До сих пор не знает конкурентов господствующая на текстильном рынке технология трафаретной печати. Мощным промышленным системам в сфере производства составляют компанию трафаретные карусельные станки в сегменте выпуска рекламной и художественной продукции. Высокий спрос на эффектно и качественно оформленные элементы одежды и атрибутику заставляет печатников приглядываться к станкам, наносящим на материал не менее 8-12-ти цветов.
Рост потребности в качественно запечатанных текстильных изделиях всё чаще стимулирует приобретать полуавтоматическую технику, хотя неправильно утверждать, что ручные «карусели» теряют позиции. Они незаменимы при выпуске небольших заказов, «легки на подъём» и, при достаточном опыте владельца, позволяют создавать вещи, трудно реализуемые на полуавтоматах, в т. ч. по экономическим причинам. Убедительное подтверждение — недавно выпущенные M&R, пока не замеченной в нелюбви к полуавтоматической технике, ручные экономичные станки Sidewinder, упрощающие вход в увлекательный трафаретный бизнес.
Российский рынок ручных карусельных станков уникален: заметную роль здесь продолжают играть отечественные производители трафаретной техники — «Евро-принт», полностью обновившая модельный ряд фирма «Оптимум», «Проксима» и «Спика Технология». Зарубежные конкуренты — Codas, M&R, Vastex International и Workhorse Products. Отечественные поставщики отлично известных ручных станков Hopkins и Ranar, оценив растущий динамизм рынка, сместили интересы к полуавтоматической технике.
Диапазон предложений последней узок и элитарен, имя каждого её производителя символизирует этап развития индустриальной шелкографии: M&R, MHM, TAS, TUF Products, Progressive Screen Printing Machines. А тексты пресс-релизов, посвящённых представляемым в последние годы моделям, мало чем отличаются от анонсов смежных печатных отраслей: сервоприводы, сенсорные панели управления, бортовые компьютеры… Что не может не радовать: несчётное число раз слышавшая предсказания о своей грядущей невостребованности трафаретная печать продолжает активно развиваться на зависть конкурентам.
Как единогласно отмечают специалисты, главная тенденция на российском трафаретном рынке — переход печатников к продуманной и «цивилизованной» политике закупок оборудования. Ещё несколько лет назад небольшие типографии приобретали станки, не анализируя потенциал будущих заказов: брали то, что могли себе позволить. Результат — несоответствие технических возможностей высоким творческим амбициям. Печатали водными красками на ручных станках, применяли «любительские» машины для промышленных заказов, старались любой ценой уложиться в 6 цветов на агрегатах с небольшим количеством печатных головок.
На каждом «луче» карусельного полуавтомата TAS Hawk — отдельный двигатель управления движением печатного и орошающего ракелей |
В сводных таблицах к статье — ручные и полуавтоматические станки, оснащённые 4–12-ю печатающими головками (цветами). Уже традиционно (см. предыдущий справочник покупателя «Печатная карусель», ФСП № 2, 2005) не рассматриваются трафаретные карусельные плоскопечатные полуавтоматы, преимущественно ориентированные на печать графической продукции, а также полуавтоматические машины овального построения, на данный момент предлагаемые M&R и российской «Оптимум».
Cуть различий рассматриваемых полуавтоматических станков — уровень автоматизации, определяющий ценовую категорию оборудования. Среди особенностей флагманов модельного ряда M&R и MHM — сервоприводной индексный стол, обеспечивающий микронную точность позиционирования каждого луча карусельного станка; встроенная память, хранящая наборы параметров печатных настроек; цифровое управление величиной печатного зазора; автоматический контроль температуры печатного стола…
Цветные карусели
Две расположенных одна над другой «карусели» — стандартный принцип построения трафаретной машины для текстильной печати. Нижняя — с рабочими столами, верхняя — с печатающими головками и креплениями для трафаретных рам. В ручных станках количество столов и рам, как правило, совпадает.
