101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Эффектная «цифра»

  • Игорь Терентьев
  • 5 сентября 2016 г.
  • 7888
Текущее состояние дел и инновации в области специальных печатных и послепечатных эффектов с помощью цифрового оборудования на drupa 2016
 

Текущее состояние дел и инновации в области специальных печатных и послепечатных эффектов с помощью цифрового оборудования на drupa 2016

Цифровые технологии, внедрение которых в полиграфию когда-то начиналось с робких попыток хотя бы просто получить цветные оттиски приемлемого качества на очень ограниченном диапазоне материалов, уже давно вышли за пределы стандартной многокрасочной печати цветами CMYK. «Цифра» способна печатать с расширенным цветовым охватом, специальными красками (включая белую), а также выполнять разнообразную отделку — от выборочного лакирования до фольгирования.

На недавней drupa 2016 цифровых технологий для создания специальных эффектов было представлено больше, чем аналоговых. Давайте вспомним о состоянии дел в этой области и наиболее интересных новинках.

За рамками CMYK

Дополнительные краски в ЦПМ и различных принтерах начали использоваться уже давно. Например, для настольных и широкоформатных струйных принтеров, предназначенных для высококачественной печати, стало практически стандартным применение так называемых «лайтов» — светло-пурпурной и светло-голубой красок. Они не расширяют цветовой охват, а позволяют более гладко передавать градации в светах изображений, поэтому подобные краски нельзя отнести к инструментам для создания специальных эффектов.

Для расширения цветового охвата и получения непривычно ярких, а значит — и более привлекательных и эффектных оттисков в цифровой печати всё чаще применяют семикрасочную модель. Обычно речь идёт о добавлении к триадным краскам оранжевой, зелёной и фиолетовой — такая красочная конфигурация сокращённо называется CMYK+Orange+Green+ Violet или CMYKOrGrVi (порядок наложения доп. цветов у разных производителей может отличаться).

Среди производителей листовых ЦПМ особым путём пошла Konica Minolta — за год до drupa 2016 компания представила уже третье поколение серии High Chroma bizhub PRECC C71hc (см. обзор в Publish № 3, 2016; http://www.publish.ru/articles/201603_20013541). Расширения цветового охвата создатели добились изменением цветовых характеристики тонера, сохранив четыре базовых цвета CMYK. Хотя разница в яркости отпечатков между «обычной» тонерной печатью и моделями из серии High Chroma очевидна, никто из конкурентов пока по этому пути не пошёл. Вероятно, это связано с необходимостью создания особого техпроцесса для качественной подготовки изображений к печати — в противном случае потенциал улучшенного тонера остаётся нераскрытым.

Палитра красок для ЦПМ Landa — CMYK, оранжевая, зелёная, фиолетовая, а также белая 

Что касается семикрасочной модели, то она постепенно становится новым стандартом, причём не только в цифровой, но и в аналоговой печати, где её часто ещё называют «печатью с фиксированной цветовой палитрой». Она востребована везде, где требуется сочетание широкого цветового охвата с высокой точностью воспроизведения как можно большего количества смесевых красок. С этой точки зрения специальным эффектом здесь можно считать существенное повышение эффективности производства. Особенно активно эту технологию внедряют в упаковочной и этикеточной печати. Не случайно для всех упаковочных ЦПМ Landa, представленных на выставке, предусмотрен вариант поставки в цветовой конфигурации CMYKOrGrVi. Заслуживает упоминания и совместный проект Kodak и Uteko — компании продемонстрировали возможность высокопроизводительной этикеточной печати всё в той же семикрасочной конфигурации. По информации производителя, это обеспечивает воспроизведение 95% цветов Pantone с точностью 2,5 дельта E. На стенде Kodak рулонная струйная машина Uteco Sapphire печатала водными чернилами по BOPP-плёнке со скоростью до 200 м/мин. Макс. возможная скорость ещё выше — до 300 м/мин, а ширина рулона — 400 мм. Такие высокие показатели достигнуты за счёт использования струйных головок Kodak Stream, водных пигментных чернил Kodak и специально разработанного праймера.

