101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Бумажно-календарный выбор

  • Татьяна Фархат
  • 19 апреля 2012 г.
  • 3869

Есть несколько версий этимологии слова «календарь». По официальной, оно произошло от латинского «calendarium», что означает «долговая книга»: во времена Римской империи в первые дни месяца (calendae) было принято выплачивать проценты по долгу. А по мнению наших почвенников, оно восходит к словосочетанию «коляды дар», т. е. дар бога Коляды, покровителя землепашцев. Этим древним славянским календарём (некоторое время наряду с юлианским) пользовались на территории Руси до принятия в 1918 г. григорианского летоисчисления.

Сегодня календарь сопровождает человека всю жизнь, определяя наше времяпрепровождение. Ежедневно, а то и по нескольку раз в день мы смотрим на ряды чисел, назначая встречи, вспоминая дни рождения и считая дни, оставшиеся до приезда дорогого человека. Это идеальное место для рекламы и самый распространённый вид корпоративного подарка. Как сделать его нетривиальным и привлекательным, достойным стоять на столе или висеть на стене у клиента? Один из секретов — правильно выбрать бумагу.

Проще всего использовать обычную мелованную. Но занятие сие крайне скучное и набившее оскомину. Конечно, если вы не печатаете календарь Пирелли, где внимание зрителя гарантируется сюжетом. Совсем другое дело — дизайнерская бумага. Она становится доступнее. И не только по стоимости — многие производители ЦПМ поощряют эксперименты. Естественно, в разумных пределах. Задуманное получается далеко не всегда, тогда либо возвращаются к испытанным материалам, либо пробуют новые, ещё и ещё. Последнее характерно при хороших взаимоотношениях типографии и поставщика бумаги. Наиболее же удачные и интересные проекты рождаются при тесном контакте дизайнеров, технологов и печатников. Как, например, календарь, появившийся в результате сотрудничества «Регент-Арт» и «Линия График».

Праздник каждый день

К выставке «Дизайн и реклама» в 2010 г. «Регент-Арт» решила подготовиться основательно и обратилась в типографию «Линия График» с просьбой создать оригинальный календарь, демонстрирующий не только саму бумагу, но и возможности печати на ней. «Идея была такова, — вспоминает маркетинг-менеджер “Регент-Арт” Наталья Михайлова. — Год в полиграфии, особенно для дизайнеров и рекламных агентств, начинается с выставки “Дизайн и реклама” как первого и яркого отраслевого события года. И мы решили начать календарь именно с апреля. Подобрали не-
обычные праздники, так или иначе связанные с нашей профессиональной деятельностью или со смежными отраслями, либо просто хорошие добрые праздники, которые не чужды каждому человеку. Сама структура календаря тоже выбрана не случайно. Каждая коллекция бумаги, как правило, представлена не только самой бумагой, но и конвертами из неё. Поэтому в нашем календаре каждая страница — это кармашек с открыткой в конверте. Человек, у которого стоит подобный календарь, может ещё и поздравить открыткой коллегу или партнёра с оригинальным праздником».

Открытка с лампочкой ярко демонстрирует свои возможности, для этого всего лишь нужен свет

Уникальный дизайн каждой страницы разработан в «Линия График». Для основы была выбрана фактурная бумага Corious Touch Arsh из 100% хлопка плотностью 400 г/м2. Для листов — белая перламутровая Rivs Tradition (250 г/м2). Необычная поверхность с еле заметным бежевым оттенком делает её актуальной для любого праздника, нет вычурности и претензии на излишнюю роскошь. За счёт перламутра под определённым углом возникает сиреневый блеск. «Плотность и текстура бумаги позволяют использовать её в цифровой машине, – говорит ведущий дизайнер типографии Елена Фёдорова. — Она отлично держит краску, позволяет печатать мелкие детали. Другие марки бумаги не позволяют этого делать из-за перепадов высоты. Обратите внимание, как ведёт себя обычная серая краска на Rivs Tradition: она отливает серебром!» Листы календаря запечатывались на ЦПМ не матовыми, как обычно, а глянцевыми красками. Изображения дублировались на открытках трафаретным способом. Вот здесь и проявлялись все скрытые возможности бумаги, порождая порой неожиданные эффекты.