Исключение — оригинальная трёхъярусная схема Duo Deck в машинах M&R Chameleon, в третьем верхнем круге которой могут располагаться дополнительные печатающие головки. В дополнение к стандартным конфигурациям 6/6 или 8/8 предлагаются модели 4/6 (4 печатных стола/6 цветов или печатных головок), 4/8, 4/10, 6/10 и 8/14. А число печатающих головок станков Original от Workhorse можно увеличивать на месте.
Все производители полуавтоматов предусматривают продажу станка с заведомо большим количеством рабочих столов, что перспективно для наращивания цветности, позволяет устанавливать дополнительное оборудование — сушку, блок охлаждения, станцию для нанесения флоков, пресс горячего тиснения фольгой и др. Ручные станки, казалось бы, по умолчанию предназначенные для одновременной работы нескольких печатников, поддерживают её не всегда. Дело в одновременном попадании рамных держателей в уловители, расположенные на штангах печатных столов, ответных элементов на «лучах» трафаретных рам. Что обеспечивается точной пригонкой сопрягаемых элементов при сборке — ещё на заводе каждый должен быть помечен одинаковым номером.
Так (с возможностью одновременной печати) изготавливаются все станки M&R Chameleon (поровну столов и печатных головок), Vastex International, «Европринт», «Оптимум Мастер», «Проксима» и «Спика-Технология». Ручная пригонка на месте предусмотрена для Codas и «Оптимум Старт». Пригонка может осуществляться для заранее помеченных номерами ответных частей, как, например, в станках Workhorse Products.
Считаем столы
В полуавтоматических станках, как правило, столов на два больше: они необходимы для выполнения двух ручных операций (надевания футболок на стол и снятия). Дальнейшее сокращение цветности часто связано с требованиями установки на печатные столы промежуточных сушек.
При нажатии кнопки «пропуска стола» в MHM Synchroprint информация об отсутствии на нём футболки фиксируется в памяти, и машина перестаёт опускать на «помеченный» стол формы |
К выбору количества печатающих головок и конфигурации машины следует подходить предусмотрительно. Для широкого диапазона работ на ручной машине потребуется станок по крайней мере с 6-ю печатающими головками. Минимальное количество столов полуавтомата определит потребность в промежуточных сушках. Приятное исключение — станки TUF Products, оснащаемые фирменными сушками Flashback, способными работать на одном столе попеременно с печатающей головкой – печать, сушка и охлаждение материала c помощью турбовентилятора реализуются «не сходя с места». Стандартный подход — сушка через каждые 3-4 цвета (при печати «сырое по сырому») и после первой секции, наносящей белую подложку при печати на тёмных тканях. Итог — как минимум, 10 печатных столов для 7-цветной печати. Не исключена потребность в блоке охлаждения (иногда выручает обычный вентилятор), обеспечивающем остывание краски перед запечатыванием следующего цвета (современный вариант — напыление на материал тончайшего силиконового покрытия). Весьма популярный, хотя и дорогостоящий сервис — нанесение на изделия флока (специального ворса, формирующего элементы объёмных изображений). Итог — джентльменский набор в 14 рабочих столов, как на 12-красочном MHM Synchroprint S-Type, установленном в московской Studio Carmine.
Требуемое количество цветов — ключевой вопрос выбора карусельного станка. Два года назад, когда готовился аналогичный справочник покупателя, на рынке практиковались экономные подходы, суть которых — максимальное сокращение цветности (12-красочный дизайн, например, в профессиональных руках приводился к 6-ти краскам без видимых последствий для заказчика). Сейчас ситуация иная: хотя количество дизайнов с числом цветов не более 4-х по-прежнему велико, заметно обозначились интересы взыскательных клиентов. Что подтвердил директор «Пиксель-Принт» Василий Дюжев: сегодня выгоды от упомянутой экономии могут свестись к потере заказчика.
Покупка многоцветного станка привлекательна и по другой, не менее важной причине: как подчеркнул директор Studio Carmine Андрей Мещеряков, можно отрабатывать одновременно два 4-красочных дизайна — когда формы установлены, переход на другой комплект занимает минимум времени, резко повышается производительность, снижается себестоимость.
