, времени и средств, чтобы вдохнуть в эти возможности жизненную энергию. Стоит это недёшево: в зависимости от размера типографии — от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.

Основная проблема перевода типографии на автоматизированный режим работы состоит в том, что для эффективной работы ПО требуется изменить некоторые бизнес-процессы, а это сопряжено со значительными сложностями. Одно из них — нежелание собственников или управленцев внести изменения в сложившийся стиль работы. Некоторые уверенные в своих способностях управленцы начинают думать: «А почему бы мне не разработать своё ПО». Разработать, конечно, можно, но очень скоро станет понятно, что разработанная программа работает не совсем корректно, и в неё нужно вносить всё новые и новые изменения. Так что если кто-то хочет разработать своё ПО, пусть разрабатывает. Но довольно скоро он поймёт, что занялся отдельным бизнесом с многомиллионными вложениями. И не факт, что вложенные так неразумно инвестиции можно будет вернуть.

Как директор типографии, перепробовавший на практике множество российских и иностранных программных решений, я убеждён: не стоит писать своё ПО с нуля

Как директор типографии, перепробовавший на практике множество российских и иностранных программных решений, я убеждён: не стоит писать своё ПО с нуля. Это дорого, долго и крайне сложно. Проект превратится в своего рода борьбу с ведьмой в весе мухи. На мой взгляд, идеальное решение для автоматизации работы типографий на сегодняшний день — это покупка российского готового программного решения.

Рискую навлечь на себя гнев поставщиков, но считаю, что сейчас иностранные программные продукты в качестве разумной альтернативы рассматривать не следует — ни один продукт, о котором я знаю, не поддерживается в России сервисной службой. В частности, попытка использовать EFI PrintSmith в сочетании с крайне некорректным переводом на русский язык и при отсутствии сервисной поддержки наглядно показала: в наших условиях этот софт не способен решать задачи по автоматизации работы типографии.

Итак, покупаем готовый программный продукт стоимостью от 100 000 до 1 000 000 руб. Для этого нужно всего пять вещей:

  • финансовые возможности;
  • наличие волевых качеств;
  • выделение отдельного специалиста по наполнению программного продукта, взаимодействию с разработчиком программы и коллективом типографии;
  • готовность к переобучению персонала и созданию у него мотивации к использованию данного ПО;
  • готовность к прекращению трудового контракта с сотрудниками, не желающими перемен.

Что может обычно входить в комплектацию готовой коробки ПО:

  • стандартная CRM-система (управление клиентами, выставление счетов и т. д.);
  • калькуляторы расчёта листовой и многополосной продукции, широкоформатной печати (типовой калькулятор для расчёта нестандартных изделий наверняка не подойдёт);
  • управление складом;
  • управлением производством.

За внедрение, доработку и приобретение отдельных модулей к программному продукту придётся доплачивать разработчику. Например, вы наверняка захотите отправлять СМС-сообщения и электронные письма своим клиентам о состоянии заказа, управлять логистикой, учитывать работы подрядчика, управлять финансовой аналитикой, и очень даже возможно, что ваш бухгалтер захочет иметь интеграцию с «1С». Чтобы всё это эффективно заработало у ваших обученных специалистов, потребуется доплатить.

Полиграфисты с Марса, разработчики с Венеры

И это на самом деле очень и очень большая проблема. Российские разработчики в упор не хотят слушать нас с вами, полиграфистов. Они даже за ваши деньги будут предлагать нелепые решения. Не соглашайтесь. Настаивайте на своём. Я тут вижу проблему в том, что разработчики иной раз совершенно не понимают, что такое типография и какие бизнес-процессы могут происходить внутри компании. Но и разработчиков можно понять. У нас в России нет двух типографий с одинаковыми бизнес-процессами и методами управления. И это всё от того, что у нас эти процессы не стандартизированы (в отличие, например, от медицины, где все действия регламентированы, а всё ПО примерно одинаково), нет чётких регламентов, нет научной литературы. Нет даже профессиональных учебных заведений, выпускающих специалистов, сразу готовых работать в условиях современного производства.

И поэтому каждый действует по своему усмотрению — кто во что горазд. Каждый изобретает свой собственный велосипед и пытается на нём ехать. Но все едут по-разному и чаще всего в никуда. Поэтому, дорогие полиграфисты, наберитесь терпения и вдумчиво, с чувством, с толком, с расстановкой работайте с вашим поставщиком ПО. Если он, конечно, адекватный и готов, спустившись с небес, к диалогу с вами. По моему опыту, не все разработчики способны на такие жертвы и умеют вести диалог с человеком, который платит деньги за нужный ему результат.

