Масштаб выставки в Дюссельдорфе можно понять, только побывав на ней. Цифры площадей, количества посетителей и экспонентов — это одно, но видеть автобусы, регулярно курсирующие, не как у нас (от ближайшего метро до выставки), а внутри (!), между павильонами, — совсем другое.
Но от цифр никуда не деться. Посетителей было 391 тыс. из 138 стран. Это очень много, хотя и меньше, чем в 1995 (395 тыс.), 2000 (428 — рекорд посещаемости) и 2004 (394) гг. Зато количество экспонентов стало рекордным — 1971 (побита цифра 2000 г. — 1943) из 52-х стран. Приятно, что организаторы удержались от соблазна чуточку «подкрутить» цифры посещаемости — мероприятие таких масштабов в подобных уловках не нуждается. К тому же отмечена положительная тенденция к интернационализации — посетителей из-за границы было 59%, и это тоже рекорд! А высочайший качественный состав подчёркивали все экспоненты, с которыми удалось пообщаться. Как, впрочем, и дороговизну выставки, но это совсем другая история…
Самое вкусное
Такого количества новых продуктов в одном месте в ближайшие 4 года уже не увидеть! Сразу обо всём не расскажешь. О многих выставочных премьерах производители поведали заранее, но некоторые интересные решения были объявлены только на Drupa — их приберегли на «сладкое». О них и поговорим в первую очередь.
Также в этом номере — детальные статьи по отдельным «срезам»: допечатным решениям, печатным (листовой офсет и широкоформатные УФ-принтеры), адресованным цифровым типографиям для УФ-лакирования, расходным материалам. О цифровой печати, рулонном офсете и послепечатных расскажем в № 7 (сентябрь).
Два хита
Конечно, это субъективно, но двумя самыми обсуждаемыми продуктами на выставке нам показались HP InkJet Web Press и Goss M-600 Folia. Обе были заявлены задолго до выставки, но это только подогрело общий интерес.
Любопытно, что HP сделала всем сюрприз со знаком плюс: заявлена была струйная машина с шириной печати 762 мм и скоростью до 122 м/мин, а демонстрировалась — с шириной 914 мм! Официальную версию озвучил генеральный директор вновь созданного подразделения HP InkJet High-Speed Production Solutions (высокопроизводительные промышленные струйные решения) Аурелио Маруджи: «Мы хотели продемонстрировать возможности масштабирования нашей технологии струйной печати!». Можно предположить: в HP не были уверены, что успеют подготовить к показу более широкую версию, поэтому перестраховались. А машина работала, отпечатки внимательно изучались. Общее впечатление: качество печати вполне пригодно для тех областей, которые в HP считают приоритетными, — транзакционной печати (прежде всего материалов транспромо), по требованию (книги, брошюры) и газетной. Очевидное направление для улучшения — снижение впитываемости чернил. Даже несмотря на специальный Bonding Agent (прозрачные чернила, взаимодействующие с цветными для меньшего растекания на пористых материалах), запечатанные области пробивались на обороте довольно плотной бумаги без покрытия. А ведь машина должна печатать и на тонкой газетной! Уже выбраны типографии для бета-тестирования, а серийные поставки начнутся во II квартале 2009 г.
Сама идея печати на рулонной машине с листовым выкладом без сушки со скоростью 30 000 отт./ч вызывает массу вопросов. Создатели Goss M-600 Folia показали — могут! Оттиски без явных дефектов, сухие и готовые к послепечатной обработке. Рулонная машина — стандартная, проверенная годами M-600, краски — для листовой офсетной печати, бумага — обычная мелованная, до 250 г/м2. Один из раскрытых секретов: противоотмарывающий порошок наносится на обе стороны листа, при этом полотно дважды проходит через наносящее устройство! Занимаемая площадь вместе с листорезкой VITS примерно та же, что у «длинных» перфекторов. Именно их владельцы — существующие и потенциальные — целевая аудитория для нового продукта Goss. Начальная цена в самой простой конфигурации от 3,2 млн евро. Какова будет рыночная судьба Folia, предсказать сложно. Так же не ясно, насколько «широкое окно» у этой машины по выбору бумаги, красок, увлажняющих полотен и т. п. На это указывают конкуренты, обсуждая перспективы продукта Goss, а также вспоминая собственный опыт подобных разработок…
Сюрпризы в формате B2
С удивительной синхронностью Screen и Fujifilm * приняли одинаковые решения: не заявлять заранее струйные ЦПМ формата B2. Стенды компаний располагались в «цифровом» пав. 8 напротив друг друга. С первого дня выставки ничего не подозревающие посетители обнаруживали две стоящие на расстоянии 50 метров однопроходные струйные ЦПМ, открывающие новый сектор цифровой печати — Screen Truepress Jet SX и Fujifilm JetPress 720 (временное название).
