Прошли времена, когда проблем с упаковкой не было (что может быть проще, чем завернуть предмет в газетку?). Прошли и те, когда вопрос упирался в деньги (импорт готовой упаковки требовал немалых затрат). Теперь трудностей у отечественной упаковочной промышленности много. Просто потому, что наконец-то она существует! Какой путь выбирает быстро развивающаяся индустрия? Ответ — в статье о тенденциях и инновациях в сфере упаковки.
Когда-то импортный продукт узнавали по яркой красивой упаковке. Прошла отечественная упаковочная индустрия и этап слепой погони за дешевизною (читай — плохим качеством). Теперь все стремятся делать высококачественную продукцию. Тенденция подтверждается открытием новых специальностей в профильных учебных заведениях — Московском государственном университете печати и Московском полиграфическом колледже им. И. Фёдорова.
Сразу оговорюсь: несмотря на бурный рост в России количества типографий, печатающих упаковку, и производителей упаковочных материалов, не всё так гладко, как кажется. Специалисты отмечают: желания большинства заказчиков ограничены малыми бюджетами. Ситуация, когда стоимость упаковки — 30% от цены продукта, ненормальна. Поэтому, несмотря на полное осознание заказчиками важной роли упаковки в росте объёмов продаж, многие по-прежнему вынуждены довольствоваться проверенными недорогими решениями. Ни о каких инновациях, новых материалах или технологиях речь не идёт.
Не меняется и положение с таможенными пошлинами на импортные расходные материалы — российские типографии поставлены в заведомо проигрышные по сравнению с конкурентами из-за границы условия. Декларированная цель принятия и сохранения высоких ввозных пошлин на «расходники» (поддержка отечественного производителя…) результатов не даёт: массового производства высококачественного картона и других полиграфических материалов в России как не было, так и нет.
Но не всё так печально! Новые ростки пробиваются сквозь асфальтовый покров рынка. Впереди, конечно, российские компании с западными инвестициями, коих в России уже немало: они уверенно пускают значительные суммы на внедрение новой упаковочной технологии. Не чужды инноваций и производители товаров высокого класса. Парфюмерия, качественный алкоголь, кофе, чай сбываются по цене, позволяющей изготавливать для них дорогостоящую упаковку.
Однако при упомянутой малобюджетности заказчики упаковки повышают требования к качеству печати. «Таких претензий к техническому исполнению и качественной стороне печати упаковки, как у нас, нет даже в Европе, — рассказывает Сергей Рыжков, заместитель генерального директора компании «Паккетти». — Ситуация парадоксальна: подчас заказы клиентов просто технически невыполнимы!» А рынок требует от предпринимателя (опять, несмотря на ограниченные финансы) выделять свой товар за счёт оригинальной, сложной упаковки. Отсюда — разнообразные призмы, сундучки из картона, тиснение, матирование, вырубка…
Какие же тенденции прослеживаются в области упаковки, и что нового предлагают нам производители оборудования и материалов?
Оборудование
«У клиентов сейчас уменьшился свободный капитал, — рассказывает Даниил Прохоров, технический эксперт компании Apostrof Print. — Это заставляет их искать компромиссные решения, универсальное печатное оборудование». По его мнению, средний класс клиентов заинтересован не в высокоскоростном специализированном оборудовании, а в универсальном. На таких машинах флексографской печати можно запечатывать упаковку на картоне и полимерных плёнках, на самоклеящихся материалах и фольге. Типография оказывается способна на комплексное обслуживание, производя самую различную упаковку: от колбасных оболочек и коробок для пельменей до этикеток и фармацевтических упаковок.
Популярность флексографской печати растёт, причём не только для гибких материалов. Специалисты отмечают её значительный рост в печати по картону за счёт уменьшения доли офсета. Ведь интегрированное с финишным флексографское оборудование — прямая экономия на персонале: не надо перевозить тираж с офсетной печатной машины на резку, высечку и т. д. «Цикл производства картонной упаковки на флексографской машине проще, короче, а зачастую и дешевле, чем на традиционном офсетном оборудовании», — считает Дмитрий Платонов, вице-президент компании Aqualon.
По словам Д. Прохорова, среди флексографских машин ведущие позиции заняла бесшестерёнчатая конструкция печатных машин планетарного и секционного построения. Поскольку печатные цилиндры управляются не шестерёнчатыми передачами от одного двигателя, а несколькими индивидуальными приводами, качество печати выше. (Шестерни вследствие образования люфтов приводят к биению, в результате — головная боль печатника — поперечное полошение с шагом зуба на оттиске.)
Актуальная проблема для флексографской печати — повышение качества: сложно добиться воспроизведения насыщенных, ярких или фирменных цветов. Конструкторская мысль работает в этом направлении: перспективен компьютерный вывод форм по технологии CtP. В России популярны системы LaserGraver от компании «Альфа». Доступны и другие решения: с помощью CtP Spark XT от Esko-Graphics (используется технология Cyrel Digital Imager) флексография способна достичь линиатуры 60 л/см (против 42 л/см, использующихся обычно). Растровая точка становится чётче.
