Последние годы для производителей печатных красок оказались непростыми: индустрия столкнулась с проблемами сразу по нескольким направлениям. На фоне распространения интернета, цифровых технологий и глобальной рецессии клиентская база стремительно сокращается, особенно в сегменте издательской и коммерческой листовой печати.
Поставщики для красочной отрасли, столкнувшись со следствиями экономического кризиса, либо ушли с рынков, вызвав дефицит ключевых компонентов, либо существенно подняли цены для производителей красок. Тем же, в свою очередь, оказалось сложнее пересмотреть расценки для клиентов, что привело к очередному падению прибылей.
Но есть и позитивные новости. Относительно хорошо чувствует себя упаковочная печать, а пострадавшие за последние годы рынки частично восстанавливают объёмы. По словам руководителей компаний, 2012 г. был несколько лучше предыдущего, хотя о возвращении к докризисному уровню по-прежнему не идёт и речи.
«Год для Sun Chemical в целом получился на уровне предыдущего: мы продолжали восстанавливать объёмы по всем направлениям, — прокомментировал Чарльз Мюррей , президент North American Inks, Sun Chemical . — При этом сохранились многие проблемы, преследовавшие в 2011 г. компанию и индустрию в целом». Мюррей отметил сложное положение издательского рынка и сегмента коммерческой листовой печати: «Компании сокращают печать рекламной и прочей продукции. Продолжает терять позиции мировой издательский рынок, включая газетную прессу. Главным фактором спада в обоих случаях выступают электронные медианосители, включая интернет». Значимым направлением для компании остаётся упаковка, демонстрировавшая в 2012 г. положительные тенденции. «Sun Chemical рассчитывает на дальнейший рост в сегменте гибкой упаковки. В первую очередь речь о высокотехнологичной продукции — функциональной и сенсорной, особенно интересной потребителю. Стоящие перед этим рынком задачи отличаются от остальных сегментов: миграция в Европу, уменьшение формата упаковки, вторичная переработка и другие инициативы по сокращению влияния на окружающую среду. И эти задачи открывают перед Sun Chemical перспективы развития. Совместно с владельцами торговых марок и крупными поставщиками упаковки мы работаем над созданием специализированных решений будущего. Несмотря на сложную экономическую обстановку, Sun Chemical сохранила значительные инвестиции в производство, технологии и продукты. Мы рассматриваем их как инвестиции в своих клиентов, в отношениях с которыми компания неизменно ориентирована на качество, сервис и инновации».
Генеральный директор Siegwerk Герберт Форкер доволен результатами ушедшего года: компания улучшила финансовые показатели и, как и планировалось, закрепилась на развивающихся рынках.
«Основную отдачу мы получили от упаковочных красок, спрос на которые продолжает расти, в том числе в Китае и Индии, где сильны наши позиции, — отметил Форкер. — Но, как и наши конкуренты, мы вынуждены решать проблемы с подорожанием сырья, а объёмы по издательским краскам падают ещё быстрее, чем прогнозировалось. В целом, рассчитываем на хорошие итоговые результаты года».
«Продажи Wikoff в 2012 г. росли неплохими темпами по сравнению с предыдущим годом. И хотя рынки сейчас далеко не те, что в 2008 г., показателями мы довольны», — резюмировал президент и генеральный директор Wikoff Color Джеффри А. Питерс .
Президент и генеральный директор INX International Ink Рик Кленденнинг отметил, что, несмотря на в целом удачный год, компании пришлось повышать цены и идти на дальнейшее сокращение затрат: […] «Повышение цен далось с большим трудом. Такие меры всегда наталкиваются на противодействие, но в нашем случае они были абсолютно оправданы, учитывая ситуацию с сырьём. Меры экономии в основном свелись к закрытию предприятий в США, занимавшихся смешиванием и дистрибьюцией красок для локальных клиентов. Закрывать филиалы всегда сложно, поскольку речь идёт об увольнениях. Но нам приходится идти на сокращения, учитывая беспрецедентный рост цен на сырьё в течение двух последних лет».
