101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Есть ли будущее у DI-печати?

  • Эндрю Трибьют
  • 2 октября 2006 г.
  • 6103

Эндрю Трибьют

После недавней выставки IPEX с новой силой разгорелись дискуссии вокруг будущего печатных машин с технологией прямого экспонирования печатных форм (Direct Imaging, DI). Вопрос в очередной раз стал актуальным после анонса последней DI-машины от Presstek и новой стратегии прямых продаж. Heidelberg же заявила, что прекращает производство и реализацию машин с прямым экспонированием форм, делая ставку на максимальную автоматизацию традиционных офсетных прессов, которые и должны заполнить освободившуюся нишу. Вопрос в том, кто — Presstek или Heidelberg — верно оценивает перспективы технологии. Или на рынке хватит места обеим? DI-сегмент представляет собой короткие многокрасочные тиражи от 200 копий, где дополнительно конкурирует с тонерными (и в перспективе со струйными) цифровыми печатными машинами.

DI-печать сегодня

Уход Heidelberg из сегмента DI породил множество комментариев и дискуссий вокруг его будущего. В Heidelberg заявляют, что время DI ушло, а Presstek уверена и в перспективности направления, и в росте продаж. Другие игроки на рынке — KBA с моделями 46 Karat и 74 Karat и Screen, недавно представившая DI-машину второго поколения Truepress 344. В линейке Heidelberg машины с прямым экспонированием печатных форм заменит новая технология, сокращающая время настройки и упрощающая работу с оборудованием. Красочный аппарат Anicolor без регулировки красочных зон уже доступен в модели Speedmaster 52.

История и основные представители

Альянс Presstek/Heidelberg | С начала 90-х гг. Heidelberg неуклонно поддерживала DI-технологию. В 1991 г. она первой представила 2-полосную DI-версию GTO с экспонированием печатных форм искровым разрядом. Принцип работал, но качество оставляло желать лучшего. В 1993 г. появилась обновлённая модель GTO-DI, разработанная совместно с Presstek на базе системы экспонирования PEARL. Технологию искровых разрядов заменили термальные лазеры, экспонирующие печатные пластины Presstek PEARLdry. Интересно, что разработка стала прообразом термальной CTP-системы, которую в 1995 г. выпустили Kodak/Creo. Качество и разрешение повысились, но парк установленных машин рос медленно. Heidelberg на Drupa-95 представила DI-машину, спроектированную «с нуля» совместно с Presstek и не базирующуюся на действующих моделях — Quickmaster 46-4 DI. Это был успех — уже на выставке поступили заказы почти на 500 машин. Вместо металлических она работала с гибкими пластинами Presstek PEARLdry на полиэфирной основе, поставлявшимися в монтируемых на машину рулонах. Отличалась простотой в работе и принимала цифровые данные с RIP на базе Harlequin, что позволяло ей успешно конкурировать на коротких многокрасочных тиражах с новыми тонерными цифровыми системами от Indigo, Xeikon и Xerox. До конца 90-х для многих полиграфистов DI-направление олицетворяло цифровую печать, работающую по понятным для них принципам. При более высоких качестве и скорости, чем у «чистой “цифры”», модели предназначались для тиражей от 300 экз. и были экономичнее цифровых аналогов. Heidelberg продала около 2000 машин улучшенной версии Quickmaster 46-4 DI Plus, появившейся в 1998 г., и анонсированной в 2001 г. обновлённой Quickmaster 46-4 DI Pro.

В 1998 г. компания вышла в сегмент 4-полосной DI-печати, выпустив Speedmaster 74-DI: в каждую печатную секцию стандартной Heidelberg Speedmaster 74 добавили экспонирующую головку Creo SquareSpot. Работающая с пластинами Agfa и Presstek модель, несмотря на достаточно высокий уровень и проданные 100 машин, успешной не стала из-за слишком высокой стоимости по сравнению с обычной Speedmaster 74 в комплекте с автономной CTP-системой.

После прекращения сотрудничества с Creo и ухудшения отношений с Presstek из-за цен на печатные пластины и другие расходные материалы Heidelberg стала утрачивать интерес к прямому экспонированию форм. Возможно, в компании по-иному оценивают будущее технологии, а может быть, причина в разрыве коммерческих отношений с поставщиками. В результате было решено отклонить новые решения Presstek и не дорабатывать демонстрировавшиеся на Drupa-2000 технологии экспонирования. В 2001 г. Heidelberg всё же улучшила модель Quickmaster 46-DI до версии Pro, но модернизация не имела ничего общего с концепциями Presstek, воплотившимися в новой печатной машине Ryobi. И Quickmaster 46-4 DI Pro не составила реальной конкуренции модели от Ryobi. Heidelberg также добавила в ассортимент альтернативные печатные пластины для Quickmaster от Fujifilm, ставшие предметом длительных судебных разбирательств между Heidelberg и Presstek.

