101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровые перспективы узкорулонного рынка<i><A HREF="#vr"><SUP>*</SUP></A></i>

  • Джек Кенни
  • 26 марта 2007 г.
  • 5065
Полноцветная струйная печать этикеток претендует на часть узкорулонного рынка и становится всё популярнее у типографий и заказчиков.

Главный вопрос любой выставки Labelexpo — «Что новенького?». Было ли нечто не просто модернизированное, а по-настоящему революционное? Кто стал двигателем прогресса? В прошлом году в Чикаго не наблюдалось ни шокирующих анонсов, ни ошеломляющих новинок: ограничились сдержанными одобрительными кивками в сторону продуктов и концепций, признанных для индустрии перспективными. Как оказалось, самое интересное показала цифровая печать.

Узкорулонные типографии всегда внимательно следили за тенденциями в данном сегменте. В последнее время интерес подогревают изменения в запросах клиентов и предлагаемой ими продукции.

Лидерами по объёмам продаж и присутствию на рынке всегда были HP Indigo и Xeikon с тонерными технологиями — сухой красящий порошок у Xeikon и жидкая электростатическая краска в машинах HP. В конце 90-х гг., после экспериментов печатников и производителей печатной техники со струйными технологиями, появился однокрасочный модуль Argio, интегрируемый в линию с флексографской печатной техникой (несколько экземпляров работают и по сей день).

Эстафету подхватила Mark Andy, предложив модуль для полноцветной печати струйными головками, монтируемый в центральной секции модели 2200. Пару раз он демонстрировался на Labelexpo, но дальше дело не пошло. Похоже, пришло время струйным технологиям внедряться на рынок цифровой печати этикеток. В этом году на Labelexpo Americas Jetrion и Sun Chemical представили цифровые струйные машины для изготовления этикеток: первая в виде техники на стенде, вторая — на видео, с заверениями, что машина только что сошла с конвейера…

Речь не о небольших струйных модулях — габаритные агрегаты на приличных скоростях печатают полноцветные рулонные этикетки.

Jetrion 4000

«Мы единственные, кто производит и оборудование, и чернила, — комментирует Кен Стек, президент Jetrion, в ассортименте которой ещё и дополнительные струйные модули для печатной техники. — Новая Jetrion 4000 — цифровая машина для струйной УФ-печати, не требующей лакирования и ламинации».

Модель разрабатывалась для коротких и средних тиражей, нанесения переменных данных. Цифровая машина может постоянно изменять выводимую информацию, ибо не использует ни печатных пластин, ни однократно формируемых изображений. На Labelexpo был демонстрационный образец, в продажу оборудование поступит в I квартале 2007 г. Специально для него Jetrion разработала серию УФ-отверждаемых чернил, подходящих для высоких скоростей и широкого ассортимента бумаги, плёнки, фольги, тонких этикеточных материалов. Ширина печати 10–20 см, скорость до 20 м/мин (в зависимости от материала). Механизм Xaar Leopard, макс. диаметр рулона 560 мм, габариты 152х107 см.

«Наша цифровая УФ-технология цветной струйной печати перспективна благодаря высокому качеству серых тонов и прекрасно подходит для изготовления вспомогательных и промышленных этикеток», — рассказывает Стек. Хотя качество чернил не соответствует требованиям винных этикеток, они прекрасно подходят для вспомогательных и оборотных, предупредительных надписей, этикеток для автомобильной продукции, химикатов и пр., — на данный сегмент приходится более половины рынка. Jetrion 4000 — это качественная печать на высоких скоростях при сокращении производственных затрат по сравнению с более сложными цифровыми устройствами.

Стоимость машины шириной 10,2 см — 299 тыс. долл., 15,2 см — 350 тыс. долл., 20,3 см — 400 тыс. долл.

 

Новая задача Sun Chemical

В I квартале 2007 г. индустрии должны представить цифровую машину для печати этикеток Solaris — первенца Sun Chemical, одного из крупнейших производителей красок. Она разрабатывалась совместно Sun Chemical Digital и американским поставщиком оборудования ITI.

