Способов декорирования стекла много: химическое травление, имитация травления с помощью специальных паст, гальваника, напыление, нанесение деколи и тампопечать. А объединяет их сложный и трудоёмкий технологический процесс.
После появления специальных зеркальных красок наша студия стала печатать интерьерные дизайны на прозрачном пластике. Для получения зеркального эффекта стекло или пластик запечатывают с обратной стороны, поэтому плёнки выводятся как для офсета.
Так как пластик сильно царапается при эксплуатации, мы занялись декорированием стекла. Очень пригодился богатый опыт работы с деколями, тампопечати по стеклу и ёлочным украшениям. Главной стала проблема хорошей адгезии краски, максимальное соответствие её поверхностного натяжения и смачиваемости стекла для качественной передачи цвета и зеркальной поверхности.
рис. 1. |
Из тампопечати мы взяли специальные праймеры для подготовки поверхности к печати, опыт работы с ёлочными игрушками навёл на мысль воспользоваться газовой горелкой, дабы изменить «полярность» стекла для хорошей адгезии. Тесты дали хорошие результаты, и мы начали готовить дизайны к печати. Подчеркну: лучше сначала сделать тест, ибо зеркальная краска очень дорога и не всегда в наличии у поставщиков.
Из предыдущих опытов печати по оргстеклу выстроилась технологическая цепочка создания и подбора дизайна: большие поверхности, закрытые зеркальной краской, выглядят некрасиво и плоско, а тонкие векторные линии, растр и шрифты смотрятся великолепно. С помощью т. н. «колорбустеров» (концентрированный наполнитель для изменения тона краски) мы изменили тон для печати полутоновой растровой картинки. По техническим соображениям, добавлять свыше 15-18% тона в краску нельзя, она меняет характеристики, превращается в обычное серебро. Для получения хорошего зеркального блеска важно учитывать, что чем тоньше красочный слой, тем выше блеск краски.
Чтобы усилить блеск и яркость, рекомендуется запечатывать обратную сторону изображения чёрной или белой кроющей краской, можно использовать в качестве фона чёрный пластик или бумагу.
Результат печати полутонового изображения оправдал наши ожидания и после оформления работы в багет приобрёл вид законченной интерьерной работы.
рис. 2. |
Поскольку в этот момент мы готовились к конкурсу трафаретной печати SGIA в Америке, сюжеты были оформлены в традициях русских народных промыслов (гжель и хохлома). И три работы нашей студии на стекле получили золото, серебро и бронзу в одной номинации. Учитывая, что работа печатается зеркально, следует помнить: наносить красочные слои нужно от чёрного к светлому, краска с зеркальным эффектом накладывается последней.
Сочетание зеркальных шрифтов и элементов дизайна придаёт работе современный стиль, делает её привлекательной. Поскольку получить яркие зеркальные цвета путём специальных добавок не удалось, с помощью базовых красок CMYK мы попробовали напечатать несложное изображение с минимальным количеством цветов, «подсветив» его снизу зеркальной краской. Результат так понравился, что мы подготовили второй дизайн, более сложный по цветопередаче.
рис. 3. |
Приведённые на рис. 2 и 3 изображения тестовых файлов позволяют понять последовательность печати. На рис. 1 – фотография готовой работы.
Автор и ведущий рубрики — Андрей Короб, руководитель студии «Рея»