Некоторые производители предлагают поставить на флексомашину секцию глубокой печати. Стоит она недёшево (порядка 200 тыс. долл.), но качество — бесценно…
Оборудование для производства упаковки офсетным способом постепенно приспосабливается для печати по толстым материалам. Потери механической прочности гофрокартона при запечатывании можно избежать благодаря новым разработкам в конструкции печатных машин. Серия Roland 500 рассчитана на картон толщиной до 1 мм, а Roland 900 — до 1,5 мм или микрогофрокартон марок E, F, G толщиной до 1,6 мм. Цилиндры больших размеров не повреждают структуру картона, плюс специальное офсетное полотно и особые низковязкие краски от Gebьrder Schmidt. При таком сочетании краска переходит на картон уже при малом давлении.
Картон
С традиционным материалом особых изменений не происходит. Повышаются барьерные свойства упаковочных картонов: всё шире используются ламинированные сорта с жиростойким слоем. А некоторые дорогие материалы (алюминиевая фольга) заменяются на металлизированные картоны — внешний эффект тот же.
Одна из наболевших проблем российского рынка — отсутствие качественного целлюлозного картона с нужной жёсткостью и другими характеристиками. Наши производители предлагают лишь картон макулатурный, опыта же изготовления полностью целлюлозного картона попросту нет. «Для развития упаковочной отрасли хороший целлюлозный картон нужно выпускать в России, — считает Мадина Клюквина, менеджер компании «Паккетти». — Пока же в 80% случаев приходится закупать дорогой импортный».
Гибкие полимерные материалы
Улучшаются характеристики широко используемых в упаковке полимеров (ПЭНД, ПЭВД, ПЭТ, ПВХ и др.). «Если раньше плёнка часто не обеспечивала необходимую прочность (особенно в группе бакалейных товаров — рис, гречка, крупа), то сейчас упаковка делается прочнее и тоньше», — рассказывает Сергей Рыжков. Последнее относится ко всем полимерным упаковочным материалам. Производители стремятся сохранить прочность, барьерные свойства, водо- и газонепроницаемость. Тонкие материалы сокращают расходы на упаковку за счёт снижения её массы. В ходу полиэтиленовые (ПЭ) однослойные плёнки толщиной 45-55 мкм; полипропиленовые (ПП) — прочнее, поэтому тоньше (25-35 мкм). Если упаковка ламинированная, отдельные материалы в её составе ещё тоньше (фольга — от 7 мкм, ПЭТ — от 12 мкм, ПП — от 15 мкм и т. д.). Лет 5-7 назад для упаковки 1 кг крупы нужна была плёнка толщиной 55-60 мкм, а сейчас 50-микронная плёнка гарантирует необходимую прочность. Некоторые плёнки толщиной 45 и даже 40 мкм сходны по качеству. Себестоимость упаковки снижается. Но есть и предел: чем тоньше плёнка, тем выше хрупкость.
Простая однослойная плёнка не всегда отвечает требованиям к упаковке. Тогда используются ламинация и соэкструзия (получение многослойной пленки). Последняя популярна на Западе, а теперь и в России во многих отраслях промышленности (например, для молочных продуктов), ведь каждый слой несёт особые свойства.
Ламинация — это соединение двух или трёх материалов (бумаги, пленки, фольги, картона) с помощью клея. Д. Платонов отмечает: «Универсален способ бессольвентной ламинации (с помощью клея, не содержащего растворителей) — не требуется сушка, не выделяются остаточные растворители, а оборудование дешевле и позволяет работать с большой скоростью».
Тенденция замены дорогих материалов (фольги, металлизированной плёнки) наблюдается и здесь. Рождаются новые полимерные материалы с дополнительными барьерными свойствами. Популярный раньше полиэтилен замещается полипропиленом. Он прозрачнее, что важно, например, при затягивании окошек в картонной упаковке.
Краски и лаки
Проблема высыхания оттисков осложняла жизнь печатников всегда, особенно при печати по маловпитывающим и невпитывающим материалам. Хорошо помогают в борьбе с медленным высыханием и отмарыванием УФ-отверждаемые краски, присутствующие в ассортименте всех ведущих поставщиков.
Современные технологии упрощают и работы по выборочному лакированию. Если раньше нужно было изготавливать специальную лаковую фотополимерную форму, то сейчас легко обойтись без дорогостоящего этапа. На специальный матовый масляный лак от Wegra (поставщик в России — HGS Group) не ложится глянцевый УФ-лак. На участки изображения, которые должны остаться нелакированными, с помощью обычной печатной формы наносится спецлак. А УФ-лак закрепляется лишь на непокрытых спецлаком участках.
Заказчики упаковки стремятся привлечь внимание покупателя яркими рисунками и тонами, поэтому краски для печати упаковки становятся более насыщенными за счёт пигментированности. Высокопигментированные краски предлагаются ТЗПК, Sun Chemical, Heidelberg, KBA и другими поставщиками.
