Часть 3 (начало в Publish ? 10, 2005)
Диагностика устройства склейки
(возможные последствия)Подготовка участка склейки
Загрузка
- Перед загрузкой проверьте все рулоны на брак, при необходимости удалите некачественные участки или замените рулон.
- Избегайте сильных вибраций, приводящих к колебаниям натяжения при размотке рулона, — это увеличивает риск разрыва полотна, появления морщин и проблем с приводкой.
- Зажимы должны полностью войти внутрь гильзы (при мягкой гильзе есть риск, что зажимы в неё врежутся).
- Проверьте боковое выравнивание рулона, ориентируясь по меткам на шпинделе.
- Разжимайте шпиндель до загрузки рулона в устройство склейки или подъёмник, иначе рулон не отцентруется.
- При снижении давления в пневошпинделях рулон будет проворачиваться.
- Если рулон потерял круглую форму, откажитесь от него или «бережно» и медленно склейте, снизив скорость машины.
Подготовка
Внутреннюю упаковку вскрывайте только после загрузки рулона в устройство склейки, чтобы предотвратить риск появления морщин от влажности и эффект динамического расширения. Выбирая шаблон склейки, учитывайте вид бумаги, её плотность, ширину и скорость печати.
Выдавите воздух между внешними слоями (витками) бумаги, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Морщины приведут к тому, что при разгоне верхний слой отделится от поверхности рулона и оторвётся. Зафиксируйте место склейки разрывными марками, но не прикрепляйте слишком прочно, иначе они оторвутся до склейки. (Разрывные марки удерживают верхний слой бумаги, исключая образование мешающих склейке воздушных карманов; свободная от клея зона позволяет рулону «открыться» в момент склейки.) Расстояние между разрывными марками зависит от массы 1 м2 бумаги и скорости машины. Крайние разрывные марки располагают на расстоянии 25 мм от торцов рулона. Не приклеивайте их по линии рубки ленты в фальцаппарате (бумажная лента может порваться).
Нанесите самоклеящуюся ленту по профилю шаблона, отступив от краёв на 2 мм (нахлёсты ленты приведут к браку склейки). Для оптимального приклеивания ленты надо равномерно прижать её по длине и ширине к бумаге с помощью специального аппликатора-карты. Нанесение ленты вручную чревато плохим контактом с бумагой. Ширина ленты зависит от шаблона и скорости склейки, клеящий состав подбирают с учётом необходимой липкости, уровня температуры и влажности, наличия сушки. Холодные рулоны (температура возле гильзы ниже 10 °C) отличаются низкой адгезией к самоклеящейся ленте.
Перфорационные отверстия в ременной перемычке позволяют корректно разместить её поверх самоклеящейся ленты, полностью перекрыв последнюю.
От правильного положения датчика склейки зависит запуск цикла склейки и длина бумажного хвоста. Датчик должен соответствовать системе обнаружения, иначе не будет сигнала к началу склейки. Распространённая причина брака склейки — загрязнённый сенсор. В устройствах склейки с механическими синхронизирующими индикаторами следуйте инструкциям производителя.
Перед началом цикла склейки удалите защитную полоску с самоклеящейся ленты. Поверните рулон местом склейки вниз, чтобы пыль и конденсат на поверхности ленты не ухудшили её адгезию.
Если ширина нового рулона не совпадает с параметрами заканчивающегося, наносите самоклеящуюся ленту на узкий рулон, иначе клей попадёт на валики или офсетное полотно и приведёт к разрыву.
При наличии в устройстве склейки прижимного валика не забывайте каждый раз переводить его в нейтральное положение. В противном случае движущаяся лента окажется крайне неустойчивой.
Устройство склейки на нулевой скорости
Проверьте положение передней кромки самоклеящейся ленты относительно нижней части прижимного валика, иначе адгезия будет неполной, лента загнётся и прилипнет к валикам накопителя.
Подрежьте наискосок торцевые кромки самоклеящейся ленты по обеим сторонам бумажного полотна — тогда даже небезупречно выровненная лента не прилипнет к валикам.
Проверьте, включён ли тормоз и не свисает ли с рулона лишняя бумага.
Метки и ленты
Для рулонной печати с сушкой необходимы специальные термостойкие составы, выдерживающие температурные нагрузки в устройстве сушки. Самоклеящиеся ленты с низкой липкостью для склейки на нулевой скорости не подходят для движущихся лент. Избыточная влажность или пары растворителей в печатном цехе конденсируются на «открытой» самоклеящейся ленте, снижая её адгезию.
Настройка и техобслуживание устройств автосклейки
16. Скопление обрезков на краях валиков (бумаготянущих, компенсаторных)
Частая причина морщин и разрывов ленты.
Регулярно очищайте валики — они должны вращаться свободно. Периодически проверяйте их центрирование и работу подшипников.