Работа стоит денег

Будьте готовы заплатить за интеллектуальный труд вашему разработчику. И это немалые деньги. Я не знаю, почему, может быть, в силу нашего менталитета или по каким-либо другим причинам, наши люди не готовы платить за профессиональное ПО, которое будет решать ваши задачи. Многие почему-то считают нормальным скачать его «сломанную» версию на торренте. И когда собственники и директора типографий слышат от разработчиков сумму в диапазоне 1–3 млн руб. за автоматизацию их бизнеса, то у них возникает растерянность, смешанная с непониманием. Оказывается, многие просто психологически не готовы выложить такую сумму, форменный «грабёж среди бела дня»! Как следствие — отказ от автоматизации по причине «это слишком дорого, оно того не стоит». Собственник полиграфического бизнеса остаётся при своих интересах, но на том же уровне, где и был раньше. А жизнь галопом несётся дальше, и хотя он позднее осознаёт, что обойтись без автоматизации нельзя, время уже безнадёжно упущено. Клиенты разбежались, сотрудники поувольнялись, и, как это ни досадно, перед глазами — «старушка»-типография, а перед ней — разбитое корыто. Не хотите такой перспективы? Будьте готовы платить разработчикам программных продуктов. И платить много.

Что дальше и кто на рынке?

Выделить сильных игроков на рынке сейчас трудно. Связано это с тем, что разработчики пока не готовы инвестировать свои средства в развитие программных платформ. Поэтому программные продукты развиваются исключительно благодаря заказчикам. Есть заказчик, платит за программные продукты и «фичи» — программа развивается вместе с бизнес-процессами данной типографии. Ни о каком самостоятельном развитии ПО речь пока идти не может.

В небольшом обзоре ниже я не ставил себе целью дать отзывы обо всех существующих специальных полиграфических решениях. Речь идёт лишь о нескольких примерах, с которыми я ознакомился лично и могу их кратко охарактеризовать.

«Умные цифры»

Система «Умные цифры» отлично подойдёт для небольших типографий, копировальных центров и печатных салонов. В программе имеются калькуляторы начального уровня, CRM и склад. Если у вас до этого не было опыта работы по работе с ПО, то «Умные цифры» идеальны для стартового начинания. Простой интерфейс, хорошая поддержка и, самое главное, доступная цена продукта. Минус системы — ограниченная масштабируемость.

«ПринтЭффект»

Вероятно, является отличным решением для офсетных типографий, но совершенно не подходит для цифровиков. Тут есть много чего, что не нужно цифровой типографии, а именно: планирование, бюджетирование и т. д. Вряд ли вам придётся планировать печать 5 комплектов визиток или 30 брошюр. По моему опыту, на это уходит много времени, поэтому планирование в цифровой типографии не требуется совсем.

«ПринтРобот»

Отличный полиграфический калькулятор, идеально подходит для офсетных типографий и неплох для цифровых типографий. Калькуляторы и веб-платформа в этой системе являются его сильной стороной. Однако юзабилити и модули CRM оставляют желать лучшего. Если вам нужен только калькулятор, а для CRM вы используете ПО стороннего производителя, или в качестве дополнения к текущему программному решению, то это будет отличным вариантом автоматизации работы типографии за адекватные деньги.

«Принтлер»

Простое решение с прекрасным юзабили, построенное по принципу SAAS-приложений (ПО как сервис). Минимальные инвестиции с помесячной оплатой. За эти деньги вы получаете красивые графические калькуляторы, простой CRM, но никакой аналитики.

PerfectERP

Этот программный комплекс сейчас я считают единственным в России полноценным законченным программным продуктом. В нём реализованы и мощные полиграфические калькуляторы, и отличный СRM, и хороший модуль ведения склада, и даже функционал кросс-маркетинга. Из минусов отмечу высокую стоимость ПО и отсутствие платформы Web2print.

Заключение

Дорогие коллеги-полиграфисты! При внедрение управленческого ПО рекомендую руководствоваться следующими правилами:

1. Если вы твёрдо приняли решение внедрять управленческое ПО, не следует это обсуждать с подчиненными, как бы вам этого ни хотелось. Скорее всего, вас будут отговаривать от автоматизации работы типографии, поскольку, когда система реально заработает, кто-то и, возможно, тот, с кем вы сейчас советуетесь, может попасть в кандидаты на увольнение. Зато я настоятельно рекомендую как можно больше обсуждать эту тему с другими собственниками и управленцами типографий, особенно с теми, у которых типография уже реально автоматизирована. Ведь вы не хотите набивать шишки на лбу и учиться на собственных ошибках? Самое главное в таких разговорах — это благожелательное отношение к вам вашего собеседника. В противном случае, видя в вас конкурента, он может, подобно Ивану Сусанину, завести вас в такие дебри, из которых без больших финансовых потерь вам уже не выбраться. Чтобы избежать такого развития событий, беседуйте со многими людьми, сопоставляйте и анализируйте факты и выбирайте оптимальное решение. Это касается не только ПО, но и его разработчиков.

