101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Лаки на любой вкус

  • Я. Близнец
  • 9 января 2008 г.
  • 5683
Лакирование — единственный способ отделки, обеспечивающий обилие декоративных и технологических возможностей при высокой производительности, относительной простоте и завидной «всеядности» в отношении запечатываемой поверхности.

Не претендуя на всестороннее исследование ситуации на рынке лаков для офсетной печати, постараемся раскрыть некоторые тенденции, отмечаемые работниками типографий и дизайн-студий; прежде всего — спрос на лакирование различными видами и освоение новых технологий.

Безусловно, ситуация в Москве, где сосредоточено современное оборудование и привередливые заказчики, отличается от положения дел в регионах с более скромными финансами. Да, спектр услуг, постоянные новшества и готовность исполнить самые экзотические фантазии дизайнеров «испортили» заказчика. Но именно «испорченные» — те самые щуки, не дающие дремать карасям-производственникам и заставляющие типографии модернизироваться и придумывать, как реализовать новые идеи по-хорошему «сумасшедших» клиентов на имеющемся оборудовании.

Виды лаков

«Опять за рыбу деньги?», — подумает читатель, узрев заголовок. Именно так! О видах лаков, их составе и назначении писано-переписано. Но, чтобы понять, какие перспективы открывает каждый, нужно помнить основные моменты. Вот мини-ликбез для тех, кто пока совсем не вникал в эту тему.

По составу лаки делятся на три группы: масляные (офсетные, или печатные), водно-дисперсионные и УФ-отверждения.

Масляный лак очень близок к офсетной краске. По сути — это она с прозрачным пигментом. Соответственно, для лакирования служит красочный аппарат печатной секции офсетной машины. При нанесении лак ведёт себя, как офсетная печатная краска, и для коррекции его свойств используются те же вспомогательные средства. Образование плёнки происходит за счёт реакции окислительной полимеризации и частичного впитывания в запечатываемый материал. Со временем залакированные оттиски могут пожелтеть, потому что масляный лак ускоряет процесс старения бумаги.

В состав водно-дисперсионных лаков входят полимерные дисперсии, плёнкообразующие вещества, разные добавки, растворитель — вода (около 60%) или немного спирта. Лаковая плёнка образуется за счёт испарения и впитывания растворителя. Благодаря низкой вязкости лака, не выщипываются частицы поверхности запечатываемого материала. После высыхания образуется прочная на истирание и изгиб плёнка, не имеющая запаха, устойчивая к воздействию низких температур (что позволяет применять лаки для упаковок продуктов, хранящихся в морозильниках). Отлакированные оттиски не желтеют, что особенно важно при сплошном лакировании больших площадей незапечатанного материала (бумаги или картона).

При лакировании дисперсионными лаками необходимо использовать офсетные краски, пигменты которых устойчивы к действию влаги и щёлочи. В противном случае интенсивность и цвет краски могут измениться. Лаки наносятся на офсетных машинах через увлажняющий аппарат, красочный или в лакировальной секции, а также в отдельной лакировальной машине.

Лак УФ-отверждения (УФ-лак) — раствор акриловых смол и жидких полимеров. Плёнка образуется за доли секунды за счёт полимеризации под воздействием УФ-излучения и имеет очень большую прочность на истирание, устойчива к воздействию воды, температуры, химикатов. УФ-лаки нетоксичны и после высыхания безвредны для человека и окружающей среды. Бумага, покрытая УФ-лаком, подвергается вторичной переработке — утилизируется, как и не лакированная.

При лакировании предъявляются требования к совместимости печатных красок и УФ-лака. Если печать производилась масляными офсетными красками, УФ-лак можно наносить либо «по сухому» (после полного высыхания красок на оттиске), либо на слой традиционных красок сначала наносится водно-дисперсионный лак-праймер, а затем уже УФ-лак. Гибридные или УФ-краски не требуют нанесения праймера перед лакированием.

По оптическим свойствам лаковой плёнки лаки бывают матовые и глянцевые. Причём степень глянца зависит от состава лака (в т. ч. используемых добавок), толщины лаковой плёнки и характера (состава и геометрии) лакируемой поверхности.

