Рассматриваются способы и проблемы подготовки дизайна для печати полутонового изображения (сепии).
Давно замечено, что чёрно-белое изображение, безукоризненно подготовленное и отлично напечатанное, зачастую выигрышнее многоцветного. А чтобы передать фактуру и детали сюжета, приходится однокрасочную работу «делить» на два цвета для среднего результата, на три — для хорошего, на 4-5 — для отличного.
Основная проблема при печати полутонов — допечатная подготовка. В офсете такая работа проходит под названием «дуо тон» (два тона), для цветоделения используются базовые профили Adobe Photoshop. Любой оттенок (коричневый, синий, красный) программа разбивает на два тона, например, светло- и тёмно-коричневый (рис. 3). После небольшой корректировки яркости и контрастности картинку можно печатать.
Такой способ для трафаретной печати не подходит, т. к. шелко-графия на порядок ярче и плотнее, чем офсет, отпечаток с офсетного профиля будет контрастным и тёмным, не помогает и уменьшение плотности цвета с помощью белил или лака. Белила делают краску «седой» и более кроющей, приводя к отрицательному результату; лак же, хотя и обеспечивает прозрачность, не позволяет двумя цветами напечатать объёмное изображение — оно получается плоским
Тем не менее, опираясь на эксперименты, мы остановились на лаке. И столкнулись с другой проблемой: при наложении, краски заметно усиливают тон на тёмных участках. Сделав выкраски с разными значениями коричневого цвета в лаке, мы получили алгоритм усиления тона в процентах. Проведя тесты, откорректировали изображение в Adobe Photoshop (все настройки — по умолчанию) и определили необходимое количество цветов дизайна.
Разработчики программ цветоделения рекомендуют разные цветовые профили Photoshop, в т. ч. офсетные (полное отсутствие 100% чёрного и белого в CMYK). Но для цветоделения на чёрный фон нужен 100% чёрный, а для белого — 100% белый, поскольку необходимо вычесть их из подложки, не печатать чёрный цвет по чёрному и белый по белому.
Сначала — проба
Передача полутонов в более узком, чем в офсете, диапазоне — основная особенность трафаретной печати. Кто пытался воспроизвести их в диапазоне 2—6% или 90—98% поймет, о чём речь. При подготовке изображения надо учитывать, что воспроизведение растра менее 5% и более 90% — большая проблема. При ручной печати диапазон ещё более сужается из-за разнооттеночности оттисков и непостоянства давления на ракель от рук печатника.
Дабы упорядочить подготовку и отследить ошибки на форме, нужно вывести тестовые шкалы с подписанными плотностями, засветить трафарет и сверить результат с плёнками. Затем — пробная печать. Только тогда прояснятся возможности копировальной рамы, печатной машины и квалификация печатников. Рекомендуем для светлых тонов не менее 5-6%, для тёмных — не более 85-90% плотности краски.
Чтобы лучше передать полутона, дизайнер должен провести серьёзную подготовительную работу. Для начала — оценить оригинал по самым тёмным и светлым местам, при необходимости довести плотность до воспроизводимой при печати. Средние тона не менее проблемны: разница на полутоне в 5-10% бывает неразличимой при печати. Поэтому следует повысить контрастность так, чтобы разница в воспроизводимых полутонах составляла 12-15%. В Adobe Photoshop желательно вручную пройтись по мелким деталям и «проблемным» местам инструментом dodge/burn.
Цветоделение
Для хорошей цветопередачи нужны три цвета: подложка (светло-коричневый, мягко проявляется из фона бумаги, создаёт платформу для последующих красок — рис. 1), коричневый (прорисовывает средние полутона, переходы на светло-коричневый, подготавливает основу под тёмно-коричневый — рис. 2) и тёмно-коричневый (придаёт изображению окончательный лоск, прорисовывает самые тёмные детали — рис. 3).
Пробная печать прошла на твёрдую «четвёрку», но изображение всё равно получилось контрастным.
Мы провели повторное цветоделение и добавили 4-й светло-коричневый цвет среднего тона, благодаря чему выделили объёмные детали корректнее, чем раньше. В принципе, количество цветов, используемых при печати копий картин, карандашных набросков и полутоновых изображений, неограничено, а это неоспоримое преимущество шелкографии. Ради интереса, мы добавляли цвета в дизайн: благодаря тестовому файлу можно было, не печатая, сравнивать результаты цветоделения на мониторе. Но оптимальное количество красок всё-таки оказалось равным четырём.
Пробная печать вышла на «пять»! Применение лака вместо белил позволило на специальных бумагах и с высокой линиатурой ФНА добиться поразительного сходства отпечатка с акварельным рисунком (рис. 1а, 2а, 3а, 4а).
Многие скажут, что всё это можно напечатать на принтере, но работы, сделанные трафаретной печатью, трудно отличить от оригинала, в них — энергетика создававших дизайн и тех, кто его печатал. Ручные работы не чета машинным; неудивительно, что большинство людей останавливают выбор на сошедших с трафаретного станка копиях.
Автор и ведущий рубрики — Андрей Короб, руководитель студии «Рея»