101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Работа с вытравными красками*

  • Майк Укена
  • 6 мая 2008 г.
  • 23467

Многие только открывают для себя печать по текстилю вытравными красками, которые… давно применяются и пережили не один пик популярности. Наступила эпоха возрождения: объёмы продаж красок достигли уровня начала 90-х, когда их подстёгивали требовавшие красящих составов на водной основе ленточные печатающие устройства. Для них это был единственный способ печати по тёмным тканям, но позже ленточные машины утратили актуальность, а с ними и вытравная печать.

Однако вытравные краски не исчезли, наоборот, стали качественнее и универсальнее. Заинтересовались технологией и поставщики одежды, активно применяющие совместимые с вытравной печатью красители (подробнее далее). Среди разновидностей вытравных красок есть комбинирующиеся с пластизолем, выступающим в роли красителя вытравленных участков ткани.

Принцип действия

Вытравные краски удаляют, т. е. вытравливают или отбеливают, краситель запечатываемой ткани, иногда заменяя его одновремен- но пигментом надпечатываемой краски (рис. 1). Для незнакомых с технологией она сродни волшебству — вытравной процесс активизируется под воздействием пара в сушильном агрегате. Ткань/одежда с печатного стола не слишком впечатляет, но после правильной сушки результат превосходит все ожидания (рис. 2). Правило гласит: если изображение нравится, значит, краски в ткани просушены полностью.

Рис. 1. Принцип действия. Вытравные краски удаляют из ткани краситель, иногда окрашивая обработанные зоны пигментами. Красители активируются в сушильной камере, поэтому окончательный вид изделие приобретает лишь после сушки. На фото - отпечаток вытравленными красками и белым пигментом до и после сушки

Рис. 2. Просохший отпечаток. Отпечаток вытравной основой (без пигмента), на которую затем наносятся обычные пластезолевые краски. После сушки на протравленных участках без пластизоля виден натуральный цвет х/б ткани (справа внизу)

Непременное условие — применение активатора/катализатора. Из двух имеющихся составов популярнее решение на основе активного формальдегид-сульфоксилата цинка (zinc-formaldehyde-sulfoxylate, ZFS). В новой (и менее известной) технологии в роли активного вещества выступает диоксид тиомочевины. В любом случае, после добавления активатора краску можно использовать в течение ограниченного времени (как правило, 6-8 ч). Поэтому лучше всего её активировать в количестве, достаточном для работы на 2-4 ч: так вы будете иметь только свежую краску.

При вытравной печати вода должна полностью испаряться из ткани за время прохождения через сушильную камеру. В вытравных красках на водной основе воды больше, чем в гибридных, на основе воды и пластизоля. Поэтому производствам с небольшими и не очень мощными сушильными устройствами лучше «набивать руку» на гибридных составах. По мере освоения технологии и приобретения более мощной сушки можно переходить на водные (если это необходимо).

Водные краски с ZFS-активатором

Самая известная и гибкая технология вытравной печати, обеспечивающая широкий диапазон и стабильность цветов, а также мягкость отделки по сравнению с другими красками. Материал сохраняет свойства даже при печати на чёрной ткани.

Концентрат пигмента добавляется к вытравной основе в любой момент, причём срок годности такой смеси не ограничен: его отсчёт начнётся с момента ввода в краску вытравного агента (ZFS), поэтому его добавляют непосредственно перед печатью.

Для вытравных красок характерна прямая зависимость состояния ткани после печати от количества агента: при его избыточном объёме отпечаток грубее и жёстче. Тесты показывают, что завышать минимально рекомендованные для конкретной краски его концентрации бесполезно. Если по инструкциям производителя это 6-9%, оптимальный результат даст 6%. Первая же стирка снимет приданную активатором материалу жёсткость, ткань снова станет мягкой.

Гибридные краски на водно-пластизольной основе

Появились более 10 лет назад, но популярность завоевали лишь в последние два. Простота их применения — одна из причин нынешнего бума вытравной печати: гибридные краски гораздо проще освоить не имевшим дело с вытравными и водными составами печатникам.

