101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Большая ложка дёгтя, или Как у вас с бумагой?

  • 10 марта 2022 г.
  • 2875
Сложившаяся ситуация не радует: типографии, вынужденные поднимать цены вслед за поставщиками материалов, рискуют растерять заказчиков, которые и так посматривают в сторону интернет-рекламы, электронных СМИ и книг в электронном формате.

Прошлый год, вопреки мрачным ожиданиям, для многих полиграфистов оказался вполне удачным: объём заказов вырос не только по сравнению с 2020 г., но даже по сравнению с 2019 г. Про это можно почитать в нашем предыдущем опросе (см. Можно выдохнуть? // Publish № 1/2, 2022). Но и тогда Михаил Тенцер, генеральный директор типографии «Борус» (Тула) сказал: «2021 год для нас, конечно, был лучше предыдущего. Существенно вырос оборот! Это шутка, понятная, к сожалению, многим полиграфистам. Оборот действительно вырос, но это и немудрено: стоимость бумаги и картона выросла на 30% в валюте! К тому же эти материалы почти перестали отгружать без предоплаты. В этом, конечно, мало хорошего».

Новости о подорожании бумаги, краски, офсетных пластин приходят регулярно, так же как и жалобы на дефицит некоторых материалов. Поэтому в феврале мы решили поинтересоваться, как обстоят дела с ценами и дефицитом материалов для полиграфии.

 

Кирилл Лапаев, директор по развитию типографии Republica (Москва):

За последнее время наблюдается подорожание на 15–20% как по обычной мелованной бумаге, так и по дизайнерской. К подорожанию добавился дефицит, особенно с матовой мелованной бумагой плотностью 200 г/м2. Перебои с меловкой других плотностей, кажется, заканчиваются, хотя с некоторыми форматами ещё есть проблемы. По дизайнерской бумаге мы, с нашими объёмами, дефицита не ощущаем.

 

 

Наталья Рукина, генеральный директор типографии «Цифровые технологии» (Москва):

Материалы за прошедший год подорожали заметно: процентов примерно на двадцать. Из-за этого и нам приходится постепенно повышать стоимость продукции.

Также в последнее время мы испытываем проблемы с поставками материалов. Остатки самоклеющихся плёнок Oracal и мелованной бумаги буквально выгребаем со склада у поставщиков. Приходится заменять материалы на другие, закупать альтернативные виды бумаги (например, вместо UPM Galerie Art) и брать материалы с запасом.

При этом, в силу специфики цифровой полиграфии, задержки мы допустить не можем: у нас все тиражи срочные. Поэтому приходится либо менять материал, либо отказываться от заказа, что, конечно, очень огорчает.

 

 

Сергей Бубен, генеральный директор типографии AVA Digital (Москва):

Подорожание бумаги и других материалов в последнее время действительно сильно заметно. Всё особенно печально на постоянных заказах с долгосрочными договорами. Кроме того, у нас много работ на разных видах дизайнерской бумаги. Она и так не дешёвая, а теперь стала ещё дороже.

Но мы стараемся, ведём душеспасительные разговоры с заказчиками, демонстрируем им письма с уведомлениями о повышении цен, которые мы получаем от поставщиков. Многие заказчики входят в наше положение.

 

 

Анна Федосеева, генеральный директор типографии «К-Пресс» (Мытищи):

За последнее время бумага и картон сильно подорожали. Даже продавцы этих материалов в шоке от цен, за которые приходится их продавать. К тому же появился большой дефицит нужных нам материалов. Мы тоннами скупаем в Санкт-Петербурге весь картон, который нам подходит. Раньше такого не случалось. Например, картон «Умка» раньше всегда был в наличии, его можно было спокойно заказывать любого формата и граммажа в любых количествах — и на следующий день всё привезут. Теперь об этом остаётся только мечтать. Уже почти год картон приходится заказывать в Санкт-Петербурге и пару недель ждать, пока привезут, размотают и нарежут…

Из-за дефицита часто приходится использовать не те материалы, которые первоначально хотел клиент. Например, недавно заказчик прислал нам для расчёта стоимости заказа целую таблицу на двадцать позиций: буклеты, листовки, плакаты, дорхенгеры, магнитные фоторамки. И везде написал, что надо делать их из материалов UPM. Отвечая этому клиенту, мы были вынуждены уведомить его, что материалов данной марки в полном объёме не будет — в том числе специальной бумаги для фоторамок. Поэтому придётся подбирать аналоги и проверять результат при запуске тиража.

