Кто бы мог подумать, что бейсболисты и работники переплетного цеха сталкиваются с одинаковыми проблемами! Недавно команда «Колорадо Рокки» применила нестандартный прием: хранить все бейсбольные мячи в камере с постоянной температурой, предохраняя их от высыхания. Мячи становятся удобнее для ловли питчерами, а баттерам сложнее их отбивать.
Это очень похоже на то, что придумывают специалисты в послепечатных работах для сохранения контроля над некоторыми «скользкими» операциями с запечатываемыми материалами. Недостаточная акклиматизация бумаги стала причиной потерь времени, прибыли и заказчиков для многих «послепечатников». К тому же современная мелованная бумага, отличающаяся высоким содержанием каолина и других наполнителей, действительно стала более гладкой и скользкой.
К счастью, на этот раз нам удалось заручиться помощью опытнейших «питчеров» полиграфической отрасли. Профессионалы в области послепечатной обработки имеют в своем арсенале различные приемы борьбы с бумажными «ловушками» — проблемами при высечке, фальцовке, швейном и клеевом скреплении, УФ-лакировании и цифровой печати.
Высечка
Чтобы сократить брак и ускорить изготовление тиража, обязательно учитывайте толщину и влажность материала, советует Боб Уиндлер, президент Diecrafters. Эта компания имеет 55-летний опыт высечки, финишной обработки, слепого и горячего тиснения заказов любой тиражности.
Толщина листов должна быть одинаковой
В процессе фальцовки, чем толще бумага, тем оказывается сложнее выполнить работу |
«Никогда не смешивайте в одной работе плотности, марки и даже партии бумаги — по крайней мере, не посоветовавшись со специалистами-послепечатниками, — предостерегает Уиндлер. — Когда в одном заказе толщина материала варьируется, операторам высечных станков приходится настраиваться на самые толстые листы в тираже. А это порождает цепную реакцию проблем». Тонкие листы высекаются со слишком большим усилием и могут распадаться на части. Операторы, чтобы избежать разрывов листов, вынуждены делать больше пазов в ножах, но это приводит к появлению неопрятных, грубых краев.
Сухая не работает
«Хрупкая, сухая бумага часто рвется, — делится своим наблюдением Уиндлер. — Естественно, это тоже требует дополнительных пазов в высекальных ножах». Считается, что сухая бумага отрицательно влияет на качество бигования, поскольку волокна в ней более хрупкие. Некоторые виды бумаги также оказываются сложнее в работе: бумага без покрытия обычно обрабатывается проще, чем мелованная, к тому же для первой требуется меньше прокладок. «Часто оказывается, что бумага с тиснением довольно ломкая, — добавляет Уиндлер, — даже после тщательной биговки». Избежать этих проблем поможет контроль над параметрами температуры и влажности в процессе печати.
А тем, кто готов потратить время и деньги на придание лоска готовым изделиям, слегка подпорченным использованием дополнительных пазов, Уиндлер советует сделать еще одну подрезку. Следы от пазов можно также удалить шлифованием после высечки.
Фальцовка смеси партий
От смешения разных партий бумаги предостерегает Джек Рикард, президент Rickard Bindery. Вариации пухлости наблюдаются даже в пределах партий с одинаковыми базовыми характеристиками: например, немелованный обложечный картон массой 1 м2 216 г бывает толщиной от 0,2 до 0,325 мм, в зависимости от производителя. Это важно, объясняет Рикард: материал толщиной до 0,25 мм неплохо фальцуется, а чуть более толстая бумага (0,3 мм и более) уже требует других технологий фальцовки и оборудования. Если в процессе печати был переход на другую партию бумаги, нужно обязательно пометить, в каком месте тиража это было сделано, и передать информацию в послепечатный цех.
Половина здания Rickard Bindery (общая площадь — 7,5 тыс. м2) отводится под оборудование для фальцовки. Здесь выполняются фальцовка миниатюрных и крупноформатных изданий, географических карт и 12-полосных тетрадей для шитья проволокой; шитье кольцевой скобой; различные виды склейки; ротационная биговка; обработка персонализированных тиражей; заклейка конвертов и автоматическая поэкземплярная упаковка в пленку.
Предварительная биговка толстых материалов
«Чем толще материал, тем с большим количеством переменных предстоит иметь дело», — отмечает Рикард. Он советует всегда делать предварительную биговку при использовании бумаги с массой 1 м2 более 150 г. Если к изданию не предъявляется высоких требований по точности фальцовки, связанных с совмещением цветовых переходов на разворотах, то и применяя толстую бумагу можно положиться на встроенные в фальцаппараты модули предварительной биговки. Но прежде чем отказываться от биговки штампом, нужно тщательно оценить последствия.
«Аккуратнее выполняйте фальцовку бумаги толще 0,25 мм на кассетных аппаратах — возможно появление волнистых изломов», — предупреждает Рикард. Толстые листы трескаются, когда заворачиваются вокруг валиков, зато в ножевых аппаратах волнистые изломы исключены.
Берегитесь волокон
В процессе фальцовки волокна могут рваться, из-за чего бумага ломается. Но правильный подбор фальцовочных ножей, оборудования и режима работы спасает заказ. По словам Рикарда, разрывная нагрузка на волокна бумаги с увеличением скорости работы повышается в геометрической прогрессии — бывает достаточно снизить скорость фальцевальной машины, чтобы проблемы исчезли.
