101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Плёнки специального назначения <a href=http://www2.osp.ru/flexomag/2004/02/058.htm#vr><sup>*</sup></a>

  • Леа Генуарио
  • 10 декабря 2004 г.
  • 5081
Типографиям узкорулонной печати предлагается широкий спектр специальных плёнок с разными характеристиками — от изысканно декоративных до потрясающе функциональных.

Попробуйте пройтись по рядам супермаркета с косметикой и средствами по уходу за волосами. Вы непременно заметите неоново-зелёную упаковку. Серия Garnier Fructis получила самые высокие оценки за визуальное восприятие на магазинной полке. Новый её представитель — Sleek & Shine («Гладкость и блеск») — оказался ещё на шаг впереди.

Появившийся в июле продукт имеет этикетки из радужной плёнки. Впервые производитель решил отойти от эффекта отсутствия этикетки и выбрать материал, «демонстрирующий преимущества средства, придающего волосам гладкость и блеск», поясняет Грета Фокс, ассистент по контактам с общественностью вице-президента подразделения Garnier in New York компании Maybelline New York.

Этикетки из специальных плёнок могут блестеть и переливаться, как на продукции Garnier, но они способны на большее: препятствовать проникновению кислорода внутрь упаковки; создавать долговечные этикетки; даже биологически разлагаться, если того потребует экологическая политика. Компаниям придётся раскошелиться, чтобы их продукция приобрела новые черты, но эксперты считают, что во многих случаях это себя оправдывает.

«Растущую популярность специальных плёнок по сравнению с бумагой определяет баланс цены и функциональности, — поясняет Дэвид Маротта, коммерческий директор американского подразделения Exxon Mobil Chemical Films. — Часто они эффективнее. Каков бы ни был прирост в цене, получаемые преимущества его полностью перевешивают».

Декоративные плёнки

Изготовители этикеток преимущественно имеют дело с декоративными плёнками. «Возрастающий спрос на них обусловлен требованиями к оформлению мест продаж. Вам нужно, чтобы этикетка на полке бросалась в глаза, чтобы покупатель взял упаковку в руки, — говорит Кари Виртанен, директор по развитию направления плёнок в Raflatac. — На решение этой задачи нацелены не только изготовители плёнок, но и вся полиграфия».

К декоративным Виртанен относит голографические, радужные и плёнки со специальными эффектами. Руководствуясь теми же принципами, многие добавляют к этой категории и термоусадочные плёнки, широко иcпользуемые в рукавных этикетках. «Направление декоративных плёнок развивается очень быстро, причём не только в сегменте самоклеящихся материалов. Значительный рост характерен и для других технологий узкорулонной печати, в частности, для термоусадочных», — говорит Маротта.

Преимущество таких этикеток — в круговом нанесении изображения. Этикетка будет точно повторять контуры любой бутылки не-обычной формы. А дополнительная площадь для рекламной информации и использование привлекающих внимание бутылок могут стать настоящими козырями маркетинговой кампании.

«Только представьте, вы можете взять обычное молоко, поместить его в уникальную по форме ёмкость, нанести усадочную этикетку с героями мультфильмов и продать то же самое молоко вдвое дороже», — поясняет Роб Стрикланд, консультант LabelFlex Converting Technologies.

Защитные плёнки

В защитных плёнках могут использоваться голограммы, скрытые метки, отрывные элементы и другие технологии. Основная задача — защита от подделок и определение подлинности продукции.

«По нашим данным, рост отмечается по всем видам специальных плёнок, но особенно по защитным материалам. Узкорулонная печать ещё не полностью реализовала потенциал полистирола в части защитных свойств и функций», — комментирует Альберт Гроэн, директор направления специальных продуктов отделения Avery Den-nison Fasson Roll в Северной Америке.

Плёночные технологии продолжают совершенствоваться по мере того, как производители уделяют всё больше внимания защите торговых марок и борьбе с фальсификаторами.

«Сейчас появились оптические эффекты, придающие плёнке защитные свойства и генерирующиеся во всех областях электромагнитного спектра. Идёт повсеместная работа над улучшением свойств и расширением функциональности», — говорит Тони Порт, старший химик отдела по исследованиям и разработкам CPFilms.

Барьерные плёнки

Экструзия выдувом прозрачной плёнки Valeron Strength Film из сополимера полиэтилен-терефталат гликоля (PETG)

Этот вид постепенно завоёвывает позиции на рынке узкорулонной печати, но пока его применение ограничено. Для изготовления этикеток их, как правило, не используют. Основная сфера — упаковка, особенно пищевых продуктов. Львиная её доля по-прежнему остаётся за широкорулонной печатью, но узкорулонные типографии продолжают искать новые ниши, их присутствие становится более значимым. Хотя перед ними ещё стоят существенные проблемы. Для барьерной упаковки чаще выбирают многослойные материалы, а возможности узкорулонного оборудования здесь ограничены.

