101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Печатная карусель

  • Игорь Кистенев
  • 5 апреля 2005 г.
  • 10815
Развитие российского рекламного рынка нередко заставляет предпринимателей задуматься о приобретении трафаретной машины для печати по текстилю.
TUF Products Javelin 6/8

Если это не первая машина, процедура выбора упрощается, сводясь к оценке потенциальных затрат и технических предпочтений. Ветеран рынка текстильной печати, директор типографии «Арктур-Принт» Юрий Потапов, начинавший с самодельного станка и сменивший массу оборудования, сегодня работает с двумя полуавтоматическими «каруселями» австрийской фирмы MHM и даже не рассматривает предложения конкурентов.

Не менее успешный предприниматель Владимир Заруйкин, владелец типографии «Принтинг-Топ», традиционный приверженец полуавтоматов M&R, наверное, рассмеётся, если его будут убеждать сменить тип оборудования. Более сложная задача стоит перед новичками и типографиями, желающими поднять «статус», приобретая более дорогую или полуавтоматическую технику.

Беседы с печатниками и поставщиками трафаретных полуавтоматов выявили на первый взгляд противоречивую картину: первые, в большинстве, сетуют на дефицит крупных заказов и неравномерность загрузки оборудования, вторые уверены в большом потенциале рынка и скором переходе многих типографий на полуавтоматические машины. Истина, как всегда, посередине: потребности рекламного рынка во многом определяют технические возможности современных печатников, их умение предлагать свою продукцию, находить новые ниши, способность собственными руками формировать зарождающийся спрос.

M&R Chameleon

Среди примеров — начинающая освоение новой для российского рынка технологии типография «Презент-Принт» и «Принтинг-Топ», директор которой сумел организовать поточное трафаретное производство: срок выпуска любого тиража (до 5000 футболок) не превышает 4-х дней.

Российский рынок полуавтоматических карусельных машин узок — потенциальным потребителям предлагается техника пяти компаний: M&R, MHM, TAS, TUF Products и WITY. Что косвенно подтверждает слова практиков о пока невысоком уровне развития сегмента крупных заказов на рекламную текстильную продукцию. Численное большинство за производителями ручных станков: Aeroterm, Codas, Hopkins, M&R, Winon, Workhorse Products, среди которых четыре отечественных производителя — «Европринт», «Оптимум», «Проксима» и «Спика-Технология».

Учитывая специфические требования к текстильной трафаретной печати и реалии отечественного рынка, в обзор включены машины, оснащённые 6-12-ю печатающими головками (цветами). Не рассматриваются карусельные плоскопечатные трафаретные автоматы, преимущественно ориентированные на печать графической продукции. А также машины «овальной» схемы, выпускаемые российской фирмой «Оптимум» и американской M&R.

Многоцветные ярусы

Hopkins Convertible

Две, расположенных одна над другой, «карусели» — стандартный принцип построения трафаретной машины для текстильной печати. Нижняя — с печатными столами, верхняя — с печатающими головками и креплениями для трафаретных рам. В ручных станках число столов и рам, как правило, совпадает.

Исключение — оригинальная трёхъярусная схема построения машин M&R Chameleon, в третьем верхнем круге которой могут располагаться дополнительные печатающие головки. И, в дополнение к стандартным конфигурациям 6/6 или 8/8, предлагаются модели 4/6 (четыре печатных стола/шесть цветов или печатных головок), 4/8, 4/10, 6/10 и 8/14.

«Проксима» К-66

В полуавтоматических станках, как правило, печатных столов на два больше, что объясняется выполнением двух ручных операций: надевания на стол и снятия с него футболок. Дальнейшее сокращение цветности часто связано с требованиями установки на печатные столы промежуточных сушек.

Примеры нестандартных конфигураций: Olympian Jumbo 6/10 и 10/14 от TUF Products.

Любопытная особенность машин WPKX китайской фирмы WITY – наличие УФ-сушек между печатными секциями.

Все производители полуавтоматов предусматривают продажу станка с заведомо большим числом печатных столов, что перспективно для наращивания его цветности.

Разные форматы

«Спика-Технология» 8x8

Среди основных показателей карусельной машины — максимальный формат печати и трафаретной рамы, размеры и типы печатных столов. В технических описаниях обычно указывается их стандартный размер (см. таблицу), хотя можно установить столы увеличенных габаритов.

