Год назад мы проводили опрос об итогах года (см. «Каковы итоги работы вашей компании в 2020 году?» // Publish № 1/2, 2021), и результаты в целом тогда были гораздо печальнее (особенно по голосам, поданным за готовые варианты). Достижением тогда считалось уже то, что типография пережила первый «ковидный» год. На этот раз ситуация гораздо позитивнее. Возможно, отчасти потому, что люди, проголосовавшие тогда за последний, самый печальный вариант, действительно ушли с рынка, облегчив участь оставшихся.
В 2021 г. многие полиграфисты не только вернулись к доковидным показателям, но и стали расширять производство. Например, была осуществлена масштабнейшая для нашей страны замена цифровых ЦПМ в московской типографии «Т8 Издательские технологии» (см. Терентьев И. Крупнейший в России проект по переоснащению типографии цифровым печатным оборудованием реализован в московской «Т8 Издательские технологии» // Publish № 1/2, 2022). При этом были заменены все три рулонных ЦПМ, а вместо одной цветной листовой появились две новых. И это лишь один пример — были и другие, менее масштабные инсталляции.
И руководители полиграфических предприятий, принявшие участие в опросе, в целом настроены позитивно.
|
Генеральный директор типографии «Зетапринт» (Москва) Александр Глушков считает, что год прошёл успешно и заказы на рынке есть. Более того, он уверен, что работы хватает всем. В прошедшем году в «Зетапринт» было приобретено и запущено немало оборудования: высокопроизводительный ламинатор формата А1, фальцесклеивающая машина, новая печатная машина Heidelberg Speedmaster CS 92–4L (см. Захаржевский Ю. «Рекламная печать в экономичном формате» // Publish № 7/8, 2021), а также подписан договор на покупку ещё одной печатной машины — Heidelberg Speedmaster CX 75–4L.
Глушков надеется, что и в следующем, 2022 г. с заказами будет всё в порядке. Правда, крупных покупок пока не планируется, надо поработать над повышением эффективности и рентабельности, потому что в период бурного роста, который пришёлся на истекший год, этому не уделялось должного внимания. В целом в будущее Александр смотрит с оптимизмом.
|
Директор типографии «ИНТ» (Кемерово) Андрей Грузин считает, что прошедший год был совсем неплохим:
«В 2020 г. в типографии зафиксировали снижение относительно 2019 г. как по выручке, так и по объёмам заказов. А в этом году наблюдался существенный прирост даже по сравнению с предкризисным 2019 г., что говорит о полном восстановлении на рынке. Для нашей типографии минувший год принёс ещё и новые рынки — как за счёт новых продуктов, так и за счёт расширения географии заказчиков».
|
Павел Капель, владелец типографии «ИРМ-1» (Москва):
«Главный итог 2021 г. для нас — мы закончили базовый функционал “Системы Printing” (подробнее) и начали использовать её в полном объёме, выделив проект в самостоятельное подразделение. Теперь появилась возможность выделения функционала для региональных партнёров, которым мы полностью передаём права пользования Системой. В Московской области таким партнёром стала наша типография “ИРМ-1”, сейчас мы подбираем партнёров в других регионах. Опыт работы “ИРМ-1” в Москве и области оказался весьма успешным, получилось создать взаимовыгодную для всех участников агентскую сеть из более чем 100 рекламных агентств и фотосалонов. При этом автоматизация работы позволила обработать весь поток заказов без существенных сбоев даже в сезон.
Из успехов в развитии Системы можно отметить предварительные договоренности о её внедрении в трёх западных странах — в 2022 г. проект должен там заработать в полную мощь. В России тоже есть договоренности с несколькими регионами, реализация начнётся после окончания новогоднего сезона. В типографии “ИРМ-1” за счёт использования “Системы Printing” онлайн-заказы выросли в два с половиной раза и составляют в два раза больший процент к общему обороту по сравнению с прошлыми годами. И именно благодаря ей типография полностью восстановилась после прошлогоднего кризиса и уверенно вышла на обороты, превышающие доковидные времена. В планах на следующий год прежде всего — совершенствование управления производством с помощью “Системы Printing” и работа по совместному с партнёрами формированию в регионах лидерских центров по онлайн-полиграфии».
|
Михаил Тенцер, генеральный директор типографии «Борус» (Тула): «2021 г. для нас, конечно, был лучше предыдущего. Существенно вырос оборот! Это шутка, понятная, к сожалению, многим полиграфистам. Оборот действительно вырос, но это и немудрено: стоимость бумаги и картона выросла на 30% в валюте! К тому же эти материалы почти перестали отгружать без предоплаты. В этом, конечно, мало хорошего. При этом доля рекламной и книжно-журнальной продукции среди наших заказов неуклонно снижается.