Но в итоге, конечно, ко всему привыкаешь: приходится подстраиваться и работать в новых условиях. Несмотря на проблемы с материалами, работаем стабильно, сезон прошёл, как всегда, отлично, и это очень радует.

 

 

Александр Иванов, президент Издательско-полиграфической ассоциации высших учебных заведений (Ассоциация ВУЗИЗДАТ) провёл телефонный опрос ряда руководителей вузовских издательств, который показал, что повышение цен на бумагу и расходные материалы приводит к некоторому сокращению тиражей, выделению дополнительных бюджетов и пересмотру общей издательской политики. Где-то тиражи учебных пособий упали на 40–50%, где-то были выделены дополнительные бюджеты на текущий год на закупку материалов. В каждой госструктуре этот вопрос решается по-своему, но беспокойства не вызывает.

Систематическое повышение цен на бумагу в государственных образовательных учреждениях пока что не приводит к коллапсу, поскольку закупки производятся регулярно и на длительные периоды времени вперёд. Таким образом, есть возможность использовать текущий склад, а заказ на новые партии материалов уже планировать в соответствии с повышением цен. За увеличение стоимости заплатит либо госбюджет, либо студент — то есть конечный потребитель.

Тут надо отметить одну из особенностей вузовского книгоиздания — постоянное снижение тиражности. Это уже тренд, который инициируют в том числе и вузовские библиотеки, заявляя о том, что электронные библиотечные системы способны более эффективно обеспечить учебный процесс, чем содержание бумажных книжных фондов. От преподавателей сегодня требуют обязательного наличия электронных учебных материалов, наряду с традиционными.

Давний спор о том, заменит ли бумажная книга электронную, возможно, будет решаться именно через финансовую составляющую цены бумажной книги. И регулярное повышение цен на сырье и расходные материалы влияет уже даже не на стоимость изделия, а на саму идеологию книгоиздания, заставляя чаще всего использовать электронный носитель.

***

Сложившаяся ситуация не радует: типографии, вынужденные поднимать цены вслед за поставщиками материалов, рискуют растерять заказчиков, которые и так посматривают в сторону интернет-рекламы, электронных СМИ и книг в электронном формате. Об этом бьют тревогу и наши европейские коллеги, акцентируя внимание на том, что не размещённые из-за дефицита бумаги заказы на печатные издания могут уже никогда не вернуться.

В России, как показал опрос, проведённый Ивановым, в секторе учебников для вузов процесс уже пошёл. К сожалению, влиять на стоимость материалов полиграфисты практически не в состоянии. Остаётся приспосабливаться: искать менее дорогие материалы, уменьшать расходы на приладку — в частности, с помощью автоматизации (см. Терентьев И. Листовой офсет на «автопилоте» // Publish, № 1/2, 2022). А также можно вспомнить, что при печати «цифрой» малые тиражи обходятся дешевле, а приладка всегда меньше— ещё один повод подумать о том, не пора ли переходить на эту технологию печати.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
MasterCutter расширяет формат резки

ГК «РУССКОМ» начала поставки планшетного режущего плоттера под собственной торговой маркой MasterCutter 1070 GT.

Центр высокого класса

Центральный московский демонстрационный зал группы компаний «Смарт-Т» в 2024 году значительно расширился. Директор по маркетингу Дмитрий Грацков рассказывает подробности: зачем в одном месте ставить десятки образцов оборудования, как одновременно проводить несколько презентаций для клиентов и сколько сотрудников для этого нужно — читайте прямо сейчас.

Фотоистории в печати

Сколько фотографий хранится в памяти вашего смартфона? Скорее всего, больше тысячи. А сколько из них вы собираетесь напечатать? И вот здесь возникает нешуточное противоречие. С одной стороны, больше снимков, чем сейчас, человечество никогда не производило, но при этом количество печатаемых фотографий стремительно уменьшается с каждым годом. Однако решение для компаний, работающих в сфере фотопечати, всё-таки есть — это жанр фотокниги, пришедший на российский полиграфический рынок около 15 лет назад.

Sprinter Power 4S

УФ-принтер Sprinter Power 4S хороший выбор для типографий и рекламно-производственных компаний, занимающихся широкоформатной печатью или только планирующих войти в этот сектор полиграфического бизнеса.

Пятикнижие конструкторовполиграфистов

75 лет с начала выхода в свет справочника по полиграфическому оборудованию.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Имеет ли смысл развивать направление листовой офсетной печати?
    Проголосовало: 20