 

На машине Uteco Sapphire с печатающими головками Kodak использовалась 7-красочная цветовая конфигурация

Также на drupa 2016 о доступности оранжевой, зелёной и фиолетовой красок для ЦПМ на платформе B2 (модели HP Indigo 12000, 20000, 30000 и 50000) объявила HP Inc. Это было ожидаемо, поскольку подобная красочная конфигурация предусмотрена почти для всех HP Indigo меньших форматов — листовых и рулонных.

О доступности семикрасочных конфигураций для своих новых струйных ЦПМ формата B1 объявили Heidelberg с Fujifilm и KBA c Xerox.

Другие производители подходят к расширению цветового охвата более «точечно». Например, Xerox показала iGen5 с опциональной 5-й красочной секцией, куда, по замыслу создателей, можно устанавливать тонер нужного цвета — оранжевый, зелёный или фиолетовый. Специальное ПО подскажет, какой именно тонер следует выбрать для лучшего воспроизведения выбранного сюжета. Кстати, по нашим данным первые три машины Xerox iGen5 в ближайшее время будут установлены в Санкт-Петербурге: одна — в типографии «Четыре цвета» (входит в рекламно-производственную фирму «МФИН»), две — в цифровой типографии «Эй Пи Трэйд».

Интересно, что Ricoh также располагает ЦПМ с 5-й красочной секцией — модели серии Pro C7100x, но возможности расширения цветового охвата для них пока не предусмотрено.

Kodak Nexpress изначально предлагала свои листовые ЦПМ с пятой красочной секцией. Перспективная платформа Nexpress, прототип которой показали на стенде Kodak, оснащена многобитной светодиодной системой формирования изображения, улучшенными алгоритмами растрирования и, главное, сменными красочными станциями, допускающими изменение порядка и набора тонеров. Это обещает для владельцев машины небывалую гибкость в реализации разнообразных специальных эффектов.

Среди производителей футболочных принтеров собственные модели с расширенным цветовым охватом не так давно начала выпускать израильская Kornit Digital — принтеры Avalanche Hexa и Storm Hexa, помимо CMYK, печатают также красными и зелёными чернилами.

Ярче яркого…

Ещё одно направление развития цифровых спецэффектов, явно получившее новый импульс развития на drupa 2016, — дополнительные флюоресцентные цвета.

Например, для HP Indigo 12000, помимо оранжевого, зелёного и фиолетового, стали доступны и другие специальные краски, включая светящуюся в УФ-лучах розовую Fluorescent Pink, которой в HP прочат большую популярность, поэтому даже называют «новой чёрной». Эта краска также доступна для листовых HP Indigo 7800, 7900, 5600 и 5900. В разработке у HP — флюоресцентный жёлтый и синий. Теоретически они способны составить флюоресцентную триаду. Это показывали в «тёмной комнате» на стенде HP.

Для ЦПМ Kodak Nexpress уже давно предлагается особый флюоресцентный тонер Red Fluorescing Dry Ink — при обычном освещении он остаётся прозрачным, а в УФ-лучах становится красным. Это удобно для защищённой печати, а также организации внутренней логистики полуфабрикатов на печатном производстве — невидимые метки можно наносить в любое место изображения. Аналогичный невидимый в обычном свете жидкий тонер предлагает и HP Indigo.

Перспективный флюоресцентный жёлтый тонер можно было увидеть на стенде Ricoh, однако пока он демонстрировался на правах прототипа. Возможно, когда-то его предложат в качестве дополнительного для пятой секции моделей серии Pro C7100x?

А в ассортименте OKI даже появился специальный «флюоресцентный» светодиодный принтер — модель Pro6410 NeonColor со скоростью до 34 стр./мин в цвете. Как отметил специалист по маркетингу и поддержке продуктов для полиграфии OKI Systems Rus Андрей Лыгун, этот принтер формата А4 с возможностью печати баннеров длиной до 1320 мм — пока единственный настольный аппарат в мире (его стоимость — менее 200 000 тыс. руб.), который позволяет печатать многокрасочные флюоресцентные изображения. Вместо чёрного тонера в принтер можно установить белый. Его позиционируют в первую очередь для термотрансферной печати при производстве сувенирной и рекламной продукции, декорирования одежды, а также для решения задач в сфере образования.