Машины очень похожи: струйные пьезоэлектрические однопроходные (с головками, перекрывающими всю ширину печати), с листовой подачей (используются стандартные компоненты от листовых офсетных машин), близкие форматы — 530×740 мм (Screen) и 520×720 мм (Fujifilm), сравнимое с офсетным качество печати, широкий диапазон запечатываемых материалов, чернила на водной основе с особыми свойствами (для закрепления на обычной мелованной бумаге без растекания). Обе пока прототипы — в серию обещают запустить через год. Разрешение головок от Epson у Screen — 1440×720 dpi, от Dimatix у Fujifilm — 1200 dpi плюс 3 градации размеров капель (заявлено 4, но четвёртая — нет капли), что, теоретически, должно обеспечивать более высокое качество печати.
Скорость печати JetPress 720 — до 180 листов А4 в минуту (10 800 в час), листов макс. формата — 2700 в час. Машина от Screen медленнее — до 106 листов А4 в мин (6360 в час), а листов макс. формата — 1600 в час. Судя по деморолику, в Truepress листы просто проводятся под головками на конвейере — никаких передаточных барабанов нет.
Ещё один сюрприз остался почти незамеченным — первую тонерную машину формата B2 показала маленькая тайваньская Jadason Technology. QPress имеет модульную конструкцию и печатает до 20 стр. формата 515×724 мм в минуту (100 стр. А4) на бумаге плотностью 62–350 г/м2. Машина позволяет печатать в 5 красок — CMYK плюс дополнительная, имеет вакуумный самонаклад и занимает всего 6 м2. Технология экспонирования светодиодная, разрешение 1200 dpi×2 бита. К сожалению, отпечатков мы не видели.
Что дальше? Появление листовых ЦПМ ожидалось давно, но, похоже, струйные технологии в этом секторе перспективнее тонерных. Впрочем, судить пока рано. Но производители не собираются останавливаться — в интервью ежедневной газете выставки генеральный директор Fujifilm Graphics Systems Divison Наохиро Фуджитани на вопрос, планируется ли выпуск версии формата B2, ответил коротко: «Да».
Цифровой глянец
Давно ожидаемый прорыв в системах лакирования состоялся. На выставке показали сразу три струйных решения для выборочного и сплошного УФ-лакирования: MGI JetVarnish, FFEI Emblaze и Komfi Spotmatic 54. Подробности об этих и других решениях по лакированию, ориентированных на цифровые типографии, читайте в этом номере.
Арифметика Xerox
Любопытно, что Xerox, объявив о выпуске iGen4, показала машину лишь в «тайной» комнате потенциальным клиентам. Что именно скрывали от конкурентов, не ясно. Известно, что в iGen4 увеличен макс. формат до 364×572 мм, встроены спектрофотометр плюс реализован автоматический контроль плотности. Благодаря этим и другим улучшениям, как уверяют создатели, общая производительность повышена на 25-35%, однако линейная скорость механизма печати осталась на уровне iGen3. Жизнь же существующих владельцев iGen3 облегчит новый набор инструментов для автоматического управления цветом.
Скорость печати Xerox 490/980 не зависит от плотности носителя и цветности изображений. Машина оснащается системой бесконтактного закрепления тонера, что позволяет использовать широкий диапазон материалов, в т. ч. и специальные (с приклеенными дисконтными картами, с выборочной ламинацией, RFID-метками, наклейками сэндвич и т. п.). Заявленная стоимость одного печатающего механизма в США — от 1,8 млн долл. Выпуск доступной по цене Xerox 700 призван заполнить небольшую брешь в продуктовом ряду компании — 70-страничная машина предлагается в США по цене от 60 000 долл. плюс стоимость сервера печати (8–25 тыс. долл.). А Xerox 5000AP работает на одной скорости с материалами любой плотности.
А как насчёт ещё более быстрой листовой тонерной машины? Нынешняя арифметика Xerox — ConceptColor 220: концептуальная система на базе двух печатающих механизмов iGen3 выдаёт до 220 стр./мин. Когда она пойдёт в серию и пойдёт ли вообще, объявлено не было.
История с гелями
Фотографы испокон веков пользовались гелями для создания спецэффектов. Теперь пришло время полиграфистов. В Xerox ещё в январе пообещали показать на выставке прототип струйной технологии будущего. Оказывается, речь шла об отверждаемом геле (cured gel). Чернила в консистенции геля наносятся через струйную печатающую головку и отверждаются УФ-излучением. Преимущества: закрепление на самых сложных поверхностях, длительный срок службы головки (в 10 раз дольше термальных), скорость, высокое качество печати — капли не растекаются. Увы, действующего устройства не показали, как и не сообщили примерные сроки его появления.