Менеджер по развитию струйного направления Sun Chemical Джефф Веттерштен уверен, что это логичный шаг для компании. «На первом этапе шла борьба между OEM-поставщиками печатных головок Spectra и Xaar. Затем в игру вступили интеграторы, внедряющие их в печатные системы и бизнес-решения. И вот пришёл черед производителей химической продукции: наши специалисты отлично разбираются в особенностях чернил для струйной печати. В активе большой опыт, знание рынка, особенностей сервиса и запросов клиентов, отвечающая им сформированная инфраструктура и система дистрибуции. Для сотрудничающих с Sun интеграторов это прекрасная возможность развивать технологии без наработки инфраструктуры для завоевания локальных рынков.

Не так давно Sun Chemical вывела на рынок чернила для цифровой печати на гофрированном картоне, теперь пришла пора узкорулонного сегмента. Партнёрство с ITI позволило создать качественное решение начального уровня для цифровой печати этикетки».

После Labelexpo демообразец был установлен на заводе Sun Chemical в США, в конце 2006 г. запущено экспериментальное производство.

Solaris — 4-красочная система струйной УФ-печати: печатные головки Xaar OmniDot; скорость до 45 м/мин.; ширина 5,3 см (225 тыс. долл.), 10,6 см (275 тыс.) и 16 см (325 тыс.). Качество печати, как и у струйной Jetrion, отличается от прочих цифровых машин. «По уровню она уступает HP Indigo, отчасти из-за особенностей реализации, — объясняет Веттерштен. — Современные струйные технологии не могут выйти на подобное качество. Однако машина способна взять на себя серьёзную часть традиционных заказов флексографского производства. Она проектировалась и разрабатывалась с прицелом на значительно более низкую стоимость, чем у HP Indigo, при гораздо большей производительности».

Веттерштен считает, что у цифровой струйной печати блестящее будущее, хотя «раскачивается» она медленно: «Вспомните, тремя годами ранее качество было несравнимо. Прежний предел — печать 300х300 dpi с двумя градациями серого. Сейчас это приемлемо лишь для устаревшего оборудования. Благодаря капле переменного размера и работе с полутонами, струйная печать обеспечивает эквивалентное разрешение 1000 dpi и выше. Выросло не только качество, но и скорость и объёмы печати».

 

Этикеточный Xeikon

Известный производитель цифровой техники активно занимался доработкой собственных технологий. Печатную машину Xeikon (компания принадлежит бельгийской Punch Graphix) в прошлом году модернизировали до новой рулонной цветной модели Xeikon 6000. Преимущества перед Xeikon 5000, вышедшей на рынок в феврале 2004 г., развивают новый контроллер печати X-800 и адаптированный тонер FA (form adapted).

Xeikon 6000 с функциями распечатки и создания многостраничных документов рассчитана на коммерческие типографии. Punch Graphix предлагает для индустрии этикетки и упаковки выставлявшуюся на Labelexpo Xeikon 330. Модель представляет четвёртое поколение цифровых цветных печатных машин, в линию с финишной системой Xeikon LabelSprint, выпускает готовые высококачественные этикетки, макс. скорость 16,7 м/мин, ширина рулона 33 см.

 

Фактор Indigo

HP Indigo — безусловный лидер цифрового мира. Посетителям Labelexpo Americas представили последнюю разработку ws4500, которая, несмотря на ряд улучшений, не позиционируется как замена существующему оборудованию. Новые функции (в т. ч. смена красок без остановки машины) доступны после модернизации имеющегося оборудования. Производительность, по сравнению с моделями предыдущего поколения, 4050 и 4000, увеличена на 10%.

HP Indigo пользуется неизменным успехом. По словам вице-президента и генерального директора Алона Бар-Шани, объёмы подразделения ежегодно растут на 30-40%: «Мы рассчитываем выйти в лидеры по продажам печатных машин в сегменте этикетки и практически добились поставленной цели».