«Им не удаётся выигрывать там, где необходима многослойная ламинация, поскольку узкорулонные печатные машины не позволяют поместить между двумя материалами полиэтилен, а затем для герметичности нанести ещё один его слой с другой стороны. Как правило, такие типографии закупают материалы с готовой ламинацией, — рассказывает Маротта. — В контексте новых технологий все сложности могут остаться в прошлом. Потребители материала стремятся снизить цену сложной барьерной упаковки, поэтому компании, подобные нам, создают многофункциональные барьерные плёнки, дабы заменить одним материалом два, применяемых сейчас».

Другие специальные плёнки

Новый продукт Sleek & Shine из серии Garnier Fructis (два флакона справа) имеет переливающуюся этикетку

В исследовании «Развитие специальных видов плёнок до 2007 года», опубликованном компанией Freedonia Group в мае 2003 г., говорится, что наибольшим потенциалом среди специальных плёнок обладают проводящие материалы. Хотя это верно для рынка в целом, в этикеточной индустрии проводящие плёнки практически не применяются.

«Иногда их используют, но в этикеточной промышленности это редкость», — считает Виртанен. Для узкорулонной печати гораздо существеннее долговечные специальные материалы. Хотя большинство плёнок ценится за стойкость к разрывам и влаге, появились и выдающиеся образцы. «Подавляющее число плёнок характеризуется параметрами эксплуатационной стойкости. Если пластик не теряет свойств после годичного пребывания в условиях высокой влажности или сильного УФ-излучения, это нормально, — рассказывает Стив Саржант, директор по развитию новых направлений Toray Plastics America. — Но плёнки, выдерживающие такие условия дольше, я отношу к категории стойких специальных материалов».

Некоторые изготовители этикеток предпочитают более плотные плёнки, обеспечивающие лучшие эксплуатационные характеристики. «Их преимущества в прочности и жёсткости. Но и толщина этикетки должна позволять без проблем наносить её на поверхность маркируемого товара», — говорит Джон Стюарт, производственный директор DuPont Teijin Films.

Всё большим вниманием пользуются экологически чистые плёнки. «Проблемы охраны окружающей среды стимулируют спрос на них, но ситуация осложняется нестабильностью цен на плёнки из нефтехимического сырья», — делится впечатлениями Роджер Браун, менеджер по развитию рынка из фирмы Plastic Suppliers.

Эта компания предлагает плёнку Earth-First из созданного фирмой Cargill Dow сырья NatureWorks PLA, получаемого из отходов зерновых. «Такая полностью биоразлагаемая продукция станет альтернативой материалам из нефти», — считает Браун.

Покрытия и дополнительная обработка

Защитные плёнки всё шире используются в узкорулонной печати

Большинство типографий узкорулонной печати приобретает готовые специальные плёнки, но некоторые предпочитают самостоятельно изготавливать материалы с необходимыми характеристиками. Рассказывает Стюарт из DuPont Teijin Films: «Покрытия можно наносить в несколько этапов. Как правило, мы обеспечиваем базовое покрытие при предварительной обработке. Затем наши заказчики наносят дополнительные, отвечающие за нужные свойства. А предварительная обработка гарантирует надёжное сцепление последующих слоёв».

Для многих специальных плёнок покрытия играют особую роль. Обычно их задача сводится к обеспечению оптимального сцепления вторичных покрытий и красок, но они в состоянии брать на себя и другие функции.

«На рынок приходит новое поколение барьерных плёнок с вакуумным покрытием; уровень защиты от кислорода и влаги у них выше, чем у обычных прозрачных плёнок из пластика», — говорит Порт.

Поставщики подчёркивают, что популярность типовых специальных плёнок не мешает им создавать новые материалы с индивидуальными характеристиками. Даже если у клиента необычные запросы, они всегда пойдут ему навстречу. «Производители располагают широкими возможностями по модификации плёнок. Они в состоянии создать технически совершенный продукт, значительно упростив жизнь клиенту. Временами наши потребители просто не осознают, что сложности можно обсудить и разрешить с поставщиком плёнок», — говорит Саржант.


* Печатается с разрешения журнала Label & Narrow Web, www.labelandnarrowweb.com.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Горячо прижимая

Горячее ламинирование — одна из самых распространённых отделочных операций. Но на обновления в этой сфере обращают внимание гораздо реже, чем на новые печатные машины. Между тем прогресс, пусть и не столь очевидный, наблюдается и здесь.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40