На том же стенде можно было увидеть широкоформатные принтеры OKI ColorPainter W-54s (1362 мм) и W-64s (1616 мм) с флюоресцентными сольвентными чернилами Neon Yellow и Neon Pink. Их нельзя назвать особой новостью — эти принтеры с такими же чернилами Seiko Infotech впервые показала ещё на drupa 2012, но теперь её широкоформатный бизнес перешёл в собственность OKI.

Теоретически возможность использования флюоресцентных цветов в наружной рекламе и интерьерном оформлении весьма привлекательна. И время от времени на улицах Москвы можно наблюдать яркую и обращающую на себя внимание рекламу с «ядовитыми» цветами, однако она, очевидно, пока печатается не на широкоформатных принтерах. По информации LRT, российского дистрибьютора Seiko Infotech, за всё время поставок этих принтеров в нашу страну был установлен единственный аппарат, но не на производстве — его можно увидеть в демозале компании.

Возможно, больший интерес вызовут флюоресцентные чернила для печати по тканям. Особенно у компаний, которые специализируются на изготовлении спортивной одежды, — располагая принтером со специальными чернилами, нужно обеспечить его постоянную загрузку, иначе дорогие расходные материалы не окупятся.

Roland Texart XT-640 показали в конфигурации с флюоресцентными чернилами
Ещё один прототип чернил, видимых только в УФ-лучах, на drupa 2016 показала Mimaki 

Накануне drupa 2016 о создании жёлтых и розовых флуоресцентных сублимационных чернил для широкоформатных принтеров Texart XT-640 и RT-640 объявила Roland DG. По словам производителя, эти чернила обеспечивают великолепное качество печати и производительность и подходят для спортивной одежды, индустрии моды, баннеров, рекламных образцов и многого другого. Чернила Fluorescent Pink (Fp) и Fluorescent Yellow (Fy) комбинируются с обычными чернилами для Roland DG Texart. Библиотека флюоресцентных цветов Roland DG Fluor Color Library может встраиваться в Adobe Illustrator и CorelDRAW. Чернила уже поступили в продажу. Цветовая конфигурация CMYK+Or+Vi+Fp+Fy поддерживается RIP ErgoSoft Roland Edition.

Чуть ранее об аналогичном шаге объявила Mimaki, представив на выставке ITMA 2015 в Милане два вида флуоресцентных сублимационных чернил для текстильных принтеров TS300P-1800.

Особый случай: все оттенки белого

Белый, вероятно, один из самых востребованных дополнительных цветов для типографий цифровой печати. Уже давно и активно он применяется в УФ-принтерах — настольных сувенирных и широкоформатных всех модификаций (планшетных, гибридных и рулонных), а также футболочных с различными типами чернил, где белый незаменим при печати по тёмным тканям. Есть и предложения сольвентных белых чернил, хотя, вероятно, к их возможностям у рекламно-производственных компании накопилось больше всего претензий — укрывистость и скорость высыхания (а значит, и печати) оставляют желать лучшего. Единственный известный нам не футболочный принтер с белым цветом на водных пигментных чернилах — Epson WT7900 — разработан специально для вывода цветопроб для этикеточных и упаковочных типографий, располагающих оборудованием флексографской и глубокой печати.

Практически обязательны белые чернила на промышленных этикеточных ЦПМ. Единственная модель с белыми водными чернилами в этой категории тоже разработана Epson — SurePress L-4033AW. Конфигурации с белым предлагают почти все производители этикеточных ЦПМ на УФ-чернилах, а также электрографических машин — лидер этого рынка HP Indigo и бельгийская Xeikon. В более доступной категории настольных этикеточных тонерных аппаратов решения с белым цветом с осени 2015 г. предлагают партнёры OKI — канадская iSys Label, английская Intec и американская UniNet (обе являются OEM-партнёрами iSys Label). Что касается листовых электрографических ЦПМ и принтеров, то здесь наличие белого не столь повсеместно, как в этикеточных машинах.

