101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровые камеры выходят на "большую" дорогу

  • Марк Никосон
  • 14 июня 1998 г.
  • 5565

К ним стоит присмотреться получше: для новейших профессиональных цифровых полевых фотокамер характерны улучшенное качество изображений и повышенная глубина цвета.


Цифровая дхарма
В погоне за радугой
Отличный аппетит

Итак, вы считаете, что цифровые фотографии не годятся для серьезного дела? Тогда повнимательнее рассмотрите этот и несколько последующих разворотов: почти все изображения на них были получены при помощи профессиональной цифровой полевой камеры. Цифровые камеры высшего класса все чаще выходят за пределы студий и все чаще попадают в руки профессиональных фотографов, дизайнеров и художников. Независимо от того, кто вы - фотограф для каталогов, пытающийся воссоздать интерьеры прошлого, как это сделали мы (см. врезку «Проверка на дорогах»), или фотожурналист, работающий для колонки вечерних новостей, - не пора ли избавиться от предубеждений и по-настоящему оценить качество цифровых полевых камер высшего класса?

Для профессиональных фотографов цифровая камера - компромисс между качеством изображения и мобильностью. Вам необходимо высокое разрешение? К сожалению, вы не можете взять с собой штатив, камеру, цифровую приставку к ней, стробоскопы, компьютер и монитор. И хотя бытовые «мегапиксельные» камеры последнего поколения наконец-то начали захватывать изображения приемлемого размера (в некоторых случаях до 10 Ё 12,6 см), это почти все, что они могут. Они не поддерживают сменных объективов, внешних вспышек и, что важнее всего, не имеют серьезных средств для тонкой настройки баланса белого и экспозиции. Кроме того, сенсоры бытовых камер чаще всего имеют недостаточную чувствительность к свету. Обычно их чувствительность оценивается на уровне ISO 100: вполне достаточно для съемок на дне рождения племянника, но слишком мало для фотографирования сцен гражданской войны в Восточном Тиморе. Итак, что же делать профессиональному фотографу, как сделать выбор между небом (качеством) и землей (бытовыми аппаратами)?

Именно этот вопрос встал перед международным агентством новостей Associated Press из Нью-Йорка четыре года назад, когда оно впервые бросило цифровые «кости» и начало движение в направлении цифровой фотографии. Ответ пришел в форме подписания соглашения о сотрудничестве между AP и компанией Kodak: вместе они создали однолинзовую зеркальную (single-lens-reflex, SLR) цифровую камеру, разработанную специально для удовлетворения потребностей профессиональных фотожурналистов. Компания Kodak тогда уже представила цифровую SLR-камеру (DCS 100), которая не пользовалась особой популярностью из-за необходимости в мощном источнике питания и отсутствии поддержки съемных носителей. «В Kodak не могли понять, почему мы не покупаем эти камеры», - рассказал Марти Каммарата, директор AP по технической политике.

После того как две компании выработали требования к идеальной цифровой камере, AP наконец помогло компании Kodak «поймать момент» - была выпущена модель AP NC 2000. Она представляла собой цифровую приставку к стандартному фотоаппарату Nikon, для которого подходили обычные объективы и вспышки. Короче говоря, это была одна из первых цифровых камер, которая могла использоваться почти так же, как обычный фотоаппарат для 35-миллиметровой пленки - со всеми привычными для фотожурналиста органами управления.

Это изобретение дало начало совершенно новому опыту цифровой фотографии: единственной жертвой, принесенной цифровому «богу», оказалась зависимость профессионалов от пленки. «Цифровые камеры полностью изменили методы работы фотожурналистов, готовящих иллюстрации для новостей, - объяснил Каммарата. - Фотографии теперь появляются раньше текста. Вместо того чтобы обрабатывать сотни кассет с пленками, мы просматриваем, редактируем, отбираем и практически мгновенно пересылаем электронные изображения из любого места мира».

По прикидкам Каммарата, около 40% фотографий, с которыми имеют дело в AP, изначально являются цифровыми. Модернизированная камера NC 2000e сейчас является наиболее широко используемой фотожурналистами всего мира. Однако новый мощный инструмент, разработанный с участием AP, привлек к себе внимание не только фотографов: другие производители фотоаппаратов постарались выйти на рынок с собственными устройствами со сходными характеристиками.