Разработчики из TUF Products объявляют сразу о двух максимальных форматах трафаретных рам (и печати) для машин Olympia Select и Olympia Jumbo: больший предназначен для печати «через цвет», когда футболки запечатываются по всей поверхности, включая рукава. Некоторые производители ручных трафаретных машин (Aeroterm, Hopkins, Workhorse Products) сообщают только о максимальной ширине формных рам. Обоснование: длина формы ограничена лишь длиной рук печатника.

Пружины и зажимы

TAS HAWK8-P

Есть и другие ограничения, например, сила натяжения пружин, удерживающих раму на весу, тип и жёсткость её крепления. Первая проблема в полуавтоматических машинах M&R, TAS и TUF Products по определению отсутствует: подъём печатных столов, с закреплёнными на них изделиями, осуществляется к неподвижно фиксируемым на «лучах» верхней карусели трафаретным рамам.

В ручных станках при желании закрепить тяжёлые рамы от полуавтоматических сыграет роль достигаемое усилие пружин.

M&R Sportsman

Это одна из причин, по которой ряд производителей предусматривает его корректировку — либо механическим регулятором, как в станках M&R, «Проксима» и «Спика-Технология», либо монтажом пружин (1—3 с каждой стороны крепления опорного кронштейна) в станках Hopkins. «Оптимум» вместо пружин устанавливает газовые амортизаторы, фиксирующие трафарет в поднятом положении и обеспечивающие его плавное опускание.

Существенна возможность установки рам меньшего размера, реализуемая смещением их креплений (боковых или фронтальных) к центру.

При печати важна жёсткость рамы, тем более, если она габаритна. Тогда, приобретая станки Chameleon и Hopkins, надо подумать о дополнительных боковых креплениях, устанавливаемых взамен консольных фронтальных. Остальные ручные машины стандартно оборудованы боковыми зажимами форм.

Как подчеркнул директор студии «Рея» Андрей Короб, боковые фиксаторы имеют важное преимущество для печатников, привыкших вращать круг ручного станка с трафаретными рамами, толкая их в боковую кромку. Вероятность нарушения приводок в таком исполнении намного меньше. В полуавтоматических станках, где проблема жёсткости рам отсутствует, благодаря двустороннему креплению, практикуются обе схемы: боковые зажимы в станках TAS и фронтальные в машинах остальных производителей.

Борьба за совмещение

Опорные пружинные кронштейны станков Hopkins и «Спика-Технология». В первом (слева) — два боковых регулятора печатного зазора и регулятор угла наклона печатной формы. Во втором (справа) — между отверстиями уловителя размещён регулятор печатного зазора, на синем опорном кронштейне — три рычажных регулятора микроприводки

Быстрота и точность совмещения цветов — показатель профессионализма печатника; достигается с опытом и, в значительной мере, зависит от характеристик, конструкции и оснащения станка. Желая помочь начинающим, M&R, TAS и TUF Products предлагают дополнительные решения для сквозной приводки.

Их суть — предоставление специальной оснастки, позволяющей с высокой степенью геометрической повторяемости экспонировать рамы, а затем выравнивать их на станке относительно печатных столов.

Не имеющее аналогов решение реализовано в станках MHM Synchroprint 3000. Его суть в использовании вкручиваемых в рамы штифтов, по которым она устанавливается в экспонирующее устройство, а затем монтируется на станке. После окончательного выравнивания первой рамы относительно стола, остальные позиционируются автоматически, благодаря высокой механической точности сборки оборудования.

Комплект оснастки для ускоренной цветовой приводки Tri Lock от компании M&R. Справа — размещённая на столе экспонирования оправка с трафаретной рамой

Специалисты M&R предлагают систему Tri Lock и Double Tri Lock (сразу для двух трафаретных рам), в составе которой — планка с тремя штифтами, монтируемая на специальной оправке с тремя фиксаторами для экспонирующей рамы и приводочный стол с тремя базовыми опорами.

