101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Печатные краски вчера и завтра: меньше поставщиков, дороже продукты *

  • Дэвид Савастано
  • 9 января 2008 г.
  • 5207
В новостях-2005 доминировали слияния и приобретения неслыханных масштабов.

Для индустрии печатных красок выдался необычный год: заголовки пестрели сообщениями о беспрецедентных слияниях и приобретениях. Фейерверк сделок начался в марте с покупки Fujifilm компании Sericol International (продажи за 2004 г. оцениваются в 275 млн долл.), в июне группа Siegwerk выкупила подразделение упаковочных красок у SICPA (400 млн долл.), в сентябре Altana Chemie за 600 млн долл. приобрела Eckart GmbH, в октябре Huber Group стала владельцем контрольного пакета акций Micro Inks (объём продаж в 2004 г. 220 млн долл.).

Сделкой года, безусловно, стала июльская покупка CVC Capital Partners компании Flint Ink. В 2004 г. компания с венчурным капиталом CVC, став владельцем BASF Drucksysteme и ANI Printing Inks, основала XSYS Print Solutions. Это крупнейшая сделка в истории красочной отрасли — продажи компании за 2004 г. составили 1,5 млрд долл. Совокупные объёмы продаж двух фирм оцениваются в 2,6 млрд долл. На момент публикации статьи новое название компании оставалось неизвестным.

Каждая сделка преследовала определённые цели, будь то расширение географии деятельности, укрепление каналов сбыта или пополнение ассортиментного ряда. Ясно одно: ситуация поменялась, и все мы ощущаем отголоски этих событий — оптимизацию предприятий и штата сотрудников, укрепление позиций поставщиков, обострение конкуренции.

Вторая волна новостей касалась подорожания сырья (особенно нефтепродуктов) и ситуации со спросом. На рост затрат производители красок ответили увеличением цен на свою продукцию. Основных вопросов касательно наступившего года два: ждать ли дальнейшей консолидации (которая ни у кого, в общем-то, сомнений не вызывает) и удержатся ли повышенные цены (вероятность чего существенно меньше)?

Кратко о 2005-м

Для производителей красок прошедший год снова принёс сложности, виной чему растущие затраты.

«2005-й выдался сложным для красочной промышленности и в США, и в мире, — делится впечатлениями президент североамериканского подразделения Sun Chemical Майкл Грим. — Многие рассчитывали, что экономический рост стабилизирует полиграфическую отрасль, но после уверенного начала года прогресс несколько замедлился. Помимо неуклонно увеличивающихся затрат и дефицита сырья, положение усугубили последствия стихийных бедствий, причём не только в США. Неустойчивые цены на нефтепродукты не замедлили сказаться на производственных и транспортных издержках. В сложившейся ситуации повышения цен на краски было не избежать. Практически все полиграфисты поняли, что для производителей это вынужденный шаг — производственные затраты поднялись так быстро и значительно, что компенсировать их собственными силами без ущерба для интересов потребителей оказалось невозможно».

Майкл Грим Рик Кленденнинг Дэн МакДауэлл

«Мы увеличили объёмы продаж и подняли цены, но при этом сырьё и энергоносители подорожали больше, чем наша продукция. В результате прибыли продолжают падать», — отметил президент и генеральный директор Wikoff Color Фил Ламберт.

«Беспрецедентное удорожание сырья и транспорта наряду с увеличением спроса на высокотехнологичную продукцию весьма осложнило ситуацию с прибылями в 2005 г. Результатом стало первое за долгое время существенное повышение цен на краски», — добавил финансовый директор и вице-президент по общим вопросам компании INX International Ink Брюс Кристо.

«На фоне стабильных продаж прибыли в 2005 г. понизились из-за критического подорожания сырья», — говорит вице-президент по продажам INX International Ink Чарльз Сагерт.

Полиграфический рынок оставался вялым, что соответствующим образом сказалось на продажах красок. По данным Национальной американской ассоциации производителей печатных красок (National Association of Printing Ink Manufacturers, NAPIM), за 9 месяцев 2005 г. объёмы выросли на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом год назад, продажи — на 1,1%.

«Объёмы реализации на североамериканском рынке продолжают падать, а стоимость сырья и энергоносителей растёт, поэтому основной проблемой для компаний становится прибыльность, — пояснила вице-президент и директор по маркетингу Flint Ink Кэти Маркс. — Но потребители начинают осознавать, что при нынешнем положении с ценами на сырьё удорожание продукции неизбежно, и в 2006 г. процесс продолжится».

