Линзовый растр и его характеристики
Прозрачная полимерная пластина имеет с одной стороны ряд цилиндрических линз (лентикул), с другой — ровную плоскую поверхность. Именно линза преобразовывает закодированную картинку, и зритель видит изменяющееся изображение. Какие характеристики нужно учесть при выборе лентикуляра?
Линиатура — количество цилиндрических линз на дюйм (плотность). Измеряется, как и линиатура полиграфических растров, в lpi, но расшифровка другая — lenses per inch (линз на дюйм). Выбор зависит от расстояния, с которого будут смотреть на картинку. Например, для карманного календаря (от глаз примерно 30 см) оптимальной будет линеатура в 75 lpi и выше. Изображение, удалённое от человека на 1 м, потребует значения 40–20 lpi, т. е. для наружной рекламы нужно выбирать линзовый растр с малой частотой. Для выставочных стендов и POS-материалов — средняя, для сувенирной продукции — высокая. Максимальная линиатура — 200 lpi.
Угол, в пределах которого видим эффект или одна фаза анимации, называется углом обзора. Он находится в пределах 60° (больший технологически невозможен вследствие величины показателя преломления полимерных материалов). Материалы с углом обзора до 30° применяются для стереоизображений.
Угловое разрешение микролинзы определяет минимальный угол, в пределах которого возможно чёткое разделение двух соседних ракурсов и максимальное число вариокадров или стереоракурсов для данного растра. Лежит в пределах 0,5–5° и значительно превышает разрешение печати. Также определяет максимальное расстояние осмотра стереоизображения.
Важная характеристика лентикуляра — ориентация пластика. Для линз, идущих вдоль длинной стороны растра, используется буква V. Вдоль короткой — H. Стереокартинка печатается на материале с вертикальными линзами (V). Варио, как правило, — на растре с горизонтальными (H), но широкоформатное варио – на V.
Толщина линзового растра варьируется в пределах 0,4–6,3 мм. Чем ниже линиатура, тем больше толщина растра.
Прозрачность растра определяет чёткость и качественность визуального эффекта. В идеале минимальный уровень коэффициента прозрачности должен быть не ниже 85%.
Устойчивость к погодным воздействиям определяет сферу применения: для улицы или помещений.
От характеристик к применению
При использовании цифровой печати нужно учитывать кратность разрешения ЦПМ к линиатуре растра. Например, 720 dpi машины и 60 lpi линзового растра дадут 12 точек под каждой лентикулой. Растр же 62 lpi даёт цифру 11,61, что критично для вариопечати, где требуется чёткое переключение между ракурсами.
Для примера, в таблице представлены значения основных параметров лентикуляров производства Microlens Technology.
Материалы
Лентикуляр изготавливают из акрила (РММА), полиэфира (PET), аморфного полиэтилентерефталангликоля (APET), полиэтилентерефталатгликоля (PETG), поликарбоната, полипропилена, поливинил-хлорида (ПВХ) и полистирола (PS). Чаще всего используют PET, APET и PETG, причём последний имеет высокую эксплуатационную долговечность. Он плохо горит, физиологически инертен, обладает низкой водопоглощающей способностью. Для толстых растров, используемых в наружной рекламе, в состав добавляют акриловую смолу. РММА не боится атмосферных воздействий, хорошо светопроницаем и лёгок, имеет высокую прозрачность и не боится УФ-лучей. APET пропускает свет на 90%, устойчив к царапинам, на него прекрасно наносятся самоклеющиеся плёнки всех типов, хорошо ведёт себя в офсете и трафарете, подходит для использования в помещениях. PET более технологичен и безвреден. Для изготовления листов большого формата чаще используется РММА и поликарбонат.
Технология производства заключается в экструзионном каландрировании расплавленных высокостабильных полимеров. Каландр с выемками создаёт давление на поверхности листа, формируя цилиндрические линзы в параллельные волно-образные ряды вдоль плёнки. Фокусное расстояние каждого ряда определяется толщиной плёнки. После термической формовки остывший материал разрезается на заданные размеры. Из производственных цехов выходят гибкие плёночные или твёрдые листы разной линиатуры.
