Как сохранить анилоксовый вал чистым? Как выявить его повреждения? Секрет один — правильные уход и техобслуживание.
Что подразумевается под техобслуживанием печатной машины? В первую очередь — контроль за чистотой красочных станций и печатных форм, качеством запечатываемого материала. Для нормальной работы этого достаточно, но всегда ли соответствует запросам производства, клиентов, бизнеса?
Сколько вы тратите на высекальные штампы для узкорулонных машин? От нескольких сотен до пары тысяч долларов? И как за ними следите? Наверняка, храните в специальных ящиках на хорошо спрятанных от посторонних глаз стеллажах.
А каковы расходы на анилоксовые валы для узкорулонной техники? Сопоставимы. Цена керамического вала с лазерной гравировкой та же — от нескольких сотен до пары тысяч долларов, в зависимости от типа гравировки. Заботитесь ли о них в той же мере? Надеюсь, не протираете тряпкой перед установкой в машину, не убираете подальше (что ещё хуже), пока снова не понадобятся.
Вы уже догадались о моём трепетном отношении к анилоксам. Срок службы отличных изделий падает в 2-5 раз лишь потому, что их не умеют обслуживать.
Остановимся на способах очистки. Самый популярный (и рекомендуемый большинством производителей) путь к чистоте гравированного керамического анилоксового вала — щётка из нержавеющей стали и чистящее средство на базе растворителя. Добавьте регулярное техобслуживание печатной машины, и ячейки анилокса всегда будут в отличном состоянии.
Как определить, что анилоксовый вал забит высохшей краской? Цвет покрытия нового анилокса варьируется от серого до коричневого. Грязный же приобретает чёрный оттенок и блеск. Блестят засохшая краска и её компоненты, черноту даёт комбинация засохших красок базовых цветов. Если вал используется исключительно для одной краски, блеск приобретает специфический оттенок (рис. 1).
Что делать, если после обработки щёткой с чистящим составом в ячейках остаётся краска? Помогут альтернативные способы очистки. Специального оборудования на производствах, как правило, не покупают, предпочитая услуги специализированных фирм. Узнайте побольше о компании, с которой собираетесь сотрудничать, убедитесь в её компетентности, ведь по стоимости анилоксовый вал не уступает высекальному штампу.
Какие дефекты проявляются после очистки? Ищите повреждения керамического покрытия — трещины, сколы гравировки, зазубрины на краях и поверхности вала. Проверяйте опорные поверхности подшипников. Выявите все препятствия для качественной печати.
Как сохранять валы в чистоте между тиражами? Хранить в оригинальной коробке с защитной крышкой. Если её нет, сделайте кожухи из труб ПВХ соответствующей длины, с диаметром на 2,5—5 см больше диаметра вала. Помещённые в них анилоксы, предварительно обёрнутые защитным чехлом, разместите в специальном, закреплённом на стене, в надёжном месте, ящике (рис. 2).
Новые анилоксы сложили в потаённом углу сервисного отдела, но прямо на них упал незакреплённый шкаф. Можно ли что-то сделать? Такие валы становятся «мёртвым грузом»: повреждения настолько серьёзны, что уцелеть может лишь основа. Поэтому валы нужно держать не на полу, а на закреплённых стеллажах, подальше от угроз механического воздействия (рис. 3).
Можно ли восстановить отколовшийся край керамического вала? У анилоксовых валов в основном повреждается керамическое покрытие — очень твёрдое и хрупкое. При установке и демонтаже первыми страдают края. Если скол на краю вала не задевает печатную зону, повреждение можно локализовать самостоятельно, чтобы вал не разрушался дальше. Перочинным ножом нанесите на область скола немного двухкомпонентной эпоксидной смолы. Следите, чтобы она не попала на гравировку и не забила ячейки. Оставьте высох-нуть на ночь и отполируйте мелкозернистой наждачной бумагой (400 и выше), слегка надавливая указательным пальцем. Не выходите за границы повреждения, чтобы не задеть ячейки. Теперь сколотый край не будет разрушаться дальше.
В чём причина сколов по краям вала и как их предотвратить? Постоянные установки анилоксовых валов в машину с последующим демонтажом чреваты появлением сколов. Основная причина — небрежность, но повредить вал может даже самый осторожный сотрудник.
Что предпринимают производители? Керамическое покрытие крайне плотное, что отрицательно сказывается на эластичности. Учитывая требования к плотности, необходимой для стабильного краскопереноса по всей поверхности анилоксового вала, края пытаются защитить от повреждений. Популярна «локализация» — по краям оставляют без гравировки по 30 мм вала и более, чтобы не ослаблять керамику и сделать её устойчивее к сколам. Это не панацея, но в сравнении с полностью гравированными валами повреждения сводятся к минимуму. Как правило, при печати оставляют поля, что даёт производителям анилоксов карты в руки при локализации. Хотя она не обязательна, клиент может заказать сплошную гравировку, как правило, за те же деньги.
Почему не принимают на перегравировку валы с крутильными деформациями опорных поверхностей подшипников? При их наличии прочность шейки вала может вызывать сомнения (рис. 4), соответственно, вероятны проблемы при перегравировке основы. Повторная гравировка — процесс недешёвый, так что и основа нужна качественная. Цена устранения дефектов опорных поверхностей равна стоимости основы анилоксового вала для узкорулонной печати. Если планируете отдавать валы на перегравировку, не повреждайте опорные шейки вала.
Вал чист, повреждения устранены, место для хранения готово. Что дальше? Заносите данные по каждому валу в специальный журнал, хранящийся поблизости от стеллажа с анилоксами. На анилоксовых чехлах сделайте кармашки с информацией по линиатуре, объёму, углам гравирования и пр. Фиксируйте даты последнего использования с образцом краски и последней очистки, чтобы точно знать, как вал вёл себя на тираже (рис. 5).
Уход за анилоксовыми валами — основная составляющая качественной печати и техобслуживания печатной машины. Если будете последовательными в стремлении к качеству и производительности, появятся все шансы обойти конкурентов на финишной прямой (риc. 6).
Об авторе: Кэрол Хэррисон, менеджер компании CTS Industries.