«Объёмы остались на прежнем уровне и даже немного выросли, следуя за ВВП, — уверен президент Color Converting Дэн МакДауэлл. — Но цены не успевают за подорожанием материалов и ростом затрат, поэтому по прибыли год выдался проблематичным. К лету баланс спроса и предложения почти выровнялся, но ураганы повергли и без того проблемную отрасль в настоящий шок. Стало окончательно ясно, что ситуация с производственными затратами уже не стабилизируется, и производители объявили о повышении цен в попытке наверстать упущенные прибыли».

«Часть сегментов рынка активизировалась, часть — в состоянии спада. В целом, год оказался ничем не примечательным», — высказался президент Gans Ink & Supply Джефф Коппельман.

Консолидация и красочная промышленность

Прошедший год запомнится как «год консолидации», в первую очередь благодаря слиянию Flint Ink и XSYS, покупке Siegwerk подразделения упаковочных красок у SICPA, приобретению Huber Group контрольного пакета акций Micro Inks. Значение этих и других сделок для красочной и полиграфической промышленности сложно переоценить.

«Красочная отрасль созрела для консолидации, недавние приобретения и слияния ни для кого не стали сюрпризом, — уверен Грим. — Полиграфия глобализируется, и для укрепления конкурентоспособности компании, несомненно, будут расширять присутствие в регионах. Полиграфический рынок перестал считаться локальным: за заказ может взяться типография из любой точки земного шара. Печатников интересуют стабильность и оптимизация цепочки поставок — возможность приобретать качественные расходные материалы известных марок в нужном регионе, причём поставщиков не должно быть много». Грим добавил, что Sun Chemical в этом раунде воздержалась от приобретений, поскольку уже успела воспользоваться такими возможностями. Консолидация привела к появлению нескольких серьёзных мировых производителей, но Sun Chemical остаётся крупнейшим, рассчитывая и дальше удерживать позиции.

По мнению Грима, новые владельцы, в т. ч. иностранные инвесторы, будут проводить уверенную, экономически обоснованную политику, поскольку должны оправдать инвестиции и обеспечить стабильную прибыль в долгосрочной перспективе, невзирая на слабый спрос. Он подчеркнул, что крупные компании будут экономить за счёт масштабов, что ещё больше осложнит жизнь небольшим производителям красок, которые пытаются зарабатывать на узкоспециализированных сегментах.

«В условиях перепроизводства консолидация — лучший выход для любой отрасли, — прокомментировал генеральный директор и президент INX International Ink Рик Кленденинг. — Мировой рынок печатных красок за прошлый год сделал уверенный шаг и, безусловно, только выиграет от приобретений и слияний. Насколько значимым окажется выигрыш, зависит от активности новых компаний и индустрии в целом».

Заново сформированные игроки рынка определяются со стратегическими задачами.

«Мировые производители вынуждены действовать согласованно, — добавил Кристо. — Принимая во внимание эту тенденцию, мы как часть группы Sakata INX постоянно оптимизируем глобальные каналы коммуникации и взаимодействия. Размеры компании позволяют действовать гибко. Ставку делаем на те сегменты, где чувствуем себя уверенно, — здесь изменения в условиях конкуренции нам не помеха. В некоторых нишах компания готова даже наращивать рыночную долю».

Кэти Маркс Фил Ламберт Хэрви Брайс

«С учётом глобализации и перепроизводства на фоне неблагоприятной экономической обстановки консолидация укрепит отрасль, способствуя максимальной нацеленности на потребности клиентов», — уверена Маркс.

«Прошлогодние слияния ускорят глобализацию технологий и услуг, — предполагает МакДауэлл. — У регионов и континентов всегда будут технологические и ассортиментные особенности, но границы постепенно размываются. Консолидация всегда требует доходов — новые инвесторы рассчитывают окупить вложенные средства. Думаю, это поможет решить вопрос прибыльности, прежде всего за счёт снижения уровня затрат после сокращения персонала и закрытия предприятий. В ближайшем будущем оптимизация однозначно активизируется, причём не только в обновлённых, но и в остальных компаниях. Права на ошибку просто нет».

«За слияниями часто стоит желание поднять необоснованно низкий уровень прибылей, значительно увеличив объёмы продаж и существенно сократив производственные издержки, останавливая фабрики и сокращая штаты, — уверен Ламберт. — Остаётся надеяться, что в результате доходы в отрасли повысятся. До сих пор крупнейшие производители красок предпочитали снижать цены для отвоевания рыночной доли в ущерб рентабельности».

В августе Wikoff Color приобрела канадскую компанию Frontier Printing Inks.