Уже не первый год почти для всех своих моделей предлагает белый жидкий тонер HP Indigo, причём у компании есть выбор из несколько видов для различных применений — для коммерческих и промышленных линеек. Технология HP Indigo позволяет наносить несколько слоёв краски за один прогон без ущерба для приводки, хотя и за счёт снижения производительности (это относится и к рулонным машинам). Поэтому пользователи всегда могут повысить укрывистость белого, просто задав печать одного или нескольких дополнительных слоёв — так же, как это возможно на многопроходных УФ-принтерах. На drupa 2016 были представлены промышленные белые краски повышенной плотности HP Indigo Electroink Premium White. При нанесении 4-х слоёв уровень непрозрачности достигает 81%, что соизмеримо с возможностями трафаретных белил. Но даже один слой обеспечивает 59% непрозрачности. Новые краски будут поставляться в концентрированном виде в 20-литровых вёдрах. Их можно будет использовать для рулонных моделей HP Indigo 8000, WS6800 и 20000. Но придётся провести дополнительное оснащение специальной станцией подготовки красок, которая будет устанавливаться рядом с машиной. Двойная конфигурация станции обеспечит увеличение времени непрерывной работы. В ассортимент HP вошли и специальные белые краски для вплавляемых этикеток.

В Xeikon уверяют, что уровень непрозрачности белого тонера для пятикрасочных этикеточных машин этой компании выше, чем у флексографских красок. Это объясняют тем, что содержание белого пигмента оксида титана в тонере превышает 50%, а также во много раз большей, чем у конкурентов с жидким тонером и УФ-чернилами, толщиной слоя тонера, который наносится за один проход.

Kodak также добавила к широкому ассортименту тонеров для листовых ЦПМ Nexpress новый белый Opaque White Dry Ink с высокой кроющей способностью.

На drupa 2016 можно было увидеть и другие листовые ЦПМ, а также принтеры с белым тонером — это уже хорошо известные на рынке модели серии Ricoh Pro C7100x и более доступные принтеры OKI форматов А4 (Pro7411WT) и А3 (Pro9420WT, Pro9541, Pro95425). Модель OKI Pro9541 сочетает возможности нанесения белого и прозрачного тонеров. Помимо традиционных применений — печать по тёмным, металлизированным и прозрачным материалам — OKI позиционирует свои принтеры с белым как самые практичные решения для термотрансфера. Андрей Лыгун (OKI Systems Rus) отмечает, что решения OKI с белым цветом — самые доступные в секторе цифровой листовой тонерной печати: «Начальная стоимость модели формата А4 — менее 200 000 руб. Полноценное решение формата А3 для печати с белым цветом — Pro9542 (CMYK плюс белый) — обойдётся примерно в 1,2 млн руб. Это в несколько раз дешевле ближайшего конкурента. Причём в части печати белым это — не компромиссный вариант, поскольку белый с довольно высокой плотностью укладывается “под” цвет в один проход». Андрей рекомендует тем, кому необходима печать белым или прозрачным, задуматься о комбинации «цветная ЦПМ плюс принтер OKI с белым или прозрачным. Это также повышает гибкость производства — часть заказов (например, печать по конвертам, визиток с автоматическим дуплексом, баннеров), которые технологически не очень удобны для ЦПМ, можно смело перенести на принтер OKI».

Лыгун также отмечает: «Появление принтера, возможности которого принципиально отличаются от тех, что уже установлены, — это не только дополнительные доходы на этом принтере. Это ещё и увеличение загрузки других печатных устройств. Заказчики, “пришедшие” на новый принтер (например, на печать визиток на тёмном дизайнерском картоне), позже сделают заказ на обычный цифровой тираж. А обложка из цветного переплётного материала, запечатанная белым тонером на OKI Pro9542, незначительно увеличит стоимость брошюры, блок которой напечатан на iGen, но может стать решающим аргументом при выборе исполнителя».

Выборочный лак и рельеф

Самые популярные решения для нанесения лака цифровым способом базируются на струйной технологии. Практически все производители УФ-принтеров предлагают модели в конфигурации с лаком. Не менее востребованы дополнительные струйные модули с УФ-отверждением для этикеточных ЦПМ. Возможность нанесения выборочного лакирования цифровым способом на этикеточных электрографических ЦПМ предлагают также HP Indigo и Xeikon, но по толщине и блеску наносимого слоя прозрачного тонера электрографические рулонные аппараты (кроме HP Indigo в режиме нанесения нескольких слоёв) заведомо уступают системам с УФ-отверждением, особенно специализированным.