Хорошая новость для нас в том, что мы когда-то купили билет на поезд под названием “Упаковка”. Да, маржа в этом секторе низкая, да, нужны большие объёмы оборотных средств и складских помещений. Но всё это хотя бы работает, и работает непрерывно, загружая мощности. Так что мы не унываем, продолжаем инвестировать в это направление».
|
Алексей Качур, директор типографии Green Print (Москва):
«2021 г. прошёл гораздо успешнее, чем предыдущий, когда апрельская ситуация с “нерабочими днями с сохранением заработной платы” чуть не закончила более чем десятилетнюю историю нашей компании. Тогда у нас практически пропало желание инвестировать в бизнес, мы перешли к стратегии выжидания. Я назвал бы этот период ”ковидной депрессией”. Только в конце весны 2020 г. мы стали от неё избавляться, начали смотреть в сторону развития бизнеса. Но ещё очень консервативно, с учётом возможной очередной волны или нового локдауна. В итоге мы всё-таки купили несколько единиц нового постпечатного оборудования, в том числе автоматический раскройщик iEcho второго формата. Эта покупка намечалась ещё в начале 2020 г.
А нынешний сезон прошёл очень активно, даже выше наших ожиданий. Загрузка типографии была более чем на 100%. Могу сказать, что мы выросли не только относительно прошлого года, но и относительно 2019 г. Насколько я знаю, на этот раз у всех полиграфистов был “буйный” сезон. Но не надо забывать, что существенный вклад в этот рост внесла инфляция.
В общем и целом смотрю на будущее в позитивном ключе: мы росли и продолжаем расти, как по штату, так и по оборудованию. Надеюсь, что пик болезней прошёл, а войны не будет. В перспективе хотелось бы забыть про коронавирус и продолжать расти. Был очень рад в этом году побывать на мероприятии в Белгороде вместе с “Террапринт”. Наконец-то полноценное живое общение с коллегами! Вебинары уже надоели».
|
Евгений Тимощенко, директор типографии «Вишнёвый пирог» (Москва):
«Самый главный итог — результат работы в этом году на 100,1% совпал с запланированным нормальным объёмом. Мы показали рост к 2020 г. и вернулись к выручке 2019 г. При этом удалось сильно оптимизировать расходы и издержки.
В прошедшем году мы установили новую ЦПМ Xerox и завершили работу с ЦПМ HP Indigo. Также мы запустили новое швейное производство, а в конце года — оборудование для печати по новой DTF-технологии.
Из важных достижений — мы перешли на проектную систему управления и создали матричную систему управления и развития. Дело в том, что в нашей компании работает сравнительно мало людей по сравнению с количеством проектов и идей, которые мы испытываем и прорабатываем. У нас постоянно около десятка проектов в работе и развитии: создаём новые, меняем старые, какие-то проекты объединяем или совсем закрываем. Соответственно, нам приходится делить трудовые ресурсы, команды на разные проекты, и разработанная нами матричная система позволяет упорядочить этот процесс».
|
Павел Арсеньев, генеральный директор типографии «Парето-Принт» (Тверь) и Председатель совета директоров Можайского полиграфкомбината:
«Всё отлично, это был лучший год в истории “Парето-Принт” по всем показателям, и далее запланировано серьёзное развитие возможностей производства. Кроме того, я теперь отвечаю и за Можайский полиграфкомбинат, на котором в 2022 г. будут проведены масштабная реконструкция и расширение производства.
Главный итог 2021 г. — книжная полиграфия стала перспективным и весьма доходным бизнесом. Главная проблема — сохранение у многих директоров предприятий боязни кардинально повысить цены соответственно с рыночными реалиями: “А вдруг это ненадолго, а вдруг уйдут клиенты”. Нет понимания того, что дефицит полиграфических мощностей — глобальная ситуация и это надолго».