Несмотря на 50% содержание воды, засыхание в сетке для воднопластизольных красок не характерно, что кардинально отличает их от 100% водных (пластизоль замедляет реакцию на сетке).

При работе с гибридными вытравными красками допустима пластизольная техника — трафаретную сетку можно оставлять сухой при остановке печати (водная краска должна находиться на ней постоянно). Даже если в перерыве между тиражами сетка подсохла, ситуацию исправит двойной проход ракеля. И всё же краску лучше оставлять на сетке, дабы поддерживать трафарет в рабочем состоянии без дополнительных проходов ракеля.

Водные краски с диоксидом мочевины

Принципиально новое решение для печати по текстилю, разрабатывавшееся для решения проблем с воздействием (в т. ч. остаточным) формальдегида в составе ZFS-активатора. Применяются по тем же принципам и с аналогичными ограничениями по сроку годности. Многие пробовавшие их жалуются на проблемы с интенсивностью определённых оттенков.

Тиомочевина — спонтанно воспламеняющийся химикат с особыми требованиями к обращению и перевозке, хотя работа с ним не так опасна, как может показаться. Тем не менее, UPS и Federal Express принимают его к пересылке лишь в специальных контейнерах. Не считая это серьёзным препятствием, надеюсь, что со временем краски станут проще в применении и транспортировке.

Методики работы

С вытравными красками работают двумя способами. Традиционный — вытравливание каждого цвета на отпечатке, когда в нанесении белой основы нет нужды. Методика экономит трафареты и снимает необходимость в промежуточной сушке. Исключение — чёрный цвет, когда травление вообще не требуется: при печати по чёрной ткани чёрные элементы дизайна используют цвет материала.

Во втором варианте вытравные компоненты формируют основу — белую или цвета исходного материала (когда пигмент не нужен), процесс открывает истинный цвет ткани. На основу (с промежуточной сушкой или без неё) наносят обычные пластизольные краски. Сушку лучше не задействовать, чтобы исключить потерю печатающих столов, в т. ч. занимаемых под устройства охлаждения. Итог — количество наносимых на тёмную ткань цветов легко увеличивается на 1-2.

Белая вытравная основа подходит практически для всех сюжетов, особенно со смесевыми цветами. Наносимые поверх пластизолевые краски не слишком утяжеляют материал, ибо основа вытравлена водным составом. При наличии в макете растра или участков с очень тонким красочным слоем рекомендуется вариант с исходным цветом ткани: белый пигмент смешивается с наносимыми поверх тонкими слоями и изменяет их цвет (для смесевых оттенков проблема не характерна).

С натуральной вытравной основой (не белой) становится доступной триадная печать по тёмным тканям. При смешивании белого пигмента с прозрачными триадными красками они становятся пастельными, натуральная же основа открывает истинный цвет хлопковой ткани. Поставщики красок предлагают триадные краски тройной насыщенности для компенсации не слишком качественной основы — они перекрывают отличный от белого базовый цвет. Единственная сложность — белые элементы в рисунке, которые приходится воспроизводить как высокие света. Триадными красками этого добиться сложно, проблема решается использованием специальной белой краски.

Экономичность

Вытравная печать весьма выгодна с точки зрения расходов на материалы и себестоимости отпечатка. Экономия — в увеличенной скорости печати по сравнению с работой чистыми пластизольными красками по тёмным тканям. Проблема лишь в отходах, если для заказа смешали слишком много краски, но и они сводятся к минимуму при соблюдении технологии, оценке расхода краски и использовании просроченных составов для светлых тканей (об этом далее).

Безопасность труда

Трафаретная печать — это всегда химикаты, опасные и не очень. Химикаты для вытравной печати безопасны при соблюдении методик работы. Названия активаторов выглядят зловеще — формальдегидсульфоксилат цинка, диоксид мочевины. Оба состава предъявляют особые требования к транспортировке, утилизации и охране окружающей среды. Рекомендую подробно изучить активаторы и объяснить персоналу принципы работы с ними.