Президент полиграфического направления Flint Group Билл Миллер считает, что с учётом экономических факторов и давления со стороны электронных медиа компания достойно завершила год: «Мы продолжали тесно взаимодействовать с клиентами, помогая им конкурировать по качеству, экологичности, ценности продукции. […] Принимали меры к минимизации затрат на сырьё и оплату труда, по возможности оптимизируя производственные линии. Предложили и ряд инноваций, поэтому довольны как внутренними результатами, так и успехами клиентов».
«Результаты Toyo Ink America по продажам в 2012 г. оказались лучше, чем в 2011 г., — подвёл итоги президент и операционный директор компании Джон Коупленд . — Рост продаж пастообразных и жидких продуктов, а также химии составил до 10%, УФ-продуктов — почти 20%».
«Основные для нас упаковочные рынки сейчас в лучшем случае в состоянии стагнации, а консолидация клиентской базы оборачивается снижением доходности, — отметил генеральный директор и президент Color Resolutions International Джордж Сикинджер . — Хороший рост показали упаковочные компании, вложившие средства в новое оборудование для выпуска высокотехнологичной продукции. А для роста рынка в целом необходим общий экономический подъём».
Постепенное восстановление
Хотя производители отмечают некоторое улучшение рынка, картина пока неоднозначна. Форкер считает, что результаты варьируются в зависимости от региона и продукта: «В Азии и Латинской Америке спрос на краски действительно растёт. Зато в сегменте издательской глубокой печати и печати с сушкой ситуация просто ужасная, и улучшений не предвидится даже в долгосрочной перспективе. Более того, после резких колебаний на сырьевом рынке и переговоров с клиентами по ценам нам так и не удалось выйти на желаемый уровень доходности. Придётся работать над этим и в 2013 г.».
«Как и многие отрасли, наша ещё не восстановилась, — считает Миллер. — Хотелось бы надеяться, что экономический подъём придаст ей хороший стимул, но пока и красочная, и полиграфическая индустрии работают в крайне тяжёлых условиях».
Коупленд отмечает частичное восстановление коммерческой листовой печати: «Правда, есть вероятность, что это всего лишь временное улучшение, вызванное выборами и другими факторами. Пока сложно сказать, действительно ли это стабилизация».
Специалисты сходятся в одном: наилучшие результаты демонстрирует упаковка. […] «Некоторые полиграфические рынки, особенно сегмент упаковки и этикетки, возрождаются просто на глазах, — отметил Питерс. — Но есть и проблемные направления. И хотя часть игроков красочной отрасли успешно повышают валовые доходы, прибыльность по-прежнему невысока из-за весомых издержек на сырьё по сравнению с предыдущими годами».
Сикинджер уверен, что лучше остальных чувствуют себя узкоспециализированные рынки и поставщики упаковки с высокой дополнительной ценностью: «В течение многих лет CRI ориентируется именно на такие компании, поскольку мы уверены, что выстроить сильный бизнес можно только с сильными клиентами».
Сырьё
В последние годы сырьё создавало производителям две проблемы. Первая — неустойчивые цены с серьёзным подорожанием практически всех сырьевых компонентов. Причём полностью переложить возросшие затраты на конечных потребителей производителям красок не удалось. По данным Национальной ассоциации производителей печатных красок (NAPIM), в 2011 г. доходы опрошенных компаний до уплаты процентов и налогов (EBIT) упали на 1,9%, и основной причиной этому стала дороговизна сырья.
Вторая проблема — дефицит. После экономического кризиса часть поставщиков ушла с рынка, а остальные предпочли поставки более крупным отраслям. Оба варианта поставили под удар производителей красок.
Хорошая новость — относительная стабильность цен в течение 2012 г. и стабилизация поставок практически всех видов сырья. Минусы — повышенные цены, которые уже стали нормой, и перебои с поставками некоторых красочных компонентов.
Президент направления упаковочной и узкорулонной печати по Европе и Северной Америке Flint Group Дуг Альдред напомнил, что цены на сырьё росли уже третий год подряд: «В 2012 г. цены продолжили рост, хотя и не так сильно, как прежде. Причём выросшие суммарные издержки не удалось полностью передать по цепочке поставок. Учитывая увеличение остаточной стоимости и намеченное на следующие два квартала подорожание сырья, условия для индустрии будут по-прежнему тяжёлыми. Плюс общие для всей цепочки поставок факторы: рост цен на энергоносители, затрат на транспорт и упаковку». […]
«Поставки сырья стали стабильнее, — отметил Коупленд. — Исключение пока составляют фотоинициаторы, диоксид титана и некоторые другие пигменты».
