101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Простой дело тонкое*

  • Дадли Андервуд
  • 13 декабря 2005 г.
  • 4173
Каковы перспективы типографий и предприятий, занятых в области печати по гофрокартону? Что предпринять, чтобы поднять эффективность существующих производств?

Никто не станет отрицать, что европейский сектор гофрокартона переживает не лучшие времена. Крупные оптовики требуют скидок, а ведь доходы каждого из них больше, чем во всей гофрокартонной отрасли Великобритании. Поставщики электротехники переводят производство в Восточную Европу — затраты там намного ниже, и нет постоянно растущих расходов на соответствие требованиям гигиены и безопасности.

Каковы наши перспективы? Возможности печати постепенно повышаются, позволяя выполнять прибыльные заказы, традиционно являющиеся прерогативой офсета, но это лишь небольшая часть общих объёмов. Рост высококачественной прямой печати по гофрокартону составляет 5,7%, а обычной гофрокартонной продукции — 0,9%.

Единственный способ заработать на изготовлении привычных коробок и поддонов — максимальная эффективность всех этапов техпроцесса. Речь не идёт о простом сокращении штатов — многие его уже осуществили, а в результате, работают больше и дольше, но отнюдь не лучше. Будучи техническим директором Европейской флексографской технической ассоциации, я хорошо изучил флексографскую отрасль, особенно производственную часть. Полагаю, основной её потенциал — совершенствование всех сфер полиграфического процесса.

Рассмотрим печатный процесс с экономической точки зрения, остановившись на вопросах его настройки, скорости печати и простоях. Особое внимание — контролю затрат, выполнению запросов клиентов, всесторонней поддержке типографского отдела продаж.

Наши цели:

  • научиться выделять этапы печатного процесса, требующие совершенствования;
  • оценить объём реального рабочего времени, влияющие на него факторы;
  • успешно реализовать планы по оптимизации работы.

Скажите, что происходит в вашем печатном цехе? Кто и как обучал персонал? Готов поспорить, что все просто наблюдали за работой опытного печатника. А как учился он сам? Точно так же, у своего предшественника? Будем откровенны, большинство специалистов набирается опыта на практике, а виновато в этом лишь руководство типографии.

Настройка

Коробка Bodegas Torres/Sangre de Torro, отпечатанная Smurfit Espaсa Canovelles, завоевала награду FlexoTech Award в категории гофрокартон B

Оцениваете ли вы срок настройки машины? Известная поговорка «Время — деньги» лишний раз подчёркивает, как важно свести его к минимуму. Ускорение осложняется множеством препятствий, но практически все они контролируемы. Разобьём процесс на отдельные этапы, памятуя, что для выполнения заказа необходимы печатные формы, краски, запечатываемый материал и инструмент. Сосредоточимся на технологических и организационных аспектах.

Технология

Здесь всё вращается вокруг оборудования — смена форм, красок, монтаж необходимой оснастки, настройка машин под новый размер форм. В идеальном варианте все процессы отлажены и занимают минимум времени. Для этого необходима равномерная загрузка и профессиональная подготовка персонала. Что может помешать достичь цели? Проблемы с печатными формами, неверный подбор красок или их отсутствие, аналогичная ситуация с запечатываемым материалом и оснасткой. Утерянные, неправильные или незаполненные спецификации и паспорта работ. Печатники, решившие, что самое время отдохнуть и покурить. Это лишь некоторые типичные проблемы. Вам они знакомы? А с какими ещё приходится сталкиваться? Рассматривая пути их разрешения, несложно понять, что самые главные препятствия всё-таки лежат в организационной сфере, ничего общего с настройкой машины не имеющей.

Организация

Сюда подпадает всё, что не относится к оборудованию. Представьте: печатные формы и рабочие инструкции доставляются к машине с указанием параметров настроек, хронологией прохождения заказа и копией цветопробы — в состоянии «готовности к печати».

Краски в красочном ящике, спецификации на заказ и паспорта работ на месте, запечатываемый материал готов к использованию. Печатники заняты лишь наладкой машины (которая полностью исправна), не тратя время на поиск расходных материалов или оснастки. Тогда время настройки действительно минимально. Логично предположить, что здесь не обойтись без грамотного руководства и отлаженного менеджмента.

Оценим выгоды, которые принесёт сокращение времени настройки за год работы среднестатистической типографии. Приведённые цифры относятся к гофрокартонному производству, но при желании можно рассчитать эффект для любого предприятия. По нашим оценкам, выгода для средней европейской типографии должна составить около 330 000 евро в год.