17. Неисправный или загрязнённый датчик
Цикл склейки невозможен.
Регулярно очищайте датчики, заменяйте неисправные.
18. Слишком низкая скорость рулона
При запущенном цикле склейки разрыв неизбежен, поскольку скорости рулонов не совпадают. В ином случае система управления в устройстве склейки заблокирует его работу. Действия: проконсультируйтесь с сервисным инженером.
19. Рулон вне позиции склейки
Склейка заблокирована из-за проблем в устройстве (не зафиксированы зажимы, отсутствует рулон). Проверьте правильность подготовки и загрузки. Если всё в порядке, но блокировка не снимается, проконсультируйтесь с сервисным инженером.
20. Приводные ремни
Неправильное натяжение, брак, износ ремней повышают риск брака склейки и разрыва бумажной ленты.
Периодически проверять, регулировать или заменять.
21. Прижимная щётка/валик
При загрязнении, износе, неверных настройках давление щётки/валика будет недостаточным, и самоклеящаяся лента не закрепится на ленте нового рулона. (Риск брака склейки возрастает при «усадочных раковинах», неправильном давлении и нахлёсте ленты.)
Периодически очищать, проверять, регулировать или заменять.
22. Нож рубит ленту слишком рано
Движущаяся лента обрезается до склейки с новым рулоном.
Проверьте расположение метки обнаружения склейки. Если всё в порядке, проконсультируйтесь с сервисным инженером.
23. Нож режет ленту слишком поздно
Слишком длинный хвост склейки приводит к заторам в фальцаппарате и лишним отходам.
Проверьте расположение метки обнаружения склейки. Если всё в порядке, проконсультируйтесь с сервисным инженером.
24. Нож не режет
Лента заканчивающегося рулона не обрезается и проходит через печатную машину вместе с новой лентой, увеличивая риск разрыва полотна и поломки оборудования.
Проверьте чистоту датчика. Если всё в порядке, проконсультируйтесь с сервисным инженером.
25. Рама автосклейки неисправна
Проверьте настройки. Проконсультируйтесь с сервисным инженером.
26. Рулон не держится на шпинделе
Неверно задано количество бумаги на гильзе к моменту склейки. Другие причины: рулон проворачивается в зажимах, ошибка в соотнесении диаметра рулона и скорости печати. Проконсультируйтесь с сервисным инженером.
Чтобы на гильзе не оставалось лишних отходов, регулируйте настройки при смене вида бумаги. Учтите, что внешний диаметр гильз варьируется.
В устройствах склейки неподвижных лент рулон может слетать со шпинделя при неисправном или загрязнённом детекторе на тормозе.
Если зоны склейки не закрыты или нет вакуума, склейки не будет.
27. Неверные настройки тормозной нагрузки/натяжения
Снижение натяжения в устройстве склейки или стабилизаторе может вызвать разрыв бумажной ленты в любой точке печатной машины. Натяжение в новом рулоне должно совпадать с настройками заканчивающегося рулона.
При смене работы регулируйте натяжение в соответствии с видом бумаги.
28. Чрезмерные вибрации
Если гильза не выровнена по отношению к центральной оси, не зафиксированы зажимы или рулон деформирован, при размотке неизбежны вибрации и колебания натяжения, что повышает риск разрыва полотна, возникновения морщин и проблем с приводкой.
29. Машина останавливается в процессе склейки
В зависимости от устройства автосклейки и модели печатной машины, даже при отсутствии склейки разрыва ленты может не произойти.
30. Скорость машины меняется в процессе склейки
В устаревших устройствах скорость машины при склейке должна оставаться постоянной минимум минуту. Если она меняется, цикл либо начинается заново (если на рулоне достаточно бумаги), либо склейки не происходит. Единственное ограничение для современных моделей — достаточное количество бумаги для склейки.
31. Колебания компенсирующего (плавающего) валика («пульсация»)
Вызывают скачки натяжения, устраняются сервисным инженером.
32. Нестабильное натяжение вблизи конца рулона: устраняется сервисным инженером
33. Избыточное натяжение при склейке: устраняется сервисным инженером
34. Тормозное усилие передаётся в недостаточной степени: устраняется сервисным инженером
35. Неисправность пневмосистемы
Высокий риск разрыва бумажной ленты, поскольку плавающему валику для регулировки натяжения постоянно требуется воздух.
36. На бумажную ленту попадают капли масла, воды, краски
Частая проблема с устройствами склейки, установленными под печатными машинами.
37. Склейка разрывается в печатной секции
Возможная причина — слишком толстый или твёрдый декель в машине без контактных колец.
*В части пособия «Предотвращение и диагностика разрывов полотна» (Roll to Web Converting) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG).
© 1998 & 2002. Все права защищены.
Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics, MacDermid Printing Solutions, MAN Roland, MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.