101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Печать — и «Точка»

  • Владислав Рачков
  • 15 ноября 2022 г.
  • 2483
О своём пути в полиграфическом бизнесе рассказывает генеральный директор типографии с простым и географически обусловленным названием «Точка печати на севере города Санкт-Петербурга» Владислав Рачков.

В 2013 году мне стукнуло 30, я психанул, продал всё, что смог продать (включая авто), занял у знакомых безумцев, кто отважился мне одолжить, и на все эти деньги вознамерился купить принтер Mimaki CJV30 с встроенной функцией резки. Слава богам печати, что банки на тот момент отказали мне в кредите — я бы не вывез, потому что первый год был абсолютным дном, я был должен всем и вся ещё больше, чем одолжил! Но тем не менее самую большую сумму мне подкинула бабуля, поменьше родители — так что, дети мои, цените родственников что есть сил, потому что даже мне это зачлось, хоть я и был очень скверным пацаном, который втихаря курил и часто грубил мамке. Сумма получилась около 700 тысяч рублей. Часть денег должна было пойти на обустройство помещения. Пару месяцев до того я изучал форумы, как вообще работают печатники, выбирал станок. А надо сказать, что до того момента я никаким образом не был связан с миром печати и рекламы. Всё дело в этих тридцати годах, которые мне стукнули, — другого шанса попробовать что-то в жизни уже не будет. Иногда ездил на собеседования по специальности — но оказался никому ненужным. Собственно, это был основной триггер что-то предпринять. Остановил свой выбор именно на Mimaki — из-за цены. Это во-первых. Во-вторых, это был универсальный станок «два в одном». То есть он занимал в два раза меньше места, чем занимали бы два станка. Что на старте, вообще, важно, потому что можно немного сэкономить на помещении. Кроме того, аналогов на тот момент в такой же ценовой категории не было (насколько я знаю — нет и сейчас).

Печать — и «Точка»

И вот к новому, 2014 году я нашёл помещение (в болотистом местечке близ кладбища, подальше от людей и городской суеты — Парголово) и созрел для покупки. Когда я обрадовал этой новостью Тимура, бессменного менеджера «Смарт-Т», он обрадовал меня, что не продаст мне этот станок… потому что они кончились. В общем, тут и закончилась бы моя карьера печатника, если бы не неожиданное предложение Тимура, что вместо одного станка за те же деньги он продаст мне два отдельных — принтер Mimaki JV33–160 и режущий плоттер Mimaki СG SR2 130. И это было удачное стечение обстоятельств, поскольку в будущем я оценил, насколько однозадачные станки лучше универсальных. Это предложение Тимура в будущем много раз выручало меня, когда обе машины работали одновременно и каждая выполняла свою задачу — чего не может универсальный станок: он не способен печатать, пока режет, и наоборот.

 

К концу января я закончил отделку помещения, мне инсталлировали оборудование, и я, озадаченный, встал возле станка — потому что не знал даже, как его включить. Я ничего не знал о том, как печатать. Но очень хотел. Заказов не было — я сидел и читал инструкции и полиграфические форумы, изучая теорию и немного практикуясь. Немного — потому что много я не мог, ибо денег больше не было: хватило на покупку одного-единственного рулона плёнки Orajet 3640. Поначалу в этом была самая большая сложность, когда приходили какие-то заказы, например, на печать пары метров на глянцевой плёнке, а в наличии была только матовая. И оплаты за этот заказ не хватало даже на то, чтобы купить нужный рулон. К лету у меня уже был такой огромный долг, что я отчаялся вовсе и выставил всё на продажу. Чтобы словить хоть какие-то заказы, я пускал рекламу в Яндекс-директе на ночную печать. И это меня немного спасало — потому что всегда есть те, кто пропустил момент, а утром уже — открытие магазина, или кого-то подвела та, другая, типография и отпечатала брак. К нам можно до сих пор дозвониться ночью, и если игра стоит свеч, то мы едем и печатаем в бешеном темпе. Минимальная стоимость заказа в ночное время — 10 000 рублей и двойной тариф. Были случаи, когда люди платили за 40 листов А4 такие деньги, потому что очень было нужно.