Например, июльская открытка с лампочкой напечатана на жёлтой кальке Curious Color (200 г/м2). Поставьте открытку между собой и светом, и лампочка засияет.

 

Искрящаяся ракета с Белкой и Стрелкой на терракотовой бумаге Rivs Tradition даёт потрясающий эффект благодаря серебру Maraflex FX.

Октябрьская открытка, посвящённая всемирному вегетарианскому дню, создана на основе матовой бумаги Opal Referens (250 г/м2). Глянцевые краски придали изображению эффект выборочного лакирования.

На декабрьской открытке трафаретный лак создал иллюзию воды. Фёдорова объясняет: «Я называю это правильным применением технологии. Эффекты печати должны сами говорить за себя, обогащать сюжет. В данном случае лак выполняет функцию графического элемента».

Благодаря бумаге Sense календарь в полной мере отражает главную идеюБольшому мишке — большой календарь

Коллекционирование медведей Тэдди, названных в честь президента Рузвельта и столь популярных в Европе и США, перебралось и в нашу страну. Первый игрушечный мишка с подвижными лапками появился в России в 1908 г. с подачи князя Георгия Романова. Сегодня действуют целые сообщества арктофилов (коллекционеров плюшевых игрушек) и теддистов (изготовителей мишек). Представитель последнего Ирина Евдокимова обратилась в типографию «АйПринт» для создания календаря, посвящённого знаменитым медведям, изготовленным её руками. Так появился проект «Авторские медведи Тэдди и их друзья», победивший на конкурсе «Оргтайм. Мэтр полиграфии-2011» в номинации «Лучший календарь с применением цифровой печати». Сама Евдокимова признаётся, что ей помогает владение техникой шитья и рисование акварелью.

«Мы предложили сделать фотосъёмку всех кукол у нас в студии, — рассказывает директор “АйПринт” Сергей Корнух. — Сделали макет, где сфотографированные и обработанные куклы были “посажены” на нарисованный тематический фон. Получилась необычная комбинация из реального фото сказочного персонажа и нарисованного вручную фона». Весь тираж (100 экз.) был отпечатан на бумаге Sense цвета слоновой кости на ЦПМ Konica-Minolta bizhub PRO С5501. Материал имеет силиконовое покрытие и даёт бархатное ощущение, что вполне отражает идею календаря — игрушки, дарящие тепло и любовь. «Бумага капризная, офсетом её было не запечатать, — говорит Корнух. — Но и “цифрой” тоже не просто, пришлось очень сильно увлажнять бумагу и помещение, где происходила печать, иначе могли быть “проплешины”. Но всё получилось отлично». Сам формат издания тоже необычен: 320´450 мм — ещё не А2, но уже не А3.

Коты в искусстве

В 2009 г. петербургская «Студия НП-Принт» решила развивать направление цифровой печати в новом формате — создании полноценной цифровой типографии на базе небольшого собственного экспериментального участка. Сказано — сделано. Через год открылась цифровая типография «Галерея печати». Первая работа должна быть запоминающейся. И ею стала «котоживопись» питерского художника Владимира Румянцева. «По одной из версий восточного календаря, 2011-й был годом кота, — рассказывает генеральный директор “Студия НП-Принт” Михаил Эскин. — А наша компания специализируется на сложных допечатных работах по искусству *. Так что выбор для календаря работ такого требовательного к качеству цветопередачи художника подчеркнул бы высокий уровень работ и студии, и новой типографии». Сам календарь печатался в двух вариантах — на мелованной и дизайнерской бумаге, в количестве всего 24 экземпляра. Себестоимость одного (в дизайнерском исполнении) составила 46 евро.

Большая ответственность — передать все детали художественного изображения на текстурированной бумаге

Почти деревянная обложка«Самая необычная бумага редко используется в силу сложности печати по ней, особенно полноцветных изображений высокого качества, — говорит Эскин. — Были выбраны самые сложные для запечатки дизайнерские картоны, металлизированные, с глубоким рельефом, тонированные. Так получилось, что практически все оказались под одной маркой». Печать проходила на первой установленной в России ЦПМ с лакировальной секцией Xerox Color 1000. По словам директора, проблем при работе не возникло: «Машина даже не заметила, что в лотке подачи такие сложные материалы с большой глубиной рельефа».