Разные форматы
Регулируемое усилие пневмоцилиндров на машине M&R Sportsman обеспечивает требуемое давление ракеля и форракеля |
Среди основных показателей карусельной машины — максимальные форматы печатаемого изображения и трафаретной рамы, размеры и типы рабочих столов. В технических описаниях обычно указывается их стандартный размер (см. таблицу), хотя можно установить столы увеличенных габаритов. Если планируется работать с большими изделиями или, например, запечатывать нижнюю и верхнюю части футболок, следует заранее подбирать столы соответствующего размера. По словам Мещерякова, формат запечатки его полуавтомата (600х480) позволяет работать абсолютно со всеми женскими размерами одежды, но ограничивает диапазон мужских (не более L). Размеры столов могут варьироваться в пределах, допускаемых формной рамой, а также иметь специальное назначение, например, для запечатывания рукавов или карманов текстильных изделий.
Некоторые производители ручных станков (Workhorse Products, «Проксима») сообщают лишь о максимальной ширине формных рам. Обоснование: длина формы ограничена только длиной рук печатника.
Рекордсменом среди крупноформатных полуавтоматических каруселей стал недавно анонсированный M&R Challenger II OS, печатающий на площади 760х1040 мм. Приятно, что Россия не осталась в стороне от современных тенденций: как рассказал Сергей Павлов, директор Московской специализированной фабрики шелкотрафаретной печати (группа «Тексимпорт»), в конце прошлого года Challenger II OS 14х12 был установлен на их производственных площадях.
Кто быстрее?
Часто скорость выполнения работ критична для заказчика, поэтому стоит обратить внимание и на величину максимальной производительности полуавтоматического станка. Среди рекордсменов — аппараты Challenger Z (1700 цикл./ч) и Formula (1900 цикл./ч) американской M&R. Стандартный же диапазон 700–1000 цикл./ч. Но слово «полуавтомат» придумано не зря: человеческий фактор заметно снижает заявленную скорость работы, а автоматические устройства для надевания и снятия футболок вряд ли скоро появятся в производственных помещениях. Поэтому, как отметил Мещеряков, реальная, не утомляющая людей производительность — 350 изделий в час. Что касается работы на ручных машинах, в чьи спецификации скорость пока не заносят, результат зависит исключительно от умения и навыков печатника. Как рассказал руководитель студии «Рея» Андрей Короб, при коллективной работе на одном станке (4 человека одновременно выполняли печать, надевание, съём и упаковку футболок) за 8-часовую смену им удалось напечатать 3500 изделий с одноцветным рисунком.
Работа на автомате
Трафаретный ракель — главный исполнительный механизм в шелкографии. В ручных станках характер его движения, переносящего краску с формы на изделие, полностью определяет печатник. Иное дело полуавтоматические, в которых давление прижима, скорость и даже направление движения ракеля программируются. Последняя особенность, как отметил Мещеряков, полезна по двум причинам: можно печатать с помощью рам, готовящихся для второго имеющегося у них полуавтомата, допускающего движение ракеля только «от печатника»; при необходимости запечатать область воротника или низа изделия можно выгадать 4-5 см (ракель меняется местами с форракелем, отстоящим от него на указанное расстояние).
Системы прецизионного регулирования давления ракеля в машинах M&R Gauntlet (слева) и MHM Synchroprint S-Type (справа) |
За управление давлением прижима к форме отвечает пневматика, тип же его привода может быть и пневматическим, и электрическим (с помощью электродвигателя). Последнее, как правило, предпочтительнее, ибо обеспечивает более точную и равномерную подачу раскатного инструмента.
При работе с полуавтоматом важны не только приводы подвижных частей машины, но и система управления ими. Это может быть стационарная панель управления, сенсорный экран (как в машинах MHM), перемещаемый к любой печатной секции передвижной пульт (как в Freedom и Javelin от TUF). Эффективны даже педали, с помощью которых можно остановить машину или пропустить стол.
