Среди ключевых изменений, которые вступили в силу с 1 января 2024 года, в первую очередь — изменение лиц, обязанных самостоятельно отвечать за утилизацию отходов упаковки, а также изменения процедуры утверждения количества будущих отходов упаковки, которые должны быть утилизированы производителем или импортёром.
Если разбирать более детально, то ключевые нововведения выглядят следующим образом: ответственность за утилизацию упаковки отныне переносится с производителя товара на производителя упаковки, рост нормативов утилизации при этом будет происходить постепенно, но с 2027 года производителям придётся отвечать за 100% выпущенной упаковочной продукции, кроме того, предусматривается введение понятия реестра утилизаторов, что по сути является списком компаний, уполномоченных государством обеспечивать утилизацию отходов и гарантирующих добросовестный подход к утилизации отходов.
Однако, несмотря на кажущуюся радикальность принятых мер, все они призваны в первую очередь стимулировать рост производства поддающейся переработке упаковки и стимулировать бизнес создавать собственные мощности по утилизации отходов либо выбирать партнёров, действительно обеспечивающих фактическую переработку отходов. Дело в том, что основная масса отходов от использования товаров попадает сегодня на мусорные полигоны. С другой стороны, материалы, из которых чаще всего производится упаковка — это стекло, картон и полимеры, в свою очередь являющиеся потенциальным сырьём, которое может быть использовано повторно, однако в большинстве случаев оказывается на свалке из-за отсутствия должной инфраструктуры по сбору, сортировке и последующей вторичной переработке отходов. Поэтому стимулирование использования вторичных ресурсов, развитие мощностей по утилизации, ограничение оборота «неперерабатываемой» упаковки и ликвидация экологической безграмотности являются основными целями усовершенствованной системы РОП.
Дело принципа
Тем не менее, несмотря на готовность следовать высоким принципам «осознанного потребления», многие производители упаковки столкнулись с рядом сложностей, в первую очередь с определением коэффициентов и ставок экологического сбора на текущий год, с актуальным перечнем упаковки и товаров для РОП. И, самое главное, с тем, как выделить принцип, по которому можно определить субъекта РОП в сложных производственных цепочках.
Для прояснения этих вопросов мы обратились к руководителю Центра исследований EcoTechLab компании «ЭкоТехнологии» Ольге Стадник, которая также является членом Совета по развитию экономики замкнутого цикла и экологии ТПП РФ. По словам Ольги, перечень упаковки и товаров для РОП действительно значительно изменился по сравнению с предыдущими годами, как за счет того, что в него, преимущественно в товары, добавились новые позиции (а некоторые — были исключены), так и за счёт разделения внутри существовавших групп материалов. Например, полимеров, которые раньше были объединены под общим названием «упаковка полимерная» и «изделия пластмассовые упаковочные», а сейчас каждый вид полимерной упаковки представлен отдельно в соответствии с видом полимера, например «изделия из полипропилена», «изделия из поливинилхлорида» и т. д. Более того, в группе упаковки из ПЭТ произошло дополнительное разделение по цвету упаковки, подлежащей утилизации, — бесцветная и голубая упаковка попала в одну группу, а прочая — в другую.
Помимо диверсификации групп упаковки, изменения коснулись и перечня отчётности, которую необходимо сдавать в конце обозначенного периода производителям упаковки, в зависимости от выбранного способа выполнения обязанностей по утилизации. Перечень отчётности зафиксирован в Федеральном законе 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», однако для упаковки, произведённой до и после 1 января 2024 года, перечень и содержание предоставляемых документов будут разными. Так, в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января по 31 декабря 2023 года, до 15 апреля 2025 года должны быть обеспечены представление отчётности о выполнении нормативов утилизации (Постановление Правительства РФ № 2010), а также расчёт и уплата суммы экологического сбора (Постановление Правительства РФ № 1073 и Приказ Росприроднадзора № 488). При этом ранее производители и импортёры уже сдали Декларации о количестве выпущенных товаров и упаковки, на основании данных в которых производится расчёт массы, за которую уплачивается экосбор или которая утилизируется самостоятельно.
В отношении товаров, упаковки, произведённых на территории Российской Федерации с 1 января по 31 декабря 2024 года, вместо Декларации о выпущенных товарах и упаковке обеспечивается представление отчётности о массе товаров, упаковки, произведённых на территории Российской Федерации, в том числе об испорченном или о бракованном товаре (Постановление Правительства РФ № 741). Далее, как и прежде, представляется отчётность о выполнении нормативов утилизации, а также расчёт суммы экологического сбора и его уплаты, однако меняются формы этой отчётности.
