История свершилась, а была ли она хороша, не лучше ли было бы обойтись без неё, признаем ли мы за ней «смысл» — всё это не имеет значения.
Герман Гессе «Игра в бисер»
13 сентября 2004 г. президент компании Lastra Роберти Зилетти обратился с письмом к дилерам и сообщил о том, что 10 сентября 2004 г. Европейские антимонопольные органы утвердили легитимность транзакции по приобретению всех акций компании Microgran S.r.l. С этого момента Lastra стала частью Agfa. Компания Lastra была известна как изготовитель традиционных офсетных пластин, в 2003 г. приобрела американскую Western Litho Plate вместе с технологией изготовления CTP-пластин, на момент продажи производила пластины на шести фабриках в Италии и Америке.
За год до этого Creo купила компанию по изготовлению пластин First Graphics в Африке, а несколькими неделями ранее компанию по производству пластин Spectratech в Америке. А ещё Agfa открыла новое производство пластин в Китае, а Fuji планировала инвестировать 200 млн долл. в увеличение производственных мощностей в Азии, Америке и Европе.
Мы стали свидетелями огромных структурных изменений рынка печатных пластин.
Очевидно, что компании, изготавливающие фотоплёнку и печатные пластины, должны испытывать проблемы, связанные с распространением технологии CTP и снижением объёма потребления фотоплёнки. Компенсировать «недобор» по плёнке возможно, например, увеличив объём производства и продажи пластин. К тому же перераспределение рынка офсетных пластин между аналоговыми и CtP в пользу последних требует от компаний увеличения объёмов их продажи. Похоже, следуя именно такой логике, Agfa и купила Lastra. Но не исключена и логика тройственности, согласно которой на рынке есть место только для членов «большой тройки»: Agfa, Fuji и Kodak-Polychrome. Чем меньше игроков на рынке, тем проще контролировать высокие цены.
Действия Creo не вписывались в такую логику. Приобретение производственных мощностей по изготовлению CTP-пластин ясно иллюстрирует желание компании стать игроком на рынке расходных материалов. Совсем недавно Kodak-Polychrome объявила о покупке Creo. Таким образом, продолжительность бизнеса пластин у Creo 2 года — с 2003 по 2005 г.
На рынке изготовителей пластин наблюдается гигантская концентрация. Для иллюстрации оценим изменения рынка, скажем, за последние 30 лет. Agfa покупала изготовителей пластин в течение нескольких лет. Так было куплено производство офсетных пластин у Hoechst/Kalle в 1996 г. и DuPont в 1998 г. Kodak объединилась с Polychrome в 1997 г. В январе 1998 г. Eastman Kodak и Sun Chemical создали совместное предприятие Kodak Polychrome Graphic (KPG). Далее KPG усилил свои позиции за счёт поглощения компаний Anitec и Horsell. Недавно было объявлено, что Kodak выкупил у Sun Chemical долю в бизнесе и стал 100% единоличным собственником.
Почему это интересно? По нескольким причинам. Во-первых, российская полиграфия имеет разнообразные связи с полиграфией других стран; российские издания печатаются в Финляндии, Польше, на Украине; одна из крупнейших типографий северо-запада России «МДМ-Принт» принадлежит исландской финансовой группе ODDI, медиа-гигант Bertelsmann уже несколько лет печатает в России книги. Можно привести и другие примеры. Во-вторых, наши типографии уже давно используют самое новое оборудование и материалы, изготовленные за пределами России. Концентрация на рынке пластин говорит, к примеру, о том, что стоимость пластин, скорее всего, не будет интенсивно снижаться, напротив — может подрасти. Поэтому книжникам имеет смысл искать более дешёвые пластины, изготовленные в азиатских странах.
В последнее время в прессе встречается информация о беспроцессных CTP-пластинах, не требующих химической обработки после экспонирования. Любая новая разработка должна иметь финансовый смысл. Ныне стоимость материалов CTP-технологии состоит из цены пластин и химикатов для их обработки. Сколько должна стоить беспроцессная CTP-пластина, чтобы изготовитель получил такую же прибыль от её продажи, как и от CTP-пластины вместе с химикатами? То есть финансовый смысл выпуска беспроцессных CTP-пластин не очевиден. Концентрация не способствует конкуренции. Всё это наводит на мысли о том, что в обозримом будущем радикальное изменение CTP-технологии маловероятно, и российские компании могут смело инвестировать в CTP-технологию без опасения оказаться героем вчерашнего дня.
Уверен, что могут быть и другие любопытные и полезные выводы. Предупреждён — значит, вооружён.
Сергей Спилка, директор компании «ВИП-Системы».