Упаковка должна быть не только красивой, но и безопасной. Очередная тенденция — уменьшение содержания растворителей (спирта, ацетатов и т. п.). При сушке растворитель улетучивается, но при нарушении технологии значительная часть остаётся в плёнке, а при фасовке вредные вещества могут проникнуть в сам продукт. Следствия: плохой запах или вред для здоровья. Стандарты предписывают, что общий суммарный остаток растворителя в красочной плёнке упаковки не должен превышать 15 мг/м2. Для некоторых растворителей это достаточно много. Чтобы уложиться в норматив, печатники увеличивают интенсивность и продолжительность сушки. Но это не всегда помогает, поэтому производители предлагают краски с улучшенными характеристиками: безопасные и быстросохнущие.
На Западе при производстве упаковки набирает вес шестицветная печать Hexachrome (точно воспроизводит значительно больше цветов шкалы Pantone, чем триадные краски). Плюс экономия на красках и формных процессах при печати сложной упаковки, когда пришлось бы использовать семь и более заказных красок.
Через несколько лет упаковка, возможно, станет не только красивой, но и «умной». Компания Flint Inks ведёт разработки специальных электропроводящих печатных красок (smart inks), которые заменят микрочипы и микросхемы. Они называются RFID-краски (Radio Frequency Identification — радиочастотная идентификация). Представьте: стоит напечатать такими красками определённый «рисунок», соединить его с находящейся внутри или снаружи упаковки микроантенной, и упаковка станет носителем множества полезных (при перевозках, логистике, продаже) данных. Пройдёт 10 лет, и RFID-краски полностью заменят микрочипы, а пока проводится тестирование «умной» упаковки, оснащённой электросхемами из краски.
Виды и конструкции упаковки
рис. 1. Такая упаковка экономичнее, чем bag-in-box |
Лучшие умы трудятся над минимизацией связанных с упаковкой издержек, повышением качества хранения упакованных продуктов, усилением свойств, защищающих от подделок.
Пример экономичного решения — упаковка типа Expresso от AR Carton (рис. 1) — картонный параллелепипед для хранения чая, соли, сахара, других сыпучих и даже замороженных продуктов. Обычно внутри ещё пакет из бумаги или фольги, но этой упаковке он не нужен: снизу и сверху, под клапанами, коробка заклеивается двумя мембранами из специальной бумаги. И они, и коробка могут ламинироваться для усиления барьерных свойств упаковки. Производство идёт на специализированном полуавтоматическом или автоматическом оборудовании.
рис. 2. Внутренний пакет этой упаковки прочно приклеен к картонной коробке |
Другой вариант (рис. 2) таких же коробок под чай, мюсли и проч. — с вклеенным пакетом (упаковка типа Hermeted). Проклеенный по периметру пакет, вставленный в картонную коробку, — дополнительная защита от подделки. Макет может изготавливаться по различным спецификациям (например, для усиления барьерных свойтсв) — нужна только одна упаковочная машина, а не несколько, как в случае bag-in-box.
Новые материалы служат и для сохранения упакованных продуктов. Особенно дорогих, например, кофе. При хранении он выделяет углекислый газ, который нужно удалять из упаковки. Обычно эту проблему (как и для других продуктов) решает небольшое отверстие на одном из швов, но проникающий извне воздух негативно сказывается на качестве кофе. В последнее время упаковка дорогих марок снабжается специальной мембраной (дегазирующим клапаном одностороннего действия, обычно в форме круга), встраиваемой в гибкую упаковку и пропускающей лишь газ из неё, но препятствующей проникновению воздуха. Уже сейчас такая упаковка есть в продаже, но пока что производится только за рубежом (рис. 3). Её можно заказать в компаниях «Паккетти», AR Carton и др.
рис. 3. Так выглядит клапан, работающий «в одну сторону» |
рис. 4. Такая упаковка удобна как магазинам, так и покупателям |
С умножением в России супермаркетов и гипермаркетов растёт популярность картонной и групповой упаковки. Пиво, газированные напитки в банках и бутылках начинают упаковываться по несколько штук сразу. Multipack (от AR Carton) исполняется как в «открытом» варианте, дополненном ручкой, так и в «потаённом» виде, когда продукт полностью запакован в картон (рис. 4).
Такова человеческая натура: мы хотим иметь больше при меньших усилиях. То же и в сфере упаковки. Интересные предложения и новые разработки компаний призваны помочь создать качественную и привлекательную упаковку при минимальных трудовых и финансовых затратах. Дело за нами!
рис. 5. Вариант мульти-упаковки для бытовой химии, изготовленный из гибких материалов от итальянского производителя Goglio Group | рис. 6. Картонные полоски связывают пластиковые бутылки за горлышко |
Автор благодарит за помощь сотрудников компаний Apostrof Print, Aqualon, AR Carton, HGS Group, Sicpa-Inks, «Александр Браун», «Паккетти».