101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Дорогой друг дизайнера

  • Екатерина Кириченко
  • 7 мая 2022 г.
  • 2101
Области применения дизайнерской бумаги, тенденции, новинки и перспективы рынка.

Роскошная и стильная, магически привлекательная, с характером, такая разная, способная удивлять — это она… Белая, чёрная или цветная, металлизированная, с тиснением или перламутром. Имя ей — дизайнерская бумага. Она не просто передаёт информацию, её послание — это целый ряд образов. К изделию, выполненному на дизайнерской бумаге, хочется прикоснуться, прислушаться к ощущениям и рассмотреть фактуру — она воздействует на подсознание, чаще всего приглашая продолжить знакомство и общение. Выразительность — пожалуй, главная её черта. Что может дизайнерская бумага о вас рассказать? Об успехе, достатке и статусе — всегда, об индивидуальности торговой марки или личности — должно быть так, а выбор типов бумаги и способ их применения — о вашем вкусе (или его отсутствии).

Дизайнерскую бумагу используют и в творчестве, и в бизнесе. Это могут быть визитные карточки (визитка на дизайнерской бумаге — признак хорошего тона), открытки и приглашения, конверты, корпоративная продукция, блокноты, дорогие книги и каталоги премиум-сегмента и, конечно же, упаковка. Как и в фэшн-индустрии, здесь есть модные тенденции и непреходящая классика. В конечном итоге каждый хочет быть уникальным, благодаря этому (вне зависимости от тенденций) выбор дизайнерских материалов неизменно широк — на любой вкус.

Дорогой друг дизайнера

Тенденции: экологичность

Декларация идеи и приверженность по всей цепочке. От лесоповала до выбора конечного потребителя.

«Все экологические аспекты производства и выпускаемой продукции — один из главных приоритетов бумажных фабрик. Речь идёт как о сертифицированных чистоцеллюлозных сортах, так и о бумаге из альтернативных волокон или из переработанного сырья. В прошлом году значительно возрос интерес к подобным видам бумаги и в России», — говорит заместитель генерального директора «Antalis Россия» Елена Березина.

«В новых коллекциях максимально используется переработанное сырьё, практически все новинки в ассортименте дизайнерской бумаги в прошлом году с 100% его содержанием, — констатирует менеджер по развитию бизнеса «Европапир» Елена Родионова. — Мы также отмечаем продолжающийся интерес производителей к альтернативным источникам сырья при производстве дизайнерских материалов».

Случалось слышать и мнение, что моду и спрос на экологичные материалы конкретно в нашей стране формируют в первую очередь офисы транснациональных компаний, в бренд-буках которых зачастую есть требование и к выбору бумаги. Сейчас европейские торговые марки покидают Россию, к демаршу присоединился и FSC, сертификаты которого теперь действуют избирательно. Время, конечно, покажет и степень нашей приверженности, и наши возможности, скорректирует приоритеты и вкусовые пристрастия, но пока мы следуем европейским тенденциям.

«В 2021 г. всё чаще основные запросы и поводы обращения к «Европапир» были связаны с переработанной бумагой. У нас самыми популярными были коллекции Color Style Recycling (Koehler), CRUSH (Favini) и Mohawk Loop», — говорит Родионова.

Пристрастие к чёрному…

Большинство поставщиков бумаги отметили повышенный спрос в прошедшем году на чёрный цвет. Настоящий бум!

«Беспрецедентный рост показывали чёрные немелованные бумаги. Это подтверждали и производители — очередь на производство бумаги именно в чёрном цвете достигала 4–5 месяцев», — говорит директор по маркетингу и коммуникациям ГК «Дубль В» Людмила Чекалкина.

«Тенденция роста интереса к бумаге и картону чёрного цвета явно наметилась в 2019 г., — соглашается директор по маркетингу компании «Берег» Фёдор Шлаев. — Fedrigoni сменила рецептуру производства Sirio Black, а в апреле 2021 г. представила ещё и обновлённый Sirio Ultra Black, назвав коллекцию “самой чёрной“ бумагой на рынке. Бумага глубокого чёрного цвета присутствует во многих коллекциях, в том числе и новых: Sirio Color Rough (Fedrigoni), Le Cirque (Favini), Gmund Used».