Начало процесса — монтаж цветоделённых плёнок на перфорированные прозрачные листы, накладываемые друг на друга на столе устройства экспонирования. Жёстко зафиксированные в оправке трафареты поочередно экспонируются, готовятся и устанавливаются на станок. На одно из его печатных мест монтируется приводочный стол, с тремя базовыми опорами которого последовательно совмещаются все ранее установленные рамы.

Хотя скорость приводки повышается, опытные печатники увеличивают её ещё больше. В типографии «Принтинг-Топ» приводку выполняют, наклеив на стол полуавтоматического станка M&R Gauntlet плёнку с метками цветосовмещения. Экспонирование рам и наложение плёнок — всегда в строго опредёленном положении. После чего, на просвет (рама в местах расположения крестов вымыта), добиваются совпадения изображений. Время приводки для полноцветной работы CMYK порой не превышает 20 секунд! Аналогично и с не меньшей скоростью работают в студии «Рея» и типографии «Пиксель Принт».

Характерная особенность станков TUF Products — сдвоенная ракельная каретка, объединяющая ракель и форракель. В отличие от других машин, форракель не алюминиевый, а резиновый, что снижает требования к качеству натяжения и состоянию поверхности трафаретных рам

Важный элемент обеспечения точной цветовой приводки — её сохранение при выполнении корректирующих действий во время печати. Поэтому в большинстве станков рекомендуется ослаблять крепление приводочного зажима очень осторожно, дабы избежать смещения жёстко фиксируемого кронштейна с трафаретной рамой. Неудивительно, что разработчики из «Оптимум» делают акцент на своей системе «безлюфтового» крепления кронштейна, исключающей его смещение в таком случае.

Требуется жёсткость

Добиться впечатляющих результатов можно не всегда. Как рассказал Короб, большое значение имеет жёсткость конструкции станка, высокая точность крепления его «лучей» с печатными столами и трафаретными рамами. Никакая технология не спасёт, если после 100 печатных кругов регулярно происходит нарушение достигнутой приводки; приходится всё начинать заново.

Крепление печатных столов (слева направо): в M&R Gauntlet — с помощью защёлок и направляющих; в Javelin от TUF Products — с помощью резьбовых шпилек и направляющего профиля; в «Спика-Технология» 8x8 — «корзиной» с тремя фиксаторами (два — длинные опорные планки)

Помогают специальные системы крепления печатного стола. В большинстве полуавтоматических машин столы фиксируются в чётко определённом положении, по горизонтальным направляющим, специальными защёлками или обычными болтами. В станках от TUF Products стандартное крепление подвижнее, осуществляется на 4 резьбовых шпильках, регулирующих положение стола. В ручных – крепление по направляющим использовано только в моделях M&R Chameleon. Остальные производители остановились на альтернативных вариантах. Разработчики из Hopkins и «Спика-Технология» — на «корзине с тремя фиксаторами»; это попытка объединить преимущества жёсткого крепления на направляющих с регулировкой положения стола. В аппаратах последней она трёхкоординатная. В станках от «Оптимум» иное решение — для увеличения сопротивления скручиванию стол крепится на двух параллельных лучах болтами, с помощью серии расположенных с определённым шагом прецизионных отверстий. В остальных — крепление опорной рамы на прижимных болтах.

Необходимость регулировки положения столов в ручных машинах оправдана, ибо далеко не всегда в них используются качественные (и довольно дорогие) алюминиевые столы со специальным резиновым покрытием (см. таблицу). Частый вариант — столы из клеёной водостойкой фанеры и ДСП, ламинированного или обычного дерева. Не будучи, подобно алюминию, столь же стойки к температурным воздействиям промежуточных сушек, они со временем деформируются, что требует корректировок при установке и сравнительно скорой замены.

Разные зазоры

Перед приводкой трафаретная рама должна выставляться в нулевое положение. На M&R Gauntlet (как и в других полуавтоматах M&R и TUF Products) для этого — специальная координатная площадка

Параллельность стола трафаретной раме закладывает основу точного регулирования величины печатного зазора. Как известно, чем он меньше, тем выше качество печати, особенно растровых работ. В автоматических станках есть два способа его установки — централизованно (поднятием карусели со столами) и индивидуально (для каждой печатной секции). В первом случае обычно предусмотрено несколько стандартных зазоров для различных типов работ (в станках M&R — 4 варианта, TUF — 2). Ручную корректировку фиксированного зазора выполняют с помощью специальной прокладки, размещаемой между двумя опорными поверхностями. Стандартный компонент машин TAS — плавная центральная регулировка, когда величина зазора отсчитывается по специальной миллиметровой шкале. Индивидуальная настройка рам обычно производится по 4-м точкам, в каждом углу трафаретной формы.