«Избранному» сотруднику совмещать внедрение проекта автоматизации с любой другой деятельностью в типографии скорее всего не удастся

2. Назначайте проверенного и ответственного сотрудника вашей компании для внедрения ПО в типографии. Личная ответственность за порученное дело — одно из самых важных требований к любому человеку. Заострять внимание на этой стороне вопроса приходится потому, что в современном обществе значительная часть людей старается избежать ответственности, используя для этого самые различные причины, в том числе — ссылку на вас самих. Вам нужно, ничего не упуская, очертить сотруднику круг тех управленческих задач, которые могла бы взять на себя компьютерная программа. Закрепить ваши требования к сотруднику и к работе АСУ нужно в письменном виде. После этого следует дать сотруднику полную свободу принятия решений с абсолютной материальной и моральной ответственностью за их последствия. Тем, кто из трусости боится такой ответственности, кто старается возложить вину за провалы в работе на некие неучтённые обстоятельства, не место в вашем коллективе. Принцип персональной ответственности должен стать краеугольным камнем в ваших взаимоотношениях с подчинёнными. Вам необходимо также принять во внимание, что «избранному» сотруднику совмещать внедрение проекта автоматизации с любой другой деятельностью в типографии скорее всего не удастся. Поэтому приготовьтесь к тому, что он должен весь свой рабочий день полноценно посвящать порученному делу. К основным поручаемым такому сотруднику задачам следует отнести: наполнение справочников, разработку инструкций по работе сотрудников типографии с программой, обучение персонала, взаимодействие с разработчиком программы и оптимизацию ПО под ваши бизнес-процессы.

3. Обязательно найдутся люди, которые воспримут в штыки происходящие в компании изменения. С незапамятных времен изобретатели новой техники и технологий сталкивались с людской косностью и нежеланием работать в новых условиях. За дружбу с «нечистой силой» новаторам отрубали головы, их сжигали на костре и объявляли сумасшедшими, вдребезги разбивали изобретенные ими ткацкие станки, ограничивали скорость первых автомобилей до 5 км в час. Первые самолеты и телефоны называли ничего не стоящими игрушками, а идею электрического освещения — «глупейшей выдумкой». В наше время мало что изменилось — новаторов по-прежнему не особенно жалуют, и не всегда они встречают любезное к себе отношение. Поэтому нелояльных к вашему нововведению работников будет достаточно. Они будут делать всё, чтобы ваша реформа провалилась. Например, будут вас уговаривать ничего не менять или нарочно будут заносить неверные данные в программу, либо делать это не полностью и с запозданием. Решить эту проблему очень просто. Освободить от работы того, кто является организатором саботажа проводимых реформ.

Если вы не знаете, откуда дует ветер, сделайте так. Соберите работников. Спросите: «Кто из вас против проведения реформ и почему?» Скорее всего кто-то ответит: «Да мы все тут против, никому не нужна ваша белиберда». Берите его и увольняйте. Уверяю вас, такой приём достаточно эффективен, а оставшиеся сотрудники постепенно втянутся в работу и перестанут вставлять палки в колеса. Поэтому соблюдайте очень важное правило, а именно решительно, как можно быстрее расставайтесь с организаторами саботажа проведения реформ.

4. Чаще проводите презентацию программного продукта. Лучше сто раз увидеть, чем один раз услышать. Ваши сотрудники должны понимать — автоматизация в первую очередь упростит жизнь им. Превратите их из противников в поборников ваших реформ. Поощряйте тех, кто искренне старается освоить программный продукт. Пропагандируйте те выгоды, которые они могут получить от его практического использования. Не пугайте сотрудников возможностью их увольнения в случае успешного внедрения. Убеждайте их, что все останутся на своих местах — ведь производственные мощности типографии будут расширены. Людей ведёт за собой не сила печатного, а наполненная огненной страстью энергия устного слова. Зажигать сердца, пробуждать энтузиазм и воодушевляться самому можно лишь благодаря бьющему в цель меткому устному слову. Все известные нам пророки, религиозные иерархи, военачальники, выдающиеся политические лидеры достигали поставленной цели не посредством невнятного бормотания призывов к каким-либо решающим действиям, а благодаря своему ораторскому искусству, усиленному соответствующей жестикуляцией. Завораживающее воздействие на сотрудников нарисованных вами картин лучшей жизни в случае освоения программы — вот тот питательный бульон, та духовная сила, которая подвигнет ваших сотрудников отречься от старых представлений и с энтузиазмом взяться за практическое освоение программного продукта. Устное слово всегда было, есть и будет знаменосцем и главным двигателем всех прошлых, настоящих и грядущих успехов руководителя любого уровня. Ваша задача — создать такие условия, при которых внедрение ПО было бы желательным для сотрудников делом. В крайнем случае сделать так, чтобы легче выполнить предписания руководства, чем их нарушить, поскольку нарушение этих предписаний может серьёзно осложнить им жизнь. Политика кнута и пряника — старый, испытанный и действенный приём. Но используйте его в отношении только колеблющихся. Немаловажное значение имеет и кропотливая работа с людьми, например, с улыбкой на лице в доброжелательной манере объясняйте, на какие кнопки клавиатуры нажимать и что они означают, на конкретном примере наглядно показывайте, как АСУ поможет облегчить всем жизнь.