А если не чёрный?

В 2021 г. «Монди» представила цветную коллекцию бумаги Pergraphica Colours. Проект начинался как раз с чёрного цвета (сначала, в 2018 г., появилась Pergraphica Infinite Black, адресованная сегменту премиум-упаковки). Старт был успешным, и производитель создал более широкую палитру. Результат — 31 цвет в широком диапазоне плотностей.

«Если мы говорим о бумаге, то в 2021 г. однозначно наблюдался тренд на цветную дизайнерскую бумагу без покрытия, в основном это как раз и связано с развитием сегмента премиум-упаковки, — говорит Людмила. — Также во второй половине 2021 г. наблюдалось возвращение спроса на бумагу с латексным покрытием, в ассортименте “Дубль В” это коллекции Neenah Paper: Touche Cover и Senzo. Особенно востребованы были классические тёмные оттенки — чёрный, серый, тёмно-синий, бордовый».

«Заказчики “Antalis Россия” (вслед за европейскими) всё чаще предпочитают натуральные и минималистичные виды бумаги материалам с броскими спецэффектами, однако это вовсе не означает отказ от цвета, — отмечает Березина. — Яркие, насыщенные, пастельные, тёмные — в тренде любые краски, заимствованные из окружающего нас мира. Так, у популярного бренда Keaykolour (Arjowiggins Creative Papers), обновлённую цветовую гамму которого мы все так любим, названия оттенков говорят сами за себя: “пунцовый рассвет”, “таёжное болото”, “запечённая тыква”, “винтажный портвейн”, “чёрная икра”, “Балтийское море”, “острый чили” и другие».

Дорогой друг дизайнера

«Исторически в России доминировали бумаги с перламутровым покрытием: первая и самая популярная коллекция Sirio Pearl (Fedrigoni), потом пришел Shyne (Favini) — они и сейчас популярны (пусть и не в той степени), но все больше уступают экологичной бумаге без покрытия. Их теснят, к примеру, Arena, Materica и Woodstock (Fedrigoni), Sirio Color Rough и Gmund Colors, у которых к тому же большая линейка плотностей — подходят для широкого спектра полиграфической продукции (от фирменного бланка до различного рода упаковки), — говорит Фёдор. — Все последние коллекции разрабатываются с прицелом на комплексное применение и сочетание предлагаемых в линейке материалов, чтобы в итоге воплотились и коробочка, и обечайка к ней. Хороший пример сочетания всех трендов и тенденций — Gmund Used, гладкая тонированная в массе бумага без покрытия, произведённая на 100% из вторичного сырья».

Итоги 2021 г., ассортимент и новинки

«2021 г. был одним из лучших по продажам для “Европапир” в сегменте дизайнерской бумаги, — говорит Родионова. — Было множество проектов с книгами на бумаге из коллекций Arctic Paper: Arctic Volume и Munken Design. Развивалась премиальная упаковка, росли спрос и популярность коллекции Color Style Recycling (Koehler), поддерживался спрос на E-Photo (Felix Schoeller) — уникальную фотобумагу, которая вытесняет синтетические материалы. Ключевых изменений в ассортименте в ушедшем году не было. Мы поддерживали и продолжим поддерживать направление ЭКО — все наши дизайнерские бумаги имеют множество разнообразных сертификатов, состоят из переработанного сырья (от 10 до 100% в зависимости от коллекции) или альтернативных целлюлозе материалов».

«В ассортименте “Дубль В“ в 2021 г. значительных изменений также не наблюдалось, — рассказывает Людмила. — Важнейшей задачей было восстановление сегмента после сложного 2020 г. и возвращение интереса клиентов, в том числе к нестандартным видам бумаги и с содержанием вторичного сырья. Это такие коллекции, как Extract (GF Smith) с содержанием сырья использованных одноразовых стаканчиков, Refit Эко (Favini) с включением в состав отходов текстильной промышленности и производств по переработке шерсти, Wild (Cordenons), в состав которой входит хлопок. Сохранили актуальность классические коллекции, такие как Colorplan (GF Smith) и Burano (Favini). Новинкой в ушедшем году стала коллекция Mondi Pergraphica Colours — бумага с матовой поверхностью в 30 цветах. Направление цветной бумаги дополнило коллекцию Pergraphica, которая ранее была представлена только в белых оттенках и чёрном цвете».