Текущее состояние дел с решениями для нанесения лака цифровым способом было хорошо описано в статье Ю. Захаржевского «Лак лично в руки» (Publish № 6, 2015; http://www.publish.ru/articles/201506_20013422). Здесь мы рассмотрим лишь некоторые инновации в этой области, представленные на drupa 2016, а также возможности по созданию специальных эффектов прозрачными тонерами, не упомянутые в статье.

В своём благотворительном персонализированном календаре на 2015–2016 гг. HP Indigo продемонстрировала возможности использования специальных красок — белой и флюоресцентной розовой 

Интересно, что для листовых ЦПМ HP Indigo предлагаются два варианта прозрачного жидкого тонера. О первом мы уже не раз писали: HP Indigo ElectroInk Transparent при нанесении одним слоем не особенно впечатляет, зато в многослойном варианте позволяет добиваться настоящего рельефа, сравнимого по возможностям с трафаретным лаками. Макс. толщина слоя — 50 мкм. А представленный в 2014 г. второй — HP Indigo Digital Matte — позволяет получить эффект выборочного матового лакирования. Разумеется, использовать его целесообразно на глянцевых материалах.

До последнего времени у Xerox было только две модели, позволяющие наносить прозрачный тонер, — построенные на базе общего печатающего механизма Color 800i/1000i. На выставке к ним присоединилась флагманская ЦПМ iGen5 с опциональной пятой красочной секций. В ней также стало возможным использовать прозрачный тонер.

Среди производителей листовых ЦПМ и принтеров прозрачный тонер в отдельных электрографических моделях предлагают также Kodak Nexpress, Ricoh (Pro C7100X) и OKI (ES9541, Pro9541).

Для более серьёзных работ по цифровому лакированию предлагаются специализированные устройства. Как правило, они работают по принципу УФ-отверждения, а лак наносится через струйные печатающие головки. Все они выделяются высоким глянцем отпечатков и возможностью нанесения слоя большой толщины. Кроме того, предлагаются варианты, сочетающие с лаком другие виды отделки. Главные тенденции в этом секторе — увеличение формата (вплоть до B1+) и производительности.

Английская Autobond представила новую систему цифрового УФ-лакирования Spot UV с макс. форматом B1. Теперь в ассортименте компании — модели форматом от 36×57 до 74×102 см. Макс. скорость — 36 м/мин, макс. толщина покрытия — 40 мкм.

Чешская Komfi уже не первый год предлагает компактную Spotmatic 54 формата до 54×100 см для выборочного цифрового УФ-лакирования с глянцевым или матовым эффектом. В новой модификации машина оснащена 8-ю струйными головками с разрешением 360 dpi. Технология I2IR (Image to Image Registration) обеспечивает точную приводку лака к изображению. Интересная особенность машины — возможность многократной проводки листа за счёт вакуумного стола в зоне печати для нанесения нескольких слоёв лака и достижения большой толщины. Макс. скорость лакирования при одном проходе — 2400 отт./ч. В ассортименте Komfi есть также модель формата B1 (76×102 см) — Spotmatic 76.

Французская MGI Digital Technology показала машину JETvarnish 3D Evolution. Это масштабируемая листовая система цифрового облагораживания, включающая, помимо выборочного и 3D-лакирования (рельефного), секцию цифрового фольгирования, а также имеющая наращиваемую систему подачи чернил. Кроме обычного фольгирования с помощью машины можно создавать эффект глиттера. Среди её особенностей — палетная приёмка, автоматическая очистка головок, автоматический самонаклад и система точной приводки с использованием искусственного интеллекта. Макс. формат — 52×120 см, на заказ могут также изготовить модели форматов 64×120 или 75×120 см. Производительность: до 4000 отт./ ч (B2) или 3000 отт./ч (B1). Эту машину и первую в мире рулонную систему цифрового фольгирования и лакирования MGI JetVarnish 3DW (ширина рулона — до 420 мм), а также более компактную версию с модулем цифрового фольгирования MGI JetVarnish 3DS можно было увидеть и на стенде Konica Minolta, которая начнёт постепенное продвижение через свою партнёрскую сеть всего оборудования линейки MGI.