Одно из бесспорных преимуществ автоматической техники — программирование технологического цикла. Во всех машинах M&R, MHM, Progressive и TAS есть режим имитации ручной печати, позволяющий в произвольном порядке задействовать печатные секции, работать только с одной промежуточной сушкой. Существенный момент — оперативность обслуживания. Помогают быстро фиксируемые пневмозажимы печатных форм и дополнительно предлагаемые пневмозажимы ракелей и форракелей.
Стабильность печати обеспечивает равномерное давление ракеля, а регулируется он изменением длины хода соответствующего пневмоцилиндра. Машины M&R, MHM и Progressive оснащаются системой прецизионного регулирования и поддержания давления на каждой печатной головке. В MHM это возможно даже для форракеля, обеспечивающего предварительный раскат краски по форме.
Поддерживаемый всеми полуавтоматическими станками режим «двойного индекса» (double index) позволяет печатать два дизайна одновременно.
Сквозные решения
Быстрота и точность совмещения цветов — показатель профессионализма печатника; достигается с опытом и, в значительной мере, зависит от характеристик, конструкции и оснащения станка. Желая помочь начинающим, M&R, Progressive, TAS, TUF Products, Vastex International, а также отечественный производитель «Оптимум» предлагают дополнительные приспособления для сквозной приводки. Идея — предоставить специальную оснастку, позволяющую с высокой степенью геометрической повторяемости экспонировать рамы, а затем выравнивать их на станке относительно печатных столов.
Штифтовая система крепления рам на станке MHM Synchroprint S-Type |
Интересно решение MHM — использовать штифты в рамах, по которым они устанавливаются в экспонирующее устройство, а затем монтируются на станке. Моментальное позиционирование рам в заданных положениях резко сокращает время окончательной цветовой приводки и, по словам Мещерякова, не превышает 40 минут для 12-цветной машины.
Специалисты M&R предлагают систему Tri Lock и Double Tri Lock (сразу для двух трафаретных рам), в составе которой — планка с тремя штифтами, монтируемая на специальной оправке с тремя фиксаторами для экспонирующей рамы, и приводочный стол с тремя базовыми опорами.
Начало процесса — монтаж цветоделённых плёнок на перфорированные прозрачные листы, накладываемые друг на друга на столе устройства экспонирования. Жёстко зафиксированные в оправке трафареты поочередно экспонируются, готовятся и устанавливаются на станок. На одно из его печатных мест монтируется приводочный стол, с тремя базовыми опорами которого последовательно совмещаются все ранее установленные рамы.
По тому же принципу действуют совместимые со всеми полуавтоматами приспособления сквозной приводки Newman Pin Systems.
В станках любого типа важна регулировка печатного зазора для каждого стола. Например, для формирования большего расстояния между формой и изделием при печати краской при создании объёмных спецэффектов или работе с «высоким трафаретом». Большой зазор потребуется при печати по материалам значительной толщины (портфелям или телогрейкам). В таких случаях может понадобиться даже перекосить раму, сделать печатный зазор неравномерным — здесь поможет наличие боковых регулировок с обеих сторон рамы.
Чем крепить?
В ряду оценочных параметров ручных станков — сила натяжения пружин, удерживающих формную раму на весу, тип и жёсткость её крепления. Для полуавтоматических машин об этом говорить не приходится: подъём печатных столов (опускание форм в станках MHM) осуществляется к ответным, неподвижно фиксируемым на «лучах» верхней или нижней карусели запечатываемым изделиям или трафаретным рамам (станки MHM).