INX, по словам Кленденнинга, до сих пор сталкивается с ростом цен на сырьё: […] «С доступностью компонентов в 2012 г. проблем не было, но мы внимательно следим за развитием событий».
«Сырьё до сих пор в дефиците, — считает Сикинджер. — В прошлом году мы столкнулись с увеличением сроков поставок, зато улучшилось прогнозирование спроса со стороны заказчиков. Думаю, тенденция сохранится, поскольку многие поставщики активнее работают через дистрибьюторов либо увеличивают сроки поставки с 2-3-х дней до 5-7-ми. Рынок диоксида титана ослабевает на фоне высоких складских запасов и снижения спроса. Во II кв. 2012 г. цены на него упали и, похоже, в I кв. 2013 г. можно ожидать ещё одного пересмотра цен в меньшую сторону. Тенденции к снижению также наблюдались в сегментах диспергаторов и ПАВ. Причины — высокий уровень складских запасов, европейский долговой кризис и выборы в США […]».
«В 2012 г. мы не сталкивались с тотальным дефицитом и ограничениями, жёстко ударившими по отрасли два года назад. Но цепочка поставок сырья продолжает оставаться проблемным участком для Sun Chemical , — поделился впечатлениями директор компании по снабжению Эд Пруитт . — Быстрый рост спроса со стороны развивающихся либо развитых рынков мгновенно обострит ситуацию с наличием диоксида титана, нитроцеллюлозы, газовой сажи и некоторых других пигментов. Не стоит забывать о влиянии климата на поставки живичной канифоли, этанола и растительных масел. В следующем году рынок сырья останется умеренным: об этом свидетельствует экономическая ситуация в Северной Америке, Европе и Азии. Тёмная лошадка — цены на нефть, которые постепенно укрепляются. Если они не пойдут на спад, мы столкнёмся с удорожанием нефтепродуктов».
По мнению Форкера, вопрос сырья не утратит актуальности и в последующие годы: «Сокращение производственных мощностей на фоне увеличения мирового спроса ведёт к непрогнозируемой ценовой политике. Частично мы способны взять удорожание на себя, не пересматривая цены, но всему есть предел. Чтобы успешно развивать бизнес, нам необходимо прикладывать серьёзные усилия к поиску альтернативного сырья и отрабатывать схемы с разделением поставщиков. Уверен, что наши технологические наработки и исследовательские проекты позволят эффективно решить эту задачу. И всё же повышения цен были и будут неизбежными».
Главные события года
Все производители отмечают, что год получился насыщенным событиями.
«С целью глобального повышения эффективности мы реализовали инициативы по контролю качества для всех базовых операций, — отметил Форкер. — Мы стремимся оптимизировать все компоненты стоимостной цепочки, чтобы оставаться для клиентов ценным партнёром. Siegwerk учитывает возрастающую роль экологической ответственности для них. Ещё в 2008 г. совет директоров принял резолюцию по экологической политике, и эти усилия приносят достойные плоды. Наша новая серия красок Tempo NUTRIPACK 2 для пищевой промышленности соответствует самым жёстким требованиям к ограничению миграции. Для удобства клиентов Siegwerk первым из производителей обеспечила онлайн-доступ к сертификатам безопасности по всем продуктам».
«Мы продолжаем активно работать с системой ISO: очередные сертификаты ISO 14001 получили два наших производства жидких продуктов, — добавил Кленденнинг. — […] В 2012 г. сертификат ISO 9001 также получил наш завод в Чикаго». […]
«Мы более чем довольны развитием струйного направления в 2012 г. и укреплением наших позиций на международных рынках, — констатировал Питерс. — Wikoff открыла два новых филиала в Лидсе (Великобритания) и Сакраменто (США), завершила внедрение новой системы планирования на 29?ти производствах. Благодаря напряжённой работе и самоотверженности сотрудников Wikoff, мероприятия практически не отразились на поставках заказчикам».
Коупленд выделил направление УФ-продуктов и составов для лакирования: «Две этих линейки отлично развиваются. С вводом в строй нового предприятия в Иллинойсе рассчитываем повысить охват американского рынка, что, безусловно, радует».