Пока крупнейшим рынком для цифровых этикеточных машин остаётся Европа, за которой идут США, Латинская Америка и Австралия. В год продаётся более 100 машин (лишь производителям этикетки было продано 300 моделей ws4050). Пока многие не готовы вкладывать значительные средства в цифровое и сопутствующее финишное оборудование. «Производителям нужна помощь в принятии решений, — уверен Бар-Шани. — Они знают, чего хотят, но им нужно больше информации о технологии, окупаемости, подходящих заказах. Как правило, это относительно короткие тиражи, хотя и варьируются от сверхкоротких до достаточно больших». Цифровые этикетки всё шире используются в упаковке для витаминов, пищевых добавок, фармацевтических средств и вин.

 

Послепечать

Для отпечатанных на цифровой машине этикеток, как минимум, нужно произвести операцию высечки, а порой и тиснения фольгой или конгревного, надпечатки отдельного цвета методом трафаретной печати, после чего проверить, выполнить продольную порезку и намотку.

Matan SprinG3

Среди поставщиков финишных систем для цифровых машин — Rotoflex (Канада) и AB Graphic International (Великобритания). По словам Бар-Шани, бестселлером среди владельцев HP Indigo остаётся Digicon от AB Graphic. По оценке вице-президента AB Graphic по операциям Эла Спендлова, оборудование компании установлено у 85% пользователей Indigo: «Мы продолжаем совершенствовать Digicon, повышая эффективность оборудования на базе имеющихся технологий. Одна из новых разработок — автоматизированная настройка продольной порезки с помощью сервопривода натисковых ножей. Штрих-код на ленте инициирует корректировку положения ножа, основанного на заложенной в память машины информации».

Совместно с Stork Prints компания поставляет ротационные трафаретные модули для Digicon, разрабатывает полуротационный трафаретный модуль.

Digicon предлагается в разных версиях — с традиционными вырубными или магнитными валами для тиснения фольгой. Доступны две экономичные конфигурации. Моделей три. Digicon E (5% продаж) — машина начального уровня с модулями ламинирования, сплошного лакирования флексографским способом, УФ-отверждения, высечки, удаления облоя, продольной порезки и намотки. Модель S (50% продаж) с сушкой горячим воздухом, полуротационным выборочным лакированием, холодным тиснением фольгой, сплошным лакированием, ламинированием путём нанесения УФ-клея с последующим отверждением, а также ламинированием клейкой лентой. У HS (45% продаж, включая комплектацию под заказ) есть все функции S плюс опция горячего тиснения фольгой.

 

Третья «весна» Matan

Matan Digital Printers (Израиль) представила линейку работающих по принципу термопереноса 6-красочных принтеров Spring12 третьего поколения — Matan SprinG3. Как пояснил президент Ханаан Йозефи, машина отличается более высокой скоростью печати, работает с расширенным ассортиментом материалов. «Третье поколение Matan Spring — результат плодотворного труда инженеров, специально для него создавших инновационную печатную головку. В комплекте с ПО она существенно повышает производительность печатных систем Spring. Не меняя технические параметры, мы серьёзно улучшили не только скорость, но и качество печати, в т. ч. треппинг и яркость оттенков, а также уровень глянца и равномерность полутоновых переходов. Макс. наращивание производительности — 300% при сохранении качества печати. Кроме того, теперь намного проще и удобнее вводятся нужные параметры печати. Расширен диапазон носителей, включая виды бумаги, материалы с грубой поверхностью и экзотические светоотражающие».

Одна из опций — модернизированная система Flex-Print для «цифрового горячего тиснения» на рулонных материалах, предварительно запечатанных на аналоговом или цифровом оборудовании. Автоматическая система оптической приводки обеспечивает точность надпечатки в 0,1 мм.


* Печатается с разрешения журнала Label & Narrow Web, www.labelandnarrowweb.com.


 

Роман с «цифрой»

В типографии Label World цифровая этикеточная машина HP Indigo работает чуть больше года. Президент Ричард Спенсер и вице-президент Джон МакДермотт рассказывают, как подобная техника может изменить — и меняет — представления типографии и заказчика об этикетке и упаковке.

М. Д.: Работать с HP Indigo мы учились долго. Сначала осваивали технологию, запускали оборудование, обучали персонал. Отдельной задачей стал модуль послепечатной обработки Rotoflex Vericut. Сначала меня спрашивали, как продавать отпечатанные «цифрой» этикетки, но этот этап уже позади: и отдел продаж, и сервис знают, как говорить с клиентом о цифровой печати.

