101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Офсет — при своих

  • Юлия Васина
  • 23 апреля 2024 г.
  • 708
В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Ни для кого не секрет, что отечественная полиграфическая отрасль переживает сейчас не самые простые времена. И дело даже не сколько в экстренной перестройке механизмов и технологий производства, использовавшихся на крупных предприятиях годами, сколько в глобальном отсутствии притока высококвалифицированных молодых кадров в отрасль. Кроме тотального отсутствия интереса к инженерным специальностям, масла в огонь подливают, во-первых, стихийная цифровизация средств информации, декларирующая в последние годы скорый уход в небытие не только газет и журналов, но и книг как материальных носителей, а во -вторых, цифровые технологии печати, активно теснящие традиционные способы во всех сегментах индустрии.

Так как же на самом деле обстоят дела в российской книжной полиграфии, есть ли у неё настоящее и будущее или всё-таки пик востребованности крупных офсетных типографий остался в прошлом? По мнению Игоря Полтавцева, возможность печатать книги с тем качеством и себестоимостью, к которым привык потребитель, есть сейчас только у офсетной печати. Кроме того, производство книг сейчас в России и по объёму и по маржинальности сопоставимо с производством упаковки, которая в свою очередь отнюдь не демонстрирует такой бурный рост, как о нем говорят. И именно офсетная печать на сегодняшний день является тем направлением, где нет дефицита полиграфических мощностей.

Офсет — при своих

А как же цифровая печать? Игорь считает, что сейчас действительно очень много говорится о цифровых технологиях, но если посмотреть на оборудование, представленное на выставке drupa ещё в 1996 году, и сравнить его с современными технологическими решениями, то можно увидеть, что существенного изменения границ возможностей данного метода производства печатной продукции не произошло. Когда речь идёт о производстве книжной продукции, то, помимо непосредственно процесса печати, нужно учитывать и всю стадию послепечатной обработки изделия, и здесь, по его словам, с 2012 года ничего принципиально нового в области цифровой печати не появилось. А те решения, которые всё-таки присутствуют на рынке, доступны крайне малому числу типографий. Поэтому зачастую отсутствие оборудования компенсируется количеством людей на послепечатных операциях, что опять же невыгодно сказывается на себестоимости.

Что же касается персонализации продукции, то, по мнению спикера, это пока исключительно нишевая история. Конечно, нельзя не сказать и об эволюции офсетной печати. Например, почти полностью перестала существовать ролевая печать. Многие инновационные технологии, такие как внедрение сухого офсета KBA или технология DI от Heidelberg, не получили распространения и полностью ушли в прошлое. Поэтому сейчас офсетное производство книг это по сути сочетание классической печати и огромного числа отделочных операций, которые каждый день предлагают решать новые задачи специалистам, работающим в типографии. Тем более что в сегодняшних реалиях уровень технологичности производства напрямую связан со сложностями, с которыми вероятнее всего придётся столкнуться потенциальному технологу. Отсутствие запчастей и сервиса для высокотехнологичного оборудования сегодня, по сути, вынуждает типографию самостоятельно решать неизбежно возникающие в ходе работы проблемы.

Именно поэтому, по словам Игоря, кадровый вопрос стоит на производстве сейчас очень остро. И если дефицита специалистов среднего уровня подготовки на производстве в основном нет, то опытные технологи и печатники, например, на такие машины, как KBA Rapida 164–8W, являются практически незаменимыми. Востребованность в профессии сегодня для молодого специалиста очень высока, однако сдерживающим фактором является неготовность людей работать на производстве. Что же касается оборудования, то здесь по-прежнему проблема стоит довольно остро и далеко не все нишевые потребности можно закрыть с помощью китайских аналогов. Тем не менее работа продолжается, объём книг, выпускаемых такими ключевыми игроками, как филиал Первой образцовой типографии «Чеховский печатный двор» или ИПК «Парето-Принт», составляет в месяц в среднем 5–6 млн экземпляров, а значит, ни о каком уходе офсетной печати с российского полиграфического рынка в ближайшее время нет и речи.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
drupa calling

Не претендуя на всеохватность, мы попытались собрать имеющуюся на сегодняшний день информацию от некоторых участников drupa, которая была опубликован в последнее время.

Сочи — город контрастов

В минувшем апреле прошло сразу два отраслевых мероприятия, на которых Publish выступает медиапартнёром.

MasterCutter расширяет формат резки

ГК «РУССКОМ» начала поставки планшетного режущего плоттера под собственной торговой маркой MasterCutter 1070 GT.

Центр высокого класса

Центральный московский демонстрационный зал группы компаний «Смарт-Т» в 2024 году значительно расширился. Директор по маркетингу Дмитрий Грацков рассказывает подробности: зачем в одном месте ставить десятки образцов оборудования, как одновременно проводить несколько презентаций для клиентов и сколько сотрудников для этого нужно — читайте прямо сейчас.

Фотоистории в печати

Сколько фотографий хранится в памяти вашего смартфона? Скорее всего, больше тысячи. А сколько из них вы собираетесь напечатать? И вот здесь возникает нешуточное противоречие. С одной стороны, больше снимков, чем сейчас, человечество никогда не производило, но при этом количество печатаемых фотографий стремительно уменьшается с каждым годом. Однако решение для компаний, работающих в сфере фотопечати, всё-таки есть — это жанр фотокниги, пришедший на российский полиграфический рынок около 15 лет назад.



Новый номер

Тема номера: Все, что нужно знать о кадрах в 2024 году. Детали 2.0: MasterCutter 1070 GT. RosUpack — зачем ты такой? PLATINUM КС. ColorCut FB1180Т. Термо-Крафт-Формат. Типография и маркетплейс – это сила? Два загадочных режима GREP-поиска. Sprinter Power 4S. Центр высокого класса. Фотоистории в печати. Интерес в стабильности. Drupa calling. Текстильлегпром 2024. Упаковка по требованию – в «ракурсе». Publish Eurasia: «Цифра» для флексотипографии. Тренды в полиграфии Центральной Азии.



Имеет ли смысл развивать направление листовой офсетной печати?
    Проголосовало: 28