Дианна Уэйлен , менеджер по маркетингу направления упаковки и узкорулонной печати Flint Group , отметила анонс серии красок EkoCure для светодиодного УФ?отверждения — первого в этом классе решения для узкорулонной печати. Краски EkoCure F для УФ?флексографии и белая кроющая EkoCure SN уже поступили в продажу. В ассортименте компании также лаки для оттисков, адгезионные и белые составы для термоусадочной продукции.
Работающим с флексоплёнками и фольгой производствам европейская Flint Group Packaging предложила новое поколение нитроцеллюлозных красок, среди которых FlexiPrint MV и FlexiStar MV, а также флексографские сольвентные VarioLam AB. Ассортимент на водной основе компания дополнила составом PremoFilm SXS. Среди анонсов для Северной Америки — PamioStar Outdoor, FlexiStar Confectionary, FlexiTech Shrink U, PluriTech Shrink U, PamioStar SP и OmniLam PT.
А наиболее перспективными Flint Group считает базовые продукты FlexiBase HDP, на которые уже оформляет патент. Разработка ориентирована на типографии, заинтересованные в выпуске эффектной продукции высокого разрешения. По мнению компании, именно этот подход приносил в 2012 г. полиграфистам и награды, и новых клиентов.
За серию продуктов с низким уровнем миграции SunPak LMQ в июле Sun Chemical получила награду InterTech Technology, одну из самых престижных в отрасли. […] Серию SunPak LMQ отличает крайне низкий уровень запаха, миграции и влияния на вкусовые качества продукта. Производитель уверен, что новинка заинтересует производителей упаковки и владельцев торговых марок, стремящихся решить проблемы миграции красочных компонентов в продукты питания, лекарства, табачные изделия.
Награду также получил директор Sun Chemical по поставкам Эдвард Пруитт , которого ассоциация Metro New York Printing Ink признала «Человеком года-2012». Техническому директору Sun Chemical по региону Dallas/Fort Worth Моу Раме ассоциация производителей печатных красок NAPIM вручила награду Pioneer Award — за стаж и заслуги перед полиграфической индустрией, эффективную работу в комитетах и ассоциациях, вклад в развитие технологий.
С 1 марта 2012 г. Sun Chemical прекратила выпуск продукции под торговой маркой SmartColour и перевела действующие лицензии клиентов на экосистему PantoneLIVE. Обладатели лицензий PantoneLIVE получат доступ к технологическим наработкам Sun Chemical в сфере обмена цифровыми данными по цвету.
В июле компания представила универсальные краски SunUno Solimax для прямой и оборотной флексографской и глубокой печати по типовым гибким материалам для выпуска упаковки. Краски нового поколения призваны повысить эффективность печати и упростить производственные процессы в целом.
В сентябре компания анонсировала универсальные триадные краски SunLit Crystal для листовой офсетной печати. Сфера применения — заказы с повышенными требованиями к визуальным характеристикам продукции. Привыкший к электронным медианосителям потребитель ждёт аналогичной насыщенности и ценности и от печатной продукции. […]
На выставке Sino-Pack Expo-2012 в Китае SunJet — струйное подразделение Sun Chemical — представило чёрные чернила на масляной основе JetStream PCO Oil-based HD для печатающих головок Seiko Instruments. Среди особенностей названы высокоэффективные пигменты и контроль нанесения, обеспечивающие высокие показатели контраста и разрешения при нанесении штрих-кодов, идентифицирующих меток, декора.
К выставке Labelexpo Americas-2012 подразделение приурочило анонс УФ-чернил EtiJet LM UV с низким уровнем миграции для сегмента цифровой этикетки. Все компоненты чернил одобрены европейским законодательством, регламентами Swiss Ordinance и EuPIA, не входят в список исключений Nestle — чернила соответствуют самым строгим отраслевым стандартам для пищевой упаковки.
В июле Sun Chemical представила составы Streamline ESL HPQ и Streamline Ultima HPQ для новейшего широкоформатного печатного оборудования. Рассчитанная на принтеры широкого и сверхширокого формата, работающие с высококачественными сольвентными чернилами, серия Streamline предлагает высокое качество и надёжность печати, сокращает простои из-за прочистки печатающих головок.