Готовый линзовый растр продаётся с клеевым слоем либо без него. Первый вариант используется при печати на принтере, второй — в промышленной полиграфии.
Производители
Производство линзовых растров — дело дорогостоящее, поэтому по-настоящему качественный продукт выпускают всего несколько заводов в мире.
Основной производитель лентикуляра в США — Microlens Technology, основанная в 1997 г. К числу известных относятся также заводы Carolex (Франция), Spartech Plastics (США), Eastman Chemicals (США), Quinn Plastics (Северная Ирландия), Barlo plastics (Бельгия), Special Print International (Италия), Pacur (США), LPC (Канада) и DPLenticular (Ирландия). В последнее время появились материалы китайского производства. Как отметил руководитель «Стереомастерской Грачёва В.А.», на российский рынок в основном поставляется именно китайский растр: «Обычный пользователь разницы не замечает, – объясняет Грачёв. – Да и цена на него значительно лучше. Для широкоформатной печати и некоторых заказов, а также при отсутствии аналогов китайского растра приходилось возить растр под заказ из Америки, поскольку в Россию он не поставляется». Коммерческий директор Violet print Леонид Великопольский отмечает, что с каждым годом качество китайского товара становится выше. Изначально в типографии использовали европейский растр, но цена конечного продукта получалась почти астрономической. Во многих компаниях сетуют, что основная проблема китайского товара — некачественные обработка и упаковка. «Из-за плохой защитной плёнки царапаются линзы, — констатирует Станислав Степанов, руководитель типографии “Промо-Графис”. — И неровно обрезаны края бывали, и даже кривые линзы. Поэтому китайский лентикуляр чаще используется для наружки, когда не требуется высокая точность».
Как печатать?
Можно на самой линзе и на бумаге с последующей её прикаткой на широкоформатном ламинаторе к лентикуляру при помощи двустороннего оптического скотча с прозрачными подложками. В мире 90% всех тиражей печатают прямо на лентикуляре с последующим покрытием белой непрозрачной краской для увеличения цветового контраста и защиты. В зависимости от тиража применяется офсет, цифровая или трафаретная печать.
…на пластик
В офсете печатают прямо на пластик. Используется только многокрасочная CMYK-печать, почти всегда — с УФ-отверждением. Если используется обычная печать, например фолиевыми красками, то после высыхания с обратной стороны наносится несколько защитных слоёв белил. В Violet print стерео/варио печатают на Komori Litrone формата B2 УФ-красками. «Такие картинки очень требовательны к совмещению не только изображения с пластиком, но и красок, — говорит Великопольский. — Нужно отслеживать и качество самого растра. Он должен быть не деформирован, иначе пойдёт смещение, которое ничем не исправишь. Если растр будет порезан не точно, стабильной приводки не ждите».
Для печати на толстом растре используют широкоформатные УФ-принтеры — планшетные или гибридные.
…на бумагу
Почти эксклюзивным способом, вследствие ручной работы, является печать картинки на бумаге с последующей прикаткой на лентикуляр. В «Стереомастерской Грачёва В.А.» считают, что именно так можно добиться высокого качества конечных изделий: «Нет перекосов при печати. Каждое изображение выставляется индивидуально. Можно использовать более толстый растр 70 lpi 3D или 60 lpi 3D, c меньшим углом осмотра 27-29°, что даст более объёмные изображения. Плюс 100% контроль качества. Но без профессионализма и желания делать красивые вещи любой растр может подвести».