Если сравнивать по фактору «состав лака», то при одинаковой толщине плёнки и лакируемой поверхности наибольший глянец достигается при использовании УФ-лака, затем следуют водно-дисперсионные и масляные. Большинство добавок, вводимых в лак для улучшения его технологических параметров или придания специальных свойств (повышенной стойкости к истиранию, действию химических веществ и т. п.), уменьшают глянец.

При увеличении толщины лаковой плёнки глянец увеличивается. Зависимость от способа нанесения лака в общем случае выглядит так: при лакировании через красочный аппарат печатной секции глянец будет меньше, чем через увлажняющий; затем следует лакировальная секция и лакировальная машина.

В системе лак—запечатываемый материал чем однороднее основа, тем выше глянец лаковой плёнки. Для максимального глянца поверхность должна быть равномерной по составу и качеству (чтобы обеспечить равномерное распределение лака), непористой, с изображением, напечатанным красками, хорошо смачиваемыми используемым лаком. Противоотмарывающий порошок на отпечатанных оттисках тоже снижает глянец лаковой плёнки — если нельзя работать без порошка, лучше использовать мелкодисперсный или растворимый.

Отдельный разговор о нанесении УФ-лака «в линию». На степень глянца немалое влияние оказывают тип используемых для печати красок и технология нанесения лака. Варианты по возрастанию степени глянца:

  1. Печать масляными (традиционными) офсетными красками — нанесение водно-дисперсионного лака-праймера — ИК-сушка — УФ-лакирование.
  2. Печать гибридными красками — УФ-сушка — УФ-лакирование.
  3. Лакирование после печати УФ-красками.

Перспективы

Прежде чем обсудить перспективы разных видов лаков, технологий лакирования и тенденции их развития, небольшое «лирическое» отступление об особенностях «национальной полиграфии». Допустимо ли равняться на европейские или американские тенденции, и насколько быстро наша отрасль реагирует на заграничные новинки?

Просматривая отраслевые новости и читая об успешном внедрении технологий в наших типографиях, недолго оторваться от реальности. Безусловно, есть типографии с современным оборудованием, позволяющие себе экспериментировать с материалами, пробовать новые технологии. Но круг их узок и от народа они страшно далеки (сосредоточены в крупных городах).

Чаще же ситуация такова. На предприятии уже есть парк оборудования (относительно нового или изрядно поработавшего) и более-менее постоянные заказчики, знающие потенциал производства и приносящие заказы, не превышающие «планки» типографии. Если среди клиентов появляется устойчивый спрос на услугу, выходящую за эти рамки, начинаются раздумья: внедрять новую технологию на уже имеющемся оборудовании или покупать новое… А пока все заказы, требующие этой операции, отвозятся в дружественную типографию. Но как только становится понятно, что оборудование себя оправдает, его покупают. Так частично решается проблема его загрузки — ведь поток заказов на новую услугу уже существует. Согласитесь, весьма оптимистичное развитие событий. Иногда приходится слышать знаменитое «А нас и тут неплохо кормят!» То есть клиент идёт, прибыль капает, и все довольны; а на предложение попробовать что-нибудь новое — звучит недоумённое: «А зачем, когда и так хорошо?» Бывает, и желание обновить производство есть, но — где взять средства?..

Какой тип лака самый популярный на рынке? Правильно, масляный. Типографии же исходят из потенциала производства, а это единственный лак, не требующий дополнительной переналадки печатной машины и закупки смывочных материалов. Если печатная машина оснащена лакировальной секцией и ИК-сушкой — типография будет работать с дисперсионными лаками. Реже встречаются энтузиасты, перенастроившие однокрасочную офсетную машину для работы с водно-дисперсионным. Как правило, это делается, если есть постоянные заказчики, которым он обязательно нужен, а типография не в состоянии приобрести дополнительное оборудование.

