Дабы гарантировать успех работы по воспроизведению картины художника, необходимо тщательно подготовить оригинал-макет и выбрать оптимальный носитель, на котором будет произведена трафаретная печать. В нашем случае (оригиналы картин любезно предоставил художник Александр Брашкин) это будут тонированная в массе чёрная бумага и стекло.
Выбор бумаги очевиден — работы выполнены в смешанной технике (карандаш и перо), также была оговорена техника исполнения и краски, которыми будет отпечатан тираж. Основу успеха должны были заложить качественное цветоделение и способ подготовки печатных форм.
Наша студия не печатает репродукции, а изготавливает копии, поэтому растровая печать недопустима. С помощью фильтров работа делится на штриховые изображения, что гарантирует максимальную схожесть отпечатанной копии с оригиналом.
Благодаря разработанной нами системе проверочных файлов, мы без ошибок определяем количество красок при подготовке сложных изображений. Итог — 6 красок, градация серого с шагом 15%, последним должен наноситься белый цвет. Его задача — подчеркнуть яркие места и придать работе законченный вид. После тщательной проверки файл отправляется на ФНА с заданными параметрами разрешения.
Получив плёнки, проверяем их плотность и совмещение, а затем готовим формы и краски Pantone к печати. Что наносить на форму — эмульсию или капиллярные плёнки? Выбор зависит от фактуры изображения: в данном случае это будут плёнки 18 мкм для рельефной печати, чтобы сымитировать тактильные ощущения мазков краски на поверхности картины.
Поскольку выбор краски очень важен при создании копии, останавливаемся на матовой серии сольвентных красок хорошо известного производителя и начинаем их смешивать. Для получения оттенков, максимально приближенных к результатам работы карандашом и тушью, слегка тонируем серый цвет синей краской, шаг между слоями по оптической плотности — 15%. Основные 5 цветов готовы, делаем выкраски на чёрной бумаге в очерёдности печати, чтобы проверить правильность подбора краски, и ждём полного её высыхания (высыхающая краска постепенно меняет оттенок, для избежания ошибки обязательно нужен тест).
Начав печатать, держим в уме, что для получения объёма первый слой краски составляет почти 90% чёрного и, по мере нанесения слоёв и высыхания краски, изображение плавно проявляется из основного, чёрного, фона бумаги. Благодаря капиллярным плёнкам, на картине видна имитация рельефных карандашных штрихов, что придаёт ей шик и фактуру, подчёркивает индивидуальность.
Готовясь к цветоделению под печать на стекле, следует помнить, что его поверхность одновременно работает на просвет и отражение. Если это не учесть, одна половина деталей рисунка будет просто не видна, а та, что должна быть на втором плане, явственно выйдет на первый. Особенность и в том, что краски печатаются в другой последовательности — black, cyan, magenta, yellow и зеркальная подложка краской Marachrom, позволяющей добиться высокой яркости изображения, имитирующей в отдельных элементах цвет металла. Такой дизайн изначально требует очень тщательной проработки, особенно по резкости и контрастности, дополнительной прорисовки мелких деталей. Затем — проверка в тестовом файле и отправка на фотовывод.
Для качественной печати на стекле используем прямую эмульсию, нанесённую на сетку кюветой с кромкой 0,25 мкм: чем тоньше слой эмульсии, тем лучше результат.
Обязательное условие — тщательная очистка стекла: любая, попавшая в зону печати, пылинка проявится с обратной стороны в виде грязи. Для хорошей адгезии краски стекло можно протереть специальным праймером или обработать газовой горелкой. После печати оставляем картины на просушку: время окончательного отверждения (полимеризации) краски — около 72 часов, по истечении которых можно быть уверенным, что изображение не будет поцарапано.
Создание копий картин и печать интерьерных изображений позволяет нашей студии развивать новые направления трафаретной печати и совершенствовать технологию выпуска серийных изделий, заметно повышая качество продукции. Использование же современных красок — ключ к не-ограниченным возможностям создания спецэффектов при финишной отделке трафаретных оттисков.
Автор и ведущий рубрики — Андрей Короб, руководитель студии «Рея»