Seybold/USA
Близится очередной праздник полиграфии — проходящая раз в 4 года Drupa. Нас вновь ждёт исчерпывающий отчёт о состоянии индустрии печатных коммуникаций на всех уровнях, от концепции до распространения и доставки. Практичные поставщики приурочивают к выставке анонс основных новинок, поэтому традиционно это отличная возможность увидеть «всех и вся», собрать жизненно важную для бизнеса информацию.
Сюда приезжают все, имеющие хоть малейшее отношение к полиграфии, отнюдь не только специалисты типографий и послепечатных компаний. Традиционные издательства, заказывающие примерно треть печатной продукции и напрямую влияющие на развитие основных подрядчиков, выделяют время, чтобы увидеть, куда движутся их потенциальные партнёры.
Один из главных вопросов — будущее печати, независимо от её перспектив в издательском деле. Массовый перевод данных в изображения на бумаге (пластике и т. д.) будет востребован ещё долго, независимо от специфики отдельных предприятий и техпроцессов. Основная задача полиграфистов — понять, какие изменения необходимы для выживания в долгосрочной перспективе, отделив от плевел зёрна действительно значимых тенденций. На Drupa типографии и клиенты найдут все необходимые факты и даже больше.
Но даже если двухнедельный марафон провести исключительно в выставочных залах Messe Dusseldorf, тщательно ознакомиться со всеми экспонатами не получится. Чтобы упростить процесс, ориентируйтесь на важнейшие тенденции.
Автоматизированная реальность
Предыдущую выставку окрестили Drupa-JDF в честь окончательно развившегося, хотя и «многословного», стандарта автоматизации CIP4. После демонстраций для стремящихся нарастить эффективность компаний JDF стала «проверенной концепцией». Практически все поставщики системных решений и оборудования заявляли о планах поддержки JDF, хоть и не всегда подкрепляя их работающими образцами. В этот раз автоматизации уделят ещё больше внимания — типографии всё настойчивее ищут пути сокращения затрат.
За прошедшие 4 года JDF стал популярнее, если не среди заказчиков полиграфической продукции, то, как минимум, у типографий. По словам генерального директора проекта CIP4 Джима Харви, стандарт значительно сокращает затраты на интеграцию систем и отдельных компаний, поскольку за ориентир берётся совместимость с JDF, а не с уникальными интерфейсами триллиона прочих систем. JDF — не более чем стандартный язык для общения полиграфических устройств, который сам по себе ничего не делает, работу выполняют системы. Как стандарт процесса интеграции JDF практически доработан — поборники всегда найдут способ убедить полиграфистов в его ценности.
Революционное ПО Symbio Desktop от Objective Advantage предназначено для импорта PDF-наполнения, назначения параметров вывода конкретного устрой-ства и настроек послепечатной обработки и выдачи результатов в формате JDF-файла, который затем интерпретируется и автоматически исполняется JDF-совместимым печатным и финишным оборудованием |
По сравнению с 2004 г. будет показано намного больше разработок с поддержкой JDF 1.3. Дебютирует стандарт JDF 1.4 с расширенными возможностями, включающими, как минимум, 4 новых типа документов свода «Спецификаций соответствия требованиям по взаимодей-ствию» (Interoperability Conformance Specifications, ICS) — для цифровой печати, упаковки, рулонной и газетной печати. Не исключено появление ICS-документации для заказчиков печатной продукции и IT-систем агентств, а также книжных и журнальных производств, но вряд ли это произойдёт до выхода версии 1.5.
Для типографий, в т. ч. работающих с традиционными издательствами, выставка должна стать местом планирования долгосрочной стратегии автоматизации, воплощаемой в JDF-совместимых решениях и (при необходимости) собственных разработках. Крупным компаниям стоит задуматься об оптимизации производственного процесса, прозрачности его для крупных корпоративных заказчиков, повышении эффективности работы и сокращении затрат на ручной труд.
Всё чаще типографии заменяют или дополняют отделы продажи и сервисной поддержки автоматизированными системами веб-заказов на базе шаблонов. В данном примере редакционная среда Pageflex позволяет заказчикам оценить основную часть работ по печати продукции. Удобство размещения заказов через Интернет для типографии оборачивается значительной экономией затрат |
Полномасштабная веб-поддержка
До тех пор, пока JDF не перешагнёт за внутреннюю автоматизацию предприятий, пусть даже из нескольких типографий, связь между заказчиком и поставщиком печатной продукции останется разноплановым набором веб-услуг и процессов, расплывчато описываемых формулировкой «веб–печатная машина» (устаревший эквивалент «печатный e-бизнес» вышел из моды после краха интернет-экономики). Для этого направления характерна работа со стандартизированными данными (ICC-профили, наполнение PDF/X), но услуги «веб–печатная машина» сами по себе уникальны, и явных лидеров рынка здесь пока нет.