Что касается УФ-лаков, то далеко не все организации, публикующие в прайсах цены на УФ-лакирование, имеют для этого оборудование, хотя уже сама готовность предоставить услугу говорит о том, что интерес к этому виду лака растёт. Подчас типография возит тираж на УФ-лакирование «к соседям», и все довольны: заказчик получает глянцевую обложку или открытку, не вникая в производственные тонкости, а типография «не отпускает» заказчика к потенциальным конкурентам и даже что-то зарабатывает.

УФ-лаки наступают

Рост интереса к УФ-лакам отмечают и в Европе, и в Америке, оценивая увеличение выпуска продукции с УФ-лакированием примерно в 10% в год. Но это там, а у нас всё куда спокойнее, чему виной не косность технологов и руководителей, а нехватка средств, относительная непредсказуемость и нестабильность экономики — следовательно, риск при долгосрочном прогнозировании ситуации с загрузкой и окупаемостью нового оборудования.

Чем вызван рост интереса именно к УФ-лаку? Перспективой работать с невпитывающими запечатываемыми материалами — металлизированными сортами бумаги, плёнками, пластиками, жестью; максимальным глянцем; мгновенным закреплением — позволяет сразу проводить дальнейшую обработку (тиснение, биговку, склейку) и обеспечивает высокую производительность; лаковая плёнка обладает высокой прочностью на истирание, химической и температурной стойкостью. Таковые свойства делают УФ-лак весьма привлекательным для печати этикеток и упаковки.

Активно ведутся работы по устранению нежелательных свойств широко используемых сейчас УФ-лаков радикальной полимеризации: остаточный запах высохшей лаковой плёнки, опасность жидкого УФ-лака для человека (в состав входят вещества, вызывающие раздражение и воспаление кожи и слизистой оболочки). У большинства производителей появились УФ-лаки катионной полимеризации. Но и эта технология не так нова, как кажется: первые разработки велись 40 лет назад, но не нашли широкого применения из-за высокой стоимости катионных фотоинициаторов и медленного закрепления первых композиций с катионной УФ-полимеризацией.

Соотношение количества продаваемого матового и глянцевого лаков (по данным трёх московских поставщиков)

Преимущество покрытий, отверждаемых по катионному механизму, — высокая адгезия лака к различным подложкам, включая металл и пластмассы. Это связано с хорошей смачиваемостью подложки компонентами лака и малой объёмной усадкой при полимеризации (1-2% по сравнению с 10-20% при радикальной полимеризации).

И всё же пока в России материалы катионной УФ-полимеризации не особо популярны, так как их использование экономически невыгодно — при катионной УФ-полимеризации стоимость материалов и фотоинициаторов значительно выше, чем при радикальной.

К тому же закрепляются лаки медленнее, чем при радикальном отверждении: под действием УФ-излучения происходит частичное закрепление лака (преимущественно в верхнем слое лаковой плёнки), а полимеризация продолжается и после воздействия УФ-излучения. Для ускорения полимеризации после УФ-облучения лакированные оттиски подвергаются тепловому воздействию в ИК-сушке.

Насколько перспективна эта технология для России, покажет время. Сейчас периодически проходят семинары, появляется информация в Интернете и рекламных проспектах производителей. Но пока это больше напоминает разведывательные операции, а не широкомасштабное наступление. Технология, безусловно, интересная и, вероятно, оправдает надежды, когда перестанет быть «новой и дорогой».

Для чего нужен лак?

Прежде всего, он защищает продукцию от механических, химических и температурных воздействий. Лакирование по-прежнему самый доступный (и по цене), относительно простой и высокопроизводительный способ отделки оттисков.

Вторая причина — улучшение внешнего вида или придание оттискам декоративного эффекта (с помощью лаков специального назначения — ароматизированных, перламутровых, металлизированных). И если вынести за скобки производства, где таковые лаки технологически необходимы (барьерные лаки для пищевой упаковки, блистерные), то сейчас явно повышается спрос на «модные излишества».

