InDesign CS6
Производитель: Adobe Systems
Оценка: 5 из 5
Заключение: пришло время фундаментальных перемен — из программы вёрстки печатных публикаций InDesign превращается в более универсальный инструмент, позволяющий создавать интерактивные журналы, электронные книги и формы.
Цена: коробочная версия — 947 долл.; лицензия (полная новая) — 819 долл.; обновление с версии CS5.5 — 147 долл.; со всех остальных версий — 292 долл.
Версию InDesign CS6 можно без натяжек назвать революционной. Впервые новый функционал для создания интерактивных публикаций стал не добавкой, не надстройкой, но привёл к значительной перестройке подходов работы с программой. InDesign CS6 сегодня — мощный инструмент для создания интерактивных публикаций нескольких типов.
Альтернативные макеты
Одна из важнейших палитр любой верстальной программы — Pages — претерпела радикальные изменения. Новая функция Alternate Layout позволяет создать несколько версий макета в том же самом документе для разных размеров страниц. Хотя это применимо и для печатных проектов, основное её назначение — создавать на основании одного материала горизонтальную и вертикальную версии макета интерактивной публикации для планшета.
Например, вы издаёте журнал для iPad и Android. Делаете, скажем, вертикальную ориентацию для iPad, затем с помощью функции Alternate Layout создаёте горизонтальную ориентацию в том же файле и ещё несколько — под разные экраны многочисленных Android-планшетов.
Старым методом нужно было создавать под каждую ориентацию отдельный файл (для любителей ретро поддерживается и в CS6), что не только неудобно, но и требовало любые изменения в макете делать несколько раз — по числу файлов. Теперь же быстрая адаптация дизайна под разные размеры страниц и последующий контроль за содержимым поддерживаются целым комплексом новых функций, описываемых далее.
Связанные материалы
Функция Linked Content впервые появилась в CS5.5, а в CS6 вышла на новый уровень. Как и ранее, можно, скопировав что-либо в буфер обмена, вставить командой Edit · Place and Link — при редакции оригинального материала на связанных копиях появляется жёлтый треугольный значок сообщения (On-object Link Status and Control) о том, что оригинал изменился. Нажатие на знак предостережения приводит копию в соответствие оригиналу. Как и в CS5.5, копия обновляется в палитре Links.
Наличие альтернативных макетов в одном файле делает функцию незаменимой. Мало того, в CS6 материалы связываются не только внутри одного файла, но и между разными файлами! Открывающиеся перспективы додумайте сами.
Собиратель
Разработчики InDesign придумали новые инструменты — Content Collector/Placer. Первый позволяет щелчками по объектам собирать их (один и более) в специальную панель (Conveyor), появляющуюся внизу; второй вставляет объекты в выбранное место в настоящем или другом документе, создавая между ними связь (можно и без таковой). Метод позволяет, копируя и вставляя рамки с текстом, скажем, из вертикальной ориентации издания в горизонтальную, присваивать соответствующие стили, применяемые в горизонтальной версии (Style Mapping).
Динамический макет
Новая палитра Liquid Layout значительно снизит трудозатраты при создании версий основного макета. Она заменила функцию Layout Adjustment и позволяет задавать правила (всего их пять) переформатирования материала при адаптации к новому размеру: менять размер, растягиваясь, сохранять расстояние до одного или нескольких краёв страницы и т. п.
Инструмент Page, появившийся ещё в CS5, адаптирован к динамическим макетам. Выбрав его, можно тянуть за ручки по углам и сторонам листа, проверяя, как реагируют правила, присвоенные в палитре Liquid Layout, и назначать их, выбирая инструментом Page объекты. С зажатой клавишей <Option> (<Alt>) он изменяет размер страницы наподобие того, как это делается в Illustrator.
Создание интерактивных бланков
Палитра Buttons видоизменилась в Buttons and Forms. Теперь можно прямо в InDesign, без обязательной последующей доработки в Acrobat, создавать, кроме кнопок, выпадающие меню, заполняемые поля, флажки (check boxes), радиобоксы и т. п. с возможностью менять их атрибуты. Порядок перехода между полями с клавишей Tab определяется в палитре Articles.
Пока всё это применимо только для PDF, что не отрицает появления в перспективе этих возможностей в Folio- и ePub-публикациях.
HTML5
Появился экспорт в HTML5. InDesign не стал программой дизайна и построения сайтов, смысл этого — в поддержке цифрового издательства. Если сейчас Folio-проекты, по сути, — набор PNG, JPEG и PDF-картинок в XML-оболочке, то с эволюцией Adobe Digital Publishing Suite вполне вероятно, что ещё до окончания легендарного календаря майя вся эта конструкция перейдёт на HTML, CSS и JavaScript. И вот тут-то мы получаем: самостоятельно адаптируемые под разные экраны макеты, «лёгкие» файлы проектов и по бесплатному iPad для каждого бездомного (хотя последнего, видимо, придётся подождать подольше).
Уже сейчас многие элементы могут быть экспортированы в HTML, анимация и прочие инструменты интерактивности — переписаны в CS6 для экспорта соответствующих элементов в HTML. И хотя их поддержка пока не заявлена, интеграция анимации InDesign в среду DPS уже не за горами.
ePub
Новостей две: появилась ограниченная поддержка стандарта ePub 3 и расширены возможности экспорта в ePub 2, исправлено множество ошибок и недоработок. Вот лишь некоторые улучшения.