За прошедшее десятилетие технологии «веб–печатная машина» развились до принципиально нового уровня — от простых сайтов электронной коммерции на базе шаблонов до сложных сред редактирования с интеграцией в крупные, автоматизированные корпоративные системы снабжения. Но их не стоит рассматривать как альтернативу человеческому фактору. «Это не более чем дополнительный канал продаж услуг, возможностей и продуктов, не заменяющий успешные способы ведения бизнеса, а расширяющий бизнес-платформу с оптимизацией производственного процесса», — считает отраслевой эксперт Бернд Зиппер.
Типографиям и заказчикам не стоит ждать выработки единого подхода. Решений «веб–печатная машина» много, они уже давно опробованы. Рассматривая варианты, в первую очередь обращайте внимание на разработчиков, отказавшихся от базирующихся на шаблонах подходов. На Drupa-2008 ищите системы, применяющие аналогичные принципы к решению усложнённых задач с подключением заказчика и его IT-системы к активному участию в полиграфическом техпроцессе.
Печать как управление данными
В начале цифровой революции в допечатной подготовке типографии склонны были оценивать предоставляемые клиентом данные только с точки зрения воспроизведения на бумаге или плёнке ФНА, цифровой пластине или цифровой же печатной машине. Сейчас, когда технологии вывода для всех (или почти для всех) перестали быть тайной, цифровые данные заказчиков начинают рассматривать сквозь призму бизнеса. Печать переменных данных на цифровых машинах — одна из таких возможностей, отлично иллюстрирующая суть дела. Само по себе обладание печатной машиной успеха не гарантирует. Преуспевают типографии, переквалифицировавшиеся в центры маркетинговых услуг, компании, занимающиеся управлением данными и параллельно оказывающие услуги печати. Специализирующиеся же исключительно на переносе информации на бумагу обречены на провал.
В компании Universal Mediengruppe оператор (на снимке) с помощью АСУ Hiflex контролирует производство, следит за качеством и оптимизирует полиграфический техпроцесс в целом |
Другие технологии из той же области — управление наполнением, активами, правами и синдицирование. Эти темы не новы, но заслуживают пристального внимания со стороны как типографий, так и сотрудничающих с ними издательств и корпораций. Решится ли заказчик доверить информацию типографии, зависит от её готовности и навыков в освоении новых инструментов, без которых не выйти за рамки услуг по выводу данных. Первым шагом для многих станет знакомство с решениями для обработки данных на выставке в Дюссельдорфе.
С управлением качеством — на уровне обработки данных и производственного техпроцесса — машине без оператора не справиться. Однако с увеличением потенциала автоматизации JDF/JMF и появлением массы специализированных полиграфических технологий по базам данных, необходимость в сложных инструментах контроля качества стала ещё выше. На Drupa-2008 особое внимание стоит уделить предложениям по АСУ, которые будут играть всё более важную роль в интеграции высококачественных маркетинговых услуг, управлении данными и других инновационных сервисах полиграфического бизнеса.
Социально ответственная печать
Общая мировая тенденция, сказывающаяся в т. ч. и на полиграфии, — влияние индустрии на социальную и экологическую среду. От бумаги и химикатов до производства и транспортировки, социально ответственная печать становится реальностью, особенно в заботящемся о своём имидже рекламном сегменте. На выставке многие поставщики будут предлагать отдельные решения из этой сферы, например, бумагу, сертифицированную по системе Лесного попечительского совета (FSC), но на технологическом уровне серьёзных шагов здесь пока нет.
Американская Monroe Litho — наглядная иллюстрация тенденции. Помимо сертифицированных по FSC поставок бумаги, компания активно сокращает выбросы летучих органических соединений и с июня 2006 г. закупает электроэнергию исключительно из возобновляемых источников (ветровые генераторы). «Наша цель — свести к минимуму влияние выпускаемой печатной продукции на окружающую среду, — рассказывает генеральный директор Крис Пейп. — Всё актуальнее утверждение: что хорошо для окружающей среды, хорошо для бизнеса».
Присмотритесь к средствам оценки влияния на окружающую среду, которых должно стать больше. Считанные типографии заинтересованы в полной сертификации по ISO 14000, но не менее важный для заказчиков и дизайнеров печатной продукции фактор — контроль выбросов углерода и отходов. Оценка проблемы — начальный шаг: печатная индустрия осваивает первые версии измерительных систем. На Drupa обязательно будут разработки для решения определённых экологических проблем, в т. ч. потоковой переработки отходов.