Важной составляющей успешного внедрения автоматизации работы типографии является безусловное доведение до конца начатого дела и выполнение обещаний

5. Другой важной составляющей успешного внедрения автоматизации работы типографии является безусловное доведение до конца начатого дела и выполнение обещаний. Нельзя придумать ничего более худшего, чем, начав одно дело, затем перекинуться на другое, потом на третье и т. д. Такое бестолковое метание может иметь результатом либо плохое качество работы, либо полный провал всех начатых дел, неоправданные потери труда и средств. Нет ничего печальнее картины недостроенных зданий и сооружений, вызывающих ассоциации с их разрушениями после бомбардировок. Афоризм «Начал делать доброе дело — делай его до конца» должен стать основополагающим принципом каждого серьёзного руководителя и, наконец, просто обычного человека. Незаконченное дело равносильно невыполненному обещанию. А невыполненные обещания — это потеря авторитета, уважения, вплоть до презрительного к себе отношения.

В завершение хотелось бы отметить, что каждый собственник и управленец типографии должен со всей очевидностью уяснить для себя, что автоматизация работы типографии — это неизбежный процесс, своего рода столбовая дорога, диктуемая логикой развития постиндустриального общества. И поэтому, если он не хочет оказаться в числе аутсайдеров, должен принять все меры для перевода своей типографии на отвечающий вызовам времени технический уровень, в котором наибольшую роль и значение будет иметь автоматизация производственных процессов.

 

Об авторе: Руслан Галифанов (mdm@mdmprint.ru), генеральный директор «МДМпринт».

 

* В статье выражено личное мнение автора, не во всём совпадающее с мнением редакции Publish. Обычно мы публикуем подобные статьи в рубрике «Форум», однако на этот раз посчитали, что это мнение будет хорошей отправной точкой для темы номера — ведь оно построено на собственном (и немалом) опыте автора. Мы также посчитали полезным сохранить краткий и далеко не полный перечень существующих полиграфических АСУ, которые приводит автор. К сожалению, найти специалиста, который бы сумел провести полный и объективный сравнительный анализ существующих на рынке решений в силу их сложности просто невозможно. Пусть у читателей, которые ещё только задумываются об автоматизации, будут хоть какие-то ориентиры. Желающие подискутировать на тему автоматизации могут задать вопросы автору напрямую или написать в редакцию Publish.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Термо-крафт-формат

Как небольшие термопрессы помогают любителям и профессионалам.

Текстильлегпром 2024

С 27 февраля по 1 марта в Москве прошла очередная выставка «Текстильлегпром». Однако на этот раз она впервые расположилась в выставочном комплексе «Крокус Экспо». Прорывных новинок в этом году не наблюдалось, но посмотреть было на что.

drupa calling

Не претендуя на всеохватность, мы попытались собрать имеющуюся на сегодняшний день информацию от некоторых участников drupa, которая была опубликован в последнее время.

Сочи — город контрастов

В минувшем апреле прошло сразу два отраслевых мероприятия, на которых Publish выступает медиапартнёром.

MasterCutter расширяет формат резки

ГК «РУССКОМ» начала поставки планшетного режущего плоттера под собственной торговой маркой MasterCutter 1070 GT.



Новый номер

Тема номера: Все, что нужно знать о кадрах в 2024 году. Детали 2.0: MasterCutter 1070 GT. RosUpack — зачем ты такой? PLATINUM КС. ColorCut FB1180Т. Термо-Крафт-Формат. Типография и маркетплейс – это сила? Два загадочных режима GREP-поиска. Sprinter Power 4S. Центр высокого класса. Фотоистории в печати. Интерес в стабильности. Drupa calling. Текстильлегпром 2024. Упаковка по требованию – в «ракурсе». Publish Eurasia: «Цифра» для флексотипографии. Тренды в полиграфии Центральной Азии.



Имеет ли смысл развивать направление листовой офсетной печати?
    Проголосовало: 38