Первая в мире рулонная система цифрового лакирования и фольгирования MGI JetVarnish 3DW обрабатывает до 42 м/мин в режиме 2D-лакирования и до 20 м/мин — в режиме 3D (с созданием рельефа). В качестве опции предлагается секция флексопечати  

Кстати, после drupa 2016 компания MGI возобновила поставки в Россию — новым «старым» дистрибьютором стала SupplyLand, уже имевшая опыт сотрудничества с MGI до того момента, как в 2010 г. права на продажу решений MGI перешли к «НИССА Центрум». Сервис ранее инсталлированного оборудования пока будут осуществлять те компании, которые его устанавливали. По оценкам SupplyLand, в России установлено около десятка единиц разных моделей системы цифрового лакирования MGI JetVarnish.

Израильская Scodix продолжает развивать свою линейку, наращивая производительность, функционал и формат. Модель E106 представляет собой цифровую машину для облагораживания картонной упаковки формата B1 (1060×760 мм) со скоростью до 4000 отт./ч. Модуль фольгирования разработан Compact Foilers, а самонаклад — Mabeg Systems. Машина выполняет конгревное тиснение, выборочное лакирование, тиснение шрифта Брайля, цифровое «тиснение», печать переменных данных и тиснение фольгой. Работает с бумагой, пластиками, металлизированным картоном, цифровыми и офсетными оттисками, а также с материалами с влагостойким покрытием и ламинацией. Коммерческие поставки E106 начнутся 2017 г. На выставке оборудование Scodix можно было увидеть и на других стендах, в частности — в экспозиции HP Inc.

Ещё до начала выставки Scodix заявила, что общее количество инсталляций её систем цифрового облагораживания в мире превысило 200. А после её окончании было объявлено о ещё 100 новых заказчиках. В России у Scodix пока только одна инсталляция.

Steinemann Dmax — самое быстрое цифровое лакирование! Помимо выборочного и рельефного лака, возможно также создание тактильного и матового эффектов  

Швейцарская Steinemann Technology, представлявшая свою продукцию в павильоне 1 как партнёр Heidelberg, показала самую скоростную листовую машину для выборочного цифрового УФ-лакирования Dmax 106 формата 108×78 см производительностью до 10 тыс. отт./ч мин. формата и до 7000 отт./ч формата B1. Разрешение — 600 dpi. Плотность нанесения лака от 4 до 50 г/м2, опционально — до 100 г/м2. Для машины также предлагается как опция модуль цифрового фольгирования.

Блеск «цифрового металла»

Помимо комбинированных систем, сочетающих цифровое лакирование с фольгированием, о которых мы рассказали выше, существует немало специализированных решений. Возможности создания металлизированных эффектов предлагают также производители ЦПМ и широкоформатных принтеров. Но обо всём по порядку.

Конечно, золотистый тонер Xerox по уровню блеска не может соперничать с фольгой. Но далеко не всегда требуется яркий блеск — иногда нужен более изысканный эффект 

В Landa Digital Printing разработали принципиально новый процесс цифровой металлизации, который назван Nano-Metallography. На выставке как чёрный ящик показали модуль металлизации L50 для узкорулонной печатной машины. Он наносит слой металлизированных нанохлопьев NanoFlakes толщиной 50 нм, создавая эффект, сравнимый с тиснением фольгой. Чтобы обеспечить перенос хлопьев на нужные участки материала, сначала с помощью любой из существующих аналоговых технологий — офсетом, флексографией, глубокой или трафаретной печатью — печатается слой-донор, к которому прилипают хлопья. Главное достоинство технологии — она безотходная, поскольку на металлизацию используется ровно то количество хлопьев, которое требуется для создания металлизированного слоя. Технологию обещают вывести на рынок в 2017 г.

Более традиционная реализация цифрового фольгирования предусматривает создание исходного изображения с помощью одной из технологий цифровой печати (с твёрдым или жидким тонером, УФ-чернилами). Затем лист с изображением прокатывается через ламинатор, в котором вместо плёнки используется специальная фольга, оптимизированная для переноса на тонер или УФ-чернила. Подобную технологию уже много лет продвигала GMP, а за последние два-три года её подхватили и другие производители ламинаторов. На выставке подобные простейшие системы цифрового фольгирования можно было встретить повсеместно. Их преимущества — простота и доступность, широкий выбор специальных эффектов (от простой металлизированной фольги и прозрачной глянцевой до цветной и голографической).