Для обложки календаря была выбрана Gmund Savanna Glowing Makasar (310 г/м2) с цветом окисленного дерева. Заметка для экологов: для неё использована бесхлорная целлюлоза. Единственный недостаток в том, что бумага не рекомендована для трафаретной печати. На обложке минимум информации — адрес типографии с тиснённым золотом логотипом, вырубленное окошко на верхней странице само посвящает зрителя в мир кошек. В основном блоке сплошь бриллианты коллекций Gmund: Colors, Alezan Cult Chevreau, Reaction, Savanna Blanco и др. Страница с портретом Румянцева напечатана на бумаге Vice Versa (300 г/м2).

Двенадцать лошадиных сил

Дух времени и природное начало — основная идея календаряМожно ли остановить время? Нет. Можно ли сохранить прекрасное мгновение, которое никогда не повторится? Да. И помочь в этом призвано искусство фотографии. Как часто мы вешаем на стену природные пейзажи, устанавливаем на стол фотографии милых зверюшек, иногда даже заводим живых, пытаясь воспроизвести кусочек природы дома или на работе… С этим стремлением обычно хорошо справляется настенный календарь. И как хочется иногда получить оригинальный численник, с идеей, воплощённой особенным способом. К старинным технологиям сейчас возвращаются редко, только если хотят получить что-то эксклюзивное. Так произошло и с календарём для государственной компании «Атомредметзолото» (главный держатель урановых и золотых месторождений в интересах РФ во многих странах мира). На его страницах запечатлены 12 благородных скакунов в стиле «ретушь». Именно лошади, по мнению создателей, олицетворяют наше время, совмещая силу, скорость и грацию.

Проектом занимались консалтинговая компания CBI consult и типография «УП Принт», для иллюстраций использовались авторские фотографии Кати Школьник. Изображения отпечатаны в технике офорта на бумаге производства Arjowiggins. «Печать шла с оригинальных форм на старинном ручном печатном станке, — рассказывает директор по маркетингу Antalis Елена Березина. — Каждый оттиск из заявленного тиража уникален. Тираж ограничен и гарантирован авторами, печатные формы уничтожены». Кроме уникальности содержания, календарь может похвастаться бумагой Keaykolour Original Seal (300 г/м2) и Rives Tradition (250 г/м2). Первая содержит 30% переработанной целлюлозы. Стоит отметить, что Antalis, поставившая бумагу для этого календаря, в 2012 г. получила сертификаты цепочки поставок FSC и PEFC. Вот почему при разработке дизайна календаря был взят курс на экологичность и сохранение природы. Формат издания 520×410 мм, тираж 350 экз. Каждую страницу сопровождают герб, выполненный тиснением, и цифровой ряд, нанесённый золотой металлизированной краской. Календарь предназначен для вручения главам государств и членам правительств во многих странах мира, представителям крупного бизнеса.

Дайте слово бумаге

Каждая марка дизайнерской бумаги индивидуальна и обладает собственным «Я». Она может не только привлекать поверхностью и не-обычными тактильными ощущениями, но и дарить идеи. Возьмите её в руки, почувствуйте текстуру, прислушайтесь к звуку, издаваемому подушечками пальцев, прикасающихся к ней. Представьте стройные ряды цифр. Получилось? Правильно подобранная бумага не только облагородит календарь, но и выгодно продаст вашу компанию. Только не переборщите с дизайном — дизайнерская бумага этого не любит.


* В числе клиентов студии — музей «Эрмитаж».


Ручная бумага

Выбирая бумагу для календаря, помните, что сегодня его принято не только лицезреть, но и обязательно трогать. Именно на это рассчитана дизайнерская бумага, которая давно и с успехом используется в визиточном деле. Изобилие коллекций позволит сделать правильный выбор. А особо взыскательные клиенты могут заказать бумагу ручной выделки. Есть компании, специализирующиеся на её изготовлении на заказ (например, в России — компания Paperman). Такую дизайнерскую бумагу можно смело назвать эксклюзивной. В ход идёт хлопок, лён, конопля и всевозможные материалы, пригодные для изготовления бумаги. В результате получается довольно хрупкий и сложный с точки зрения полиграфистов, но интересный материал. Доля подобной бумаги на российском рынке пока очень мала из-за стоимости продукции и отсутствия культуры её потребления.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 50