В конце лета я понял, что печатная машина имеет дефект печати. Началась история, которая не придавала мне уверенности в завтрашнем дне, когда специалисты «Смарт-Т» пытались решить проблему. Но оказалось, что дефект неустраним, что ещё больше взволновало меня. И здесь я хотел бы отметить отдельно, что «Смарт-Т» с честью и наивысшим достоинством выполнили все свои гарантийные обязательства. Тут мне в очередной раз улыбнулись боги печати, и в компании предложили сумасшедше выгодный вариант — с небольшой доплатой обменять станок с дефектом на только что вышедшую модель JV150–160. Более того, этот принтер предназначался для шоу-рума «Смарт-Т» в Москве — это был первый-первый станок в России.

Команда профессионалов

Сильно тормозит дело, когда начинаешь дело один. Все, кто начинали в паре, — супруги, братья или друзья, стартовали и развивались гораздо активнее и успешнее. Прямо сейчас у меня коллектив из пяти человек, и мне катастрофически не хватает людей. Но то ли люди боятся парголовских болот, то ли я очень многого хочу от сотрудников — найти кого-то сложно. Однако, те кто работают, — работают очень давно и хорошо. Коллектив тяжёлый, обстановочка напряжённая, доходит до стычек, но каждый знает своё дело, что и характеризует профессионалов, потому что они не терпят конкуренции. Может, поэтому сложно найти человека? У нас есть менеджер, дизайнер, печатник, постпечатник и упаковщик. Последняя вакансия открыта — мы на самом деле ищем упаковщика, обращайтесь.

Решатель задач

С началом пандемии и тотальной дигитализации мы стали ориентироваться на этикетки, для тех, кому нужны малые тиражи. В основном это хендмейщики (паста, мыло ручной работы и пр.). Несмотря на то, что товар продаётся онлайн, упаковка всё равно требуется. И ещё мы нацелены на стикеры/наклейки как на элемент самостоятельной продукции или способ брендирования упаковки. На данный момент именно стикеры и этикетки — это 50% нашей продукции. Но у нас многопрофильная печатня, что является нашим преимуществом и, одновременно, нашей бедой. Мы выпускаем баннеры, ПВХ-таблички, стенды, холсты (полный цикл, включая натяжку), наклейки (в том числе большие — на витрины), этикетки, полиграфию (цифровая печать), делаем сувенирную печать. Мы способны печатать на огромном спектре материалов, в том числе изначально не предназначенных для печати, и это возможно благодаря УФ-технологии. А также можем комбинировать различные виды печати между собой: например, цифровую и сувенирную УФ-печать. Разнообразие возможностей по печати, отсутствие конкретной специализации и богатый выбор запечатываемых материалов заставляют постоянно быть в тонусе: почти каждый заказ получается уникальным. И их сложно посчитать, а потом сложно не испортить при производстве. Но это часто подкидывает высокомаржинальные заказы. Мы их не боимся, а я даже испытываю к ним слабость. Когда заказчик подкидывает задачку, и он сам даже не знает, что хочет. Поэтому у нас на сайте написано, что мы не печатаем, а решаем с помощью печати задачи заказчика. Такое наше кредо. Вообще география заказчиков у нас — вся Россия. При том, что у нас нет web-to-print и мы не обеспечиваем логистику. Но так как мы печёмся о качестве под девизом «делай максимально хорошо, и тогда будет нормально», это и притягивает тех перфекционистов, кто не любит полосочки на плашках.

Машинный парк

Печать — и «Точка»

Несмотря на микроскопический коллектив у меня целый парк машин — между ними можно гулять. Самая старая машина на фирме — экосольвентный принтер Mimaki JV150–160. Основной поток заказов выполнялся на ней. Это касалось и мелкодетализированных этикеток со стикерами и больших баннеров с постерами. К сожалению, сейчас запрещён ввоз изумительных оригинальных чернил Mimaki BS3. УФ-принтер Mimaki UCJV300–160 — это принтер-каттер, купленный в момент, когда меня одолел заказчик наклеек с объёмным шрифтом Брайля. Мы печатали такие наклейки, но на сувенирном принтере и только небольшими тиражами. Разумеется, как только я приобрёл этот девайс, то заказчик сразу испарился. У меня машина в конфигурации CMYK + белый + лак. И что я могу сказать? Это невероятная машина, лучшее, что только можно представить. На данный момент заказы на эту машину — с самой высокой наценкой за счёт возможности печати белым и лаком, особенно в малотиражной этикетке: заказчики «пищат» от восторга. Мы печатаем на прозрачных материалах, металлизированных плёнках (создавая эффект тиснения), голографических плёнках и пр. Самая важная особенность машины заключается в том, что можно печатать слои в любом порядке. Это позволяет изготавливать двухсторонние наклейки и другие непростые штуки.