Хотя первоначально цифровые полевые камеры высшего класса были ориентированы на использование в фотожурналистике, рынок для их продукции претерпел значительные изменения и существенно расширился. Из-за их высокой мобильности, удобства и гибкости профессиональные цифровые камеры приобрели большую популярность у рекламных агентств, издателей каталогов и другой печатной продукции, а также всех, кто старается по возможности исключить из технологического цикла планшетные и барабанные сканеры.

Цифровая дхарма

Фотожурналисты живут в условиях постоянной нехватки времени. Чтобы дать им настоящие инструменты, разработчики цифровых полевых камер применяют все более изощренные комбинации оптического механизма и электронной начинки. Нет особой необходимости напоминать, что эти исследования обходятся недешево, и поэтому многие производители решили объединить свои ресурсы. Все представленные здесь камеры являются результатами подобного сотрудничества; даже маркетинг этих продуктов проводится совместно. Вот почему вы будете частенько замечать, что одна и та же камера имеет также эквивалентную модель, продаваемую под другим названием. Например, единственное различие между Fuji DS-505 и Nikon E2N - это название; в этой камере сочетается оптический механизм компании Nikon и цифровая приставка, разработанная компанией Fuji. Точно так же обстоит дело и с моделью Minolta RD-175, которая иначе называется Agfa ActionCam. (Компания Agfa прекратила продажу ActionCam, поэтому она не включена в данный обзор.)

Взаимоотношения с партнерами компании Kodak несколько сложнее. Она разработала серию EOS DCS совместно с Canon, но при этом Kodak продает версии камер Nikon в рамках линии собственных моделей DCS. Например, модели Canon EOS DCS 1 и Kodak DCS 460 отличаются лишь корпусами камер - это либо Canon EOS 1N, либо Nikon N90 соответственно. Выбирая одну из этих моделей, следует руководствоваться тем, к какому из данных корпусов подойдет имеющийся у вас комплект объективов. То же самое касается вспышек и других дополнительных устройств.

Но даже несмотря на внешнюю идентичность многих камер, полученные с их помощью фотографии (а также сами аппараты) могут существенно отличаться по качеству изображения и цветопередачи. Наиболее критичным параметром для получения изображений, пригодных для полиграфического репродуцирования, является разрешение светочувствительной матрицы, измеряемое в количестве пикселов, захватываемых сенсорами ПЗС. Когда идет речь о разрешении цифровых полевых камер, забудьте о миллионе пикселов - обычно их значительно больше. Среди аппаратов, попавших в поле зрения нашего обзора, минимальное разрешение светочувствительной матрицы составляет 1,28 миллиона пикселов у моделей Nikon/Fuji, что позволяет получать вполне достаточно данных для печати изображения размером 13Ё18 см с линиатурой 133 lpi. Один шаг вверх - до 6 миллионов пикселов у моделей Canon EOS DCS 1/Kodak DCS 460 - и можно подготовить к печати изображение размером 27,5Ё36 см. Для тех, кому нужно еще более высокое разрешение, предназначены «портативные студийные» камеры типа Dicomed Field Pro, захватывающие просто невообразимое количество - 45 миллионов пикселов (благодаря матрице размером 6000Ё7520 пикселов). Модель Field Pro несколько выходит за рамки данного обзора, поскольку это специализированная цифровая приставка для студийных камер формата 10Ё12,5 см. Подключенная к жесткому диску объемом 1 Гбайт, Field Pro может захватывать файлы объемом до 256 Мбайт. Мобильна ли эта камера? Да, хотя это будет и не самый удобный «спутник»: приставка довольно массивна даже без всех остальных необходимых составляющих (например, студийной камеры форматом 10Ё12,5 см).

В погоне за радугой

Однако разрешение матрицы ПЗС - это лишь половина дела. Следует также учитывать цветовую глубину камеры, или количество разрядов, используемых для описания красного, зеленого и голубого каналов. Во всех рассматриваемых камерах для передачи реальных красок окружающего мира применяются 24 или 36 разрядов. Это значит, что значение каждого из трех первичных цветов преобразуется в 8- или 12-разрядную последовательность битов. Естественно, чем длиннее последовательность нулей и единиц, тем больше передается оттенков синего, а также красного и зеленого цветов. Напротив, в бытовых камерах редко используется более 24 разрядов, и только в нескольких моделях сверхвысокого класса, таких, как Leaf DCB II, применяется 48 разрядов.

