101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Красиво или правильно. Должна ли типография обучать дизайнеров заказчика?

  • Ирина Рябинова
  • 12 апреля 2025 г.
  • 260
Типичная ситуация. Заказчик нанимает фрилансера или имеет собственного дизайнера в штате (а то и целый отдел). Дизайнер готовит макет, чтобы «красиво», и даже не задумывается, как это произвести и сколько это стоит.

Редкие дизайнеры запрашивают технические требования до создания макета. Ещё меньше умеют их «читать». В результате верстальщик получает «нечто», состоящее из девяти «пантонов» плюс CMYK, с текстом четвёртого кегля в профиле Japan Color Newspaper, с TIL* 380% и без малейшего намёка на припуски.

Знаете, сколько дизайнеров (не препресс-специалистов) реально знают, что такое TIL? Конечно, я исследований не проводила, но из личного пятнадцатилетнего опыта предполагаю — процентов 10. А сколько из них умеют делать грамотную цветокоррекцию? Лучше не подсчитывать, чтобы спалось покрепче. Кажется, что это катастрофа, но нет. Здесь есть два варианта.

Красиво или правильно. Должна ли типография обучать дизайнеров заказчика?

Первый путь

Править в типографии. Однако это часто сопряжено с рисками. Например, может не быть исходника файла, и тогда приходится работать «на коленке», имея только печатный файл. Иногда перед глазами нет эталона, скажем, ткани, и тогда процесс идёт практически вслепую. Нередко вылезают артефакты из-за разницы в программах, их версиях или методиках работы. Кроме того, не все заказчики согласны платить за доработку, считая, что «макет уже готов, а типографии просто нужно напечатать». А в небольших типографиях зачастую просто не хватает персонала для подобных работ.

Второй путь

Возвращать макет заказчику на доработку. Вот тут-то и кроется главная проблема. В подавляющем большинстве случаев, даже если указать заказчику на ошибки, его дизайнер не знает, что с ними делать, — не хватает знаний и квалификации. И круг замыкается — возвращаемся к первому пути.

Как быть? Терять заказчиков, а следом и прибыль? Принимать ответственность за чужие ошибки с риском нарваться на брак? Вот ответьте честно, сталкивались ли вы с претензиями, что цвет на печати не соответствовал «ожиданиям» заказчика, хотя вы в допусках по ГОСТ попали в его макет «в копейку»? Можете не отвечать, я и так знаю, что да.

Увы, трудовой рынок дизайнеров имеет колоссальный перевес в сторону «красиво» вместо «правильно». И это в некотором роде логично. Для задач «красиво» и «правильно» требуются разные черты личности, разные навыки, разное жизненное кредо. Даже крупные сетевые компании предпочитают брать в штат дизайнеров по критерию креативности, а не технической подкованности.

Иногда это злит. Когда в сотый раз получаешь из одного и того же источника макет с одними и теми же ошибками. Можно вступить в конфронтацию. Однако дизайнеры — люди тонкой душевной организации и не выносят критики. Особенно технической. А заказчику (управленцу или менеджеру) недосуг вдаваться в разбирательства. Он просто уйдёт туда, где проще и не «буллят» его «творческую команду».

Ещё путь

И здесь можно придумать третий путь решения вопроса. Точнее, второй с половиной. Я часто практикую его в своей работе. Первое — нужно добиться связи напрямую с дизайнером, чтобы не возникало искажения информации. Второе — узнать (мягко) уровень его компетенции и владения инструментами. Третье — простым языком объяснить значимость ошибки и её последствий. Да, иногда придётся доказывать, что Земля круглая, а солнце встаёт на Востоке. Это требует выдержки. Мужайтесь. Четвёртое — предложить понятный алгоритм решения задачи (лучше в картинках), с подробным указанием, какие кнопки жать.

Скептики воскликнут: «Почему мы должны учить людей делать их работу? Им же платят за это деньги!» Да, платят — за дизайн. А вам платят за тираж. Альтернативу я уже описала выше. Математика всегда решает.

Об авторе: Ирина Рябинова, руководитель отдела дизайна типографии «Икс-Пресс», Иваново.

В условиях жёсткой конкуренции и снижения спроса (из-за перехода на цифровые носители) выиграет та типография, которая не только получит заказ и корректный макет к нему, но и заслужит лояльность заказчика своим «пользователеориентированным» подходом.

Предвижу возражения: «Мы типография, а не курсы повышения квалификации» и «Что толку объяснять тем, кто не способен этого понять?» И многое другое. У меня два аргумента: деньги и нервы. Есть свидетельства из личного опыта: не раз удавалось вернуть заказчиков, готовых отозвать заказ, простым душевным разговором с их арт-директором или дизайнером. Ваши комфорт и прибыль в ваших руках.

* Total Ink Limit (TIL) — предел суммарного краскозаполнения: значение, которое определяет допустимую суммарную плотность всех используемых при печати красок в одной точке изображения.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Надёжный и универсальный

Принтеры, на которых можно делать наклейки по технологии UV-DTF, распространяются всё шире. Недавно «РУССКОМ» представила очередную модель — G!Digital UTF-400D Plus, которая не только печатает наклейки на соответствующих материалах, но и работает с обыкновенными материалами: холстом, винилом, фольгой, фотобумагой, полипропиленом и др.

Стала меньше, но всё ещё интересная

С 4 по 6 марта в Москве прошла выставка «Текстильлегпром-2025». На этот раз она не впечатлила масштабами: на всё хватило единственного зала одного из корпусов «Крокуса», да и тот был задействован не полностью.

Автоматическая режущая система INTEC ColorCut LC700

Автоматизированный режущий плоттер INTEC ColorCut LC700 предназначен для оперативной высечки и резки по контуру различных листовых материалов без изготовления штампов, включая наклейки, переводные картинки, стикеры и этикетки.

Не обещания, а действия

Рекламно-производственная компания «Рекламные Технологии» из Липецка на рынке уже больше 20 лет. Основные виды деятельности компании — наружная и интерьерная реклама: изготовление, монтаж вывесок различного формата и широкоформатная печать. Её директор Алексей Иванов рассказывает про основные вызовы, которые стоят перед компанией, и способы их решения.



Новый номер

Тема номера: Ответственность в деталях и примерах. Узкорулонный DTF-комплекс Yinstar – мал да удал. Автоматическая режущая система INTEC ColorCut LC700. Лазерный раскройщик Colors KD1816-SY. #Ефорум 2025: слёт производителей рекламы в Сибири.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59