ZFS неприятно пахнет формальдегидом и тухлыми яйцами. С его кристаллами обращаются осторожно, а добавлять в краску разрешают только специально обученным сотрудникам. Не забывайте, что с краской его перемешивают медленно, остерегаясь попадания в воздух взвешенных частиц. В составе раствора вещество относительно безопасно, но контакта с кожей лучше избегать: формальдегид относится к числу её раздражителей.

Вытравные краски на базе ZFS безопаснее в печатном станке — испаряется он медленно и на этой стадии в воздух практически не попадает. Очень важно соблюдать технологию сушки: нужна эффективная вентиляция сушильной камеры.

Бережного обращения требует и диоксид мочевины. Оба вещества — сильные окислители, хранящиеся исключительно в герметичных контейнерах. Прочие меры предосторожности те же, что для ZFS. При высыпании кристаллического порошка в контейнер для смешивания старайтесь не поднимать пыли. Эти химикаты не являются источником летучих органических соединений, поэтому декларированию не подлежат. Случайный прямой контакт с ними не несёт непосредственной угрозы здоровью.

Отходы красок

Аналогично всем жидким краскам, отходы вытравных составов относятся к категории опасных. Хотя по истечении срока годности их вытравные свойства теряются, старые краски годны для создания изображений на светлых и белых мягких тканях. Дающая ярко-красный цвет на чёрной одежде, краска останется такой же и на белой. При тиражах с одинаковым рисунком на светлых и тёмных тканях сначала запечатывайте тёмную одежду, потом работайте просроченной краской по белым тканям — сведёте к минимуму отходы и снизите себестоимость продукции.

Послепечатная обработка

Чтобы удалить все следы химиката с одежды, запечатанной протравными красками с ZFS-активатором, достаточно постирать её или разложить на несколько дней для проветривания. Старайтесь не складывать и не упаковывать обработанную ZFS-красками одежду сразу после печати.

Потребителей лучше предупредить с помощью наклейки или ярлыка о необходимости постирать одежду перед ноской. Мы предпочитаем наклейки с описанием уникальной технологии печати и предложением выстирать вещь перед тем, как одеть, — убиваем сразу двух зайцев.

Допустимая норма содержания формальдегида в Евросоюзе для маленьких и грудных детей — 75 частиц на миллион (ppm). Если после печати одежду не выстирать или не проветрить, требованиям она соответствовать не будет.

Рекомендации

Вытравная печать может стать ценным дополнением к ассортименту услуг трафаретного производства, повысить эффективность и качество печати по тёмным тканям, увеличить количество наносимых цветов и сделать декорируемую ткань удивительно мягкой.

Безусловно, она не панацея, и с ней недопустимо работать по принципу «сделал и забыл». Обязательны специальные меры безопасности и охраны труда, особые способы обращения с готовой продукцией — несложные, но крайне важные. Тем, кто не готов работать с вытравными красками со всей тщательностью, не стоит даже пробовать. Зато приложенные усилия окупятся сторицей.


Об авторе: Майк Укена, 15-летний опыт работы в шелкографии, бывший владелец салона трафаретной печати по текстилю; директор по технической подготовке Ассоциации специальных видов печати; член Академии трафаретной печати, технический представитель отдела продаж Union Ink.


* Перепечатывается с разрешения журнала Screen Printing. Подписка на сайте www.stmediagroup.com . Дополнительная информация по трафаретной печати — www.screenweb.com.


Наши

Добавлю к очень интересной статье, что востребованным и модным эффектом является получение изображения на джинсовых тканях путём вытравливания красителя без печати дополнительных цветов. Результат своеобразен и ни с чем не сравним. Технология распространена в Италии, с недавних пор KIIAN (Manoukian-Argon) выпускает краску Decolortex Denim для вытравной печати. Иван Седов (ivan.sedov@esaprint.ru ), руководитель отдела продаж компании «Эзапринт»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38