Альянс Presstek/Ryobi | На Drupa-2000 Presstek представила новую термальную технологию Profire с уменьшенной, более чёткой точкой и повышенной скоростью экспонирования. В машинах нового дизайна выше скорость печати, оптимизирована проводка бумаги и лучше наносится краска. Ryobi 3404DI выпускается Ryobi и продаётся также под маркой KBA 46 Karat (в Северной Америке была известна под маркой Xerox Docucolor и позже перешла к KPG). По характеристикам значительно превосходит модернизированную Heidelberg Quickmaster 46-4 DI Plus и последнюю Quickmaster 46-4 DI Pro.

Koenig & Bauer (KBA) | Ещё одна значимая разработка в сфере DI появилась в 1997 г.: машину KBA 74 Karat официально представили на Drupa-2000. Совместный проект KBA и корпорации Scitex выпускался на заводе KBA в Германии и включал лицензионные наработки Presstek — общий печатный вал с двумя формными валами, каждый рассчитан на две краски. Машину отличал уникальный анилоксовый красочный аппарат без регулировки красочных зон Gravuflow, заменивший систему валиков. Технология сухой печати работала с металлическими пластинами Presstek PEARLdry. В отличие от остальных моделей Presstek машина была 4-полосного формата, с термальными экспонирующими головками, разработанными и изготовленными Scitex (сейчас Creo) в Израиле. KBA 74 Karat не только не сняли с производства, но даже модернизировали, повысив скорость экспонирования и добавив опцию лакирования в линию: сейчас это единственная машина 4-полосного формата с прямым экспонированием форм.

Screen | Единственный игрок на DI-рынке, не использующий технологию и конструкционные патенты Presstek. На рынок прямого экспонирования компания вышла в 1998 г. с многокрасочной 2-полосной TruePress 544. В отличие от остальных DI-моделей, машина была не сухой, а обычной офсетной и не требовала термальных пластин. Для экспонирования полиэфирных офсетных пластин Mitsubishi Silver Digiplate (известная марка, с которой работают многие полиэфирные CTP-системы) компания предпочла собственную технологию из устройств «компьютер–плёнка» с красным лазерным диодом (633 нм). В систему экспонирования входило и устройство проявки, поскольку пластины не были ни беспроцессными, ни бесхимикатными. В сентябре 1999 г. Screen объявила о планируемом выпуске 4-полосной TruePress 744, но на рынке она так и не появилась. Недавно компания представила решение второго поколения TruePress 344 на базе термальных экспонирующих головок и беспроцессных пластин Konica.

Adast | В 1995 г. чешский производитель печатных машин выпустил разработанную совместно с Presstek первую 4-полосную DI-модель 745C DI и 5-красочную версию 755C DI. Машина с экспонирующими системами Presstek PEARL в каждой печатной секции работала с металлическими пластинами Presstek PEARLdry. На Drupa-2000 Adast продемонстрировала модель 557DI для 2-полосного сегмента, уже на основе модернизированной технологии экспонирования Presstek Profire. В серии Xerox Docucolor разработка проходила под маркой Docucolor 400 DI. Машин с прямым экспонированием печатных форм больше в ассортименте компании нет, и на сайте Presstek в партнёрах она не числится.

Позиция Heidelberg

С 2000 г. Heidelberg практически не внесла весомого вклада в развитие DI-технологии, а персонал прекратил продавать машины с прямым экспонированием форм, делая исключение только для старых клиентов. Quickmaster 46-4 DI не составила конкуренции новым машинам Presstek/Ryobi. Избрав альтернативный путь, в Heidelberg активно занимались повышением производительности на коротких тиражах традиционных унитарных печатных машин. В этом году на IPEX компания представила последнюю разработку в этой сфере — красочный аппарат Anicolor для Speedmaster 52. По информации Heidelberg, в комбинации с автономной CTP-системой на сверхкоротких тиражах машина эффективнее системы с прямым экспонированием форм. Дополнительный плюс: работа с обычными красками и пластинами вместо специальных красок для сухого офсета и специфических DI-пластин, как у Presstek.