Цены
Для примера возьмём лентикулярный лист (APET) с линиатурой 75 lpi (Н), форматом 51´71 см, толщиной 0,457 мм и углом обзора 49° производства Microlens Technology. Средняя стоимость в Москве — 10 долл. за штуку с клеевой основой и 2 долл. — без неё. Теперь понимаете, почему календарики со стерео/вариокартинками так дороги? Широкоформатный материал 20 lpi 3D того же производителя при привозе в Россию получается примерно 130 долларов за м2. Такой же китайский растр, используемый в основном для изготовления стерео, для сравнения стоит 25,4 доллара за м2.
Как выявить брак?
«Уважающие себя поставщики линзовых растров сами проверяют каждую партию и могут гарантировать её качество, — говорит маркетолог “ОктоПринт Сервис” Алексей Костров. — При обнаружении брака товар чаще всего возвращается к производителю». Но и на старуху бывает проруха. Как самому выявить некачественный товар? При доставке упаковок в цех убедитесь в их целостности, проверьте наличие всех данных о производителе. Сами листы должны быть идеально ровными, края — ровно порезанными, защитная плёнка (при её наличии) — не повреждена. Чем дешевле материал, тем придирчивее его следует проверять — именно в дешёвых китайских линзовых растрах чаще всего встречается брак. Большинство дефектов различимы визуально, но если была допущена ошибка при отливке, то, скорее всего, вы увидите это уже при печати».«Взял бы с собой!»
Согласно исследованию HumanEyes, оценивающему преимущества продукции стерео/варио по сравнению с обычной полиграфией, 75% опрошенных респондентов предпочитают первый вариант. Согласно опросу международного рекламного агентства CGB, 100% опрошенных замечают стерео/вариорекламу в интерьере помещения, 86% берут листовку, чтобы показать её дома родным, 75% сохранили бы листовку на память. В наружной рекламе такая же ситуация — 92% обращают внимание на щит или плакат, 60% выразили заинтересованность узнать о компании больше, 35% признались, что отклеили бы плакат и унесли домой.
* Lenticula (лат.) — чечевица или чечевицеобразное тело.
Таблица. Линзовый растр Microlens Technology
Историческая справка
Первое автостереоскопическое изображение было получено ещё в XVII в. Гаспаром Энтони Де Буа-Клэром, расположившим между картиной и зрителем решётку. На практике идею лентикулярных изображений впервые реализовал фотограф-самоучка Морис Бонне в 1940 г. В России в 1941 г. был сконструирован первый в мире стереоэкран со светопоглощающим растром из проволоки и открыт кинозал для просмотра стереоскопического фильма «Земля молодости» — без очков и каких-либо дополнительных приспособлений по методу Семёна Иванова. В 1963 г. был создан метод получения многоракурсных (до 12-ти) стереофотографий. В 1979 г. началось массовое производство стереооткрыток.
Псевдолентикуляры
Щелевой растр | Стремление к экономии заставляет искать замену дорогостоящему лентикуляру. Таковым является «щелевой растр», состоящий из напечатанных чёрных полос на прозрачной плёнке (вспомните камеру-обскуру). Основные недостатки — большая светопотеря (изображение нужно подсвечивать с тыльной стороны) и дороговизна качественных плёнок.
Интегральный растр | Состоит не из вытянутых вдоль всей длины линз, а из обычных (круглых, 6-, 4-гранных и др.). Сколько граней, столько и плоскостей изображения. Календарь с таким растром можно крутить не только вправо-влево, но и вверх-вниз (квадратная линза). Интегральные растры делятся на подклассы в зависимости от форм линзы: ортогональный — прямоугольники, гексагональный — шестиугольники, прямоугольный — квадрат. В России практически не используются. Есть производство в Японии, но изображение должно быть не менее 2400 dpi, да и сам пластик имеет линиатуру около 150 lpi.
HALS | Нечто похожее на интегральный растр по своей структуре запатентовала японская Grapac. HALS (Honeycomb Array Lens Sheet) представляет собой пластиковый лист с нанесёнными на лицевую сторону рядами каплеобразных микролинз. Они особым образом преломляют изображение, благодаря чему при изменении угла поворота рядов относительно рисунка возникает 3D-эффект фона. Сам же рисунок остаётся двумерным. HALS не требует особенных условий съёмки и наблюдения. Печатать можно обычными красками, в конце для создания непрозрачности наносится подложка. Материал HALS изготавливается из полипропилена или PETG с толщиной 0,25–05 мм.