В случае, если производитель или импортёр обеспечивает исполнение своих обязанностей путём проведения самостоятельной утилизации, то о её выполнении также предоставляется отчётность, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2024 № 742. Расчёт суммы экосбора производится по форме, утверждённой Постановлением Правительства РФ № 1990. Органом, принимающим отчётность во всех упомянутых случаях, является Росприроднадзор, однако данные подаются через Единую федеральную государственную информационную систему учёта отходов от использования товаров (ЕФГИС УОИТ). Росприроднадзор также разместил на своём сайте памятку по тому, как рассчитывать и уплачивать экосбор за 2022–2024 гг., которая может помочь не запутаться в отчётности переходного периода.
Субъектная дилемма
Ещё один важный и непростой аспект обновлённого механизма РОП — это собственно определение субъекта РОП, особенно в том случае, если производство упаковки объединяет несколько площадок и участников или получаемый на выходе продукт нельзя однозначно отнести к сырьевому или конечному. Одним из примеров такой продукции является бумага. По словам Ольги, алгоритм, позволяющий оценить принадлежность продукции к тому или иному виду, выглядит так: в случае разночтений необходимо проверить, соответствует ли продукция позициям из перечня упаковки, подлежащей утилизации. Если продукция не соответствует ни одной группе, то формально её производитель не является субъектом РОП, однако, по мнению Ольги, в процессе взаимодействия с контрагентом необходимо документально зафиксировать, кто из участников производственной цепочки будет в этом случае являться субъектом расширенной ответственности.
Важным фактором является, что в дальнейшем будет производиться из этой продукции и будет ли последующий продуктовый результат соответствовать перечню упаковки, подлежащей утилизации. Если на следующем этапе продукция соответствует перечню подлежащей утилизации упаковки, то исходный продукт, в данном случае бумага, — вероятнее всего сырьевой и, следовательно, его производитель или импортёр не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от его использования в соответствии с п. 9 ст. 24.2 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления».
По сути, вопрос доказательства принадлежности продукта к категории сырьевого или конечного для многих вариантов упаковки является ещё не до конца проработанным, за неимением пока опыта реального взаимодействия с производителями, однако, по словам Ольги, после сдачи первой отчётности ситуация скорее всего во многом прояснится.
Тем не менее уже на текущем этапе участникам цепочки изготовления упаковки рекомендуется выяснить, входят ли выпускаемые ими позиции в перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации, входят ли туда продукты, которые они приобретают в качестве сырья или заготовок у своих поставщиков, и входят ли туда продукты, которые выпускают на следующем этапе покупатели их продукции. В договорах с этими контрагентами рекомендуется зафиксировать распределение ответственности по экосбору, чтобы в дальнейшем в случае вопросов Росприроднадзора иметь конкретные документы, подтверждающие выбранную вами позицию относительно ответственности в случае, если, по вашему мнению, вы производите сырьё.
Стимуляция утилизации
Поскольку обновление механизма РОП напрямую связано с долгосрочной перспективой перехода на экономику замкнутого цикла, значимым остается вопрос, насколько компании-переработчики готовы принимать новые группы товаров и упаковки на своём производстве (к таким группам относится, например, ламинированный картон для стаканчиков) и что нужно для формирования устойчивых рынков вторичных ресурсов для материалов, пока ещё не являющихся стандартными для переработчиков, как, например, обычный гофрокартон или прозрачная ПЭТ-бутылка.
По словам Ольги, основную сложность вызывает не только возможность переработки формально похожих, но тем не менее отличающихся от классических групп товаров и упаковки, но и предполагаемая степень загруженности предприятий переработчиков в связи с нововведениями РОП. Так, возможность и необходимость загрузить весь объём переработки гофророкартоном могут не позволить переработчику запустить экспериментальную переработку ламинированных стаканчиков, даже если технологически и морально он готов к этому.
Однако первый шаг к развитию инфраструктуры по переработке и к стимулированию производителей упаковки создавать собственные объекты по утилизации отходов или налаживать связи с действующими профессиональными переработчиками уже сделан, а какие плоды он принесет и насколько он окажется эффективным, мы, вероятно, узнаем в самое ближайшее время.