Скрепление пружинами/перфорирование
«Чтобы в процессе переплета пружинами Wire-O не произошло наложения отверстий на текст, нужно оценить и учесть толщину книги еще до печати», — советует Бренда Слекьюм, исполнительный директор Specialties Bindery. |
Specialties Bindery специализируется на крупнотиражных послепечатных работах включая изготовление «механических» переплетов, таких как на Wire-O, металлических спиральных, пластиковых пружин и гребенок; а также клеевое скрепление, ротационное бигование и др.
Оценить толщину книги
Книги толщиной до 11 мм можно переплетать пружиной 3:1, считает Слекьюм, а для книг толще 12 мм нужна пружина 2:1. «Если подготовить и отпечатать макет с отступом шириной 10 мм, а потом использовать пружину 2:1, перфорированный текст гарантирован», — объясняет она.
Наложение клея и бесшвейное скрепление
«Как ни странно, но источником проблем со склеиванием может быть низкое качество бумаги», — отмечает Чак Клайн, президент консультационной компании в области послепечатных операций Binding Solutions LLC.
Направление отлива
По словам Клайна, особые сложности вызывает клеевой переплет запечатанных листов, когда клей должен ложиться в направлении, противоположном направлению отлива бумаги. «Пять карандашей, взятых за кончики, выдернуть из руки очень легко, — объясняет консультант. — А если перевернуть их на 90° и обхватить всей ладонью?»К сожалению, экономичность печатных работ может зависеть от выбранного направления волокон в листах. «Если удается разместить больше полос на печатном листе, развернутом на 90°, печатники так и поступают. И переплетному цеху придется иметь дело именно с таким заказом», — говорит Клайн.
Глянцевая и матовая мелованная бумага
Бумагу таких типов с плотностью более 90 г/м2 особенно трудно использовать для клеевого скрепления, отметил Клайн. Считается, что эффективно применение полиуретановых реактивных клеев (polyurethane reactive, PUR), но они дороже и требуют особого обращения.
По мнению президента Seaboard Bindery Фрэнка Шира, некоторые переплетные компании стараются избегать заказов на бесшвейное скрепление мелованной бумаги, но они не вызовут проблем, если использовать клей PUR, а машинное направление бумаги в текстовом блоке сделать параллельным корешку.
Seaboard Bindery выполняет бесшвейный переплет обычными и PUR-клеями, швейное скрепление, подборку, обрезку, фальцовку и поэкземплярную упаковку.
Содержание вторичного сырья в бумаге
Выбор качественной бумаги и тщательное планирование работ помогут избежать задержек на послепечатной стадии |
Адгезия бумаги из вторсырья хуже, поскольку вторичные волокна короче первичных. К счастью, как отмечает Клайн, содержание вторичных волокон в бумаге ограничено — производители знают, что при превышении определенной величины качество бумаги существенно страдает. Не мешает убедиться и в том, что волокон в бумаге больше, чем наполнителей. «Иногда для книжных блоков покупается бумага плотностью 90 г/м2, но если 80% ее составляет каолин, клею просто не хватает волокон, за которые он мог бы удержаться», — предупреждает Клайн.
В любом случае, советует он, перед выполнением клеевого скрепления убедитесь в том, что используете качественную бумагу. Следует проверить пористость, гибкость, толщину покрытия и массу 1 м2. «Не забывайте о правиле большого пальца при планировании работ», — добавляет Шир. Обычное бесшвейное скрепление позволяет изготавливать книги толщиной 37 мм и даже больше.
Проверка бумаги перед УФ-лакированием
По мнению Марка Берда, президента Finishbinders, пористая бумага впитывает УФ-лак, в результате чего блеск и прочность лакированной поверхности на истирание ослабляются. «Но чистоцеллюлозная бумага после лакирования приобретает желтоватый оттенок», — говорит он.
Finishbinders оказывает широкий спектр послепечатных услуг для коммерческих типографий: УФ-лакирование, ламинирование, изготовление коробок и папок, клеевое и швейное скрепление, поэкземплярная упаковка и др.
Не забывать о противоотмарывающем порошке
«Иногда избыток противоотмарывающего порошка приводит к тому, что УФ-покрытие приобретает шероховатый и даже напоминающий наждачную бумагу вид», — рассказывает Берд. Он добавляет, что заказы, для которых используется слишком много порошка, отнимают больше времени на стадии финишных операций. «Снижение производительности связано с тем, что валики послепечатного оборудования приходится отчищать от порошка каждые 15 минут», — говорит он.
Цифровая печать
Как считают Дэвид Кларк и Фрэнк Романо, авторы книги «Новейшее руководство для дизайнеров по цифровой, переменной цветной и оперативной печати по требованию» («The very last designer’s guide to digital, on-demand and variable-data color printing»), машины с сухим тонером извлекают из бумаги большую часть влаги. Бумага, которая сначала была пересушена в цифровой печатной машине, а затем попала в клеевой переплет перпендикулярно направлению отлива, при нормальной влажности начинает деформироваться волнами, а корешок книги изгибается.
Авторы предлагают возвращать бумаге влагу, помещая ее в условия «достаточной влажности», но предупреждают, что волнистая бумага, которая пробыла в высушенном состоянии более 72 часов, уже не восстановит первоначальную форму. «Контроль над температурой и влажностью имеет первостепенное значение», — заключают они.
«Новейшее руководство…» от Digital Printing Council издательства PIA и GATFPress стоит 35 долл. (25 долл. — для членов PIA и GATF). Заказ — www.gain.net.
* Журнал «Американский печатник», июнь 2002 г. © American Printer, a PRIMEDIA publication. All rights reserved, 2003.