Внушительные габариты Kurz DM-liner UV Ink объясняются тем, что в машину встроены системы впечатывания изображения для металлизации УФ-чернилами и точной приводки 

Более сложные решения предлагает немецкий производитель фольги для тиснения Kurz. Мы уже писали о презентации системы Kurz DM-liner в России (http://www.publish.ru/news/201504_20088981). В стандартном варианте она позволяет, используя фольгу Digital Metal, практически «печатать металлом» на листах форматом до 390×500 мм со скоростью от 5 до 30 м/мин. На выставке представили версию этой машины формата B2. Помимо экспозиции Kurz, DM-liner можно было увидеть на стендах HP Inc. и Ricoh.

Пример работ, отпечатанных на HP Indigo с помощью ПО Color-Logic в ставропольской типографии «Дизайн-студия Б» 

Кроме того, Kurz представила более сложное решение со встроенной секцией УФ-печати изображения для последующей металлизации — DM–Liner UV Ink, способную переносить фольгу Digital Metal на бумагу и пластик. Система приводки обеспечивает высокую точность позиционирования фольги на изображении.

Ещё одно не имеющее аналогов решение показала MGIMeteor Unlimited Colors форматом до 330×1200 мм (версия XL+) для работы с бумагой плотностью до 400 г/м2 со встроенной секцией холодного тиснения фольгой, оснащённую эксклюзивной системой цифровой печати голограмм AHDP. На стенде можно было увидеть линию, состоящую из ЦПМ Meteor DP8700 S+650 с модулем iFoil. В этой конфигурации макс. формат составляет 330×650 мм. Сначала на лист наносится одноцветный тонер в тех областях, где требуется фольгирование. Далее он подаётся в модуль iFoil, где выполняется фольгирование, а затем возвращается в ЦПМ для цветной печати, в том числе поверх фольги. Эффекты, достижимые с помощью подобной системы, впечатляют — на выставки показывались примеры визиток, папок, суперобложек, упаковки и др.

Существуют и другие варианты создания металлизированных эффектов цифровым способом, хотя и не такие впечатляющие — с помощью специальных тонеров. Например, для промышленных моделей HP Indigo есть серебристый жидкий тонер HP ElectroInk Silver, Kodak предлагает для пятой секции золотистый тонер Gold Dry Ink, Xeikon — серебристые MatteSilver и PalladiumSilver. А в Xerox разработали для моделей Color 1000i/800i металлизированные тонеры обоих оттенков — золотого и серебряного. Как показывает опыт, по уровню блеска тонеры существенно уступают решениям, в которых используется фольга, однако при больших площадях заливок можно добиться весьма интересных эффектов. Кстати, первые инсталляции Xerox Color 800i с золотым и серебряным тонерами произошли и в России.

Что касается металлизированных красок для широкоформатных принтеров, то в сольвентных вариантах их уже давно предлагают Epson, Mimaki и Roland DG. Однако в России использование металлизированных красок крайне ограничено — чернила очень дороги. Как показывает опыт нашего тестирования, высыхают они медленнее обычных. Получается, что возможности приобретённого в конфигурации с металликами принтера большую часть времени используются не полностью. К тому же при печати обычными чернилами его скорость оказывается меньше, чем это достижимо без металликов, — ведь часть головки (головок) простаивает.

Особое место в создании металлизированных эффектов занимает компания Color-Logic, разработавшая библиотеки Process Metallic Color System и специализированное ПО для создания предсказуемых металлизированных эффектов с помощью практически всех технологий — аналоговой (офсета, флексографской и т. п.) и цифровой (электрографических и струйных). Среди партнёров Color-Logic — крупнейшие производители красок, металлизированных материалов, допечатных решений и ЦПМ. Недавно о глобальном сотрудничестве с Color-Logic объявила также Ricoh, которая собирается начать поставки этого решения и в Россию — прежде всего для владельцев популярных ЦПМ с белым цветом Ricoh Pro C7100x (количество их инсталляций составляет уже около двух десятков).

Как отметил менеджер НР Indigo по работе с партнёрами Александр Гагарин, НР уже несколько лет успешно сотрудничает с ColorLogic. В России есть примеры реализации проектов с металлизированными материалами с использованием белой краски. Это делают в Москве и Ставрополе.