Чтобы выжать из своих матриц ПЗС максимум возможного, в большинстве рассматриваемых камер используются специализированные форматы изображений, которые должны импортироваться в Adobe Photoshop или другое приложение с помощью опять-таки специализированного дополнительного модуля. После того как выполняется декомпрессия файлов, средний размер файла изображения составляет от 3 до 18 Мбайт. Хотя средний размер файла очень сильно зависит от выбранного качества изображения, эти числа дают представление о том, какое количество исходных данных об изображении можно получить с той или иной камеры.

Конечно, все камеры поставляются с собственными TWAIN-драйверами, но вы можете предпочесть более удобное специализированное приложение типа LinoColor DCam или даже Shooter компании Associated Press. Обе программы в действительности являются модифицированными пакетами для сканирования, которые цифровые фотографы использовали уже много лет для получения лучших результатов в режиме RGB. В частности, LinoColor DCam поддерживает 48-разрядные режимы захвата изображений (в отличие от поддерживаемых Photoshop 24-разрядных режимов), а также отличающееся более широким диапазоном цветовое пространство CIELAB.

Еще одна характеристика, которая отличает данное поколение камер от стандартных бытовых изделий - это значение эквивалента ISO, или чувствительность к свету. В то время как у большинства бытовых аппаратов эквивалент ISO не превышает 100, у цифровых полевых камер обычное значение эквивалента ISO достигает 1600 и более, а в случае моделей Fuji/Nikon - даже 3200. Уникальное преимущество съемки на «кремний», по сравнению с обычным галогенидом серебра, - возможность переключать значения ISO «на лету». Это похоже на замену катушек с пленками единственным нажатием кнопки: один снимок может быть сделан с ISO 100, а следующий - уже с ISO 1600 (или любым промежуточным значением).

Несмотря на столь серьезные отличия в конструкции, при пользовании цифровыми полевыми камерами вам пригодится почти весь накопленный ранее опыт работы с аналоговыми моделями. При цифровой съемке следует уделять внимание фокусному расстоянию, выдержке и созданию композиций, как и при фотографировании на 35-миллиметровую пленку. И поскольку цифровые полевые камеры разработаны на базе корпусов профессиональных фотоаппаратов, ваши пальцы найдут привычные им органы управления, такие, как режимы фокусировки, предварительный просмотр поля кадра и даже таймеры.

Есть и незначительные отличия, о которых следует знать. Цифровые полевые камеры часто несколько более массивны и потребляют больше энергии, чем их аналоговые предшественники. А так как размер области захвата изображения на матрице ПЗС меньше, чем размер кадра 35-миллиметровой пленки, часть области видоискателя маскируется (как это сделано в Kodak DCS 420), или используются специальные конденсирующие линзы, увеличивающие изображение (как в моделях Fuji DS-505/Nikon E2N). Вы получите то, что увидите в видоискателе, но каждое решение имеет свои недостатки. Маскирование кадра эффективно повышает фокусное расстояние объективов (с коэффициентом 2,6 в моделях DCS 410 и DCS 420), что делает практически невозможным широкоугольную съемку. Конденсирующие линзы не увеличивают фокусное расстояние, но ограничивают количество света, достигающего матрицы ПЗС (следовательно, возникает необходимость задания более высоких эквивалентов ISO).

Однако одним из самых серьезных отличий цифровых камер является ограниченная скорость съемки, т. е. скорость, с которой они могут выполнять последовательные снимки, когда в этом возникает необходимость. В цифровых полевых камерах нет моторов для перемотки пленки. Вместо мотора используется внутренняя буферная память для временного хранения от 2 до 12 изображений. Изображения хранятся до того момента, пока файл не будет записан на диск, обычно карту PCMCIA Type I или Type III. Хотя производители камер достигли значительного прогресса в повышении скоростей съемки (модели Kodak DCS 520/Canon EOS D2000 могут снимать до 3,5 кадра в секунду), цифровые камеры все-таки пока отстают от фотоаппаратов с механической перемоткой пленки.