Похоже, у Heidelberg было несколько причин отказаться от DI, в т. ч. желание иметь дело с собственной технологией, контролируя процесс, вместо работы по лицензиям Presstek и Creo. Кроме того, новая технология Anicolor оказалась реальной альтернативой прямому экспонированию, а в будущем её реально приспособить и для большеформатных машин. Собственные разработки Heidelberg принесут компании больше прибылей по сравнению с совместным проектированием или получением лицензии на новую серию DI-машин.

Похоже, Heidelberg предпочитает не замечать рынок DI-печати, поскольку он для них не интересен. Менеджеры уже много лет не продавали машин с прямым экспонированием форм, зная, что Quickmaster 46-4 DI — не конкурент последним моделям от Ryobi. Вместо этого в компании решили собственными силами изменить специфику рынка младших моделей 2-полосного формата. Новый красочный аппарат Anicolor весьма конкурентоспособен на коротких многокрасочных тиражах по сравнению и с цифровыми тонерными системами, и с последними DI-машинами, что существенно облегчит жизнь менеджерам по продажам. Ставка на то, что технология дифференцирует технику и от DI-поставщиков, и от остального офсетного оборудования.

Так есть ли рынок DI-печати?

Несмотря на заявления Heidelberg об отсутствии рынка DI-печати, с ней трудно согласиться. Компания заверяет, что новейшая Speedmaster 52 с красочным аппаратом Anicolor — это ускоренный переход с тиража на тираж по сравнению с DI-машиной и большая универсальность. В отличие от большинства машин с прямым экспонированием форм, к 4 секциям можно добавить дополнительные, нанося в один прогон 4 краски плюс лак и мгновенно запечатывая вторую сторону без просушки оттиска. Но производители цифровых систем уверяют, что по качеству печати цифровые печатные машины не уступают DI-оборудованию и экономичны на тиражах от одного до нескольких сот экземпляров. Акцент делается на персонализации, которая не под силу любой офсетной технологии. Анализ противоположных мнений заставляет задуматься о наличии DI-сегмента печати.

Безусловно, офсетные позиции Heidelberg очень прочны, но есть одно «но»: покупать приходится не только печатную машину. Понадобится ещё и CTP-система, т. е. дополнительные персонал и затраты, а в DI-машинах экспонирование форм — интегрированная и автоматизированная часть техпроцесса, поэтому и персонал нужен не столь квалифицированный. Для полностью офсетной машины понадобятся опытные печатники, а DI-машину, как и цифровое печатное устройство, при желании можно отнести к компьютерной периферии.

Для небольших типографий, только выходящих на рынок качественной многокрасочной печати за один прогон, Di-машина представляется весьма заманчивой. В новейших моделях время перехода с тиража на тираж снизилось до 10 минут, а по себестоимости печати они реально эффективны на тиражах минимум до 5000 экз.

Если оценивать ситуацию в контексте цифровых печатных машин, то по многим аспектам DI-оборудование прекрасно их дополняет. Основная масса цифровых заказов — короткие тиражи без персонализации. Небольшой типографии, ищущей варианты выхода на рынок коротких тиражей, работать с персонализацией будет проблематично. Это узкоспециализированный рынок, где доминируют не мелкие предприятия, а технологически мощные компании. Отдельной темой становится поиск персонализированных заказов. Если цель заключается лишь в печати коротких тиражей, машина с прямым экспонированием печатных форм предпочтительнее цифрового устройства, поскольку выполняет заказы от 100 копий, но конкурентоспособна и на тираже в 10 000. Цифровому оборудованию такое не под силу.

На ближайшем будущем для DI-машин есть два перспективных направления: 1) небольшие типографии, планирующие повысить качество многокрасочной печати без существенных инвестиций в навыки по работе с цветом и CTP-системы; 2) цифровые типографии с тонерным оборудованием, желающие расширить спектр заказов, не привлекая дополнительных специалистов. Для них DI-машина откроет перспективу работы с тысячными тиражами и позволит повысить качество за счёт реализованного в последних моделях FM-растра высокого разрешения. Да и цифровые машины при этом целиком переводятся на прибыльные персонализированные заказы.

Несколько лет назад я написал статью, в которой констатировал смерть DI-технологии. Теперь вижу, что поторопился, и готов вслед за Марком Твеном повторить: «Слухи о смерти технологии прямого экспонирования сильно преувеличены».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 42