«Мы прекрасно понимаем, что с ростом объёмов продаж проще покрывать производственные издержки. Приобретая Frontier Printing Inks, мы руководствовались близостью компаний и в географическом, и в ассортиментном смысле, не планируя сокращать рабочие места и останавливать производство. Мне кажется, после всех этих сделок и последовавших за ними закрытий образовался некий вакуум в сфере сервиса и технической поддержки, а это шанс для оперативно реагирующих, технологичных производителей, ориентированных на клиента. Думаем, приобретение Frontier поможет оптимально использовать открывающиеся возможности», — добавил Ламберт.

Сырьё и поставки в наступающем году

Брюс Кристо Джефф Коппельман

Ключевые компоненты для производства печатных красок — сырая нефть и природный газ, и компаниям приходится бороться с быстрым ростом цен на них и другие важные составляющие.

«Мы в постоянных поисках недорогого высококачественного сырья, — рассказал Кристо. — Подорожание оказалось столь значительным, что его покроет только повышение отпускных цен для заказчиков, и это очевидно для всех. Рост цен на нефть диктует мировая динамика, и небольшая по рыночным меркам индустрия не в состоянии компенсировать изменения в ценах и дефицит базовых компонентов собственными силами».

«У нас постоянные проблемы с качеством сырья, перебоями в поставках и увеличением цен на расходные материалы, — прокомментировал Коппельман. — Похоже, многие поставщики не в состоянии поддерживать стабильное качество на прежнем уровне. Возможно, причина в глобальной ситуации со снабжением».

Для компенсации повышающихся затрат производителям красок пришлось увеличить цены.

«Цены на сырьё, несомненно, растут. Скорее всего, так будет и в начале следующего года, хотя ситуация может стабилизироваться, — сказал Кленденнинг. — В этих условиях нам, как и всем остальным, остаётся уповать только на собственные силы. Многие уже объявили о повышениях цен на все виды продукции. Это было необходимо индустрии уже давно, и теперь пришла пора отстаивать позиции. Успех целиком зависит от активности отрасли».

«Цены на сырьё играют определяющую роль, — уверен управляющий директор Superior Printing Ink Харви Брайс. — Индустрия зависит от продуктов нефтепереработки, и пока не ясно, какова будет ситуация с ценами на них и со стабильностью поставок. Некоторые растворители уже побили все ценовые рекорды. Откровенно говоря, назвать наш бизнес прибыльным сейчас достаточно сложно, и компенсировать удорожание собственными силами не получается. Грядут сложные времена».

«Сейчас всё больше сырья закупается за границей, чтобы хоть как-то удержать себестоимость продукции в приемлемых рамках, — поясняет Ламберт. — Мы повысили цены в начале 2005 г. и сейчас сделали это ещё раз, но за подорожанием сырья не успеваем».

«Мы оптимизировали затратные производственные линии и сейчас при разработке новых продуктов уделяем особое внимание экономичности, — добавил МакДауэлл. — Компания не может позволить себе неоправданно дорогостоящие материалы, за которые потребитель не намерен платить. Безусловно, заказчики осознают необходимость роста цен, поскольку сами закупают смолы, вспомогательные добавки, растворители и пр. Но это не значит, что они принимают новые условия с распростёртыми объятиями. И всё же повышение должно состояться, поскольку цепочка поставок не компенсирует роста затрат. Потребителю придётся это понять, но, если индустрия не настоит на новых ценах, сами покупатели никогда этого не предложат».

«Ситуация с прибылями в типографиях ничуть не лучше, чем у производителей красок, — сетует Грим. — Неудивительно, что многие сопротивляются пересмотру цен. Но уже ни у кого не вызывает сомнений удорожание сырья и дефицит ключевых ингредиентов, поэтому новые цены постепенно закрепляются в Соединённых Штатах. Sun Chemical уже несколько лет пытается смягчить непрерывное увеличение затрат. Когда начались проблемы с поставками сырья, компания гарантировала клиентам бесперебойные отгрузки благодаря позиции на рынке и преимуществам интегрированного производителя. Научно-исследовательские отделы Sun Chemical работают над поиском конкурентоспособных альтернатив сырью, дефицит которого обусловлен ростом цен или уменьшением количества поставщиков».

Роль сервиса

В прошлом году поставщики вновь стали делать акцент на сервисе. На выставке Print-05 компании Superior Printing Ink, INX International Ink и Van Son Holland Ink приглашали на стенды типографии для обсуждения проблем.