Перед приводкой трафаретная рама должна с помощью регуляторов приводки (лучше — микрометрических) выставляться в нулевое положение. На M&R Gauntlet (слева) и MHM Synchroprint S-Type (справа, продольное и поперечное направление), как и на полуавтоматах других фирм и моделей, специальные координатные площадки |
Развиваемого пружиной усилия не всегда достаточно для крепления, например, тяжёлых рам от полуавтоматических станков. Поэтому столь важна его регулировка при установке рам разного формата. Для этого — специальные механические регуляторы в станках M&R Chameleon, «Оптимум Старт», «Проксима», «Спика-Технология». В агрегатах Vastex и «Оптимум Мастер» вместо пружин монтируются газовые амортизаторы, фиксирующие трафарет в поднятом положении и обеспечивающие его плавное опускание. Важное отличие Vastex — 12 вариантов фиксируемых усилий «газового крепления». В особых случаях поможет заказ пружин требуемой силы.
Не меньшее внимание в ручных станках следует уделить зажимам для крепления трафаретных рам. Есть два типа держателей — фронтальные и боковые, на некоторых машинах используются оба. Поскольку особенность фронтального — неудобство фиксации больших рам, лучшее решение при работе с крупноформатными изделиями — боковое крепление. Важный штрих — установка рам меньшего размера при смещении креплений к центру.
Так как при печати чрезвычайно важна жёсткость рамы, особенно габаритной, приобретая станки M&R Chameleon, Workhorse Original и технику Vastex, стоит подумать о дополнительно устанавливаемых боковых креплениях. Остальные ручные машины стандартно оборудованы короткими боковыми фиксаторами.
Как отмечают практики, боковые крепления важны для печатников, привыкших вращать круг ручного станка с рамами, толкая их в боковую кромку. Вероятность нарушения приводок при боковых зажимах намного меньше. В полуавтоматах, где нет проблемы жёсткости рам, благодаря двустороннему креплению, практикуются обе схемы: боковые зажимы в станках TAS и фронтальные в машинах остальных производителей.
Жёсткие столы
Прочность конструкции карусельного станка и точное крепление лучей с печатными столами и трафаретными рамами — следующий оценочный критерий карусельного оборудования. Никакая технология не спасёт, если после 100 печатных кругов регулярно нарушается достигнутая приводка; приходится всё начинать заново. Первое и главное условие — монтаж лучей каруселей на заранее помеченные производителем посадочные места (штифты), согласно сделанной нумерации.
Помогают и специальные системы крепления печатных столов. В большинстве полуавтоматических машин они фиксируются в чётко определённом положении, по горизонтальным направляющим, защёлками или болтами. В станках TUF Products стандартное крепление подвижнее, на 4-х резьбовых шпильках, регулирующих положение стола. В ручных фиксация по направляющим — только в моделях M&R Chameleon и Workhorse Original. Остальные производители предпочитают альтернативные варианты. «Спика-Технология», например, — «корзину с тремя фиксаторами», объединяющую преимущества жёсткого крепления на направляющих с трёхкоординатной регулировкой.
Необходимость регулировки положения столов в ручных машинах оправдана, ибо далеко не всегда в них используются качественные (и довольно дорогие) алюминиевые столы со специальным резиновым покрытием (см. таблицу). Частый вариант — столы из клеёной водостойкой фанеры и ДСП, ламинированного или обычного дерева. Не будучи, подобно алюминию, столь же стойки к температурным воздействиям промежуточных сушек, они со временем деформируются, что требует корректировок при установке и сравнительно скорой замены.
Чем сушить?
Вопрос выбора сушильных устройств сопровождает владельца трафаретной карусельной техники в течение всей производственной деятельности. И, разумеется, должен решаться в ходе покупки печатного оборудования. Решать придётся двуединую задачу: об установке туннельной (для завершающей сушки изделий) 1 и промежуточных сушек.
Жёсткость крепления стола в станках M&R Sportsman обеспечивает его крепление в трёх точках |
В ряду предложений поставщиков туннельных сушек (M&R, Vastex и Workhorse Products предлагают собственные модели) — ИК- и газовые. Первые компактнее, работают на тепловом излучении, генерируемом электрическими панелями или лампами. Вторые — удел крупных предприятий, рекомендованы для тканевых красок на водной основе, требующих много тепла и быстрого потока воздуха.