Для некоторых мощных полуавтоматов (M&R Formula и MHM Synchroprint 3000) даже есть типичная для станков графической печати функция управления отрывом печатной формы (см. статью «Половина автомата. Берёте?», ФСП № 2, 2004). В ручных станках регулировка по 4-м точкам предусмотрена в моделях Workhorse Products. В большинстве других настроечные винты располагаются на качающемся опорном пружинном кронштейне, в чьих креплениях фиксируется корпус держателя трафаретной рамы. На аппаратах Hopkins таких регулировок две, что позволяет слегка перекашивать раму; в машинах Aeroterm, Codas, Hopkins Starting Line, M&R Chameleon и «Спика-Технология» — одна. Разработчики из «Проксима» реализовали корректировку печатного зазора двумя регуляторами, расположенными по бокам основного держателя рамы.

«Ручник» или автомат?

На каждом «луче» полуавтомата M&R Gauntlet в типографии «Принтинг-Топ» — плавный регулятор настройки давления ракеля

Полуавтоматическая машина требует крупных заказов и тщательного технического обслуживания. Как рассказал Заруйкин, уже 10 лет печатающий на M&R Gauntlet R

(20 млн оттисков по счётчику), среди причин долговечности машины — его предусмотрительность. Одновременно с аппаратом были закуплены две установки для осушения компрессируемого воздуха, что, наряду с надёжной системой фильтрации, обеспечило бесперебойную работу всех пневмосистем. И ещё: после каждых 20 000 отт. машину останавливают на профилактику, скрупулёзно выполняют все мероприятия по планово-предупредительному ремонту. Но слишком больших заказов Заруйкин не берёт — его потолок 20 000 изделий. В «Арктур-Принт» практикуют универсальный подход, принимая любой заказ от 30 экз.

Как говорит Василий Дюжев, генеральный директор «Пиксель Принт», где стоит 8-красочный полуавтоматический Javelin от TUF Products и две 6-красочных машины от «Проксима», ручной станок незаменим при оперативной печати небольших тиражей, быстр в настройке, порой даже печатники с его помощью лучше справляются с изготовлением сложных плашек. Другое его применение — выпуск сигнальных экземпляров: машина фактически используется в роли цветопробы.

В «Пиксель Принт» используют встроенную сушку Flashback, совмещённую с одной из печатающих головок 8-красочного станка Javelin от TUF Products

В студии «Рея», где также работают на ручной трафаретной машине, специализируются на мини-заказах (1—20 футболок, хотя не откажутся и от 1000), каковых выполняют до 4-х (6-красочных) в день. По словам Юрия Пучка, коммерческого директора типографии «Презент-Принт», где недавно была установлена 8-красочная машина от «Спика-Технология», их сфера деятельности шире — принимают заказы до 5000 шт.

Главное преимущество автоматической техники, с чем согласны абсолютно все практики, — высокая стабильность печати, точность настройки и производительность.

В свою очередь, о выгодах и возможностях ручной печати наглядно рассказал Короб, продемонстрировавший печать в «1,5 прохода» — оригинальное технологическое решение, пока невозможное на полуавтоматах. Его суть — нанесённая на сито порция краски раскатывается ракелем в два приёма. Результат — резкое отчётливое изображение, а расход краски меньше. При соответствующей технике печати достижим и высокий уровень повторяемости внутри тиража. Для этого, говорит Короб, рабочее движение ракелем нужно осуществлять от себя — это экономит силы, повышает производительность, позволяет тоньше чувствовать процесс нанесения краски.

Выручит автоматика

Одно из бесспорных преимуществ автоматической техники — программирование технологического цикла. Во всех машинах M&R, MHM и TAS предусмотрен режим имитации ручной печати, позволяющий в произвольном порядке задействовать печатные секции, работать только с одной промежуточной сушкой. Активно пользуется этим Заруйкин, утверждающий, что лучше потерять 3 секунды на лишний круг, чем страдать от перегрева печатных столов и затвердевания краски в трафаретных формах.