В абзацных стилях появился атрибут, позволяющий разбивать текст внутри ePub-файла на меньшие документы. В CS5.5 была возможность разбивать текст только на одном стиле; приходилось разделять проект на несколько файлов InDesign, что неудобно.
Поддерживается экспорт стилей ячеек таблиц, экспортируется параметр ширины колонки и минимальной высоты строки.
Множество дополнительных атрибутов привязанных (anchored) текстовых объектов теперь экспортируются в CSS — размер, цвет фона, внутренние поля и др.
В создаваемом ePub можно использовать несколько CSS-файлов.
Для ePub 3 реализована поддержка привязки нескольких JavaScript.
Появилась новая экспериментальная возможность экспорта ePub 3 with Layout. Очевидно, это незаконченная функция экспорта Fixed Layout ePub — книги ePub с фиксированной высотой и шириной страниц, лучше сохраняющие дизайн и чем-то напоминающие PDF. Пока Adobe не опубликовала список программ, умеющих открывать новый ePub 3 with Layout.
Исходная текстовая рамка
Новая функция Primary Text Frame сменила в диалоговом окне создания нового файла возможность Master Text Frame. Primary Text Frame может быть только один на мастере и применяется для основного текста, скажем, статьи в журнале. После создания нового макета с помощью Alternate Layout или простого присвоения страницы новому мастеру связь текста на рабочих страницах с исходной текстовой рамкой не теряется, как раньше.
Автоподгонка текстовой рамки
Прошло всего десяток лет с появления на рынке InDesign, как появилась автоматическая подгонка текстовой рамки к тексту. Это ничего, что аналогичный функционал был, например, во FreeHand ещё в прошлом веке, зато теперь в диалоговом окнe Object · Text Frame Options им могут наслаждаться и «индизайнеры».
Эластичные колонки
В том же диалоговом окнe появилась функция Flexible With. Она напоминает старую Fixed With, применявшуюся для создания многоколонника, однако теперь рамка, растягиваясь, добавляет не колонки фиксированной ширины, а изменяющиеся в заданном диапазоне. Функция чрезвычайно полезна при автоматической адаптации макета интерактивной публикации под разные экраны. Когда нужно подогнать исходный макет под 4–6 размеров экрана, эластичные колонки здорово пригодятся.
Прочие функции в ассортименте
Интерфейс приглажен и «допилен». Названия палитр снова показываются прописными буквами (заглавными, конечно, было концептуально, но неудобно).
Раздвоение окна. В нижнем правом углу окна появилась возможность его разбиения на два. Строго говоря, возможность создания New Window, как в Photoshop и Illustrator, существовала в InDesign давно. Она очень полезна при дизайне интерфейсов пользователя и значков. Работая с увеличенным размером, можно проверять в режиме реального времени, как выглядит значок в реальном масштабе. Поскольку InDesign фактически превращается в программу и для дизайна интерфейсов, данный функционал решили придвинуть ближе к пользователю. В InDesign просмотр одного документа в двух окнах полезен обладателям больших мониторов, например, для работы одновременно с вертикальной и горизонтальной версиями страницы.
Ключевые объекты. Появилась возможность назначения ключевых объектов для выравнивания в стиле Illustrator.
Выбор языка для «рыбы». Выбирая Type · Fill with Placeholder Text и нажимая <Command> (<Ctrl>), можно выбрать, на каком языке вставить «рыбу».
Вычисления. Теперь во всех цифровых полях можно делать многоступенчатые вычисления типа 143/5*67,3 и получать правильный результат.
Digital Publishing Intent. В окне создания нового документа, в дополнение к Print и Web, появилась новая коннотация (intent) — Digital Publishing. Oтличие от Web Intent — в размерах страниц предлагаются размеры экранов планшетов.
Появился экспорт в PNG, поддерживается прозрачность и экспорт выбранных объектов.
Функция Package теперь собирает и файлы, подключённые в палитре Folio Overlays (бывший Overlay Creator), такие как файлы HTML и аудиоконтроллера.
Поддерживается отображение цветных публикаций в чёрно-белом режиме и последующий их вывод в таком виде на печать.
В меню Type · Font вверху (о чудо!) появился список последних использованных шрифтов.
Экспорт в IDML появился в окне сохранения файлов.
Поддержкой иврита, арабского и хинди в InDesign теперь занимается сам Adobe.
Масштаб отображения 100% теперь показывает на экране настоящий, физический размер печатной страницы. Где эта функция была лет 10 назад, когда печатные машины не остывали?
Доступ к Extеntion Manager реализован прямо из программы.
Обновление инструментов DPS, происходящее в среднем каждые полтора месяца, теперь выполняется не через сайт компании, а через общую панель обновлений программ Adobe.
Заключение
Выход версии CS6 знаменует фундаментальные перемены — из программы вёрстки печатных публикаций InDesign превращается в более универсальный инструмент, позволяющий создавать интерактивные журналы, электронные книги и формы. Чтобы использовать пакет максимально эффективно для всех задач вёрстки, включая печатные макеты, есть смысл пересмотреть привычные методы работы с учётом новых возможностей.
Об авторе: Алексей Клецель (alexey@kletsel.com; publishing.kletsel.com), дизайнер, сертифицированный эксперт и инструктор по InDesign, DPS и Illustrator.