Для сувенирной печати мы используем УФ-принтер Mimaki UJF-3042 MkII, который был приобретён в конфигурации CMYK + белый + лак в «Смарт-Т» в числе первых машин, привезённых в Россию. В отличие от большинства печатен, где есть подобное оборудование, у нас он используется в основном или для технической печати (по панелям приборов, автомобильным панелям, электронным платам), или для печати с подъёмом (шрифт Брайля), или создания конечного полноценного изделия, например, детских игрушек. Принтер работает ежедневно с утра и до вечера и отличается каким-то удивительно мизерным расходом чернил. Летом я докупил опцию Kebab для печати по цилиндрам (например, по винным бутылкам). В итоге — на нём у нас идёт наиболее маржинальная печать.

К величайшему моему сожалению, Mimaki не выпускает цифровых принтеров, пришлось купить Xerox. У нас он появился потому, что с основным видом нашей продукции люди часто ещё хотят получить визитки, флаеры и буклеты. Это очень портило картину, потому что стикеры и баннеры мы могли отдать вечером, а визитки нужно было ждать пару дней. А теперь ещё смогли добавить в ассортимент бумажную этикетку и наклейки.

Рулонный режущий плоттер Mimaki CG-160FXII в версии Plus был куплен в 2021 году из-за нехватки в ширине реза — порой требуется резать рулоны шириной 1,6 м. Оказалось, что замена была очень кстати — потому что ввод в работу второго рулонного принтера UCJV300 и увеличение объёма продукции примерно в два раза потребовали новых скоростей по плоттерной резке. В результате мы печатаем теперь стикеры и этикетки в основном на рулонах шириной 1,6 м. Плоттер ежедневно непрерывно режет, и иногда, даже при его скоростях, образовывается очередь на резку. А скорости у него фантастические — рядом страшно стоять, с каким свистом крутится рулон.

В преддверии нового 2021 года мы получили заказ на 4500 стикерпаков форматом А4 на бумажной самоклейке. Порезать их на рулонном плоттере оказалось не долго, а очень долго — основная проблема состояла в ручной подаче листов, из-за чего мы провозились с резкой две недели. Поэтому я и купил в любимом «Смарт-Т» режущий плоттер VULCAN SC-350, и он окупил себя примерно за два месяца. Аналогичный предновогодним стикерам заказ мы резали всего два дня. Но в этот раз заказ был осложнён тем, что 4500 стикерпаков были со ста разными макетами и разными тиражами. Хорошо, что Vulcan умеет резать по QR-коду, самостоятельно обращаясь к серверу. Это просто фантастика: мы загружаем в машину пачку из случайно перемешанных листов, и плоттер исправно всё режет без ошибок — резка не требует участия оператора. Вторая потрясающая особенность машины — область резки. В плоттере реализован двойной ряд прижимных роликов. Это даёт возможность использовать всю полезную площадь до самого краешка. И сам плоттер очень добротно сделан. Удивляет, что это Китай, а не Mimaki.

Есть ещё несколько важных машин, необходимая в постпечати: гильотины, биговщики, фальцовщики и пр. Вообще, всё оборудование я стараюсь покупать максимально удобное и понятное в использовании, с максимально автоматизированными возможностями. Это позволяет работать с таким обширным парком таким малым коллективом. Один печатник может одновременно справляться с четырьмя разноплановыми печатными станками Mimaki во многом благодаря тому, что интерфейс у всех машин практически идентичен. Достаточно освоить один принтер — можно работать на всех.