Не менее существенный момент — оперативность обслуживания. Помогают быстро фиксируемые пневмозажимы печатных форм и дополнительно предлагаемые пневмозажимы ракелей и форракелей.

Стабильность печати обеспечивает равномерное давление ракеля, а регулируется он изменением длины хода соответствующего пневмоцилиндра. Машины M&R (опционально) и MHM Synchroprint 3000 оснащаются системой прецизионного регулирования давления. В последних это возможно даже для форракеля, обеспечивающего предварительный раскат краски по форме.

Слева направо — конструкция уловителей станков Hopkins (два боковых регулируемых пластиковых болта), «Проксима» (два металлических подшипника), «Спика-Технология» (два полиуретановых валика на вертикальных опорах)

Поддерживаемый всеми полуавтоматическими станками режим «двойного индекса» (double index) позволяет печатать два дизайна одновременно. Для машин TUF Products Olympian режим даёт возможность устанавливать печатные формы больших размеров — столы типа All Over для запечатки всей поверхности футболки. Количество цветов при этом сокращается вдвое.

Желающие максимально автоматизировать производство смогут установить вместо печатных головок прессы для горячего тиснения фольгой (станки M&R), термопрессы для печати «трансферов» или головы для флокирования (нанесения бархатных покрытий) — в станках TAS. Для работ с бумажными носителями (при работе с термотрансферными технологиями) поставляются вакуумные столы для всех полуавтоматических машин. То же предлагают производители ручных станков из M&R, «Оптимум» и «Спика-Технология».

Взять и поделить

Покупка трафаретного печатного станка — половина дела. Как говорит Юрий Потапов, остальные 50% успеха — способность к усвоению сложных технологий и умение экспериментировать. Потапов, Заруйкин, Короб, Дюжев в один голос говорили о необходимости отхода от стандартных рекомендаций.

Пользующийся программой цветоделения от FastFilms Заруйкин вносит в результат коррективы: снижает проценты чёрного, красного и жёлтого, повышает долю синего. В студии «Рея» и «Пиксель Принт» предпочитают «ручное» цветоделение, что также позволяет добиваться удивительных эффектов.

Короб отказался от традиционной белой основы для тёмных материалов, на которую накладываются основные краски, как правило, базирующиеся на эмуляции CMYK цветами Pantone.

Использует только стандартные полупрозрачные краски CMY, укладываемые на две подложки: первая — тёмно-серая, тёмно-зелёная, тёмно-красная (вариантов — множество), вторая — традиционная белая, в два слоя. Итог — не более литра краски каждого цвета на 1000 футболок при отличном качестве. И полное отсутствие тянущихся вдоль стен полок с неисчислимым рядом вариантов цветов Pantone.

Применение «своих» подходов к цветоделению позволяет специалистам кардинально сократить число используемых цветов. Общее мнение — 5, максимум 6. Как рассказал Дюжев, при выполнении заказа американской фирмы, приславшей 12-красочный дизайн, они «переделили» его на 6 цветов, получив даже более высокое качество.

Безусловный плюс такой экономии — задействование свободных печатающих головок для нанесения серебряных или золотых красок, установки сушильных устройств или даже одновременной печати нескольких работ.

Все за одного

В автоматических станках такая функция реализуется в режиме double index, когда на чётные столы надеваются футболки спиной вверх, а на нечётные — вниз. На соответствующих трафаретных рамах — два чередующихся дизайна. Ручные станки, казалось бы, по умолчанию предназначенные для одновременной работы нескольких печатников, поддерживают её не всегда. Дело в одновременном попадании в уловители, расположенные на штангах-держателях печатных столов, ответных элементов на «лучах» трафаретных рам. Обеспечивается она точной пригонкой сопрягаемых элементов при сборке — ещё на заводе каждый должен быть помечен одинаковым номером.

Так (с возможностью одновременной печати) изготавливаются все станки Aeroterm, Chameleon (поровну столов и печатных головок), «Проксима» и «Спика-Технология», а также Proline 4666-2 и Proline 4888P-2 от Hopkins, W66A и W88A от Workhorse Products. Ручная пригонка на месте эксплуатации предусмотрена для Codas, Hopkins (Convertable 3666C, 3668C и 3888C, Proline 4666P и 4888P), Workhorse Products и «Оптимум».