«В качестве дополнительных услуг для потребителей чаще всего предусматривается обмен знаниями и опытом по решению проблем и оптимизации техпроцесса, — пояснил Кристо. — Ресурсы INX всегда открыты для заказчиков. Быстрый совет специалиста — большой плюс. Мы рассматриваем варианты со смешиванием специальных цветов, управлением запасами расходных материалов на местах, организацией сервисных отделов на производстве и другими услугами».

«Будем и дальше совершенствовать и развивать наш бизнес на полиграфическом рынке, исходя из девиза компании «Solutions» (решения) и предлагая обучение и техническую поддержку», — подчеркнул Сагерт.

На выставке Superior Printing Ink установила станции подбора цветов, пользовавшиеся большим вниманием посетителей.

«От конкурентов нас отличает сервис, — считает Брайс. — Его нельзя просто декларировать — ведь это основной секрет успеха. Это знают все, но многие относятся к нему недостаточно серьёзно. Наши производственные сервисные отделы берут на себя всё: заказчики ежедневно подают информацию о потребностях в краске, остальное — задача компании».

«Sun Chemical всегда была лидером по дополнительным услугам для типографий, без которых им сложно оставаться конкурентоспособными. Уровень и оперативность локальной и глобальной технической поддержки остаются непревзойдёнными в отрасли, — заметил Грим. — Мы предлагаем самый широкий спектр операций с красками на производстве по сравнению с другими поставщиками, продолжаем развивать направление управления цветом. Мы единственный поставщик красок, в ассортименте которого другие расходные материалы для полиграфии — увлажняющие растворы, офсетные полотна и смывки».

Некоторые компании, напротив, предпочитают сворачивать бизнес на локальном уровне. Главное — найти оптимальный путь развития.

«О сервисе говорят все, но реальный его уровень у крупных производителей красок часто ниже из-за попыток оптимизировать затраты, — делится впечатлениями Ламберт. — За прошедшие годы мы расширили ассортимент дополнительных услуг отдела красок — дизайн и менеджмент, производство и контроль цвета; сократили складские запасы, наметили направления для оптимизации и сокращения производственных издержек».

«Я бы не сказал, что интерес к дополнительным услугам для типографий стал выше — мы всегда делали ставку на сервис, — добавляет МакДауэлл. — Это ключ к балансу затрат и прибыли, поскольку всем ясно, что сервис бесплатным не бывает. Когда услуг становится слишком много, заказчик задумывается, во что они ему обходятся».

Прогнозы-2006

Что же ожидает нас после всех прошлогодних перемен? Стоит ли рассчитывать на стабилизацию цен после многочисленных слияний? Ждать ли новых сделок? Ответов пока нет, но одно ясно: поставщики красок должны получать то, что им причитается по праву, особенно учитывая рост цен на сырьё.

«Консолидация будет продолжаться — одолеть кризис перепроизводства в состоянии только глобализация, изменяющая конкурентную ситуацию на рынке, — уверена Маркс. — Цены на продукты нефтепереработки станут ниже после ремонта повреждённых стихией предприятий, но напряжённости это не ослабит. Год, несомненно, будет не из лёгких».

«Усилия ведущих игроков рынка по повышению цен стабилизируют ситуацию в отрасли, — полагает Кристо. — Надеюсь, всем станет ясно, что за свою продукцию и услуги мы должны получать больше. Отмечу тенденцию к инновациям и творческому подходу».

Основной проблемой в следующем году, скорее всего, останутся цены на сырьё.

«В первой половине 2006 г. сохранится напряжённое положение с поставками и ценами на расходные материалы, — считает МакДауэлл. — Наши заказчики испытывают те же трудности с сырьём и производственными затратами. С одной стороны, это открывает возможности для повышения цен, с другой, право на новые цены нужно ещё отстоять».

«Надеюсь, цены на продукцию станут логичными, отображающими реальные затраты на сырьё, производство и ресурсы, необходимые для удовлетворения растущих потребностей заказчиков, — говорит Ламберт. — Странно видеть, как некоторые конкуренты снижают цены для новых заказчиков и повышают для старых. По мере ухудшения рыночной ситуации процесс слияния небольших и средних производителей красок продолжится. Для надёжных прогнозов по красочной отрасли пока слишком много переменных. Но основной движущей силой останется экономическая экспансия на крупнейших рынках. Главными проблемами — инфляция и перебои с поставками сырья. Тем не менее, многие аналитики рассчитывают на положительную динамику в 2006 г. и продолжение консолидации».

«В следующем году ситуация улучшится, но только при условии, что будет чётко оговорено и подписано повышение цен, покрывающих растущие затраты на сырьё, — заключает Кленденнинг. — Мне кажется, слияния и приобретения прошлого года пойдут на пользу всем. Думаю, вскоре индустрия услышит о новых сделках».