Очень похожую технологию незадолго до выставки представила Oce, но уже в виде серийного широкоформатного принтера Oce ColorWave 600. Его задача — быстрая печать на недорогой бумаге. Быстрая — это 1 м2 за 34 с. Принцип работы уникален — чернила первоначально находятся в твёрдом состоянии, затем их нагревают и выстреливают с помощью струйных печатающих головок на материал. Как уверяют создатели, никакого дополнительного закрепления или УФ-сушки не требуется. Отпечатки сразу готовы к использованию. Мы их изучили — заливки очень плотные, отпечатки имеют хорошую стойкость к истиранию, цвета яркие и сочные, полошение не заметно. Минус — большой размер минимальной точки, что бросается в глаза в светлых областях.
Выставочные продажи
Традиция рапортовать о выставочных контрактах сложилась давно. Все понимают, что более-менее значимая продажа не совершается спонтанно — она готовится месяцами. Тем не менее, выставка такого масштаба — хороший катализатор продаж. Многие клиенты откладывают решение, чтобы принять его именно на Drupa и добиться наиболее выгодных условий. По подсчётам организаторов, общий объём заказов превысил 10 млрд евро! О некоторых итогах продаж — в порядке уменьшения площади стенда…
Heidelberg рапортовала, что её экспозицию посетили заказчики из 85-ти стран и разместили более 2500 заказов. Генеральный директор «Гейдельберг-СНГ» Бахтиер Джанзаков отметил: «Общая сумма заключённых нами на выставке контрактов — более 26,5 млн евро».
Генеральный директор manroland Герд Финкбайнер заявил: «Мы достигли поставленных целей и получили примерно такое же количество заказов, как и на предыдущей выставке **. Drupa-2008 принесла manroland заказов на сумму, выражающуюся трёхзначным числом в середине диапазона в миллионах евро».
Генеральный директор KBA Альбрехт Больца-Шюнеманн объявил, что выставка принесла компании заказов на более 200 млн евро, что превысило результаты Drupa-2004. Исполнительный вице-президент KBA Ральф Заммек отметил, что амбициозные планы по продажам в листовом офсете были превышены, а заказы на рулонные машины соответствовали ожиданиям.
Дебют Kodak Graphic Communications Group (GCG) на выставке принёс сотни заказов, объём которых превысил первоначальные агрессивные задачи по всем регионам, направлениям и промышленным сегментам.
Agfa Graphics подписала контрактов на сумму более 100 млн евро, из которых 15 млн приходится на струйные системы печати. Заявлено о продаже более 100 широкоформатных УФ-принтеров.
Canon заявила о перевыполнении планов. В списке продаж более 160 систем imagePRESS.
Рапортует об успехах Screen Media Technologies — только его британское подразделение Screen UK заключило контрактов на сумму более 8 млн фунтов.
Генеральный директор EskoArtwork Карстен Кнудсен оповестил, что продажи по упаковочному направлению оказались на 50% выше, чем суммарные заказы Esko и Artwork System на Drupa-2004.
Duplo International оценила выставку как самую лучшую в своей истории — продажи филиалов компании в Велокобритании, Франции, Италии и Польше превысили миллион евро, а количество запросов увеличилось относительно Drupa-2004 на 45%.
Детали — Бог!
Что больше всего запомнилось? Удобство и забота. Организаторы поистине досконально знают своё дело. И то верно: проводя выставку с почти полумиллионом посетителей нельзя забывать о деталях. Внимание к ним чувствовалось буквально во всём! Билеты с магнитной полосой дают возможность не только посетить выставку, но и служат проездным документом на всех видах городского общественного транспорта, носящего обобщённое название Rheinbahn (Рейнская дорога). Если бы не эта «мелочь», очень много времени и сил ушло на изучение системы оплаты, где стоимость проезда зависит от расстояния, а билеты имеют ограничение по времени действия (порой несколько часов). Но тот же билет позволял передвигаться и по железной дороге в радиусе примерно 100 км от Дюссельдорфа. Это забота о посетителях, которые не нашли отель в городе и удовольствовались жильём в Кёльне, Вуппертале и ещё десятке окрестных городков. Городской транспорт прибывает сразу к трём входам (а трамвай останавливается прямо между выставочными павильонами), уже на ступеньках лестниц и в холлах гостей встречают приветливые работники с маленьким подарком-комплиментом для каждого.