Отличный аппетит

В отличие от своих бытовых собратьев, все профессиональные цифровые полевые камеры вынуждены придерживаться строгой «диеты» - в них используются только аккумуляторы. В действительности во все камеры Kodak/Canon, за исключением DCS 520/EOS D2000, встроены никель-металл-гибридные (NiMH) батареи. Поэтому в случае их истощения съемку приходится заканчивать. Вы не сможете заменить набор батарей прямо во время съемок; придется вставить в ближайшую электрическую розетку весь аппарат. Что же касается энергоемкости, то, по утверждению Kodak, количество снимков за один заряд батарей составляет от 200 до 700, чего, по-видимому, вполне достаточно для среднего сеанса фотосъемок. Но ради осторожности следует учитывать, что на практике эти значения могут оказаться несколько другими.

Поскольку изображения будут «проявляться» не в фотолаборатории, а на экране компьютера, все камеры оснащены различными интерфейсами; чаще всего портом SCSI. Однако в этом отношении модели Kodak DCS 520/Canon EOS D2000 существенно отличаются от других, поскольку в них встроен интерфейс FireWire - высокопроизводительная последовательная шина, разработанная совместно компаниями Apple и Texas Instruments. Кроме того, DCS 520/EOS D2000 является единственной камерой с встроенными жидкокристаллическим экраном для просмотра фотографий и видеоигрой (наверное, это полезно на некоторых скучных пресс-конференциях). Среди других функций, которыми часто обладают цифровые камеры, встроенный микрофон и автоматическая вспышка.

И, наконец, несколько слов о самом большом отличии между цифровой и обычной фотографией - цене. Теперь и этот разрыв начинает уменьшаться. К моменту сдачи обзора в печать RD-175 компании Minolta можно было приобрести примерно за 4500 долл. Сравните это число с 3000 долл., которые можно с легкостью потратить на лучшую 35-миллиметровую камеру (без объективов), и сразу станет ясно, насколько далеко продвинулись цифровые аппараты, особенно учитывая тот факт, что всего три года назад камер подобного класса просто не существовало. Умножьте это на невероятный рост рынка цифровой фотографии - и в итоге вы получите отличные перспективы для всех профессионалов, отдавших предпочтение цифровой фотографии. Более высокие разрешения, повышенная разрядность цвета, почти все необходимые профессионалам функции - и все это за меньшую цену. Кто сказал, что такую фотокамеру нельзя взять с собой?


Скотт Петерсон - фотограф из Сан-Франциско более десяти лет делает фотографии для журнала Publish. Среди других его клиентов - Adobe, IBM, Intel, Apple, Hewlett-Packard и Sun Microsystems. Он является обладателем престижного приза 1976 Space Odyssey pinball machine. «Пройтись» по его виртуальной студии и посмотреть его портфолио можно по адресу: www.petersonphoto.com.

Проверка на дорогах

Опыт использования четырех профессиональных цифровых полевых камер

С помощью фотографа Скотта Петерсона мы взяли в тестовый «заезд» четыре цифровых полевых камеры: Canon EOS DCS 1, Kodak DCS 520, Nikon E2N и Minolta RD-175.

  
Nikon E2N

Достоинство: исключительно высокое значение ISO

Недостаток: ограниченное разрешение

Модель Nikon E2N (она же Fuji DS-505) отличается от прочих аппаратов главным образом исключительно массивной конструкцией. Несмотря на очевидное сходство с прародителем Nikon F4, работать с этой камерой и просто держать ее в руках было довольно неудобно. Кроме того, у данной модели самое низкое среди протестированных нами аппаратов разрешение. Со своим разрешением 1280Ё1000 пикселов E2N находится практически на одной ступени со многими современными бытовыми аппаратами класса «мегапиксел».

Если оставить в стороне плохую эргономику, то E2N хорошо проявила себя при съемках как в закрытых помещениях, так и на улице, поскольку обладает исключительно высоким эквивалентом ISO, равным 3200. Среди наиболее приятных особенностей камеры - принятие по умолчанию для сохранения файлов формата JPEG, что позволяет открывать изображения при помощи практически любого графического приложения. Однако при съемке с максимальным разрешением в камере используется формат TIFF, поэтому на PC-карте Type I сохраняется не более пяти изображений.