Сушить или охлаждать?

Важнейшее дополнение к любой трафаретной «карусели» — сушильные устройства. Промежуточные — для подсушивания красочных слоёв и тоннельные — для окончательного закрепления красок. При работе с водными красками обязательный элемент тоннельной сушки — система вентиляционного обдува для удаления паров. Если для ручного станка промежуточную сушку можно установить между столами, то в полуавтоматическом ради неё часто приходится жертвовать одним цветом: встроенная сушилка, как правило, монтируется взамен печатной головки. Среди исключений — конструкция Flashback от TUF Products, обеспечивающая «мирное сосуществование» печатного и сушильного устройств.

Идеальное решение — промежуточная сушка после каждого цвета — достигается либо приобретением, как минимум, 12-красочного полуавтоматического станка, либо работой в режиме имитации ручной печати, как в типографии «Принтинг-Топ». Рекомендуемое количество промежуточных сушек для 8-красочного станка — две. Это подтвердили в «Презент-Принт»: иначе алюминиевые столы быстрее остывают, и краска «проваливается» в материал футболок.

В «Пиксель Принт» на 8-красочном Javelin от TUF Products используют сразу три промежуточных сушки: встроенную в печатную головку и две стационарные. Для борьбы с перегревом алюминиевых столов на них была наклеена специальная термостойкая резина, установлены охлаждающие вентиляторы.

Перегрев — частая проблема в полуавтоматах с несколькими промежуточными сушилками. Одно из решений — фирменная система охлаждения краски. Разработчики M&R и TAS предлагают аппарат напыления тончайшего силиконового слоя, временно снижающего адгезивные свойства разогретой краски.

Иногда ситуация упрощается. Как рассказал Потапов, в его типографии могут осуществлять 12-красочную печать водными красками вообще без промежуточных сушек. (Распространённый вариант печати по текстилю — работа с пластизолевыми красками, представляющими собой смесь ПВХ и пластификатора.) Аналогично при выполнении полноцветных работ в режиме «сырое по сырому», практикуемом в «Принтинг-Топ». По словам Заруйкина, важнейшие условия успеха — быстрое движение жёсткого ракеля, тонкое и хорошо натянутое сито, сведённые до минимума печатный зазор и толщина слоя краски на трафаретной форме.

На чём печатать?

Для охлаждения красочного слоя после сушки в «Принтинг-Топ» используют обычный вентилятор

Казалось бы, не связанный с приобретением карусельного трафаретного станка вопрос. Но комплексный подход к построению производства снимает многие проблемы. Как рассказал коммерческий директор «Пиксель Принт» Виктор Казанцев, не всякий текстильный материал дружественен к пластизольной краске. При её проникновении в слой специальной пропитки, практикуемой некоторыми производителями, может произойти отторжение красочного слоя. По словам Потапова, бывают ситуации, когда для нанесения изображения на предлагаемый заказчиком некачественный материал приходится идти на хитрости, наносить на него по 2-3 вспомогательных подложки.

Неудивительно, что многие печатники предпочитают самостоятельно закупать футболки. Так делают в «Рее», а в «Принтинг-Топ» вообще заключён договор на производство собственных футболок в Италии.

Решение приобрести карусельный станок для трафаретной печати по текстилю сопряжено с множеством дополнительных проблем, решать которые лучше сразу. И, как советует Заруйкин, сразу покупать для станка всё лучшее — краски, ракели, трафаретные сетки, эмульсию… Иначе не поймёшь, почему не печатается тонкий растр или не получается равномерной плашка. И лишь потом, освоив технологию, начать понемногу экспериментировать, заменяя компоненты на более дешёвые.


Автор выражает глубокую признательность специалистам компаний Agalsea, Solid PS, «Европринт», «Кинто Скрин», «Нисса», «Оптимум», «Проксима», «Спика Технология», «Тампотрафарет», «Эзапринт», а также типографий «Арктур-Принт», «Презент-Принт», «Пиксель Принт», «Принтинг-Топ» и студии «Рея» за помощь при подготовке статьи.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38