Дорогой друг дизайнера

В Antalis провели ребрендинг Olin и выпустили Olin Origins. Бренд как раз отражает такие тенденции, как экологичность, натуральные оттенки и минимализм. Olin Origins представлена в 5 натуральных оттенках (от нежных светлых до глубоких тёмных), подходит для цифровой печати на оборудовании с сухим тонером.

В компании «Берег» также оценивают прошлый год как лучший из 3 «пандемийных» лет. Дизайнерскую бумагу здесь любят. «На сегодняшний день в ассортименте компании более 80 коллекций дизайнерской бумаги. Это более 3000 товарных позиций, — говорит Фёдор. — Из самых последних поступлений 2022 г.: чистоцеллюлозная тонированная в массе бумага без покрытия оттенка слоновой кости Aralda (85–280 г/м2) и бумага из конопли Gmund Hanf».

Кстати, помимо Gmund Hanf, рынку в ушедшем году зарубежными производителями были представлены Wainwright Colors from Nature (James Cropper) — коллекция бумаги, в которой используются красители на растительной основе; Materia Viva (Fedrigoni) — коллекция с высоким содержанием вторичного сырья, в которую вошли как абсолютно новые, так и улучшенные линейки производителя.

«Дизайнерка» как источник вдохновения

Стиль и креатив, идеи и возможности в конечном итоге воплощаются в уникальный продукт, зачастую сложный и высокохудожественный.

Четыре упомянутых победителя Gmund Award 2021

 

Gmund назвала победителей Gmund Award 2021. На конкурс было прислано более 300 работ. Победителей — 9. Мы представим четверых.

Номинация «Mailing»: Seraph Design для New World Symphony // Gala Invitation. Приглашение на Гала-концерт. Упаковано в «карту мира», сложенную вручную. Бумага: Lakepaper Blocker, Gmund Matt 86 и 89. Цветная литография, горячее тиснение фольгой, вырубка.

Номинация «Private»: Bölling GmbH & Co KG // Wedding Cards.Свадебная открытка. Gmund Hemp 100% 640 г/м2 («чистая бумага», техника слепого тиснения), Gmund Cotton, конверты Gmund Colors.

Специальная номинация «Green Innovation»: Goldbuch Georg Brückner GmbH // Papeterie. Блокноты, папки с файлами и фотоальбомы. Gmund Hemp 100%. Офсетная печать, слепое тиснение.

Номинация «Corporate»: Wiesendanger Medien GmbH for the VDMB // Annual Magazine. Журнал «Ассоциации полиграфистов и СМИ Баварии». Бумага различных цветов (Gmund Colors), калька (Gmund Colors Transparent). Офсетная УФ-печать со светодиодным отверждением, горячее тиснение фольгой, ламинация зеркальной плёнкой и прочие сложные и редкие виды отделки.

Коробка карандашей от «Бюро Маяк». 2-е место в конкурсе «Монди», осень-зима 2021. Материал: Pergraphica Infinite Black, чёрный, 120 г/м2, лайнер для коробки

В России регулярно проводится конкурс проектов на бумаге Pergraphica, где всегда участвуют очень интересные проекты: это прекрасная упаковка, сложные конструкции, воплощённые на чёрной, белой и цветной бумаге; книги, каталоги, календари. Сейчас этот конкурс объединён с другими брендами Mondi — Color Copy и Nautilus. «В рамках конкурса “Монди” мы получили большое количество образцов прекрасных проектов на бумаге Nautilus, изготовленной из 100% переработанного сырья, — говорит Березина. — Все представленные на конкурс работы можно посмотреть в одном месте — на mondiclub.ru».

Подарочная упаковка для бренда «Белуга» от компании «Слон в коробке»

«Дубль В» для обмена опытом с типографиями создала проект «Ваш опыт. Поделиться», где также можно рассказать об этапах разработки и производства продукта, конструктивных особенностях. «Одной из самых эффектных работ, поданных на наш проект, была подарочная упаковка для бренда “Белуга” от компании “Слон в коробке”. Для создания супер-мини-холодильника использовалась Senzo от Neenah Paper, не только из-за её уникальных тактильных качеств, но и из-за износостойкости (можно спокойно протереть влажной тряпкой) и, главное, цвета! Оттенки очень подошли именно для ретро-холодильника», — рассказывает Чекалкина.