Новые инструменты, RFID, струйные технологии
Лицо Drupa, как и любого другого крупного полиграфического события, не в последнюю очередь определяют новые решения ведущих разработчиков ПО — Quark и Adobe. Последние релизы флагманских продуктов (QuarkXPress/XPress Server и Creative Suite/InDesign Server) обещают полиграфистам новые перспективы, но не без сложностей. Отношение Quark к печати выразил вице-президент компании по новым технологиям и стратегическим альянсам Пауль Шмит: «У печатных технологий надёжное будущее. Полиграфия остаётся ценным дополнением к новым медиаканалам, наряду с Интернетом и вещанием выступая составной частью интегрированных маркетинговых и рекламных кампаний. С новыми технологиями типографии создают и предлагают продукцию с высокой степенью персонализации, активнее вовлекая читателя. Развивающиеся рынки открывают хорошие перспективы роста; только в Индии за прошлый год появилось 2000 новых газет».
Dimatix (подразделение Fujifilm) разработала революционную технологию «микроэлектромеханических систем» (MicroElectroMechanical Systems, MEMS) для струйных приложений, повышающую точность и скорость по сравнению с традиционными струйными головками |
На выставке ожидается множество Quark- и Adobe-совместимых продуктов — не просто надстроек для пользователей ПК, а новое поколение серверных решений, базирующихся на внушительных механизмах преобразования от двух разработчиков и кросс-медийных авторских средах.
С модернизацией полиграфического производства растёт значение радиочастотной идентификации (RFID). Ранее полиграфические IT-решения фокусировались на техпроцессе, который уже стал цифровым. RFID актуален в доставке оборудования, расходных материалов и готовой печатной продукции: это способ отслеживания любых грузов, включая многоканальную дистрибуцию и складирование.
Радиочастотная идентификация актуальнее для типографий, клиенты которых заказывают большие объёмы разноплановой продукции. Контроль уровня складских запасов позволит эффективно печатать и отгружать продукцию. На выставке Ocе Document Technologies совместно с другими разработчиками продемонстрирует собственный подход к этим вопросам.
Посетителей ждёт множество новых разработок в сфере струйных технологий, включая системы от Xaar (Platform 3) и HP с повышенной скоростью и точностью. Хотя пока струйные устройства в основном используются для получения широкоформатной продукции и цветопробы, ждите серьёзных прорывов на новые рынки — возможно даже с замахом на доминирующие позиции тонерной цифровой печати. Генеральный директор Xaar Иан Динвуди уверен, что к 2008 г. высокая скорость струйных цифровых машин (165+ стр./мин.) обеспечит достойную конкуренцию самым производительным тонерным системам, а к 2010 г. достигнет 500 стр./мин.
Стоит обратить внимание на Dimatix, чьи недавние струйные анонсы на базе MEMS-технологий открыли новые перспективы производительности струйных устройств на базе малопонятных микромеханизмов и нанотехнологий (речь идёт о проектировании материалов в масштабе <100 нм, т. е. менее миллионной части метра). Разработка считается перспективной для упаковки, наружной рекламы и коммерческой печати, хотя до конца потенциал технологии пока не изучен.
Перспективы полиграфии
Похоже, для тех, кто с умом внедряет новые технологии и бизнес-модели, перспективы благоприятны как никогда. Львиная доля прибылей приходится на малый процент типографий, а значит, многие по-прежнему фокусируются на ценах и объёмах, исповедуя товарный подход и ставя под угрозу собственное будущее. Процветание ждёт лишь истинных новаторов полиграфии, даже если те уже не считают себя типографиями.
Будущее наследия Гуттенберга удачно охарактеризовал Романо: «Всё зависит от того, о какой именно печати идёт речь. Упаковка вечна (особенно, если не разлагается в естественной среде). На издательский рынок наступает Интернет, а вот рекламным материалам вряд ли что-то угрожает. Объёмы печати в разных странах будут варьироваться в зависимости от социально-экономических условий и технологического уровня. Частично заказы перейдут туда, где это выгоднее с точки зрения трудозатрат и транспортировки. Полиграфия многолика, поэтому и перспективы у неё разные».
Выводы
Успех в полиграфическом бизнесе неотделим от инноваций, хотя типографии зачастую консервативны и чересчур осторожны. Drupa-2008 отдаст должное и инновациям, и консерватизму, но для полиграфиста с ви,дением Дюссельдорф станет золотым ключом в мир успеха.
«Будущее? Всё зависит от того, о какой именно печати идёт речь. Полиграфия многолика, поэтому и перспективы у неё разные» (Ф. Романо)
«Сам по себе JDF ничего не делает, работу выполняют системы» (Дж. Харви)
«Технология “веб–печатная машина” не заменяет успешные способы ведения бизнеса, а расширяет бизнес-платформу» (Б. Зиппер)
«Всё актуальнее утверждение: что хорошо для окружающей среды, хорошо для бизнеса» (К. Пейп)
«С новыми технологиями типографии создают и предлагают продукцию с высокой степенью персонализации, активнее вовлекая читателя» (П. Шмит)
«Печать не умирает, а продолжает эволюционировать, как делала это веками. Современные полиграфисты совместно с заказчиками должны работать над тем, чтобы сделать наполнение востребованным в других сферах, — не заменяя ими печать, а предлагая то же наполнение на новых медианосителях» (Л. Лоренц)