Дмитрий Лаврик, заместитель генерального директора типографии «Альфа-дизайн» (Москва):
Переход на более дешёвые расходные материалы — это порочный путь: сэкономив один рубль, можно потерять сотню. Он имеет смысл, только если то же качество будет обеспечено при более низкой цене. Поэтому, пытаясь найти дешёвые материалы, приходится постоянно следить за тем, чтобы их качество не выходило за рамки приемлемого.
Конечно, мы постоянно мониторим рынок, тестируем расходные материалы, но, честно говоря, тестирование краски — дорогое удовольствие. Для него должен быть веский повод.
Лучший способ экономии — поиск новых технологий. В этом случае можно сэкономить не только без потери качества, но даже с его улучшением или появлением новых возможностей.
Разумеется, нужно торговаться с поставщиками, тем более что цены постоянно растут. Ценовые параметры должны быть разумными. С нами клиенты тоже торгуются. Хотя при этом важно не пережать: помнится, лет 10 назад был период, когда никто не привозил самоклейки, потому что покупатели настолько сбили цены, что завозить её стало невыгодно. А возить товар самим проблематично: у большинства типографий логистика не настолько организована. Похожая ситуация была на рынке простой этикетки: печать сухой этикетки стала совершенно невыгодной. На этот раз «пережали» клиенты. Необходимо соблюдать баланс интересов между поставщиком, типографией и клиентом.
Что касается работы с клиентами, то менеджер и руководство должны понимать, что выгодно, а что — нет. Можно взять большой тираж, который более подходит для ротационных машин, но прибыли от такого заказа листовая типография не получит. Нужно выбирать работу в соответствии со своими возможностями и технологиями. Иногда выгоднее стоять, чем работать. Конечно, трудно отказаться от заказа, когда нет других работ, но нужно уметь бить себя по рукам.
Олег Тимофеев, генеральный директор типографии Print FX (Москва):
К счастью, конструкция нашей печатной машины * уже позволяет экономить на приладке: хватает 8-10 листов. По идеологии работы она ближе к цифровой печати, поэтому большая часть проблем решается на стадии препресса.
Экономить на материалах — решение неразумное, потому что влечёт за собой потери времени и денег. Чтобы оценить реальные затраты, связанные со сменой материала, нужен мониторинг с помощью мощного ПО (WorkFlow) на всех участках производства. Только тогда можно понять, принесла замена выгоду или убытки. Например, дешёвый лентикулярный пластик не подходит для высокохудожественной продукции: отличаются оптические свойства, стабильность параметров гораздо хуже.
Мы развиваем нишевой рынок, поэтому экономия для нас — это погружение в технологию, творческий поиск новых решений, продуктов, эффектов. Как услуга полиграфия не выживет. Мы должны создавать и выпускать свой собственный продукт.
Олег Лобанов, генеральный директор типографии «МС Принт» (Москва):Экономия сейчас — печальная необходимость. В первую очередь, на оплате персонала, но ни в коем случае не путём снижения зарплат. Например, приходится перераспределять отпуска: больше людей отдыхает в периоды низкой загрузки. Отказываемся от сверхурочных работ: не берём заказы сверх плана, с нереально короткими сроками, для выполнения которых требуется выводить дополнительных сотрудников. При острой необходимости договариваемся с клиентами об изменении сроков сдачи заказа. В этом отношении нам проще, чем более крупным игрокам рынка, ибо наши заказы довольно короткие в производстве и их достаточно легко тасовать.
Сокращаем дебиторскую задолженность, в т. ч., к сожалению, уменьшаем кредитные линии даже для постоянных клиентов. Сокращаем складские запасы, ищем новые расходные. Но при их выборе цена не является основным критерием, главное слово остаётся за технологами и печатниками. Если краска плохо сохнет, мы потеряем время и неизбежно столкнёмся с отмарыванием: некачественный материал не имеет смысла покупать при любой цене, даже самой низкой.
Экономическое положение порой вынуждает откладывать внедрение новых проектов. При этом мы осознаём, что внедрение новой техники может принести в перспективе выгоду, в т. ч. сэкономить средства на тех или иных операциях, но, к сожалению, это произойдёт только в перспективе, и не близкой, а затраты требуются уже сейчас.
Андрей Перепелица, начальник производственного отдела типографии «Глобус Континенталь» (Москва):
Экономия на расходных материалах уместна только в зависимости от конкретного заказа: бывают тиражи, на которых можно и сэкономить, а на других это приведёт только к убыткам.
Заработная плата сотрудников тем более не может служить объектом экономии, потому что рабочие станут относиться к своим обязанностям соответствующим образом. В результате качество продукции неизбежно упадёт, и вместо экономии получим убытки.
Эффект даёт только сокращение расходов: печать тиража с минимальной приладкой, отсутствие перепечаток, брака в тираже. А чтобы так работать, нужен жёсткий контроль. Самый приемлемый способ экономии — с помощью обновления технологии: если внедрение нового оборудования или материала позволяет, например, уйти от лишних прогонов.
Рустам Устаджалилов, генеральный директор типографии «РустПресс» (Москва):
Прежде всего мы пытаемся экономить, договариваясь по ценам с поставщиками расходных материалов. Мы пользуемся качественными материалами европейского производства и менять их на более дешёвые пока не считаем возможным.
Рентабельность заказов — вопрос сложный. Порой рентабельность какого-то конкретного заказа может быть невысокой, но приходится его выполнять, поскольку это заказ важного клиента, прибыль от которого типография получит за счёт других заказов.
По моему мнению, неправильно говорить о невыгодных заказах. Есть два пути ценообразования: в первом случае надо подсчитать все затраты на изготовление заказа, добавить желаемую прибыль и средства на развитие, а затем поделить на количество экземпляров. Второй подход — отталкиваться от существующей на рынке цены. Тут можно оказаться в проигрыше, особенно если ставить менеджерам задачу принести максимальный объём заказов. Многое зависит от того, на что ориентировать отдел продаж. В хорошие времена просчёты по части рентабельности бывали не так заметны, но в кризис это выявляется, в т. ч. оттого, что растут затраты на расходные материалы.
Уменьшать издержки на рабочих — это тупиковый путь. Мы стараемся сократить офисные расходы. Например, у нас офис находится в одном здании с производством, что даёт экономию на арендной плате. Может быть, иногда имеет смысл сэкономить на себе. Если руководитель отдыхает 4-5 раз в год – возможно, имеет смысл уменьшить ему зарплату?
* См. статью «Создавать объём, видеть перспективу» (с. 62).
Как что — так сразу производство…
А действительно — почему экономить надо именно на производстве? Начать можно и с малого: за границей давно уже переходят на безбумажное делопроизводство, а в связи с текущими экономическими трудностями дают советы ещё более уменьшать количество бумаг, подписей, согласований. А ещё есть решения, ограничивающие доступ к копировально-множительной технике. Ведь лишнюю бумагу и тонер на принтерах тратят обычно не сотрудники производственного отдела. А если уж необходим новый принтер для офиса, можно взять устройство с действительно низкой себестоимостью страницы. Даже столь скромные меры экономии взбодрят отдел продаж и побудят менеджеров внимательнее относиться к проблеме рентабельности заказов.
Кстати о рентабельности: большинство принявших участие в опросе на сайте нашего журнала считают самыми эффективными мерами экономии внедрение принципиально новых материалов и оборудования и отказ от невыгодных заказов.