Типографии узкорулонной флексопечати рассчитывают выйти за привычные рамки цветового пространства CMYK. Учитывая это, американская флексографская техническая ассоциация (FTA) решила включить в следующее издание стандарта FIRST стандартизированную версию расширенного цветового охвата с красным, зелёным и фиолетовым цветами.
Желание клиента, если он готов платить, — закон, говорят производители этикеток. «Традиционная» комбинированная узкорулонная печать может делать всё, «в линию» или автономно, от рельефного тиснения и металлизированных эффектов до печати насыщенных растровых плашек, изысканных цветовых переходов, растровых изображений с фотографическим качеством, мельчайших элементов и даже переменной информации. Но и цена будет соответствующей, особенно если работа выполняется в несколько прогонов. Запуская на рынок новый продукт, производитель хочет добиться максимально качественного отображения бренда на этикетке и по приемлемой цене. Но для современной этикеточной типографии, ощущающей давление со всех сторон, выдержать соотношение цена/качество становится непросто.
Перед типографиями встала задача — оперативно выпускать высококачественные этикетки, одновременно обеспечивая расширенный цветовой охват без привлечения дорогостоящей комбинированной или многосекционной печати.
Её, наряду с традиционной системой CMYK, были призваны решить две передовые технологии флексографской печати — Hexachrome и Opaltone, вместе со CMYK олицетворяющие динамично развивающееся технологическое направление узкорулонной печати.
За 15 лет краски, формные пластины, анилоксовые валы и измерительные технологии сделали революцию в узкорулонной полноцветной флексографской печати.
Первые попытки стандартизации флексографской печати CMYK связаны с инициативой FTA и EFTA (европейской флексографской ассоциации) — «Спецификации и допуски воспроизведения изображений флексографским способом» (Flexographic Image Reproduction Specifications and Tolerances, FIRST). Увидевший свет в 1997 г. сборник спецификаций FIRST означал для полноцветной флексопечати возможность разработки индустриальных стандартов, позволяющих добиваться прогнозируемых, стабильных результатов.
FIRST — универсальное, подробное справочное издание, освещающее все существенные аспекты дизайна, допечатной подготовки и печатного процесса, подготовленное при участии типографий, заказчиков полиграфической продукции, статистиков, производителей расходных материалов и оборудования, поставщиков пластин и высекальных штампов, а также консультационного совета, куда вошли потребители продукции и дизайнеры. Сейчас в работе находится третье издание спецификаций. Заказчики и типографии активно работают в сфере полноцветной флексопечати: для привлечения потребителя нужна красочная упаковка — стандарты FIRST делают печать высококачественной графики реальной. Главное преимущество FIRST CMYK в том, что индустрия хорошо знакома с технологией: практически все цветопробные устройства совместимы с FIRST, а 4-секционная печать воплотит любой макет.
У триадного процесса есть несколько недостатков, в т. ч. ограниченный цветовой охват CMYK, воспроизводящий лишь 60% цветов стандарта PMS (Pantone Matching System). Учитывая связанные с этим сложности, FTA в следующем издании спецификаций FIRST намерена сделать очередной шаг — стандартизировать расширенный цветовой охват с использованием красного, зелёного и фиолетового цветов.
Технологии Hexachrome и Opaltone должны повысить насыщенность и качество флексографского оттиска при печати за один прогон. Увеличенная плотность красочного слоя и стабильное растискивание, по замыслу разработчиков, снижают контрастность и улучшают восприятие оттиска в целом. Достигаемое при этом сокращение производственных затрат позволит типографии выдавать заказчику требуемый продукт, сохраняя столь желанное соотношение цена/качество.
Разработанная и лицензированная компанией Pantone в 1995 г. технология Hexachrome использует краски CMYK с изменённой формулой, а также оранжевую и зелёную краски. 6-цветная палитра более чем вдвое расширяет цветовой охват стандартной триады, воспроизводя почти 90% смесевых цветов Pantone. Результат — принципиально новый уровень качества.
Ключ к успеху Hexachrome — безусловно, краски, но и преимущества, которые типография получает с модернизацией технологического процесса. Печать одним красочным комплектом значительно уменьшает время приладки, оптимизирует складские расходы. Добавьте, что сокращается число форм при работе с многочисленными смесевыми цветами и получите максимально оптимизированное производство. Типография расширяет цветовой охват при меньшем количестве красок, сводит к минимуму цветокоррекцию в процессе печати, «пакетирует» заказы.