Повсюду развешены планы павильонов, можно взять с собой карманную версию. Информационные киоски с удобным интерфейсом позволяют найти интересующих экспонентов, а потом распечатать список. Программа Highlights Tours — экскурсии по десятку тематических маршрутов (от офсетной и цифровой печати до конвертовальных технологий и систем Web-to-Print), дабы за пару часов познакомиться с основными тенденциями и самыми интересными новинками выставки по одному из направлений. Экскурсоводы — студенты-волонтёры, а экскурсии — на немецком, английском, испанском, французском и китайском языках. Возможно, на следующей Drupa появятся и студенты МГУП, тогда пользоваться этим сервисом смогут русскоговорящие посетители. Кстати, о прогулках: все павильоны соединяются пешеходными «трубами» (что спасало в непогоду), а в самой длинной установлена движущаяся пешеходная дорожка, чтобы посетители не утомлялись долгим переходом.
Огромная территория выставочного комплекса Messe (что собственно и значит по-немецки «выставка-ярмарка») полностью обжита и ухожена: есть маленькие скверики, памятники с фонтанами, десятки кафе и ресторанов, служба экспресс-доставки, хозяйственный магазин, отделение банка. А ещё — собственное телевидение и радиостанция. Такой размах становится понятным, если знать, что значительная часть Messe находится в собственности Дюссельдорфа, для которого выставки являются источником дохода, а город заботится о его постоянном росте. Ведь по окончании рабочего дня все полиграфисты отправляются гулять в Альтштадт — старую часть города, где расположена «самая длинная барная стойка в мире» (в каждом доме на набережной Рейна устроен бар) и где можно отведать свиную рульку и выпить «метр пива», когда стаканы устанавливаются вплотную в ряд вдоль метровой мерки.
Доброту проявили организаторы и к журналистам. На территории огромного пресс-центра располагались компьютерные залы для работы, кафе с очень демократичными ценами и бесплатной зоной Wi-Fi. А каждое утро на входе нас ждала огромная корзина фруктов — источник витаминов для активной работы. Я и коллеги, носящие очки, оценили постоянно пополняемый запас влажных салфеток для ухода за линзами с воодушевляющей надписью «Пусть смотреть будет лучше». Первые дни прошли полностью в конгресс-центре — его вид сверху напоминает пчелиные соты (увы, в этом «улье» я так и не научился ориентироваться без указателей). Пресс-конференции и презентации начинались каждые полчаса, для удобства планирования времени нам выдали «бальные книжечки» — расписание пресс-мероприятий. И пусть их было больше, чем в состоянии посетить один человек, но именно там легче всего было узнать все самые свежие новости индустрии. — Д. С.
Русская газета на Drupa-2008
Организатор Drupa-2008 «Мессе Дюссельдорф» передала редакции Publish эксклюзивные права на подготовку официальной газеты выставки на русском языке. В апреле 2008 г. вышел первый номер, отпечатанный в типографии ПК «Пушкинская площадь» тиражом 10 000 экз. Распространялся он вместе с № 3 нашего журнала.
Второй выпуск формата А3 вышел в конце мая 2008 г. тем же тиражом (печатался в типографии «Первый полиграфкомбинат») и бесплатно распространялся через представительства «Мессе Дюссельдорф Москва» в России, Украине и Беларуси, в туристических агентствах Москвы, на стойках в аэропортах Внуково, Домодедово, Шереметьево и на самой выставке: на Meeting Point Russia, стендах Litex (пав. 3), HP (пав. 8а), SUN (пав. 7а).
Полная электронная версия в формате PDF обоих выпусков была скачана 422 раза с сайта www.publish.ru.
Мнение полиграфиста
В этом году 12 руководителей и специалистов ППК были командированы на Drupa-2008. Можно много читать и слушать, но увидеть всё своими глазами, пощупать руками, обменяться мнениями с коллегами, да просто очутиться в этой сказочной, праздничной обстановке — счастье для любого полиграфиста. По себе знаю, что после таких выставок получаешь огромный запас внутренней энергии. И это, очевидно, присуще всем людям. Были времена, когда на Drupa практически нельзя было услышать русскую речь. Сейчас ситуация кардинально изменилась: из России приезжают не только чтобы посмотреть, но и чтобы показать. Впервые на Drupa работал стенд Рыбинского завода полиграфического машиностроения. Приятно было «наткнуться» в одном из павильонов на стенд, где красовалась огромная надпись «Сделано в России». Это был стенд небольшого опытного производства из Сибири, на котором демонстрировался УФ-принтер с оригинальными решениями для печати изображений на пластиковых поверхностях. — Александр Фокин, генеральный директор Первого полиграфического комбината
* Строго говоря, пресс-релиз о JetPress 720 был выпущен 22 мая — за неделю до начала выставки.
** По итогам Drupa-2004 MAN Roland сообщила об объёме заказов на уровне 480 млн евро. — Прим. ред.