 

«Одним из самых динамично развивающихся сегментов является упаковка, в том числе премиум-класса, — полагают в «Монди». — В 2021 г. наблюдалась тенденция к восстановлению и росту цифровой полиграфии — именно эти два фактора необходимо учитывать, говоря о приоритетных направлениях для дизайнерской бумаги» // Источник: t.me/delogutenberga

«У “Европапир” тоже много интересных проектов было и готовится к выходу, — делится Родионова. — Один из наиболее успешных — кулинарная книга на бумаге E-Photo (Cook Book, автор книги — Ольга Курлыкина). Мы поддерживаем конкурс “Жар-книга”, юбилейный каталог конкурса отпечатан на различных типах бумаги из коллекции Munken Design, работаем с музеями».

А что дальше?

8 апреля ЕС принял пятый пакет антироссийских санкций, который среди прочего ударил по рынку бумаги и картона в нашей стране. Ситуация с поставками в Россию бумаги из Европы и США сейчас сложная, и поставщики не всегда готовы давать какие-либо прогнозы на ближайшее будущее. Но многие уверены: дизайнерской бумаге быть! Пока практически все новые коллекции, отвечающие последним мировым тенденциям экологии и моды, в санкционный список не попали.

«У большинства европейских производителей дизайнерских сортов бумаги многолетняя история отношений с российскими покупателями (у некоторых из них ещё со времен СССР), — говорит Фёдор. — Этой историей дорожат обе стороны, и, несмотря на санкции, европейские партнёры прикладывают немалые усилия, чтобы связь с российскими заказчиками не разорвалась и сохранилась».

В «Европапир» ожидали старта новых коллекций и продолжают надеяться, что скоро всё задуманное будет реализовано. Ждут образцы коллекций и от китайских поставщиков. «Самая долгожданная новинка, которая успела к нам приехать, — это коллекция Koehler Eco Black», — говорит Родионова. И добавляет: «”Европапир” не планирует уходить с рынка России, мы прорабатываем все возможные сценарии по ассортименту с дизайнерской бумагой».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Текстильлегпром 2024

С 27 февраля по 1 марта в Москве прошла очередная выставка «Текстильлегпром». Однако на этот раз она впервые расположилась в выставочном комплексе «Крокус Экспо». Прорывных новинок в этом году не наблюдалось, но посмотреть было на что.

drupa calling

Не претендуя на всеохватность, мы попытались собрать имеющуюся на сегодняшний день информацию от некоторых участников drupa, которая была опубликован в последнее время.

Сочи — город контрастов

В минувшем апреле прошло сразу два отраслевых мероприятия, на которых Publish выступает медиапартнёром.

MasterCutter расширяет формат резки

ГК «РУССКОМ» начала поставки планшетного режущего плоттера под собственной торговой маркой MasterCutter 1070 GT.

Центр высокого класса

Центральный московский демонстрационный зал группы компаний «Смарт-Т» в 2024 году значительно расширился. Директор по маркетингу Дмитрий Грацков рассказывает подробности: зачем в одном месте ставить десятки образцов оборудования, как одновременно проводить несколько презентаций для клиентов и сколько сотрудников для этого нужно — читайте прямо сейчас.



Новый номер

Тема номера: Все, что нужно знать о кадрах в 2024 году. Детали 2.0: MasterCutter 1070 GT. RosUpack — зачем ты такой? PLATINUM КС. ColorCut FB1180Т. Термо-Крафт-Формат. Типография и маркетплейс – это сила? Два загадочных режима GREP-поиска. Sprinter Power 4S. Центр высокого класса. Фотоистории в печати. Интерес в стабильности. Drupa calling. Текстильлегпром 2024. Упаковка по требованию – в «ракурсе». Publish Eurasia: «Цифра» для флексотипографии. Тренды в полиграфии Центральной Азии.



Имеет ли смысл развивать направление листовой офсетной печати?
    Проголосовало: 35