Для постоянных заказчиков можно выводить несколько комплектов форм. Время печати оптимально, простои сводятся к минимуму — без привычных переналадок тиражи печатаются быстрее и стабильнее. В итоге, за оперативное выполнение заказа клиент ничего не доплачивает, а предприятие не жертвует прибылью. Среди недостатков — шесть печатных секций, нет расширения цветового охвата в синем спектре. При использовании в УФ-флексо высоколиниатурных анилоксов с минимальным объёмом ячеек менее достичь требуемой насыщенности оранжевого и зелёного будет сложно. Для потребителей и дизайнеров упаковки Hexachrome предлагает гигантскую палитру, точно воспроизводящую цвета Pantone и корпоративные («фирменные») оттенки. Чистые цвета ярки и насыщенны, телесные — реалистичны, великолепно воспроизводятся пастельные тона и плавные переходы. Технология полностью поддерживает стандарты ICC, Macintosh ColorSync и Windows ICM 2.0, совместима с ведущими цветопробными пакетами, такими как GretagMacbeth ProfileMaker Pro 4.0, Monaco System ProfilerPro 4.0 и Creo Profile Wizard.
Флексография развивается, поэтому технологии расширенного цветового охвата Hexachrome, Opaltone и FIRST не стоит воспринимать как истину в последней инстанции. Создатели Opaltone пошли другим путём. Технология была разработана и запатентована в 1998 г. Opaltone Graphic Solutions (Австралия). Причина её появления та же, что у Hexachrome: желание усовершенствовать систему CMYK, особенно по воспроизведению смесевых цветов. Суть технологии 7-цветного цветоделения Opaltone: типография (независимо от того, флексография это, глубокая печать или офсет) печатает стандартными красками CMYK, к которым добавляются оригинальные красный, зелёный и синий. Но не все краски соответствуют спецификациям Opaltone, а для водорастворимых флексографских голубой компонент (cyan) часто получают комбинацией зелёного пигмента и синего фталоцианина. Расширенная цветовая палитра значительно сокращает потребность в дополнительных смесевых красках. Opaltone в состоянии без дополнительных смесевых красок решить типичную проблему CMYK — печать чистого оранжевого и насыщенного красного. При использовании в процессе смешения оттенка Opaltone red точно воспроизводятся все 960 тонов красного цвета с великолепной насыщенностью.
Для дизайнеров Opaltone предусматривает графический программный пакет plug-and-play, позволяющий готовить работы точно по спецификациям. 7-красочный технологический процесс поддерживают ArtPro (Multi Channel), Barco (Multi Channel), QuarkXPress (Multi-Ink). Программные пакеты Freehand и Illustrator работают только в режиме CMYK/смесевые цвета.
В целом Opaltone предлагает потребителям полиграфической продукции цветовую гамму в 2800 оттенков, улучшенное воспроизведение серого цвета, полутонов и глубоких теней. Хотя для узкорулонных типографий разработаны технологические стандарты на подготовку спецификаций, существует ряд сложностей. Помимо нужды в семи печатных секциях, добавьте, что заявленная плотность краски для узкорулонной печати ниже, чем в CMYK и Hexachrome. Это сказывается на качестве печати триадой сложных изображений. Продаётся Opaltone по лицензиям, выдаваемым типографиями производителям красок и дизайнерам.
Флексография усиленно развивается, поэтому технологии расширенного цветового охвата Hexachrome, Opaltone и FIRST не стоит воспринимать как истину в последней инстанции. Но задачу расширения цветового охвата флексографских процессов они действительно решают.
Об авторе: Майк Байштедт, директор по развитию компании Akzo Nobel Inks (в настоящее время — ANI Printing Inks), 25 лет трудится в сфере узкорулонной печати. Три года принимал участие в подготовке спецификаций FIRST, сейчас работает в подразделении узкорулонной печати, специализирующемся на разработке красок для флексографских технологий.
*Печатается с разрешения издателей журнала Labels & Labeling, www.labelsandlabeling.com