Простои

Простой — любая незапланированная остановка машины, когда через неё не проходит запечатываемый материал. Большинство директоров, за исключением времени настройки, предпочтут видеть машины постоянно работающими. На практике всё иначе. Если спросить у руководителей, сколько времени в течение смены машина простаивает, то бывшие печатники из их числа назовут цифры выше, чем их коллеги без практического опыта.

Искушённые производственники перечислят множество ситуаций, когда потерянное время не фиксируется, ибо не превышает 5 минут.

Рассмотрим 8-часовую типографскую смену:

  • два перерыва по 10-15 минут и 30-минутный обеденный перерыв = 60 мин = 12,5%;
  • начало и конец смены = 20 мин = 4,2%;
  • в среднем, 5 приладок по 20 мин каждая = 100 мин = 20,8%.

В лучшем случае, «типовое» предприятие использует 62,5% времени, теряя 37,5%. Но нельзя исключить, что уже рассмотренные факторы, мешающие быстрой перенастройке с тиража на тираж, существеннее, чем кажутся на первый взгляд. И тогда на приладку будет потрачено вовсе не 20 минут. Попробуйте снять на видео процедуру смены тиража и узнаете много интересного!

Финансисты пояснят, что час простоя обходится в 300—500 евро. Если вспомнить, что печатная машина в час зарабатывает на заказах 1000—1200 евро, становится ясно, что простои — штука дорогостоящая.

Каковы бы ни были причины, выход есть. Если пропадающего по непонятным причинам времени станет меньше хотя бы наполовину, «типовая» типография получит дополнительные 54 минуты за смену, или (при трёхсменной работе) 162 минуты в день. Это порядка 635 часов дополнительного машинного времени в год.

Заметьте, что для дополнительных прибылей с вашей стороны требуются лишь усилия по решению текущих производственных проблем.

Скорее всего, нужно пересмотреть деятельность менеджеров — они должны управлять, а не бросаться на амбразуры. Вряд ли кто-то откажется от таких перспектив!

Скорость

Коробка от пива Lowenbrau lager, отпечатанная SCA Packaging, завоевала награду FlexoTech Award в категории гофрокартон Е

Казалось бы, повышение скорости машины должно благоприятно отразиться на прибыли предприятия. Но каков будет выигрыш, если при этом придётся чаще останавливаться? Не выпустим ли мы больше брака за меньшее время? Разве стабильная печать не важнее?

Важно понять, что мешает повышению скорости. Частенько причины те же, что и препятствующие быстрой настройке машины (монтаж форм, состояние машины, запланированное техобслуживание и др.).

Безусловно, есть и объективные ограничения скорости, но чаще всего персонал выбирает удобный для себя режим и выполняет в нём все заказы. Задача руководства — быть в курсе подобных тенденций и помогать печатникам их преодолевать.

Каждый из вас в состоянии представить потенциальный выигрыш от наращивания средней скорости печати. Нужно лишь помнить, что без решения упомянутых проблем с настройкой и простоями все усилия по повышению производительности окажутся тягостными и бесплодными.

Печатные формы, анилоксовые валы, краски

Было бы неправильно, обсуждая вопрос затрат, оставить без внимания базовые расходные материалы, без которых невозможна печать. Печатные формы — один из трёх ключевых элементов печатного процесса, требующих серьёзного подхода. Должным образом оформленная на неё документация сокращает простои. Документация на форму должна выпускаться под каждый заказ, описывать её тип, качество и технологические особенности печати.

Другой важный элемент — анилоксовые валы, технология изготовления которых имеет множество нюансов.

Чтобы получить продукт, соответствующий вашим представлениям о качестве, не забудьте оговорить линиатуру, объём и форму ячеек, покрытие и способ изготовления.

Третий момент — краска, которая должна быть подготовлена так, чтобы давать нужный заказчику цвет при заданной вязкости, позволяющей максимально увеличить скорость и качество работы. Полиграфист должен понимать не только назначение компонентов краски, но и процесс её переноса на материал, способы управления им, что позволяет достичь максимальной стабильности при печати.

На результаты печати в той или иной мере влияют и другие составляющие. С тремя рассмотренными их объединяет одна проблема — кто и как их выбирает и заказывает? Единого мнения здесь быть не может, но если контролирующие печатный процесс и управляющие им не будут грамотными и заинтересованными специалистами, типография получит продукт, удобный не ей, а заказчикам или поставщикам, уверенным, что это именно то, о чём её специалисты мечтали.