Основные направления развития

За прошедший год для производителей красок наметились несколько перспективных направлений развития, в первую очередь в сфере упаковки.

«Наибольшие темпы роста демонстрируют УФ-печать и гибкая упаковка, — сказал Кристо. — Хуже всего обстоит дело с коммерческой рулонной печатью с сушкой: из-за перепроизводства и низкого уровня цен прибыли, в лучшем случае, минимальные».

«Рынок упаковки уверенно набирает обороты, лидируют отверждаемые энергией решения», — уверен Сагерт.

«Рынок потребительской упаковки в течение года чувствовал себя уверенно, а вот в коммерческом сегменте (рулонный и листовой офсет) всё не так гладко, а это означает массу проблем для нас и наших коллег», — тревожится Кленденнинг.

«Высококачественная упаковка короткими тиражами — это возможность для дополнительных прибылей и услуг, — поясняет МакДауэлл. — Крупных производителей пакетов для потребительских товаров продолжает теснить импортная продукция».

По словам Ламберта, сейчас развивается сектор отверждаемых энергией красок и лаков, гибридных УФ-красок, водных флексографских красок и сольвентных составов для ламинатов (в особенности для рекламных стоек и продукции с возможностью повторного запечатывания). Проблемные сферы — коммерческая офсетная печать и производство пакетов для покупок, сдающее позиции иностранным поставщикам.

Грим заметил, что вопреки стабилизации рынка упаковки в 2005 г. результаты оказались ниже ожидаемых. Ярче остальных выглядели сегменты обычной и усадочной рукавной этикетки, стерилизующейся упаковки. По некоторым прогнозам, развитие рынка упаковки по темпам, как минимум, не уступит росту ВВП США, но однозначно утверждать это сложно. Он добавил, что печать по гофрокартону с трудом удерживается на текущем уровне из-за конкуренции со стороны печатающейся за границей упаковки для импорта готовой продукции.

«Множество мелких и средних типографий закрылось, но оставшимся крупным игрокам удаётся наращивать объёмы. Может показаться, что для вялых рынков листового и рулонного офсета всё складывается удачно, но об окончании кризиса перепроизводства говорить пока рано, — считает Грин. — По данным полиграфических ассоциаций, лучше всего дела идут у тех, кто комбинирует печатные процессы и предлагает широкий ассортимент дополнительных услуг. Не снижает темпов развития и цифровая печать. Именно на неё приходится наибольший прирост за 2005».

«Набирает популярность цифровая печать, уверенно чувствуют себя упаковочный сектор и УФ-технологии, — дополняет Маркс. — У всех на устах две темы — защита торговых марок и радиочастотная идентификация, но пока всё ограничивается оживлёнными дискуссиями. Мы внимательно следим за этими сегментами».

Новые продукты

Для производителей красок решающее значение имеют новые разработки. Wikoff Color представила новые, более насыщенные флуоресцентные краски для коммерческой и УФ-печати офсетом, высококачественные офсетные для коммерческого сегмента, стойкие к химикатам водные флексографские для печати по многослойному картону и краски для гибкой упаковки, рассчитанные на высоколиниатурные анилоксовые валы и воспроизведение качественной графики на скоростных машинах.

Flint Ink успешно вывела на рынок УФ-краски для печати без сушки ArrowLith. «Серия ArrowLith появилась в конце 2004 г. и сразу же нашла потребителя, превзойдя все ожидания, — пояснила Маркс. — В 2005 г. положенная в основу этих красок УФ-технология получила награду PIA/GATF InterTech Technology Award».

В Северной Америке Sun Chemical анонсировала сразу несколько новых разработок: универсальная серия для рулонной печати с сушкой PrintEasy, рассчитанная на специальные сорта бумаги, универсальная краска UltraPrint и два увлажняющих раствора Rycoline. Европейское отделение Sun Chemical представило SolarCat — передовую катионную УФ-краску, время отверждения которой вдвое ниже по сравнению с рыночными аналогами.

Kohl & Madden разработала уникальные краски Liberty для листового офсета без летучих органических соединений: они не засыхают в машине по нескольку дней, а при нанесении на материал высыхают практически мгновенно, исключая длительную сушку и сокращая время на печать и обработку заказа. Пока новинка доступна только на рынках Северной Америки.

SunJet объявила о первой инсталляции цифровой машины FastJet для печати по гофрокартонной упаковке и представила белые УФ-краски SunJet Crystal URW для струйной печати.


* Журнал InkWorld Magazine, декабрь 2005 г.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40