Чрезвычайно востребованы на рынке кварцевые импульсные аппараты для промежуточной сушки, которые, в отличие от традиционных тепловых, прогревают краску по всему объёму, не образуя поверхностной корки.
Сушка накладывает ограничения на материал столов. Алюминиевые быстро остывают и быстро нагреваются (перегрев может привести к «перевариванию» пластизольных красок, превращающихся в массу, наподобие пластилина). Охлаждение столов — причина «проваливания» краски в материал и необходимости повторной печати. Поэтому алюминиевые столы для снижения теплопроводности часто обклеивают резиной или бумагой.
Квартирный вопрос
Дилемма, что покупать — «ручник» или «автомат», сегодня решается сравнительно просто. Взвешенный подход владельцев производств к закупкам оборудования привёл к тому, что ручные и полуавтоматические станки постепенно «расходятся по разным квартирам». Полуавтоматы — для крупных повторяющихся заказов, микропартии в 10-20 футболок удобнее изготовить на ручном. Здесь же — больший простор для творческих экспериментов. Ещё одна сфера использования ручных каруселей — пилотные и тестовые образцы. Бесспорные преимущества полуавтоматической техники — стабильность печати, точность настроек и модульность, предусматривающая, например, установку и автоматическое «распознавание» сушек или станций флокирования.
Однако технические возможности трафаретной техники — далеко не всё, что требуется успешному производству. Как подчеркнул Мещеряков (и с ним согласятся все специалисты-практики), качественное оборудование гарантирует лишь 50% успеха. Вторая половина зависит от качества «интеллектуальной собственности» — умелых рук печатника, знаний опытного технолога, эффективной организации производства. Нелишне тщательное знакомство с инструкциями по эксплуатации и техобслуживанию и обеспечение надлежащих технических условий: поступающего из компрессоров чистого осушенного воздуха и стабильного напряжения питания, невозможного без качественной и правильно выполненной системы заземления.
Авторы выражают глубокую признательность специалистам компаний Agalsea, Damko, Studio Carmine, «Европринт», «Нисса СтенсАрт», «Оптимум», «Офисная полиграфия», «Пиксель-Принт», «Проксима», «Рея», «Спика-Технология», «Тампотрафарет», «Эзапринт» и лично Сергею Воронину, руководителю отдела прямых продаж фирмы «Нисса Дистрибуция».
Мнение
В последнее время ходят слухи о том, что трафаретная печать (в т. ч. на тканях) погибает, якобы, её тeснят цифровые технологии. Может быть, это и случится, но не в ближайшем будущем. Ведь любая цифровая техника требует постоянной загрузки (по сути, это вариации на тему обычного струйного принтера). Вспомним, что «цифра» не заменила офсетную печать, а лишь дополнила. Любая технология имеет свои плюсы и минусы. Не стоит забывать и высокую стоимость цифрового оборудования, расходных материалов и, как следствие, большую себестоимость продукции. Нельзя печатать на цветных и рельефных тканях, недостижимы спецэффекты (пуф, объёмная печать, эффект замши и т. п.).
В трафаретной печати появляются новые материалы и поставщики, совершенствуются станки, расширяется ассортимент. Покупатели тоже подтягиваются. Если раньше основным критерием выбора техники была цена, сейчас рынок требует качественных материалов и отличных станков. Время «микроскопических» производств, использующих дешёвые технику и расходные материалы (порой самодельные), безвозвратно уходит. Российский рынок трафаретной печати на текстиле далёк от насыщения, ему есть куда развиваться и с кого брать пример: уровень развития США и Европы пока остаётся недостижимым.
Сафронов Сергей (safronov@trafaret.ru), руководитель отдела продаж компании «Тампотрафарет»
Мнение
Основное расширение рынка происходит за счёт предприятий, производящих одежду (главным образом, детскую и молодёжную). Конкуренция заставляет производителей делать продукцию более узнаваемой и соответствующей тенденциям моды, снижать себестоимость и отказываться от размещения заказов на печать у других фирм, приобретения готовых трансферов. Итог — инвестиции в собственное печатное оборудование.