Р. С.: Машина хороша на коротких тиражах, хотя мы неплохо печатаем такие заказы и на флексографском оборудовании — у нас их много. Что действительно интересно, так это печать переменных данных, когда каждая этикетка уникальна.

М. Д.: Подход клиентов меняется по мере знакомства с цифровым оборудованием. Одна компания, продав подразделение, вынуждена была сменить дизайн этикеток и попросила нас этим заняться. Пакет включал 830 наименований — в основном короткими тиражами, но были и длинные. В течение года этикетки планировалось менять ещё несколько раз, поэтому компания решила отпечатать всё на цифровой машине, сэкономив на печатных формах и пр. Подход был такой: «Потом мы определимся, что печатать флексографией, а что — на цифровом оборудовании, а пока выполним всё “цифрой” — так проще».

Р. С.: Цифровая техника меняет образ мыслей. Людей годами учили, что при заказе небольших тиражей лучше отпечатать сразу годовую норму, чтобы не завышать цену. Но этикетки постоянно меняются, особенно на некоторых рынках, и в конце концов превращаются в отходы. Дальновидные клиенты подсчитывают общую стоимость владения — содержание склада, хранение, транспортировку, утери, отдельный персонал: получается в 2-3 раза дороже. Оказывается, выгоднее отпечатать цифровым способом недельный запас и при необходимости поменять дизайн. Клиент в выигрыше, даже если цена одной этикетки выше. Дополнительный плюс — высокое качество и недоступные для флексографского оборудования возможности.


НАШИ

Бурное внедрение цифровых машин HP Indigo в сегмент этикетки и гибкой упаковки началось в 2004 г. с появлением рулонной ws4000, полноценно заменившей флексографскую технику на коротких и средних тиражах. В мире установлено около 500 её модификаций. Цифровая этикеточная печать — привлекательное направление для производителей, о чём говорят результаты выставок, новости и интересные разработки. Есть одно «но»: большинство работающих с цифровой техникой компаний лишь начинают борьбу за лояльность заказчика (именно лояльность, т. к. флексографский рынок весьма консервативен), на которую уйдут годы. В случае с НР этот этап пройден, и я не сильно ошибусь, если скажу, что в области печати этикетки технологии НР Indigo заняли достойное место среди лидеров. С точки зрения законченности технологии и проработки всех её этапов (допечать и отделка) решения НР Indigo — наиболее полные. Сегодня интерес к решениям HP Indigo в глазах отечественных флексографских типографий перешёл от абстрактного к конкретному, а именно — к реализации проектов, нацеленных на повседневную печать типовых заказов.

Струйные технологии демонстрируют интересные варианты; наступит время, когда они займут лидирующие позиции, решив вопросы с качеством печати и надёжностью. Уверен, что НР будет среди тех, кто предложит рынку такую технологию, основываясь на опыте существующих разработок.

Андрей Горлов, директор по развитию направления «Цифровые технологии печати» «Нисса Центрум»

НАШИ

Если говорить о будущем, то уже само участие в подобных проектах Sun Chemical, традиционно красочного концерна, показывает, что цифровая печать — весьма перспективное направление, грозящее в ближайшем будущем превратиться в более чем опасного конкурента для традиционных видов печати. Sun Chemical развивает несколько цифровых направлений: запущен проект по созданию промышленного принтера для печати по компакт-дискам Copytrax Project 37, ведутся разработки продуктов с OEM-производителями в традиционно цифровом широкоформатном сегменте. Уверен, в ближайшее время нас ждёт немало сюрпризов в цифровых технологиях, инициатором которых будет в т. ч. и Sun Chemical.

Матвей Павленко, руководитель направления «Краски для цифровой печати» Sun Chemical
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Мир ламинаторов. Послепечать на конвейере. УФ-принтер на «троих». DTF-комплекс Yinstar. Художественное конструирование в СССР. Реальная роботизация полиграфии. Книги как военная добыча. Обзор этикеток с испанских полок. Свежий взгляд на QAZPAK.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59