Доступные альтернативы

Mimaki предлагает свой вариант металлизации

Японская Mimaki предлагает создавать металлизированные эффекты с помощью сувенирного планшетного УФ-принтера и ламинатора с реверсом, способного накатывать фольгу и аккуратно собирать использованную. Изображение, которое требуется фольгировать, печатается не чернилами, а праймером. УФ-источник не отверждает праймер, а лишь слегка его «подсушивает» — получается клейкое покрытие. После этого на поверхность достаточно накатать фольгу для тиснения. К сожалению, это решение в России не будет особенно востребованным, поскольку сувенирные УФ-принтеры Mimaki в конфигурации с праймером покупают крайне редко.

 

Durafos Durager-VF600 позволяет получать эффекты металлизации с рельефом

Южнокорейская Durafos представила на drupa 2016 систему Durager-VF600 (34 000 евро) из двух компонентов — планшетного УФ-принтера и модуля фольгирования. Система позволяет наносить цветную печать на жёсткие материалы толщиной до 80 мм, а также фольгировать их. Макс. формат — 310×600 мм, разрешение печати — 5660×1440 dpi. Цветовая конфигурация — CMYKLcLmVV или CMYKWtWtVV. В конфигурации с белыми чернилами возможна имитация эффекта рельефного тиснения фольгой. Конструкция принтера предусматривает простую замену подвижного модуля печати на другой с сольвентными или текстильными чернилами.

 

Эффектно, но дорого: пока только для уникальных применений

Как видите, современные цифровые решения позволяют создавать весьма впечатляющие эффекты. К сожалению, многие подобные системы и расходные материалы для них в текущих условиях оказываются неоправданно дороги для отечественных полиграфистов. Либо технологический процесс получения эффекта оказывается слишком сложным. Остаётся искать уникальные применения, где дополнительные затраты, связанные с использованием цифровых эффектов, готовы компенсировать клиенты. С этой точки зрения прошедшая drupa 2016 оказалась весьма полезной — производители постарались продемонстрировать максимальное разнообразие применений цифровых эффектов.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
drupa calling

Не претендуя на всеохватность, мы попытались собрать имеющуюся на сегодняшний день информацию от некоторых участников drupa, которая была опубликован в последнее время.

Сочи — город контрастов

В минувшем апреле прошло сразу два отраслевых мероприятия, на которых Publish выступает медиапартнёром.

MasterCutter расширяет формат резки

ГК «РУССКОМ» начала поставки планшетного режущего плоттера под собственной торговой маркой MasterCutter 1070 GT.

Центр высокого класса

Центральный московский демонстрационный зал группы компаний «Смарт-Т» в 2024 году значительно расширился. Директор по маркетингу Дмитрий Грацков рассказывает подробности: зачем в одном месте ставить десятки образцов оборудования, как одновременно проводить несколько презентаций для клиентов и сколько сотрудников для этого нужно — читайте прямо сейчас.

Фотоистории в печати

Сколько фотографий хранится в памяти вашего смартфона? Скорее всего, больше тысячи. А сколько из них вы собираетесь напечатать? И вот здесь возникает нешуточное противоречие. С одной стороны, больше снимков, чем сейчас, человечество никогда не производило, но при этом количество печатаемых фотографий стремительно уменьшается с каждым годом. Однако решение для компаний, работающих в сфере фотопечати, всё-таки есть — это жанр фотокниги, пришедший на российский полиграфический рынок около 15 лет назад.



Новый номер

Тема номера: Все, что нужно знать о кадрах в 2024 году. Детали 2.0: MasterCutter 1070 GT. RosUpack — зачем ты такой? PLATINUM КС. ColorCut FB1180Т. Термо-Крафт-Формат. Типография и маркетплейс – это сила? Два загадочных режима GREP-поиска. Sprinter Power 4S. Центр высокого класса. Фотоистории в печати. Интерес в стабильности. Drupa calling. Текстильлегпром 2024. Упаковка по требованию – в «ракурсе». Publish Eurasia: «Цифра» для флексотипографии. Тренды в полиграфии Центральной Азии.



Имеет ли смысл развивать направление листовой офсетной печати?
    Проголосовало: 28