Заключение

Жизнь в отрасли, специализирующейся на печати по гофрокартону, не станет проще, если самим не изменить ситуацию. Заказчики будут и дальше требовать высочайшего качества и стабильности, не имея ни малейшего желания за них платить. Времени по-прежнему будет не хватать — в сутках всё ещё 24 часа. Но, как вы убедились, в наших силах повлиять на то, какой объём работ за это время можно сделать. Решив контролировать время работы оборудования, начните с базовых мероприятий.

Необходимо организовать и поддерживать печатный процесс так, чтобы время настройки машин было оптимальным, свести к минимуму простои, помочь подчинённым улучшить работу. Как следствие, повысится качество и уровень обслуживания клиентов. В процессе оптимизации производства важно помнить, что она невозможна без эффективных взаимосвязей внутри управленческой цепочки, в первую очередь, между теми, кому предстоит воплощать все изменения в жизнь. Настройка машин, простои и скорость работы определяют производительность, качество продукции и затраты. Без надлежащего внимания к эффективности настройки и приладки, а также усилий по сокращению простоев теряется, как минимум, половина производственного потенциала.


* Журнал FlexoTech, декабрь 2003 г. © FlexoTech, Published by Whitmar Publications Ltd.


( Наши

Хотя в России ситуация немного иная и стоимость часового простоя печатной машины раза в два ниже по понятным причинам (автор справедливо указал на одну из них), состояние дел изложено верно. В нашей компании очень внимательно относятся к потерям рабочего времени, величина которых, по нашим оценкам, не превышает 10-15% (работаем на машине MS-2700 турецкого производства, производительность — 4200 коробок/ч, формат — 1650х2700 мм, печать в три цвета). Их суммарная продолжительность во многом зависит от числа печатаемых в 8-часовую смену тиражей (приладок) — от одного (размером 5000-10 000 коробок) до 5-6 (1000-2000). Другая причина — неготовность форм, если клиент, желая сэкономить, сам решит заказать их кому-нибудь по более низкой цене. Вот и сейчас передо мной на столе документация на работу, задержанную по этой причине на 6 (!) дней. С красками проще — имеем дело только со стандартными базовыми цветами, смесевую, если необходимо, заказываем постоянному поставщику или получаем от клиента (не менее 10 кг). Вторая причина задержек — невнимательно оформленный заказчиком (и вовремя не проверенный менеджером) чертёж, где порой не указывается место расположения печати или клапана на коробке.

Владимир Мартынов (kaktus@elnet.msk.ru), начальник производства компании «Контур Пак»


( Наши

Наша компания эксплуатирует 2-цветную флексографскую машину С2ФП фирмы «Веста-БКС» и модульный слоттер с 1-цветной флексографской приставкой Калужского экспериментального завода, макс. производительность которого — 5000 лист./ч.

И хотя финансовые затраты при их простое ни в какое сравнение с приведёнными в статье цифрами не идут (на порядок ниже), задача ликвидации нештатных перерывов в работе чрезвычайно актуальна. Они нарушают технологическую цепочку производства гофротары, снижая объёмы производства, приводя к риску срыва поставок готовой продукции.

Проблема с поставками форм у нас решена — имеем дело с одним изготовителем и, если заказчик располагает собственным дизайнером, предлагаем согласовать все детали с нашим партнёром. Других вариантов не допускаем — качество и сэкономленное время важнее выигранных при изготовлении формы 500 рублей. Точному планированию помогает работа с крупными заказчиками, например,

Одинцовской кондитерской фабрикой, объёмы которой расписаны на месяц вперед. Разумеется, случаются и авральные ситуации, когда заказчик, например, должен через день отправить за границу фуру с продукцией. Процесс подготовки красок отлажен — все заказы на изготовление смесевых составов отдаём постоянным поставщикам. Смешение красок своими силами — форс-мажорная ситуация, иногда возникающая при их преждевременном израсходовании. Общее время настройки оборудования на заказ (около 2 часов) включает поэтапную наладку всех компонентов: линии по изготовлению гофрокартона, слоттера или флексографской машины, модуля высечки.

Учитывая отличия отечественного оборудования от импортного, могу сказать, что основная причина незапланированных задержек — периодическая настройка техники. Иногда сказывается необходимость печати по короблёному картону. Количество теряемого при этом рабочего времени — не более 10-12% (следует учесть, мы платим своим печатникам за вынужденные простои). Один из основных ресурсов ускорения — работа на максимальных, но не идущих в ущерб оборудованию скоростях. Выручает слоттер, запускаемый на максимальную скорость, если материал — картон хорошего качества. Помогают разработанные нами отражатели, препятствующие разбрызгиванию краски на высоких скоростях.

Николай Петрухин (petruhin@wwwcom.ru), к. т. н., главный инженер ООО «Упаковочная компания»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40