Разбираемся с примерами
В непростых вопросах определения субъектов РОП для многостадийных производственных цепочек мы попытались разобраться вместе с Ольгой.
Обращаем внимание, что указанные комментарии носят рекомендательный характер. При принятии решений в спорных ситуациях рекомендуем следить за обновлениями законодательства и появлением разъяснений по его применению от Росприроднадзора, направлять запросы в Росприроднадзор (есть инструмент обратной связи на сайте), а также консультироваться с юридическими службами ваших предприятий и предприятий, продающих вам сырье и приобретающих у вас продукцию.
Пример 1. Завод производит полимерную плёнку. Типография осуществляет печать на ней и продаёт плёнку производителю товара, который в свою очередь фасует в неё товар и реализует его через маркетплейсы. Кто из троих производителей является субъектом РОП?
Это действительно сложный вопрос. Из всех перечисленных участников наиболее вероятным субъектом РОП является типография, которая модифицировала плёнку до продукта, готового стать упаковкой. Если проводить аналогию с ПЭТ-тарой и её преобразованиями (выдувом преформы) непосредственно на предприятии по розливу напитков, которые не являются процессом изготовления самой упаковки, ответственность несёт тот, кто произвел заготовку для ПЭТ-бутылки, поэтому субъект РОП в обсуждаемом случае скорее всего именно типография, которая произвела заготовку для упаковки. В то же время завод, производящий полимерную плёнку, должен проверить, входит ли его продукция в перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации (вероятнее всего — входит), и выяснить у типографии — входит ли выпускаемый ими продукт туда. Если продукт типографии входит, то производитель плёнки может иметь в виду п. 9 ст. 24.2 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», однако дополнительно рекомендуется в договорных отношениях между производителем плёнки и типографией обозначить распределение ответственности по экосбору, чтобы иметь обоснованную позицию для проверяющих органов.
Пример 2. Два предприятия производят плёнку. Конвертер покупает у них оба вида плёнки и делает из неё ламинат. Затем он продаёт ламинат компании, которая формирует из ламината пакеты и перепродаёт их предприятию, которое осуществляет фасовку товаров в эти пакеты. Кто является субъектом РОП в данной ситуации?
Производитель пакетов до фасовки вероятнее всего является субъектом РОП в обозначенном случае. Но скорее всего продукция, выпущенная участниками до стадии формирования пакетов, будет входить в перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации. Поэтому этим трём компаниям необходимо будет обосновать, что они производят именно промежуточное сырьё, а не конечную упаковку (см. комментарий к Примеру 1).
Пример 3. ЦБК производит картон, который в последующем покупает конвертер и ламинирует его полиэтиленом. Ламинированный картон приобретает производитель бумажных стаканов. Кто в данном случае субъект РОП?
В данном случае необходимо проверить, входят ли стаканы в перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации. Если да, то субъектом РОП вероятнее всего является производитель стаканов, с учетом нюансов, указанных в Примере 1. Если же стаканчики не входят в перечень, то вероятнее всего субъектом РОП будет являться производитель ламинированного картона, однако вновь производителю картона для ламинации необходимо будет зафиксировать распределение ответственности по экосбору с производителем ламинированного картона в договорных документах.
Пример 4. ЦБК делает бумагу и продаёт конвертеру. Конвертер делает из неё полиэтиленизированную ламбумагу. Это материал приобретает типография, производит на нём печать и режет на форматы для заказчика. Заказчик фасует в ламинированную бумагу с печатью сухие супы, сахар и прочее. Кто в этом цикле субъект РОП?
По аналогии с примерами выше — вероятнее всего типография, если выпускаемая ей продукция по коду соответствует перечню товаров и упаковки, подлежащих утилизации.
Пример 5. Завод производит плёнку. Конвертер покупает плёнку в широких рулонах, режет на узкие форматы и продаёт потребителям. Потребители фасуют свои товары в эту плёнку. Кто субъект РОП?
В данном случае это вероятнее всего конвертер, который режет плёнку на узкие рулоны, создавая тем самым продукт, готовый к использованию, если по коду этот продукт соответствует перечню товаров и упаковки, подлежащих утилизации. Как и во всех предыдущих случаях, заводу и конвертеру необходимо будет наладить коммуникацию по вопросу оплаты ими экосбора, учесть соответствующие суммы в ценах продукции.