На Labelexpo компания показала полную линейку красок и лакировальных составов Solaris System, ориентированную на узкорулонные и упаковочные типографии. Линейка включает составы практически для всех видов узкорулонной продукции, от самоклеящихся и вплавляемых до круговых и рукавных термоусадочных этикеток, пищевой и фармацевтической упаковки.
На выставке SuperCorr посетителей знакомили с серией водных красок SunVisto Advantage со стабильным уровнем pH для печати по гофрокартону. Даже без постоянного контроля и корректировки pH краски призваны обеспечивать нужную насыщенность, сокращать необходимость в техобслуживании на длинных тиражах и ускорять смывку в процессе печати. В экспозицию также вошли водные краски SunVisto Hydroking PHS с пониженным содержанием летучих органических соединений. Соответствуя по составу цветовым стандартам GCMI, они отвечают всем требованиям коалиции CONEG и предлагают стабильные показатели вязкости и PH, отличные печатные и укрывные характеристики при оптимальном расходе.
Во всех перечисленных выставках принимало участие и подразделение SunGraphics, занимающееся печатными пластинами. Узкорулонным и гофрокартонным типографиям Sun Chemical предложила флексографскую пластину высокого разрешения, дополненную ПО Esko HD и экспонирующей системой высокого разрешения CDI.
В экспозицию компании на выставке Infoflex вошли сольвентные краски SunSpectro Sunsharp для высокоскоростных широкорулонных флексомашин, выпускающих полиэтиленовую упаковку для хлеба и замороженных продуктов питания. Характеристики — высокий уровень глянца, стойкость к воде, жирам и маслам, низкий уровень запаха и вязкости при улучшенной насыщенности цветов. Краски выдерживают нагрев до 350 ºС, сохраняя отличный глянец. Чистая печать и стойкость к влаге делают их оптимальным выбором для выпуска пластиковых пакетов, упаковки для шампуней и молока. Пластины были представлены новой серией SunGraphics SunLite In-Position для гофрокартонной упаковки. […]
Наши
Стремительное развитие цифровых технологий, а также продолжающийся уже несколько лет экономический спад, как ни странно, являются своего рода катализаторами развития новых направлений и тенденций в офсетной печати. Бельгийская компания Arets Graphics, дистрибьютором которой на российском рынке является «Реалайн», не осталась в стороне от инновационных решений. Среди перспективных разработок последнего времени выделяются УФ-краски для печати на высокоскоростных газетных машинах. Несмотря на то, что данная технология успешно используется многими крупными газетными производствами уже несколько лет, продолжается разработка и внедрение новых серий, в том числе и с повышенным глянцем для печати на мелованных сортах бумаги. Более того, в наступившем 2013 г. ожидается рост интереса к данной технологии в связи с прогнозируемым развитием российского бумажного рынка. Стабильный рост на рынке пищевой упаковки позволил многим производителям в ушедшем году обратить внимание на серию красок FOOD от Arets Graphics с низким запахом и низкой степенью миграции для печати пищевой упаковки. Ряд успешных промышленных испытаний и внедрений серии FOOD от Arets, проведённых «Реалайн», в очередной раз подтвердил высокое качество и стабильность данного продукта. В 2013 г. наша компания планирует расширить ассортимент специальных красок, поскольку последнее время заметно вырос спрос на них, а специалисты технической поддержки всегда помогут подобрать оптимальное решение для каждого конкретного производства. — Продукт-специалист «Реалайн» Юлия Васина
Наши
Многие высказывания специалистов, которые изложены в данной статье, характеризуют и российский полиграфический рынок. Действительно, производство упаковки растёт. В этом ничего нет странного — любой товар без упаковки не продать! Однако в условиях кризиса и возросшей конкуренции на плаву остаются те предприятия, которые способны подстраиваться под тенденции рынка. Среди них большое количество типографий, которые работают с традиционными офсетными красками. Все они вынуждены снижать себестоимость выпускаемой продукции и многие стараются перейти на самые дешёвые материалы азиатских производителей.
Однако конкуренция среди типографий не строится только на дешёвой цене продукции. В последние годы сильно возросли требования заказчиков к качеству. Поэтому абсолютная экономия, как правило, оборачивается потерей клиента.