«Мне, пожалуйста, чтобы блестело…»

Какой лак используют чаще: матовый или глянцевый? Пока большинство клиентов хочет, «чтоб блестело». Сплошное лакирование глянцевым лаком обложек — это, наверное, самый распространённый случай, подтверждение тому — известный термин «глянцевые журналы». Лак защищает обложку от царапин, а изображение становится ярче, контрастнее и привлекательнее.

Матовый лак востребован меньше, об этом знают и продавцы, и технологи типографий. Но в последнее время соотношение медленно меняется в пользу матовых лаков. Очень эффектна комбинация матовых и глянцевых лаков, особенно если сочетать при этом сплошное и выборочное лакирование.

Возрос спрос и на выборочное лакирование. Причём часто на одном изделии комбинируют разные типы лаков — иногда исключительно в оформительских целях, а порой декоративный эффект сочетается с технологической необходимостью. Например, для защиты обложки рекламного проспекта от механических воздействий на всю её поверхность наносится глянцевый офсетный лак, а для акцентирования внимания на значимых элементах (логотипе, названии, фотографии производимой продукции и т. п.) на них наносится глянцевый УФ-лак (комбинирование сплошного лакирования офсетным лаком и выборочного УФ-лакирования).

Лаки навсегда

Почему столько пишут и говорят о лакировании? А очень просто: лакирование — единственный способ отделки, обеспечивающий разнообразие декоративных и технологических изысков при высокой производительности, относительной простоте и завидной непритязательности (бумага, картон, пластик, металлизированные поверхности, разного рода плёнки, жесть — существует ли вообще материал, на который нельзя нанести лак?). Хотите, чтобы поверхность блестела, — нанесите глянцевый лак; хотите, чтобы напечатанные цветы или ягоды благоухали как настоящие, — обратитесь к ароматизированным лакам; а чтобы перламутр переливался всеми цветами радуги — к перламутровому. Выставка уже на носу, и шеф требует буклет на матовой бумаге, который должен быть напечатан «вчера»? Сплошное лакирование спасёт ваш тираж от перетискивания при послепечатных операциях. И это ещё не всё…

Я. Близнец (twin17@ mail.ru), полиграфист-технолог.


Лаковое разнообразие: присмотритесь… и принюхайтесь

Совершенно согласна с автором статьи: лак — наиболее выгодный и производительный материал, сочетающий функции защиты упаковки от различных воздействий и создания эффектов, улучшающих вид конечного продукта.

Наш опыт, как поставщика лаков, говорит о том, что, помимо стандартных, спросом пользуются барьерные (импрегнирующие) лаки (Senolith 350040 от Weilburger для защиты от воды и масла пищевой упаковки) и для блистерной упаковки (Novaset 6601 от K+E для скрепления ПВХ и картона).

Особое внимание — этикеточным лакам, специально разработанным для лакирования тонких и металлизированных этикеточных марок бумаги и плёнок, предотвращающим скручивание и обеспечивающим стойкость готовой продукции к влаге, спиртам и щёлочам.

Невероятное разнообразие типов лаков по назначению и спецэффектам позволяет создавать рекламные шедевры. Ароматизированные лаки повышают интерес потребителей к парфюмерной, кондитерской и пищевой продукции (трудно удержаться от покупки кофе, если даже запечатанная баночка источает тонкий кофейный аромат). В ассортименте К+Е — масляные лаки с запахом («Хвоя», «Дыня» и т. п.). А Weilburger разработала уже 70 запахов для водно-дисперсионных лаков («Кофе со сливками», «Зелёное яблоко», «Мятный ликер», «Морской бриз» и т. д.).

Перламутровые лаки с мелкими частицами пигмента придают завершённость стильным изображениям. Яркий глиттерный эффект достигается перламутровыми лаками с крупными частицами пигмента.

Интересна новая технология гибридного лакирования водно-дисперсионными лаками, представленная компанией Weilburger на недавнем специализированном семинаре «Особенности процесса лакирования», организованном «Гейдельберг СНГ» в Ростове-на-Дону. Её несомненное достоинство — нет необходимости в специальных формах для выборочного лакирования.

Наталия Зубченко,
продукт-менеджер «Гейдельберг СНГ».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38