Покупка оборудования в «Смарт-Т» лежит в основании моей печатни. Если позволяют средства, то я покупаю у них новое оборудование. Если не позволяют, то покупаю где придётся и что придётся, но за технической поддержкой по принтерам Mimaki я обращаюсь только к ним. Чернила мы используем по возможности оригинальные. Если невозможно, то берём те, что предлагают в «Смарт-Т». Что касается качества сервисного обслуживания и общей обратной связи, то в силу опыта и разнообразия машин мне есть с чем сравнить. Не бывает оборудования без проблем, бывает проблемный сервис. На данный момент, если что-то случится с Xerox — не знаю что делать, а в Mimaki я уверен. Вообще в «Смарт-Т» я вижу образец того, как нам всем следует вести бизнес. Прежде всего — это добросовестность и ответственность. Поэтому мы сотрудничаем много лет.

Трудные времена?

Обычное дело — очередной непростой период. Я начинал в 2014 году в начале кризиса: долги и отсутствие заказов — мне не привыкать. Сейчас у нас ничего и не произошло по большому счёту, есть некоторый дискомфорт. И должен заметить, что пандемия была более чувствительна для меня, чем санкции. Немного замедлился рост, но динамика всё равно положительная. Свой успех я связываю с четырьмя вещами: сотрудники, фирменное оборудование, собственная CRM-ERP-система и то, что я работаю, как раб на галерах. На данный момент я очень дорожу людьми, с которыми мне улыбнулась удача работать. Я доволен надёжным и эффективным оборудованием Mimaki. Доволен поддержкой и сервисом «Смарт-Т».

У меня самые грандиозные планы и позитивное настроение. Во-первых, я намерен выпустить в продажу нашу CRM-систему. В принципе, всё готово, не хватает только немного усилий, чтобы сделать руководство пользователя. Во-вторых, я собираюсь в 2023 году прикупить планшетный УФ-принтер с форматом 2×3 метра. Также я смотрю в сторону рулонной цифровой этикетки: очень перспективное направление, как мне кажется, особенно с учётом общего сокращения тиражей, когда «флекса» уже не хочет печатать, а «цифра» может только листами. Планирую, всё-таки, расширить штат как минимум в два раза — продублировать каждого сотрудника. Надеюсь, что встретится мне талантливый и активный продажник, с которым мы поднимем объёмы до нового уровня. Может быть, я схожу в отпуск, наконец-то. Ну и как уже писал — планирую прикупить рулонный УФ Mimaki UJV100 на замену или как дополнение к JV150. И конечно же, основной мой план, как и у всех у нас — захват и порабощение Земли.

Вот и всё, что я хотел рассказать про мою «Точку печати на севере города Санкт-Петербурга».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Текстильлегпром 2024

С 27 февраля по 1 марта в Москве прошла очередная выставка «Текстильлегпром». Однако на этот раз она впервые расположилась в выставочном комплексе «Крокус Экспо». Прорывных новинок в этом году не наблюдалось, но посмотреть было на что.

«Цифра» для флексотипографии

В марте 2024 г. в типографии TRIADA Flex (Бишкек, Кыргызстан), которая входит в полиграфический холдинг ST.art Ltd., запущена первая в Центральной Азии цифровая рулонная этикеточная машина AccurioLabel 400. Через месяц после запуска мы попросили типографию рассказать о предыстории проекта и поделиться первыми впечатлениями о внедрении цифровой этикеточной печати.

drupa calling

Не претендуя на всеохватность, мы попытались собрать имеющуюся на сегодняшний день информацию от некоторых участников drupa, которая была опубликован в последнее время.

Сочи — город контрастов

В минувшем апреле прошло сразу два отраслевых мероприятия, на которых Publish выступает медиапартнёром.

MasterCutter расширяет формат резки

ГК «РУССКОМ» начала поставки планшетного режущего плоттера под собственной торговой маркой MasterCutter 1070 GT.



Новый номер

Тема номера: Все, что нужно знать о кадрах в 2024 году. Детали 2.0: MasterCutter 1070 GT. RosUpack — зачем ты такой? PLATINUM КС. ColorCut FB1180Т. Термо-Крафт-Формат. Типография и маркетплейс – это сила? Два загадочных режима GREP-поиска. Sprinter Power 4S. Центр высокого класса. Фотоистории в печати. Интерес в стабильности. Drupa calling. Текстильлегпром 2024. Упаковка по требованию – в «ракурсе». Publish Eurasia: «Цифра» для флексотипографии. Тренды в полиграфии Центральной Азии.



Имеет ли смысл развивать направление листовой офсетной печати?
    Проголосовало: 35