Наша компания сделала выбор в пользу европейского производителя красок Sicolor (производство завода Epple, Германия). При конкурентной цене качество красок соответствует международным стандартам. В подтверждение этого можно отметить 20% рост продаж красок Sicolor в 2012 г. относительно 2011 г. Рост затронул практически все серии красок, которые мы предоставляем клиентам (универсальные серии, пантоны, фолиевые, УФ).
Снижение цен на расходные материалы не должно отражаться на качестве готовой продукции. Правильный выбор — качество по низкой цене!?— Технический специалист «МакЦентр» Андрей Баскакин
Прогнозы на 2013-й и не только
Несмотря на все события последних лет — экономический спад, сокращение части полиграфических рынков, неопределённости с поставками сырья — производители красок не теряют оптимизма и верят в хорошие перспективы.
«Да, сложности у нас возникают, как и у других красочных компаний, — считает Коупленд. — Но мы уверены, что у Toyo Ink America всё будет хорошо, ведь мы работаем над стратегией положительных адаптаций к изменениям и добавляем к ассортименту новые продукты».
«За последние годы красочная индустрия столкнулась с рядом проблем: экономический спад с медленным восстановлением, резкий рост стоимости сырья, — добавил Алдред. — В ближайшей перспективе все эти факторы останутся в силе. […] Важно отслеживать перемены в отрасли и своевременно корректировать свои действия, а не реагировать по факту. Наша организация способна справиться с этой задачей, а у сотрудников достаточно знаний и желания, чтобы предлагать клиентам индивидуальный сервис и инновации. Всё это обеспечит Flint Group солидный фундамент на будущее».
«Мы намерены и дальше строить работу на инновационных продуктах и приближенной к клиенту сервисной поддержке», — отметил Сикинджер.
По словам Питерса, Wikoff Color рассчитывает на дальнейший рост продаж в 2013 г.: «Помимо приемлемых объёмов на традиционных для нас рынках, планируем и далее развивать струйное направление за пределами США и Канады. Красочной отрасли по-прежнему придётся выживать в условиях спада экономики, поэтому вполне возможна дальнейшая консолидация в индустрии».
«Мы внимательно наблюдаем за ситуацией, ведь цены на сырьё остаются непомерно высокими для нашей отрасли, и снижения пока не предвидится, — отметил Кленденнинг. — На некоторых (в первую очередь коммерческих) рынках положение наших клиентов просто отчаянное. От этой ситуации по большому счёту проигрывают все. На фоне негативных тенденций в данном сегменте и перепроизводства в красочной отрасли конкурировать и сражаться за более чем скромный кусок пирога становится всё сложнее».
«Наши клиенты столкнулись с небывалым количеством проблем — издержки, требования к охране окружающей среды, соответствие законодательству. И вряд ли в текущем году ситуация будет иной, — считает генеральный директор Sun Chemical по маркетингу Фелипе Мелладо . — Клиенты вынуждены пересматривать подходы к бизнесу. Прекрасно осознавая это, Sun Chemical меняется вместе с индустрией. Мы делаем всё, чтобы помочь клиентам преуспеть в динамичной бизнес-среде: предлагаем полный и стабильный ассортимент продуктов и услуг мирового класса, соблюдаем обязательства по высокому уровню технической и сервисной поддержки, реализуем инновации в сфере красок, призванные экономить средства клиентов». […]
«В последующие годы мы намерены придерживаться двойной стратегии, — отметил Форкер. — С одной стороны, делаем ставку на перспективы развивающихся рынков. Наши клиенты из Индии, Китая и Бразилии растут и ждут того же от нас. Здесь мы вкладываем значительные средства в инфраструктуру и мощности, подчёркивая стремление оставаться надёжным поставщиком. С другой стороны, перед нами застывшие, а кое-где и снижающиеся объёмы в Европе и США. Для таких отраслей, как издательская, неизбежно дальнейшее падение. Сохраняется неопределённость с поставками сырья. Поэтому для нас крайне важно направить максимум усилий на проекты по реструктуризации и повышению эффективности. Наша цель — конкурентоспособные цены без ущерба для легендарного качества продукции Siegwerk».