  
Minolta RD-175

Достоинства: простота, цена

Недостаток: много ошибок в программном обеспечении

Minolta RD-175 - это не только наименее дорогая из профессиональных цифровых полевых камер, но и одна из самых простых в обращении. За счет особой конструкции матриц ПЗС компании Minolta удалось снизить цену устройства при сохранении высокого качества. Вместо одного дорогого сенсора класса «мегапиксел» в камере используются три матрицы меньшего размера (и менее дорогих); по одной для каждого первичного цвета. Такая конструкция увеличила размеры цифровой части камеры, но аппарат все еще остается легким и удобным. Однако, несмотря на уникальную конструкцию ПЗС, цвета изображений, получаемых при помощи RD-175, имеют тенденцию к вымыванию.

Весьма разочаровывает качество программного обеспечения. Minolta включает в комплект поставки самостоятельный пакет RDGrabber 1.5, а также дополнительный модуль для Photoshop, однако оба приложения оставляют желать лучшего. Даже при наличии вполне достаточного объема свободной оперативной памяти пакет RDGrabber то и дело зависал, из-за чего приходилось постоянно перезагружать наш Power Macintosh. После случайного удаления папки импорта на карте памяти объемом 150 Мбайт вся вторая половина дня прошла в бесплодных попытках переформатировать PC Card с помощью самой камеры.

  
Canon EOS DCS 1

Достоинство: большой сенсор изображений

Недостаток: ограниченный диапазон ISO

Продаваемая так же, как Kodak DCS 460, модель Canon EOS DCS 1 стоимостью 28 995 долл. содержит сенсор с шестью миллионами пикселов. Это самый большой и самый дорогой сенсор изображений среди камер данного класса. Из-за большого объема захватываемых данных результаты работы EOS DCS 1 превзошли результаты всех остальных протестированных нами аппаратов, несмотря на тенденцию перенасыщенности красного канала. Подобно своим «двоюродным братьям» из Kodak, EOS DCS 1 создает изображения в собственном формате TIFF, что выражается в большом объеме файла, получаемого после захвата изображения - в этом случае 18 Мбайт.

Однако работать с этой камерой было нелегко. Особые неудобства вызывали узкий диапазон ISO и проблемы с картой PCMCIA. Нам приходилось часто повторно инициализировать карту, что приводило к удалению всех данных - не очень элегантное решение, особенно если снимок уже нельзя повторить.

  
Kodak DCS 520

Достоинства: технические инновации

Недостаток: необоснованно высокая цена

Компания Kodak описывает свою новейшую разработку DCS 520 (она же Canon EOS D2000) как «цифровую камеру для неверующих», и действительно, сочетание разрешения, высокой скорости съемки и функциональности делает модель DCS 520 едва ли не лучшей камерой из всех, когда-либо попадавших к нам в руки. Компания Kodak заявляет, что новая матрица ПЗС с двумя миллионами пикселов (разработанная для экспедиции NASA на Марс) обеспечивает гораздо лучшую оцифровку синего канала, чем все прочие более ранние поколения сенсоров - она настолько лучше, что Kodak отказалась лицензировать эту технологию другим производителям, сделав исключение лишь для Canon. Однако нам самыми полезными функциями этого аппарата показались те возможности, которые предоставляет встроенный жидкокристаллический экран для воспроизведения: три варианта предварительного просмотра, а также экранная профилировка гистограмм делают эту камеру идеальной для съемок в полевых условиях. Кроме того, усовершенствованные отсеки для батарей и PC-карт обеспечивают относительную компактность и удобство использования DCS 520 даже при самой интенсивной эксплуатации.

Единственным недостатком, кроме небольших недоработок в программных средствах попавшей к нам предварительной версии, была цена. С надписью на ценнике 14 995 долл. DCS 520 будет не только «расширителем горизонтов фотографии», но и, вероятно, средством отъема лишних денег.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.

Клей на «автомате» в большом формате

Выбираем широкоформатный планшетный клеевой плоттер для автоматизированного нанесения клея.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 23