Mireco 3D | Корейская Mireco создала похожий многослойный полимер для струйных сольвентных и УФ-принтеров, а также с чернилами на водной основе. Чётко просматриваемый рисунок делает пластик полупрозрачным.
Ролевой пластик с 3D | Выпускающийся в рулонах лентикуляр даёт более сильный эффект глубины изображения благодаря узкому углу просмотра (31°). Подходит для флексопечати.
Без программ — никак
Для чего нужно специальное ПО? Одно делит изображения на полосы и заново компонует. Знатоки Adobe Photoshop, в принципе, могут воспроизвести все операции в этой программе, использование скриптов автоматизирует процесс (см. статью М. Борисова «Стерео/варио для начинающих» на с. 30). Но процесс развёртки настолько сложен, что даже малейшее наложение одной полосы на другую даёт дефект общей картины. Это особенно очевидно при создании эффекта анимации. А представьте изображение размером 3´4 метра, которое печатается на бумаге и только потом крепится к пластику! Здесь ретушь не поможет. Тогда на помощь приходит специализированное ПО.
Самым известным поставщиком ПО для создания стерео/вариоизображений считается израильская HumanEyes. Специальное издание для типографий HumanEyes Producer3D for printers обойдётся не меньше 10 тыс. евро. Доступно для Windows и Mac OS. На нашем рынке официальных поставщиков нет (может, с этим и связано слабое распространение продукта в российских компаниях).
В типографии «Промо-Графис» наравне со множеством программ используют и HumanEyes. По признанию Степанова, это «мерседес среди запорожцев»: «Хотя некоторые отечественные программы работают лучше, например, когда нужно комбинировать 3D, флип и раскадровку одновременно».
На отечественные разработки стоит обратить внимание. Например, СИТЦ «Прогресс» предлагает программу «Вариограф» по цене 54 900 руб. за профессиональную версию, в комплект которой входит всё необходимое для создания стерео/вариоизображений, включая штативную насадку для стереосъёмки. Новосибирская «Фридом Ай» создала одноимённую программу для домашнего использования. Для создания стереокартинки нужен принтер с СНПЧ, ламинатор, резак, ПО и расходные материалы (глянцевая фотобумага и линзовый растр). Самая полная лицензия обойдётся в 35 040 руб. Компаний, разрабатывающих ПО для создания стерео/вариоизображений, много. Остаётся выбирать качество и цену.
Подавляющее количество программ в российских компаниях — именно отечественные. В «Стереомастерской Грачёва В.А.» вот уже 10 лет успешно используют ПО разработчиков Евгении Вазенмиллер и Тимофея Шерудило. Стоимость несравнима с HumanEyes. Например, профессиональный комплект по кодировке изображения и преобразования из плоского изображения в стерео обойдётся всего в 11 800 руб.
Зомби побеждают
В рамках проекта innovation park на выставке Drupa состоялся второй открытый конкурс Lenstar Lenticular Print Award, в котором могли принять участие любые специалисты и компании, занимающиеся созданием, обработкой и печатью лентикулярной продукции. Всего на конкурс поступило около 80 заявок из разных стран мира.
Специальный приз Thomas Mark Supreme Public Preference Award, обладателя которого определили посетители выставки, достался московской 3D Contact за работу «Зомби» (3D фото плюс морфинг). Интересно, что россияне победили с большим отрывом — за работу было отдано почти 20% голосов. Комментирует представитель 3D Contact Александр Харламов: «Это огромная честь для всей команды и большой успех для компании. Мы специализируемся исключительно на лентикулярной печати, и награда станет хорошим стимулом для дальнейшего развития нашего бизнеса».
Источник: DPLenticular