В трафаретной печати по текстилю всё более востребованы спецэффекты — рельефная печать, фольга, глиттеры, флок и др. Себестоимость продукта значительно выше привычной печати CMYK, но, в отличие от рекламного текстиля, на повседневную одежду всегда есть спрос. Люди требуют чего-то особенного, эксклюзивного, дорогого… Поэтому часто говорят, что печать рекламной продукции на текстиле находится на пределе рентабельности, и печатники ищут промышленные заказы.
Из большого (или очень большого) количества фирм, печатающих по текстилю, слишком мало способных выполнять крупные и сложные заказы с достойным уровнем качества в приемлемые сроки. Ощущается острая нехватка высокопроизводительного и многоцветного оборудования. Да, в последние годы технический парк производств обогатился десятками автоматических карусельных станков… Но, как правило, самых простых и экономичных и по производительности недалеко ушедших от ручных. Отсюда третий вывод — всё больше печатников хотят приобрести действительно высокопроизводительную и многоцветную (от 10-ти цветов) печатную технику.
Иван Седов (ivan.sedov@esaprint.ru), руководитель отдела продаж фирмы «Эзапринт»
Мнение
Российский рынок трафаретной печати по текстилю прошёл несколько этапов: освоение технологий (1990–1997 гг.); формирование мелких ремесленнических производств ручной печати (1997–2002 гг.); становление промышленных фирм, работающих на современном полуавтоматическом оборудовании (2002–2005 гг.); построение мощных предприятий с отлаженной технологией на основе передовых печатных машин и вспомогательных устройств (с 2006 г.).
Теперь начался выпуск больших тиражей, ранее печатаемых за границей, повысился спрос на совершенную технику. Возросла оплата квалифицированных рабочих, и увеличился их дефицит, что потребовало повысить автоматизацию производств. Рынок услуг трафаретной печати разделился на три сегмента: постепенно вытесняемые на периферию малопроизводительные ручные типографии, специализирующиеся на небольших рекламных заказах или обслуживании внутренних нужд; оснащённые полуавтоматическими станками производства при рекламных агентствах и небогатых швейных предприятиях; элита — современные предприятия в Центральном регионе, забирающие все крупные промышленные заказы. Тем не менее, растут все, а наиболее динамично — средний уровень.
Приобретение передовыми производствами суперсовременной техники привело к резкому расслоению рынка. Сделавшие ставку на ручной малопроизводительный труд «числом поболее, ценою подешевле» или покупку техники экзотических производителей, не имеющих поддержки в России, из значимых игроков внезапно превратились если не в аутсайдеров, то в малоинтересных для заказчиков и поставщиков. А современнейшие производства «Тексимпорт» (президент С. С. Павлов), «РД-технологии» (ген. директор Р. Исхаков), «Камелия» (ген. директор В. А. Литвинов), «Принтинг-Топ» (ген. директор В. А. Заруйкин) имеют по 2-4 полуавтоматических печатных линии и продолжают обновлять парк оборудования. Они поднимают российский рынок до международных стандартов.
Сегодня всё больше продаётся полуавтоматической 6-12-цветной техники, приходит понимание важности профессиональных сушильных устройств: спрос смещается к кварцевым промежуточным сушкам (даже для ручного оборудования). Очень ценятся устройства с воздушным охлаждением и поддержкой постоянной температуры краски на поверхности текстиля, позволяющие печатать на проблемных искусственных материалах. Много внимания уделяется устройствам для нанесения эмульсии, миксерам, охладителям, системам натяжения…
Отечественный рынок стремительно растёт и по количеству продаваемой техники, и по номенклатуре продаж, принося заметные дивиденды всем его участникам.
Сергей Воронин (S.Voronin@sa.nissa.ru), руководитель отдела прямых продаж компании «Нисса Дистрибуция»